Теоретические аспекты вопроса управления предприятием

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 17:24, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение понятия методов управления гостиничного предприятия в сегменте хостелов. Актуальность работы обусловлена тем, что данный сегмент только завоевывает популярность на рынке туристических услуг России, проблема управления применительно к хостелам еще только начинают возникать, а современное законодательство пока не регулирует туристскую деятельность конкретно хостелов как средства размещения.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятия и методы управления
2. Выявить особенности в управлении гостиничным предприятием
3. Определить нормативную базу, на основе которой действуют гостиничные предприятия
4. Рассмотреть зарубежный опыт и отечественный подходы к управлению хостелом
5. Проанализировать тенденции и перспективы развития рынка хостелов.

Файлы: 1 файл

анастасия.doc

— 215.50 Кб (Скачать файл)

В-третьих, другим становится подход к разработке и реализации управленческих решений. Ориентация на прошлый опыт и традиции — единовластие, конформизм, слепая исполнительность, неприятие риска — постепенно сменяется устремленностью в будущее; поощрением творчества, в том числе и коллективного; допущением разумного риска.

В-четвертых, ориентация менеджеров на обеспечение точности и бесперебойности технологических  и хозяйственных процессов сменилась  нацеленностью на достижение конкретного  результата, необходимого потребителю (повышение качества, экономия расходов, снижение цен). Иными словами, произошел переход от производственного к маркетинговому подходу в сфере управления.

Организации все чаще обращаются к методам стратегического  планирования и управления, рассматривая внезапные и резкие изменения  во внешней среде, технологиях, в конкуренции и рынках как реальность современной экономической жизни, требующей новых приемов

менеджмента. Соответственно меняются и структуры управления, в которых предпочтение отдается децентрализации; организационные  механизмы больше приспосабливаются к выявлению новых проблем и выработке новых решений, чем к контролю уже принятых; маневр в распределении ресурсов ценится выше, чем пунктуальность в их расходовании.

Глобальный и крутой поворот в истории развития нашей  страны от социалистического хозяйства к экономике рыночно-предпринимательского типа вызвал также необходимость разработки новой парадигмы управления.

Децентрализация системы  управления, проводимая в процессе реформирования, не предполагает полного  отказа от государственного регулирования социально-экономических процессов, протекающих на уровне организаций и предприятий. Необходимость такого подхода вызывается тем, что движение к рынку —это сложный процесс, непременным и активным участником которого должно быть государство. Известно, что рынок не способен решить многие проблемы, связанные с нуждами всего общества, социальным единством страны, проведением фундаментальных научных исследований, долгосрочных программ и т.д.

Роль государства состоит  в том, что оно должно устанавливать и охранять общие правила функционирования рынка, используя такие формы вмешательства, как законодательство (в том числе антимонопольное), государственные заказы, лицензирование экспорта и импорта,

установление кредитных  ставок, различные формы стимулирования и контроля рационального использования природных ресурсов и т.д.

Переход к полицентрической системе хозяйствования должен обеспечить значительное повышение роли самоуправления на всех уровнях.

В условиях Российской Федерации  центры хозяйствования все больше перемещаются на уровень регионов, экономическая самостоятельность которых должна расти. С одной стороны, это приводит к увеличению количества и сложности задач, решаемых в регионах, с другой — существенно упрощает систему управления народным хозяйством в целом,

снижает энтропию (элемент  случайности) и способствует росту  управляемости экономики России.

Важным положением новой  парадигмы является установка на сочетание рыночных и административных методов управления предприятиями  государственного сектора. Государственный сектор экономики будет сокращаться за счет расширения сферы рыночного предпринимательства и приватизации. Однако на его долю будет приходиться существенная часть внутреннего валового продукта страны, а значение крупных и сверхкрупных предприятий для экономики вряд ли уменьшится.

Но управление этими  предприятиями должно базироваться на комбинации методов, носящих рыночный и административный характер. Преобладание той или иной группы методов зависит  от статуса предприятий в экономической системе страны. Концепция управления организациями негосударственного сектора как открытыми, социально ориентированными системами означает поворот к рынку и потребителю. Каждая организация, функционирующая в рыночной среде, должна самостоятельно решать вопросы не только внутренней организации, но и всей совокупности связей с внешней средой.

