Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа
Факторинг – достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются либо банки, либо специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение факторинга (от англ. factor – "агент, посредник") как «разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним»
Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторинговых операций………………………6
Сущность понятия «факторинговые операции»……………………….6
История и предпосылки возникновения факторинговых операций...10
Классификация факторинговых операций и сфера функционирования факторинга…………………………………………………………………...15
Организационно-правовые аспекты факторинга……………………..23
Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг в России……….40
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг
в России………………………………………………………………………40
2.2. Проблемы развития факторинга в России…………………………….44
2.3. Перспективы развития факторинговых операций в России………....49
2.4. Осуществление факторинговых операций на примере ОАО
АКБ "Металлинвестбанк"…………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………63
Следующая классификация касается момента получения досрочного платежа.
С условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% переуступаемых им долговых требований). Основные преимущества предварительной оплаты заключаются в том, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объемов своих продаж.
С условием оплаты требований к определенной дате. В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного срока.
Многие факторы, работающие без регресса, предлагают условия, при которых они гарантируют поставщику платеж спустя определенное количество дней после покупки дебиторской задолженности. Это соглашение известно как соглашение с фиксированным периодом платежа (FMP). Фактор проверяет бухгалтерские записи своего перспективного клиента-поставщика и определяет среднее число дней, необходимое покупателям для погашения своих задолженностей. Фактор обязуется оплатить поставщику величину купленных дебиторских задолженностей за вычетом комиссионных вознаграждений через фиксированный промежуток времени независимо от того, заплатили покупатели фактору или нет, при условии, что данные дебиторские задолженности были одобрены фактором, а также не подлежат оспариванию со стороны покупателей. Поскольку FMP является средней величиной, в обычной ситуации одни покупатели заплатят раньше этого срока, другие позже. Для поставщика выгода сделки с фиксированным сроком платежа в том, что он может точно знать, когда поступит платеж от фактора и с большей точностью сможет планировать платежи по своим собственным обязательствам. Для фактора данные условия выплаты досрочных платежей тоже выгодны, так как он сможет лучше планировать свои денежные потоки.
В зависимости от страны нахождения участников факторинговой сделки факторинг делится на внутренний и международный.
Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны. В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны: поставщик, покупатель и фактор.
Если же поставщик и покупатель являются резидентами разных государств, то речь идет о международном факторинге. В международной торговле применяются четыре модели международного факторинга:
Двухфакторная модель позволяет разделить функции и риски между импорт-фактором, расположенным в стране импортера, и Экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере. Двухфакторная модель считается классической для международного факторинга. Она предполагает участие четырех сторон: экспортер, Экспорт-фактор, импортер, Импорт-фактор. Процедура классического международного факторинга с полным набором услуг может быть представлена следующим образом (рис. 2.):
(2) (3)
(8)
Рис. 2. Схема международного факторинга
Факторинг состоит из восьми операций:
(1) Экспортер поставляет
товар импортеру. На счетах-
(2) Копии (одни из оригиналов) счета-фактуры и транспортного документа направляются экспорт-фактору.
(3) Экспорт-фактор оплачивает экспортеру до 90% от суммы поставки за приобретенную дебиторскую задолженность.
(4) Экспорт-фактор переуступает дебиторскую задолженность импорт-фактору.
(5) Импорт-фактор, как владелец дебиторской задолженности, должен взыскать сумму долга и, в случае неплатежа со стороны импортера, принять на себя риск неплатежа и заплатить экспорт-фактору.
(6) Импортер производит оплату импорт-фактору.
(7) Импорт-фактор переводит платеж импортера в пользу экспорт-фактора. или, в случае неплатежа импортера, осуществляет гарантийный платеж.
(8) Экспорт-фактор зачисляет экспортеру оставшуюся часть от суммы поставки (10%), за вычетом факторинговых комиссий [4].
Существенные преимущества международного факторинга видны из его процедуры: иностранные долги становятся внутренними долгами, разрешаются значительные проблемы и риски, связанные с ведением международного бизнеса, такие как иностранный язык, неизвестное законодательство, незнакомая процедура взимания дебиторской задолженности и торговая практика, экспортер значительно снижает риск курсовых разниц.
В некоторых случаях, экспорт-фактор может работать с импортером напрямую, минуя импорт-фактора, что классифицируется как прямой экспортный факторинг-вторая модель международного факторинга. Такая практика может использоваться в случаях, когда экспортер (экспорт-фактор) географически близок к импортеру, либо при сделках с проверенными покупателями поставщика, которые показали себя как аккуратные плательщики. При этом фактор сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований. Для оценки риска или для перестрахования экспорт-фактор может подключить общество по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать себя гарантиями соответствующей государственной организации.
Третья модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей. Прямой импортный факторинг имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с Фактором своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с Факторами других государств.
В случае прямого импортного факторинга Фактор–фирма страны-импортера заключает соглашение с экспортером о переуступке ей долговых требований по данной стране, осуществляя страхование кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для фактора внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для Фактора валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко.
Таким образом, прямой импортный факторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.
В трех первых моделях
международных факторинговых
Исторически первым возник конвенционный (открытый) факторинг, который в современных условиях является универсальной системой финансового обслуживания клиентов, включая бухгалтерское, информационное, рекламное, бытовое, транспортное, кредитное, страховое и юридическое обслуживание. За клиентом практически сохраняются только производственные функции.
Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом.
Помимо этого поставщик должен производить товары или оказывать услуги высокого качества, иметь перспективы быстрого расширения производства и увеличения прибыли, и сугубо временные причины нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом, в значительной мере усложняют его хозяйственную деятельность.
Однако не всякое предприятие, относящееся к категории малого и среднего, может воспользоваться услугами фактор-фирмы.
Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:
- предприятия с большим
количеством дебиторов,
- предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;
- строительные и другие
фирмы, работающие с
- предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки;
- предприятия, заключившие
со своими клиентами
- занимающиеся спекулятивным бизнесом;
- реализующие набор мелкой продукции в розницу.
Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий.
Подобные ограничения
обусловлены тем, что в указанных
случаях фактор-фирме
Факторинговые компании. Организация факторинговых операций.
Любая факторинговая компания мира может быть отнесена к одному из следующих типов:
- принадлежащие банкам
и другим учреждениям кредитно-
- принадлежащие крупным промышленным компаниям и транснациональным корпорациям;
- компании смешанного типа.
В зависимости от того, чьи интересы представляют компании, они специализируются либо на предоставлении широкого набора услуг независимой клиентуре, либо на обслуживании внутренних операций своих учредителей из числа крупных промышленных компаний в целях децентрализации административных функций и отказа от соответствующих организационных структур в рамках компании, либо на обслуживании как своих учреждений, так и внешней клиентуры.
Деятельность факторинговых компаний совершенствуется посредством их объединения в национальные, региональные и международные группировки.
Организация факториноговых операций предусматривает несколько этапов:
Информация о работе Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России