Банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
Экономические основы банковской системы РФ
Организационная структура и функции Центрального Банка
Банк России, и его место в денежно-кредитной системе
Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………………………………3
2. Экономические основы банковской системы РФ ……………………………………….5
2.1. Банк: понятие и эволюция развития ……………………………………………..5
2.2. История банковского дела в России ……………………………………………..7
3. Организационная структура Центрального Банка ………………………………………9
4. Функции Центрального Банка ……………………………………………………………15
5. Банк России, и его место в денежно-кредитной системе ……………………………….18
5.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики государства …………….18
5.2. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ ………..19
5.3. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году …….22
5.3.1. Инфляция и экономический рост ………………………………………...22
5.3.2. Реализация денежно-кредитной политики ………………………………23
- Процентная политика …………………………………………………….24
- Денежное предложение и его источники ……………………………….27
- Применение инструментов денежно-кредитной политики ……………29
6. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и
банковского надзора в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов …………………………32
7. Заключение …………………………………………………………………………………36
8. Список использованной литературы …………………

Файлы: 1 файл

Деньги. Кредит. Банки.docx

— 222.82 Кб (Скачать файл)

Cовершенствование практики банковского надзора в2013–2015 годах будет осуществляться по следующим основным направлениям:

– интенсификация надзора с учетом профиля и уровня принятых рисков, прозрачности осуществляемой деятельности и возможного негативного влияния ситуации в кредитных организациях на системную устойчивость банковского сектора;

– проведение надзорных мероприятий по снижению концентрации рисков, в том числе на собственников кредитных организаций, связанных с банками лиц и связанных заемщиков;

– оценка соответствия систем корпоративного управления иуправления рисками кредитных организаций характеру и масштабам их деятельности, профилю и величине принятых рисков, включая риски, связанные с применением кредитными организациями информационных технологий;

– развитие системы оценки устойчивости кредитных организаций и банковских групп на консолидированной основе;

– повышение оперативности и  эффективности применения корректирующих мер.

В рамках решения указанных задач  повышается значимость достоверной информации о деятельности кредитных организаций и банковских групп и качество источников указанной информации. С учетом этих обстоятельств действия, предпринимаемые Банком России, направлены:

– на повышение достоверности учета  и отчетности кредитных организаций, включая вопросы реальной оценки активов, обязательств и капитала;

– на повышение качества взаимодействия с отечественными и зарубежными органами финансового регулирования и надзора (контроля).

В предстоящие годы повышенное внимание будет уделяться вопросам оценки системной устойчивости, в том числе на основе расчета показателей финансовой устойчивости банковского сектора, а также оценки системных рисков методами стресс-тестирования.

Будут изучаться вопросы контрциклического регулирования иприменения макро-пруденциальных подходов к регулятивным и надзорным решениям.

В 2013–2015 годах продолжится развитие инспекционной деятельности. Завершится формирование единой централизованной структуры инспектирования Банка России.

В целях повышения эффективности  и результативности проверок, снижения нагрузки на кредитные организации продолжится работа по стандартизации основных вопросов и внедрению в процедуры проверок современных информационных технологий.

Будет расширяться практика оперативного контроля за качеством инспекционной деятельности, в том числе посредством проведения межрегиональными инспекциями мониторинга проверок всех кредитных организаций, расположенных на соответствующей территории. Будет сформирована вертикально интегрированная система внутреннего контроля за инспекционной деятельностью. Продолжится работа по совершенствованию нормативно-правового обеспечения инспекционной деятельности на основе международно признанных подходов, в том числе в части надзора за трансграничными учреждениями.

