Банк России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Июля 2013 в 17:09, контрольная работа

Описание работы

Цель работы предопределила постановку и решение следующих задач:
Экономические основы банковской системы РФ
Организационная структура и функции Центрального Банка
Банк России, и его место в денежно-кредитной системе
Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и банковского надзора

Содержание работы

1. Введение ……………………………………………………………………………………3
2. Экономические основы банковской системы РФ ……………………………………….5
2.1. Банк: понятие и эволюция развития ……………………………………………..5
2.2. История банковского дела в России ……………………………………………..7
3. Организационная структура Центрального Банка ………………………………………9
4. Функции Центрального Банка ……………………………………………………………15
5. Банк России, и его место в денежно-кредитной системе ……………………………….18
5.1. Сущность и значение денежно-кредитной политики государства …………….18
5.2. Инструменты денежно-кредитной политики Центрального Банка РФ ………..19
5.3. Развитие экономики России и денежно-кредитная политика в 2012 году …….22
5.3.1. Инфляция и экономический рост ………………………………………...22
5.3.2. Реализация денежно-кредитной политики ………………………………23
- Процентная политика …………………………………………………….24
- Денежное предложение и его источники ……………………………….27
- Применение инструментов денежно-кредитной политики ……………29
6. Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской системы и
банковского надзора в 2013 году и на период 2014 и 2015 годов …………………………32
7. Заключение …………………………………………………………………………………36
8. Список использованной литературы …………………

Файлы: 1 файл

Деньги. Кредит. Банки.docx

— 222.82 Кб (Скачать файл)

 

С 1758 года в России действовал Медный банк со стартовым капиталом в  два миллиона рублей. В его функции входила выдача ссуд, при этом они выдавались медной монетой, а при возврате требовалось ѕ займа вернуть серебром.

В 1769 году были выпущены в обращение  первые бумажные деньги – рублевые ассигнации. Для обслуживания эмиссии учреждены Ассигнационные банки.

Первый коммерческий банк был создан в 1817 году. Государственный коммерческий банк специализировался на кредитовании купечества.

А в 1842 году в Санкт-Петербурге и  Москве появились первые сберегательные кассы, от которых ведет свою историю  Сбербанк России.

В 1860-м Государственный коммерческий банк был преобразован в Государственный банк Российской Империи. Именно ему после денежной реформы министра финансов Сергея Юльевича Витте 1897 года была определена роль, которую в наши дни выполняют центральные банки: эмиссия и управление кредитно-денежной политикой.

Настоящее развитие банковского дела началось в России после отмены крепостного  права, когда стала развиваться  промышленность. До этого общее число коммерческих банков составляло около 20. А в период с 1861-го по 1872 год появились 33 акционерных коммерческих банка и 11 - акционерных земельных.

К 1914 году в стране насчитывалось  53 акционерных коммерческих банка, имевших 778 филиалов.

В результате революции 1917 года все  кредитные учреждения были национализированы, а их средства переданы вновь созданному Государственному банку, который позже  был преобразован в Народный банк РСФСР, а в 1922 году – в Государственный  банк СССР.

Кроме того, с 1922-го начали работать сберкассы, именовавшиеся тогда гострудсберкассами.

Снова коммерческие банки появились  в России только в 1988 году. А 13 июля 1990 года на базе Российского республиканского банка Госбанка СССР был учрежден Центральный банк Российской Федерации (Банк России).

 

 

Организационная структура Центрального Банка

 

Статус, задачи, функции, полномочия и  принципы организации деятельности Банка России определяются Конституцией Российской Федерации, Федеральными законами и нормами международного права, а также действующими международными стандартами. Банк России подотчетен Государственной  Думе Федерального Собрания Российской Федерации.

Подотчетность Банка России проявляется  в:

— процедуре назначения (выбора) руководства  Банка — Председателя и членов Совета директоров;

— процедуре отчетности и проведении парламентских слушаний о деятельности Банка с участием его представителей;

— правилах, оговаривающих степень  невмешательства Думы в деятельность Банка России по реализации его законодательно закрепленных функций и полномочий.

