Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2012 в 15:00, курсовая работа

Описание работы

Факторинг – достаточно новый вид услуг в области финансирования, которым занимаются либо банки, либо специальные факторинговые компании, тесно связанные с банками или являющиеся их дочерними филиалами.
В экономической литературе приводятся различные толкования сути факторинга. При этом наиболее распространенным является определение факторинга (от англ. factor – "агент, посредник") как «разновидность торгово-комиссионной операции, сочетающейся с кредитованием оборотного капитала клиента, что связано с переуступкой клиентом-поставщиком факторинговой компании (фактор-фирме) неоплаченных платежных требований за поставленную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги и соответственно права получения платежа по ним»

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты факторинговых операций………………………6
Сущность понятия «факторинговые операции»……………………….6
История и предпосылки возникновения факторинговых операций...10
Классификация факторинговых операций и сфера функционирования факторинга…………………………………………………………………...15
Организационно-правовые аспекты факторинга……………………..23
Глава 2. Исследование развития рынка факторинговых услуг в России……….40
2.1. Анализ современного состояния рынка факторинговых услуг
в России………………………………………………………………………40
2.2. Проблемы развития факторинга в России…………………………….44
2.3. Перспективы развития факторинговых операций в России………....49
2.4. Осуществление факторинговых операций на примере ОАО
АКБ "Металлинвестбанк"…………………………………………………...53
Заключение………………………………………………………………………….58
Список использованной литературы……………………………………………...61
Приложения…………………………………………………………………………63

Файлы: 1 файл

Курсовая факторинг - копия.doc

— 1.11 Мб (Скачать файл)

Следующая классификация  касается момента получения досрочного платежа.

С условием о кредитовании поставщика в форме предварительной оплаты (до 80% переуступаемых им долговых требований). Основные преимущества предварительной оплаты заключаются в том, что ее размер представляет собой фиксированный процент от суммы долговых требований. Поставщик автоматически получает больше средств при увеличении объемов своих продаж.

С условием оплаты требований к определенной дате. В отсутствие предварительной оплаты сумма переуступленных долговых требований (за минусом издержек) перечисляется поставщику на определенную дату или по истечении определенного срока.

Многие факторы, работающие без регресса, предлагают условия, при которых они гарантируют поставщику платеж спустя определенное количество дней после покупки дебиторской задолженности. Это соглашение известно как соглашение с фиксированным периодом платежа (FMP). Фактор проверяет бухгалтерские записи своего перспективного клиента-поставщика и определяет среднее число дней, необходимое покупателям для погашения своих задолженностей. Фактор обязуется оплатить поставщику величину купленных дебиторских задолженностей за вычетом комиссионных вознаграждений через фиксированный промежуток времени независимо от того, заплатили покупатели фактору или нет, при условии, что данные дебиторские задолженности были одобрены фактором, а также не подлежат оспариванию со стороны покупателей. Поскольку FMP является средней величиной, в обычной ситуации одни покупатели заплатят раньше этого срока, другие позже. Для поставщика выгода сделки с фиксированным сроком платежа в том, что он может точно знать, когда поступит платеж от фактора и с большей точностью сможет планировать платежи по своим собственным обязательствам. Для фактора данные условия выплаты досрочных платежей тоже выгодны, так как он сможет лучше планировать свои денежные потоки.

В зависимости от страны нахождения участников факторинговой сделки факторинг делится на внутренний и международный.

Факторинг называется внутренним, если стороны по договору купли-продажи находятся в пределах одной страны. В операциях внутреннего факторинга обычно участвуют три стороны: поставщик, покупатель и фактор.

Если же поставщик  и покупатель являются резидентами  разных государств, то речь идет о международном факторинге. В международной торговле применяются четыре модели международного факторинга:

  • двухфакторный;
  • прямой импортный;
  • прямой экспортный;
  • "Бэк-ту-бэк" (back-to-back).

Двухфакторная модель позволяет  разделить функции и риски  между импорт-фактором, расположенным  в стране импортера, и Экспорт-фактором, расположенным в стране экспортера. Главная цель этой модели - обеспечить финансирование до 100% и уменьшить накладные расходы в административной сфере. Двухфакторная модель считается классической для международного факторинга. Она предполагает участие четырех сторон: экспортер, Экспорт-фактор, импортер, Импорт-фактор. Процедура классического международного факторинга с полным набором услуг может быть представлена следующим образом (рис. 2.):

 

 

                                                          (1)


                                                        

 

(2)      (3)     (8)                                                                    (5)          (6)

                                                               (4)

                                                               (7)

Рис. 2. Схема международного факторинга

Факторинг состоит из восьми операций:

(1) Экспортер поставляет  товар импортеру. На счетах-фактурах  экспортера содержится надпись,  уведомляющая импортера о том,  что он должен произвести платеж в пользу импорт-фактора.