В целях повышения уровня защищенности банковской системы, кредиторов кредитных организаций, в том числе вкладчиков банков, и снижения рисков злоупотреблений со стороны руководства исобственников кредитных организаций будет продолжена работа по вопросам:

– совершенствования системы допуска  к управлению кредитными организациями  в соответствии с международными подходами. Банк России продолжит работу над проектом федерального закона, направленного на усиление противодействия допуску к участию в управлении кредитными организациями лиц, не обладающих необходимыми профессиональными качествами или имеющих сомнительную деловую репутацию, совершенствование механизмов оценки деловой репутации руководителей и владельцев кредитных организаций и контроля за приобретением инвесторами акций (долей) кредитных организаций;

– установления уголовной ответственности для руководителя, а также лица, ответственного за составление и (или) представление бухгалтерской и иной отчетности, за внесение в бухгалтерские, иные учетные и отчетные документы, отражающие экономическую деятельность кредитной организации, существенных изменений, искажающих их действительное содержание, ложных сведений, а равно за представление неполных либо заведомо ложных сведений сцелью со-крытия информации о фактическом финансовом положении кредитной организации.

Для повышения транспарентности деятельности российских кредитных организаций, укрепления рыночной дисциплины, повышения доверия к банковскому сектору со стороны населения будет продолжена работа по подготовке проекта федерального закона, устанавливающего обязанность кредитных организаций раскрывать на своихофициальных сайтах в сети Интернет информацию о профессиональной квалификации и деловом опыте членов совета директоров (наблюдательного совета) кредитных организаций и их руководителей.

В целях повышения эффективности предупреждения банкротства проблемных кредитных организаций предполагается участие в подготовке проекта федерального закона, предусматривающего закрепление за государственной корпорацией «Агентство по страхованию вкладов» на постоянной основе функций пофинансовому оздоровлению банков и уточнение механизмов их осуществления.

Банком России будут предприняты меры по дальнейшему повышению эффективности функционирования банковского сектора в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее– ПОД/ФТ).

В процессе надзора за исполнением кредитными организациями законода-тельства и иных нормативных актов в сфере ПОД/ФТ особое внимание будет уделяться реализации кредитными организациями при осуществлении внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ риск-ориентированного подхода в отношении клиентов и их операций, что позволит выявлять недостатки в организации системы ПОД/ФТ и предпринимать адекватные меры по их устранению.

Банк России намерен развивать с учетом законодательных ограничений транспарентность работы по банковскому регулированию и банковскому надзору для банковского сообщества и широкой общественности.

В рамках установленной компетенции  Банк России продолжит участие в  работе по повышению финансовой грамотности населения. Так, в2013 году предполагается участие в информационно-просветительской компании, целью которой является доведение до потребителей финансовых услуг комментариев и разъяснений Банка России по наиболее актуальным вопросам, возникающим в сфере банковской деятельности.

 

Заключение

 

Сегодня денежно-кредитная политика Центрального Банка РФ имеет большое  значение для России. Особенность  ее заключается в том, что существуют различные инструменты и методы денежно-кредитного регулирования, которые  сейчас активно использует Центральный  Банк для достижения укрепления устойчивости банковской системы и денежно-кредитной  политики.

Вышеизложенный материал позволяет  выделить основные характерные моменты  особенностей денежно-кредитной политики Банка России и выявить текущие  экономические тенденции периода  в рамках рассматриваемого вопроса. На основании этого были сделаны  следующие выводы:

· высокая степень взаимосвязи  динамики по механизмам осуществления  денежно-кредитного регулирования  и динамики процессов в банковской системе РФ позволяет говорить об увеличивающейся максимальной действенностью мер принимаемых ЦБ в данной области;

· следует отметить более решительный  переход в политике Банка России от административно-командных к  рыночным методам регулирования, что  является одним из важных условий  в денежно-кредитной политике;

· анализ изменений строения банковской системы России позволяет отметить набирающий силу процесс не только количественных, но и качественных изменений в построении банковской системы;

· сочетание мер, принимаемых ЦБ в области валютной политики и  в области дисконтной политики по национальной валюте, позволили добиться определенных успехов в процессе защиты и обеспечения устойчивости рубля, повышения привлекательности  накоплений в национальной валюте, сдерживания процесса перетока свободных  средств на покупку иностранной  валюты;

· однако следует отметить, что  на фоне определенных достижений в  области антиинфляционной задачи, учитывая проблему кризиса неплатежей в данный момент времени, экономика России имеет  дело с процессом подавленной  инфляции. Наличие этого фактора  и дальнейшая динамика событий в  этой области, судя по всему, будут в  будущем, как определять действия Банка  России в области денежно-кредитного регулирования, так и накладывать  определенные ограничения в выборе им тех или иных механизмов действия.