Независимость Банка России проявляется  прежде всего в том, что он не входит в структуру федеральных органов  государственной власти и выступает  как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения.

Центральный банк России, являясь  государственным с точки зрения собственности на капитал, обладает юридической самостоятельностью в  вопросах тактики и стратегии  проведения денежно-кредитной политики, направленной на поддержание стабильности обращения денег и сбалансированности платежного баланса.

Вопросы независимости Центрального банка имеют принципиальное значение в связи с необходимостью разграничения  государственных финансов и банковских ресурсов. Правительству, как правило, не хватает государственных финансов, что подтверждается наличием дефицита Федерального бюджета.

В результате образуется внутренний и внешний государственный долг. Как Центральный банк должен участвовать  в его покрытии, в каких размерах должна проводиться эмиссия под  прямое кредитование Правительства, какой  тип денежной реформы — девальвация  или же деноминация — может  помочь Правительству в решении  его задач, определяется Центральным  банком. В этом и проявляется принцип  независимости Центрального банка. Если Центральный банк отдает предпочтение в решении этих проблем денежно-кредитной политике, то Правительство решает данные задачи бюджетными методами — налогами, амортизационной политикой и государственными инвестициями.

В процессе обслуживания государственного долга Центральный банк должен не только поддерживать Правительство, но, проявляя независимость, заботиться и  о сохранении ликвидности банковской системы. (Созданное в 1999 г. по инициативе ЦБ и Правительства Агентство  по реструктуризации кредитных организаций  призвано обеспечивать устойчивость банковской системы и своевременное выполнение ими своих обязательств.) Банк России исходит из того, что реструктуризация региональных банков является на сегодня  центральным звеном процесса реструктуризации банковской системы.

Принцип независимости Центрального банка проявляется также в  передаче функций по кассовому исполнению бюджета из ЦБ в Федеральное казначейство. Кассовая наличность остается в отделениях банков, а казначейству передаются функции ведения учетных операций и безналичных расчетов оперативного управления средствами на счетах Федерального бюджета и главных распорядителей кредитов, пользующихся бюджетными средствами.

Главным, принципиальным отличием созданного Федерального казначейства является то, что это не просто централизованная система органов, а система, связанная  глобальной компьютерной сетью, которая  позволит получать полную информацию о состоянии федерального бюджета  на региональном и локальном уровнях.

Итак, принцип независимости Банка  России проявляется прежде всего  в том, что он не входит в структуру  федеральных органов государственной  власти и выступает как особый институт, обладающий исключительным правом денежной эмиссии и организации  денежного обращения (Федеральный  закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»). Банк России является юридическим лицом и  выступает как субъект публичного права. Уставный капитал и иное имущество  Банка России являются федеральной  собственностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России осуществляются самим  Банком; изъятие и обременение  обязательствами имущества Банка  России без его согласия не допускаются. Финансовая независимость Центрального банка Российской Федерации выражается также в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов, которые не регистрируются в налоговых органах.

Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же как и Банк России не отвечает по обязательствам государства, если только они не приняли  на себя такие обязательства. В соответствии с Федеральным законом «О Центральном  банке Российской Федерации» федеральные  органы государственной власти, органы государственной власти субъектов  Российской Федерации и органы местного самоуправления не имеют права вмешиваться  в деятельность Банка России. В  случаях такого вмешательства Банк России информирует об этом Государственную  Думу и Президента, и он вправе защитить свой статус и полномочия в судебном порядке.

Годовой отчет Центрального банка  России и аудиторское заключение утверждает Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации.