(2) Копии (одни из  оригиналов) счета-фактуры и транспортного документа направляются экспорт-фактору.

(3) Экспорт-фактор оплачивает экспортеру до 90% от суммы поставки за приобретенную дебиторскую задолженность.

(4) Экспорт-фактор переуступает дебиторскую задолженность импорт-фактору.

(5) Импорт-фактор, как  владелец дебиторской задолженности, должен взыскать сумму долга и, в случае неплатежа со стороны импортера, принять на себя риск неплатежа и заплатить экспорт-фактору.

(6) Импортер производит  оплату импорт-фактору.

(7) Импорт-фактор переводит платеж импортера в пользу экспорт-фактора. или, в случае неплатежа импортера, осуществляет гарантийный платеж.

(8) Экспорт-фактор зачисляет  экспортеру оставшуюся часть от суммы поставки (10%), за вычетом факторинговых комиссий [4].

Существенные преимущества международного факторинга видны из его процедуры: иностранные долги становятся внутренними долгами, разрешаются значительные проблемы и риски, связанные с ведением международного бизнеса, такие как иностранный язык, неизвестное законодательство, незнакомая процедура взимания дебиторской задолженности и торговая практика, экспортер значительно снижает риск курсовых разниц.

В некоторых случаях, экспорт-фактор может работать с импортером напрямую, минуя импорт-фактора, что классифицируется как прямой экспортный факторинг-вторая модель международного факторинга. Такая практика может использоваться в случаях, когда экспортер (экспорт-фактор) географически близок к импортеру, либо при сделках с проверенными покупателями поставщика, которые показали себя как аккуратные плательщики. При этом фактор сталкивается со значительными трудностями в оценке кредитоспособности иностранных клиентов и инкассирования требований. Для оценки риска или для перестрахования экспорт-фактор может подключить общество по страхованию кредитов в стране импортера или подстраховать себя гарантиями соответствующей государственной организации.

Третья  модель международного факторинга - прямой импортный факторинг. Его главная цель - обеспечение платежей. Прямой импортный факторинг имеет смысл лишь в том случае, когда экспорт производится в одну или две страны. Если экспортер имеет контрагентов во многих странах, то заключение одного соглашения с Фактором своей страны будет более удобным, чем большего количества прямых соглашений с Факторами других государств.

В случае прямого импортного факторинга Фактор–фирма страны-импортера  заключает соглашение с экспортером  о переуступке ей долговых требований по данной стране, осуществляя страхование  кредитного риска, учет и инкассирование требований, являющихся для фактора внутренними. Вместе с тем кредитование заграничного экспортера в иностранной для Фактора валюте достаточно затруднительно, и условие о предварительной оплате встречается в подобных соглашениях чрезвычайно редко.

Таким образом, прямой импортный  факторинг может представлять интерес для фирм, которым не нужно незамедлительное финансирование под переуступленные требования.

В трех первых моделях  международных факторинговых операций финансирования требований концернов  не предусматривается. Эту функцию  выполняет факторинг "бэк-ту-бэк" (back-to-back). Например, при импорте товаров и услуг в Россию факторинговая сделка осуществляется в несколько этапов.

  1. Российский импортер и иностранный экспортер согласовывают условия работы по факторингу и заключают контракт.
  2. Иностранный экспортер, получив от экспорт-фактора подтверждение фактор-банка о надежности российского импортера, отгружает товар или оказывает услуги.
  3. Экспортер переуступает счета Фактор-фирме. Если иностранный экспортер нуждается в пополнении оборотных средств, то на четвертом этапе, Фактор-фирма авансом оплачивает экспортеру стоимость товара или предоставленных услуг.
  4. Российский импортер при наступлении срока платежа оплачивает стоимость товара или оказанных услуг.
  5. Российский фактор после получения средств от импортера платит иностранной фактор-фирме (а в случае неоплаты импортером при наступлении срока платежа, платит из своих средств).

Исторически первым возник конвенционный (открытый) факторинг, который  в современных условиях является универсальной системой финансового обслуживания клиентов, включая бухгалтерское, информационное, рекламное, бытовое, транспортное, кредитное, страховое и юридическое обслуживание. За клиентом практически сохраняются только производственные функции.

