Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2014 в 20:59, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотреть социальные, социально-психологические проблемы управления и пути их решения, а также создание благоприятных  социальных отношений  в трудовом коллективе.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
- определить теоретические  подходы к формированию межличностных  отношений  в коллективах;
- дать производственно-экономическую  характеристику предприятия СПК  «им Кремко»;
- исследовать  формирование  и тенденции развития социально-психологического  климата в первичном коллективе  СПК «им Кремко»;
- рассмотреть необходимые  мероприятия по совершенствованию  социально-психологического климата  в хозяйстве СПК «им Кремко»;
-  сформулировать выводы  и предложения;
Введение……………………………………………………………………………... 3
1.Теоретические основы  социально-психологических методов  управления…….5
1.1.Сущность социально-психологических  методов управления……………......5
1.2.Социально-психологические  методы…………………………………………...9
2.Организационно-экономическая  характеристика предприятия СПК  «им.Кремко»……………………………………….………………………...…….. 23
2.1.Общая характеристика  предприятия СПК «им.Кремко»………………..…..23
2.2.Организационно-экономические  показатели…………………………………28
3.Использование социально-психологических  метод на практике управления  предприятием и пути совершенствования………………………………………...35
3.1. Применение социально-психологических  методов на предприятии СПК  «Кремко» отдела бухгалтерии………………………………………………….…..35
3.2. Совершенствование управления  трудовым коллективам на основе  социально-психологических методов  управления………………………………..39
Заключение…………………………………………………………………………..43
Список использованной литературы……………………………………………...46
Количество служащих  | 
  2010  | 
  2011  | 
  2012  | 
  Отклонение, %  | |
2012 к 2010  | 
  2012 к 2011  | ||||
Животноводство  | 
  520  | 
  517  | 
  500  | 
  -20  | 
  -17  | 
Растениеводство  | 
  476  | 
  454  | 
  456  | 
  -20  | 
  2  | 
Итого  | 
  996  | 
  971  | 
  956  | 
  -40  | 
  -15  | 
Наименование должности  | 
  2010 г.  | 
  2011 г.  | 
  2012 г.  | |||
Количество, чел.  | 
  Удельный вес, %  | 
  Количество, чел.  | 
  Удельный вес, %  | 
  Количество, чел.  | 
  Удельный вес, %  | |
Руководители  | 
  176  | 
  17  | 
  163  | 
  17  | 
  145  | 
  15  | 
Специалисты  | 
  200  | 
  20  | 
  198  | 
  20  | 
  193  | 
  20  | 
Рабочие  | 
  620  | 
  63  | 
  610  | 
  63  | 
  618  | 
  65  | 
Итого  | 
  996  | 
  100  | 
  971  | 
  100  | 
  956  | 
  100  | 
Одним из важных показателей благоприятного социально-психологического климата является сплоченность, для которой характерны не только общность цели при выполнении производственных задач, но и дух взаимопомощи, поддержки. Необходимо подобрать руководителей, особенно среднего звена, и заботиться о постоянном повышении их знаний и навыков не только в среде производственной деятельности, но и в умении работать с людьми. Все знания позволяют руководителю вести воспитательную работу, но и расставлять людей на рабочих местах с учетом их способностей и психологической совместимости.
  Так, при анализе работы 
трудового коллектива мы не 
ограничивались только  производственно-
  В целях улучшения 
внутри коллективных отношений 
нами был проведен 
После проведения анкетирования все результаты были обработаны и обобщены в социоматрицу (таблица 7).
Таблица 7 - Социоматрица для работников бухгалтерии
Кто выбирает  | 
  Кого выбирают  | ||||||||||||||
1  | 
  2  | 
  3  | 
  4  | 
  5  | 
  6  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  11  | 
  12  | 
  13  | 
  14  | 
  15  | |
1  | 
  Х  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  0  | 
  +  | 
2  | 
  +  | 
  Х  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
3  | 
  0  | 
  0  | 
  Х  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  -  | 
  0  | 
4  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Х  | 
  -  | 
  0  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
5  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Х  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  -  | 
6  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  Х  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
7  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  Х  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
8  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  Х  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
9  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Х  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
10  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  Х  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
11  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  -  | 
  +  | 
  0  | 
  -  | 
  Х  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
12  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  Х  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
13  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  Х  | 
  +  | 
  +  | 
14  | 
  0  | 
  -  | 
  +  | 
  -  | 
  -  | 
  -  | 
  +  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  0  | 
  +  | 
  -  | 
  Х  | 
  +  | 
15  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  +  | 
  0  | 
  0  | 
  +  | 
  -  | 
  0  | 
  +  | 
  +  | 
  -  | 
  +  | 
  0  | 
  Х  | 
Σ+  | 
  9  | 
  9  | 
  8  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
  10  | 
  8  | 
  8  | 
  9  | 
  8  | 
  9  | 
  7  | 
  8  | 
  9  | 
Σ-  | 
  -  | 
  2  | 
  3  | 
  3  | 
  3  | 
  2  | 
  2  | 
  3  | 
  1  | 
  3  | 
  -  | 
  3  | 
  3  | 
  2  | 
  2  | 
Σ0  | 
  5  | 
  3  | 
  3  | 
  4  | 
  3  | 
  3  | 
  2  | 
  3  | 
  5  | 
  2  | 
  6  | 
  2  | 
  4  | 
  4  | 
  3  | 
Принцип составления подобной социоматрицы следующий. Для упрощения обработки и с целью соблюдения определенной анонимности каждому работнику присваивается порядковый номер. Клетки в таблице, которые находятся на пересечении двух одинаковых цифр по горизонтали и вертикали не заполняются, так как работник не может оценить сам себя. Затем данная социоматрица заполняется по строкам. Берем анкету участника тестирования под номером 1. Далее, если человек в анкете выразил желание сотрудничать с кем либо во вновь созданном коллективе, то в клетке напротив этого работника ставим значок «+»; если работать вместе не желает, то «-» и при безразличном отношении «0».
После заполнения всей социоматрицы необходимо подсчитать сумму положительных, отрицательных и нейтральных ответов по каждому столбцу. На основании полученных сумм положительных ответов можем судить о том, есть ли неформальный лидер в коллективе и если да, то кто он. Человек, набравший наибольшее количество отрицательных ответов является нежелательным в данном коллективе. В некотором роде это может быть даже изгой.
Как показал анализ таблицы, по мнению большинства членов коллектива (9 положительных ответов из 12-ти возможных) неформальным лидером в коллективе является работник под номером «12». Явно нежелательные члены в коллективе отсутствуют. Наихудшее положение в коллективе относительно других работников занимает работник под номером «4» 2 отрицательных выбора и 3 безразличных.
Как видно диаграммы, в отделе подавляющее большинство – 60 % (126 ответов) - положительных выборок. Наименьшее количество (52 человек или 15,2 %) отрицательных.
Информация о работе Социально-психологические методы управления