Принципы организации Банка  России, изложенные в Федеральном  законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», утверждают следующее:

— Банк России образует единую централизованную систему с вертикальной структурой управления, включающей центральный  аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные  заведения, российское объединение  инкассации и все другие учреждения и организации, необходимые для  его деятельности;

— национальные банки республик  являются территориальными учреждениями Банка России и не имеют права  принимать решения, носящие нормативный  характер, а также выдавать гарантии и поручительства, вексельные и другие обязательства без разрешения Совета директоров;

— задачи и функции территориальных  учреждений Банка России определяются Положением о территориальных учреждениях  Банка России, утверждаемым Советом  директоров;

— когда создание и функционирование территориальных учреждений на той  или иной территории невозможно, то такие территории обслуживаются  полевыми учреждениями, предназначенными для банковского обслуживания воинских частей, учреждений и организаций  Министерства обороны Российской Федерации, а также иных государственных  органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность Российской Федерации;

— Банк России может быть ликвидирован только на основании принятия соответствующего федерального закона, который и определит  порядок использования его имущества.

Структура центрального аппарата Банка  России и его территориальных  подразделений подвергается существенным изменениям, носящим прежде всего  качественный характер, и ориентирована  на приведение ее в соответствие с  условиями деятельности и ролью  банковской системы в реформируемой  экономике.

В настоящее время в структуре  Центрального банка Российской Федерации  функционируют 23 департамента:

— Сводный экономический департамент;

— Департамент исследований, информации и статистики;

— Департамент бухгалтерского учета  и отчетности;

— Департамент организации и  исполнения госбюджета и внебюджетных фондов;

— Департамент методологии и  организации расчетов;

— Департамент лицензирования банковской и аудиторской деятельности;

— Департамент пруденциального  банковского надзора;

— Департамент по организации банковского  санирования;

— Департамент иностранных операций;

— Департамент регулирования денежного  обращения;

— Департамент эмиссионно-кассовых операций;

— Департамент информатизации;

— Юридический департамент;

— Департамент внутреннего аудита и ревизий;

— Административный департамент;

— Департамент подготовки персонала;

— Департамент операций на открытом рынке;

— Департамент контроля за деятельностью  кредитных организации на финансовых рынках;

— Департамент валютного регулирования  и валютного контроля; — - Департамент  инспектирования кредитных организаций;

— Департамент телекоммуникаций;

— Департамент полевых учреждений;

— Департамент общественных связей. Подразделениями Банка России являются:

— Представительство Банка России в Федеральном собрании Российской Федерации;

— Главное управление безопасности и защиты информации;

— Главное управление недвижимости;

— Управление специальной связи.

Данная структура призвана обеспечить эффективную реализацию законодательных  инициатив в работе Центрального банка и всей банковской системы, ускорить принятие решений и повысить их обоснованность, укрепить существующие и создать новые каналы взаимодействия между Банком России, законодательными и исполнительными органами государственного управления, а также органами территориального управления.

Принципы организации деятельности Банка России можно разделить  на внешние и внутренние.

Внешние: система действующих законов  и норм международного права; степень  независимости ЦБ и подотчетности  Государственной Думе Федерального Собрания России.

Внутренние: организационная структура, где выделено 23 департамента; распределение  ответственности в руководстве  Центрального банка; кадровый состав; статус территориальных подразделений.

Внутренние принципы организации  деятельности Центрального банка вытекают из функций Совета директоров, который  во взаимодействии с Правительством Российской Федерации разрабатывает  и обеспечивает выполнение основных направлений единой государственной  денежно-кредитной политики. В Совет  директоров входят Председатель Банка  России и 12 членов Совета.

Совет директоров — это высший исполнительный орган Центрального банка России, который отвечает за практическую реализацию его целей  и задач. Он принимает решения  по таким вопросам, как:

— создание и ликвидация учреждений и организаций Банка России;

— установление обязательных нормативов для кредитных организаций в  соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке»;

— величина резервных требований, порядок формирования резервов кредитными организациями;

— изменение процентных ставок Банка  России;

Информация о работе Банк России