Можно предложить следующие рекомендации по повышению качества работы Банка  России:

1. Банк России должен совместно  с Правительством Российской  Федерации активно воздействовать  на улучшение условий, в которых  осуществляется денежно-кредитная  политика. В первую очередь это  касается создания благоприятных  предпосылок для активного функционирования  рынка межбанковских кредитов  и восстановления доверия к  государственным ценным бумагам  и укрепления на этой основе  такого важного сегмента финансового  рынка, как рынок государственных  долговых обязательств.

2. На современном этапе Центральный  Банк РФ должен использовать  все инструменты денежно-кредитного  регулирования, а особенно нужно  отметить тот факт, что главными  методами, применяемыми Центробанком, должны быть экономические.

Таким образом, следует заметить, что  в настоящее время реформы  в банковском секторе продолжаются. Стратегическими целями этих преобразований являются: укрепление устойчивости банковской системы; повышение качества реализации банковским сектором функций по аккумулированию  сбережений населения, средств предприятий, их трансформации в кредиты и  инвестиции; предотвращение использования  кредитных организаций для недобросовестной коммерческой практики. 

Список использованной литературы

 

  1. Федеральный закон No 86 от 10.07.2002 «О Центральном банке (Банк России)2»
  2. Федеральный закон No 395-1 от 02.12.1990 «О банках и банковской деятельности».
  3. Деньги, кредит, банки: Учеб.пособие / И.В.Меркулова, А.Ю.Лукьянова. – М.: КНОРУС, 2010.
  4. Денежно-кредитная политика: теория и практика: Учеб.пособие / С. Р. Моисеев.   2-е изд., перераб. и доп. – М.: Изд. Моск.финн.-пром. акад., 2011.
  5. Банковское дело / Колесников В.И., Кроливецкая Л.П.  – М.: Финансы и статистика, 2008.
  6. Банковское право: Краткий курс лекций / Вишневский А.А. – М.: 2008
  7. http://www.cbr.ru/ - «Центральный банк Российской Федерации»
  8. http://www.987.su/ - «Банковское дело»
  9. http://www.allpravo.ru/library - «Все о праве. Компас в мире юриспруденции»
  10. http://www.finekon.ru/ - «Финансы. Экономика. Банковское дело»

 

 

Приложение 1

 
Приложение 2

 

Процентные ставки по операциям Банка России в 2012 году (% годовых)*

Назначение

Вид инструмента

Инструмент

   

Срок

Значение ставки с:

 
           
   

26.12.2011

18.06.2012

14.09.2012

 
             
                   
                   
   

Кредиты «овернайт»

 

1

день

8,00

8,00

8,25

 
                   
   

Сделки «валютный своп» (рублевая­

часть)

1

день

8,00

6,50

6,75

 
                   
   

Ломбардные кредиты

 

1

день, 1 неделя**

6,25

6,25

6,50

 
                   
   

Прямое РЕПО

 

1

день

6,25

6,25

6,50

 
                 
 

Операции постоянного  действия

   

До 90 дней

6,75

6,75

7,00

 
 

(по фиксированным процентным  ставкам)

Кредиты, обеспеченные золотом

 

От 91 до 180 дней

7,25

7,25

7,50

 

Предоставле-

                 
     

От 181 до 365 дней***

7,75

8,00

 

ние ликвид-

       
                 
     

До 90 дней

7,00

7,00

7,25

 

ности

 