Маркетинговые исследования, расширение внешнеэкономических связей, привлечение иностранного капитала, налаживание коммуникаций — это  далеко не полный перечень тех задач, которые раньше были за пределами компетенции организаций, а теперь стоят в ряду важнейших.

Социальная ориентация организации означает, что наряду с экономической функцией она  выполняет и социальную роль. Последняя  может рассматриваться в двух аспектах: 1) с точки зрения ориентации на потребителя и его запросы, т.е. удовлетворения потребностей общества в товарах и услугах, производимых предприятием; 2) с позиций решения важнейших социальных проблем трудовых коллективов и среды

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные понятия в сфере гостиничного размещения и ее характеристики

Гостиница (от лат. hospitalis — гостеприимный) — сооружение, используемое прежде всего для предпринимательской деятельности,

связанной с предоставлением  населению услуг размещения (проживания)

в помещениях, оснащенных необходимым количеством мебели,

в котором предоставляется  одна или несколько гостиничных  услуг.

Сущностью гостиничной  деятельности является удовлетворение потребностей населения во временном  проживании в жилом помещении,

оборудованном необходимой мебелью, а также в сопутствующих

проживанию услугах.

Гостиница может предоставлять  целый комплекс дополнительных

услуг, связанных с  обеспечением временного проживания клиентов

вне их постоянного места  жительства, однако основным видом  деятельности

гостиниц является временное  предоставление жилья.

В российских национальных стандартах понятие «гостиница»  определяется

как имущественный комплекс (здание, часть здания, оборудование

и иное имущество), предназначенный  для предоставления

услуг. [1]

Современные гостиницы в большинстве случаев являются гостиничными

комплексами, то есть многопрофильными предприятиями в сфере

услуг. Это можно объяснить  влиянием таких факторов, как усиление

конкуренции между гостиницами, рост требований клиентов к комфортности

и разнообразию гостиничных  условий, глобализация гостиничного предпринимательства, диверсификация бизнеса в целях

его укрупнения и снижения предпринимательских рисков.

Дополнительные услуги могут включать: транспортные услуги, общественное питание, услуги центров  досуга, бизнес-центров, спортивные

и оздоровительные мероприятия, а также другие услуги, связанные

с обеспечением различных  видов туризма (горнолыжного, культурнопознавательного, пляжного и т. д.).

Согласно рекомендациям  Всемирной туристской организации

(ЮНВТО), гостиницы представляют  собой основной тип предприятий

размещения, регулярно  или эпизодически предоставляющих

туристам места для  ночевки и обладающих следующими признаками:

• номерной фонд, превышающий  определенный минимум;

• предоставляют набор  обязательных услуг: уборка номеров  и санузлов,

ежедневная заправка постелей, обслуживание в номерах;

• предоставляют определенный ассортимент дополнительных услуг.

В российских государственных  стандартах1 подчеркивается, что гостиницы

должны обладать коллективными  средствами размещения.

Коллективные средства размещения, в свою очередь, определяются как

помещения, имеющие не менее пяти номеров и используемые организациями

различных организационно-правовых форм и индивидуальными

предпринимателями для  предоставления услуг размещения.

Отмечено также, что  в отличие от других подобных организаций

 гостиницы — это  предприятия, предоставляющие услуги  размещения

и в большинстве случаев услуги питания, имеющие службу приема,

а также оборудование для оказания дополнительных услуг.

Коллективными средствами размещения обладают следующие виды

гостиничных предприятий:

• гостиницы (в том  числе квартирного типа);

• мотели — гостиница  для автотуристов, расположенная за пределами

города вдоль автотрассы, как правило, в одно-, двухэтажном

здании или части  здания с отдельным входом, предоставляющая

возможности парковки и  технического обслуживания

автомобилей;

• пансионаты — вид  гостиницы с полным содержанием для клиентов;

• меблированные комнаты  — гостиница с обставленными  мебелью

комнатами, сдающимися внаем  на длительный срок;

• общежитие — специализированное средство размещения, предоставляющее

гостиничные услуги профессионально  связанным

группам людей.