Применение факторингового обслуживания наиболее эффективно для малых и средних предприятий, имеющих перспективы увеличения объемов производства и сталкивающихся с проблемой временной нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами и трудностей, связанных с производственным процессом.

Помимо этого поставщик  должен производить товары или оказывать  услуги высокого качества, иметь перспективы  быстрого расширения производства и увеличения прибыли, и сугубо временные причины нехватки денежных средств из-за несвоевременного погашения долгов дебиторами, а также недостаточного уровня прибыли, чрезмерных товарных запасов и трудностей, связанных с производственным процессом, в значительной мере усложняют его хозяйственную деятельность.

Однако не всякое предприятие, относящееся к категории малого и среднего, может воспользоваться услугами фактор-фирмы.

Так, факторинговому обслуживанию не подлежат:

- предприятия с большим  количеством дебиторов, задолженность  каждого из которых выражается небольшой суммой;

- предприятия, занимающиеся производством нестандартной или узкоспециализированной продукции;

- строительные и другие  фирмы, работающие с субподрядчиками;

- предприятия, реализующие свою продукцию на условиях послепродажного обслуживания, практикующие компенсационные сделки;

- предприятия, заключившие  со своими клиентами долгосрочные  контракты и выставляющие счета  по завершении определенных этапов  работ или до осуществления  поставок (авансовые платежи);

- занимающиеся спекулятивным  бизнесом;

- реализующие набор  мелкой продукции в розницу.

Факторинговые операции также не производятся по долговым обязательствам физических лиц, филиалов или отделений предприятий.

Подобные ограничения  обусловлены тем, что в указанных  случаях фактор-фирме достаточно трудно оценить кредитный риск или невыгодно брать на себя повышенный объем работ, а также дополнительный риск, возникающий при переуступке таких требований, оплата которых может быть не произведена в срок из-за невыполнения поставщиком каких-либо договорных обязательств.

 

    1. Организационно-правовые аспекты факторинга

Факторинговые компании. Организация факторинговых  операций.

Любая факторинговая  компания мира может быть отнесена к одному из следующих типов:

- принадлежащие банкам  и другим учреждениям кредитно-финансовой  сферы;

- принадлежащие крупным промышленным компаниям и транснациональным корпорациям;

- компании смешанного  типа.

В зависимости от того, чьи интересы представляют компании, они специализируются либо на предоставлении широкого набора услуг независимой  клиентуре, либо на обслуживании внутренних операций своих учредителей из числа крупных промышленных компаний в целях децентрализации административных функций и отказа от соответствующих организационных структур в рамках компании, либо на обслуживании как своих учреждений, так и внешней клиентуры.

Деятельность факторинговых  компаний совершенствуется посредством  их объединения в национальные, региональные и международные группировки.

Организация факториноговых операций предусматривает несколько этапов:

  1. формирование факторингового отдела коммерческого банка или специализированной факторинговой компании;
  2. набор в штат отдела различных специалистов: экономистов, бухгалтеров, специалистов по кредиту, по отраслевым рынкам, экономике предприятия, работников службы безопасности банков;
  3. фактор-отдел вырабатывает требования к клиентам. В частности, при факторинге поставщика клиент обязан отвечать следующим критериям: его продукция и услуги, виды работы должны быть высокого качества и пользоваться устойчивым спросом на рынке; производство – динамично расти и быть перспективным; клиент – располагать опытным управленческим персоналом; иметь хорошую организацию бухгалтерского учета и отчетности, постоянных торговых партнеров на основе договоров; важно отсутствие дебиторской и кредиторской задолженности;
  4. определяются характерные признаки лиц и виды задолженности, при наличии которых фактор-отдел отказывается от работы. К их числу относятся: клиенты с низко платеже- и кредитоспособностью; клиенты, осуществляющие компенсационные и бартерные сделки; предприятия с большим числом мелких дебиторов или высоким уровнем просроченной дебиторской задолженности; клиенты, предлагающие в качестве предмета факторинга долговые обязательства физических лиц или требования к бюджетным организациям; предприятия, производящие узкоспециализированную продукцию;
  5. разрабатывается типовой договор по факторингу, в котором оговариваются условия соглашения с клиентом: вид факторинга, срок сделки, вид долговых обязательств как предмет договора, размер платы по факторингу, применяемые санкции при нарушении договора, условия прекращения договора (по взаимному согласию сторон, при неплатежеспособности клиента, по желанию одной из сторон);
  6. определяются возможные типы факторинговых соглашений, которые в данных условиях целесообразно предложить клиентам.

Информация о работе Факторинговые операции: проблемы и перспективы развития в России