Кредиты, обеспеченные нерыночными

 
             
   

От 91 до 180 дней

7,50

7,50

7,75

 
   

активами или поручительствами

   
                 
     

От 181 до 365 дней****

8,00

8,00

8,25

 
         
                   
   

Аукционы прямого РЕПО

 

1

день

5,25

5,25

5,50

 
                   
 

Операции на открытом рынке

Ломбардные аукционы, аукционы прямого

1

неделя

5,25

5,25

5,50

 
 

(минимальные процентные  ставки)

3

месяца

6,75

6,75

7,00

 
   

РЕПО

             
     

12 месяцев****

7,75

7,75

8,00

 
         
                   

Абсорбирова-

Операции на открытом рынке

Депозитные аукционы

 

1

неделя***

4,75

5,00

 

(максимальные процентные  ставки)

 

1

месяц**

5,50

5,50

5,75

 
     

ние ликвид-

                 

Операции постоянного  действия

   

1

день, 1 неделя**,

       

ности

           

Депозитные операции

 

1

месяц***,

4,00

4,00

4,25

 
 

(по фиксированным процентным  ставкам)

   
       

до востребования

       
   

Справочно:

             

Ставка рефинансирования

       

8,00

8,00

8,25

 
                   

 

 

* Кроме операций, действие  которых по состоянию на 1.01.2012 было приостановлено.

**Приостановлено: предоставление  ломбардных кредитов и проведение  депозитных операций на фиксированных  условиях на срок 1 неделя –  с 17.04.2012; проведение депозитных  аукционов на срок 1 месяц –  со 2.07.2012.

***Процентная ставка  установлена: по кредитам, обеспеченным  золотом, на срок от 181 до 365 дней  – со 2.04.2012; по депозитным аукционам  на срок 1 неделя – с 10.04.2012; по депозитным операциям на  фиксированных условиях на срок 1 месяц – со 2.07.2012.

****Возобновлено: предоставление  ломбардных кредитов на аукционной  основе и проведение аукционов  прямого РЕПО на срок 12 месяцев  – с 28.03.2012; предоставление кредитов, обеспеченных нерыночными активами  и поручительствами, на срок от 181 до 365 дней – со 2.04.2012.

 

 

Приложение 3

Оценка показателей денежной программы на 2012 год (млрд. рублей)*

 

 

1.01.2012

1.10.2012

1.01.2013

Прирост за 2012 год

 
   
           

Денежная база (узкое определение)

7149,6

7107,9

8019

870

 

–  наличные деньги в обращении (вне Банка России)

6895,8

6826,8

7718

823

 

–  обязательные резервы**

253,7

281,0

301

47

 
           

Чистые международные  резервы

15701,0

16394,3

16346

645

 

–  в млрд. долларов США

487,7

509,2

508

20

 
           

Чистые внутренние активы

-8551,4

-9286,4

-8326

225

 

Чистый кредит расширенному правительству

-5230,3

-7615,4

-6622

-1391

 

–  чистый кредит федеральному правительству

-4055,0

-5663,0

-5446

-1391

 

–  остатки средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации

-1175,4

-1952,5

-1175

0

 

и государственных внебюджетных фондов на счетах в Банке России

 

Чистый кредит банкам

100,8

1872,0

1771

1670

 

–  валовой кредит банкам

1470,7

2716,5

3000

1529

 

–  корреспондентские счета кредитных организаций, депозиты банков в Банке России

-1369,9

-844,5

-1229

141

 

и другие инструменты абсорбирования свободной банковской ликвидности

 

Прочие чистые неклассифицированные активы

-3421,9

-3543,0

-3476

-54

 
           

 

* Показатели программы,  рассчитываемые по фиксированному  обменному курсу, определены исходя  из официального курса рубля  на начало 2012 года.

 

** Обязательные резервы  по обязательствам в валюте Российской Федерации, депонированные на счетах в Банке России.

     

Информация о работе Банк России