Ряд организаций предоставляет  специализированные коллективные

средства размещения:

• санатории (от лат. sano — лечу, исцеляю) — лечебно-профилактическое

учреждение для лечения преимущественно  природными

(климат, минеральные воды, грязи)  и физиотерапевтическими

средствами, диетой и режимом;

• профилактории — средства размещения, как правило, ведомственного

подчинения, предназначенные для  организации отдыха и

общего оздоровления, которые предоставляют  услуги профилактического

лечения профессиональных заболеваний;

• клуб с проживанием — средство размещения, оказывающее

услуги группам людей, добровольно  объединившихся с целью

общения, связанного с общими интересами, а также для отдыха

и развлечения;

• лагеря труда и отдыха — средства размещение для лиц, занимающихся

определенной деятельностью  во время отдыха (сельскохозяйственной,

археологической, учебной, скаутской, спортивной

и др.);

• дома отдыха — средства размещения, как правило, круглогодичного

функционирования, расположенные  в рекреационной

зоне, которые обеспечивают условия для отдыха с предоставлением

услуг оздоровительно-профилактического характера в регламентированном

режиме;

• базы отдыха — средства размещения с минимальными удобствами,

обычно сезонного функционирования, расположенные в рекреационной

зоне, которые обслуживают  отдых туристов;

• кемпинг — средство размещения на огороженной территории, где

размещение обеспечивают в коттеджах  или бунгало и (или) предоставляют

места для расположения палаток, караванов (автоприцепов,

домов на колесах). Территория оборудована  санитарнотехническими

удобствами общего пользования;

• дом охотника (рыбака) — специализированное средство размещения

круглогодичного или сезонного  действия, предназначенное

для временного размещения туристов — любителей охоты

(рыбалки);

• конгресс-центр — специализированное средство размещения,

предоставляющее услуги по размещению и имеющее оборудованные

и оснащенные помещения для проведения конференций,

семинаров, совещаний;

• наземный и водный транспорт, переоборудованный  под средства

размещения для ночлега.

К гостиничным предприятиям, предоставляющим  индивидуальные

средства размещения, относятся  квартиры, комнаты в квартирах, дома

и коттеджи, сдаваемые внаем.

 

Индустрия гостеприимства — предпринимательская деятельность на

рынке услуг, связанная с приемом  и обслуживанием гостей. Это понятие

является более узким, чем сфера услуг, и включает в себя предприятия

общественного питания, парки отдыха и развлечений, гостиницы.

Гостиничные предприятия обладают следующими основными характеристиками:

1. Ресурсы. Основные ресурсы, используемые гостиничным предприятием,

— это жилая недвижимость, персонал, в том числе управленческий,

технологии гостиничного обслуживания, имидж фирмы.

2. Горизонтальное разделение труда. Существуют два вида горизонтального

разделения труда: функциональное и дивизионное. Функциональное

разделение труда относится к обособлению выполнения

основных видов работ по обеспечению  функционирования гостиницы

(планирование, маркетинг, финансы,  контроль, предоставление

услуг). Дивизионное разделение труда  направлено на его дифференциацию

либо по территориальному признаку, либо по ассортименту

предоставляемых услуг.

3. Вертикальное разделение труда — обособление в рамках отдельных

управленческих структур выполнения функции координации  деятельности

различных подразделений  гостиницы.

4. Влияние внешней среды. На развитие гостиничного дела влияют

изменение туристских предпочтений, поведение конкурентов, функционирование транспортной инфраструктуры, изменение  законодательства, политические решения, экология, экономические кризисы.

Менеджеру гостиничного предприятия необходимо применять стратегическое планирование, чтобы учитывать действия поставщиков,

конкурентов, клиентов, а  также факторы, влияющие на их поведение.

Стратегия в гостиничном  деле представляет собой концепцию  поведения

гостиницы в изменяющихся условиях внешней среды, согласно которой должны приниматься остальные управленческие решения.

Частью внешней среды  является деловая среда, к которой  относятся

физические и юридические  лица (их группы), которые взаимодействуют

с гостиничным предприятием и оказывают на него непосредственное

влияние. Деловая среда  гостиничного предприятия включает

в себя: клиентов, поставщиков  ресурсов, в т. ч. трудовых, конкурентов,

инфраструктуру, органы государственной и муниципальной  власти,

международные организации.

Потребители. Кроме непосредственных покупателей и клиентов на

деятельность организации  оказывают значительное влияние  и общественные

Информация о работе Теоретические аспекты вопроса управления предприятием