Социально-психологические методы управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2013 в 15:37, контрольная работа

Описание работы

Социально-психологические методы - это способы осуществления управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия эти методы можно разделить на две основные группы: социологические методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Содержание работы

1. Социально-психологические методы управления…………..2-7
2. Личность в системе менеджмента……………………….…..8-13
3. Список использованной литературы………………………....14

Файлы: 1 файл

контр2.docx

— 42.03 Кб (Скачать файл)

Содержание

    1. Социально-психологические методы управления…………..2-7
    2. Личность в системе менеджмента……………………….…..8-13
    3. Список использованной литературы………………………....14

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социально - психологические  методы управления

 

Социально-психологические  методы - это способы осуществления  управленческих воздействий на персонал, базирующиеся на использовании закономерностей  социологии и психологии. Объектом воздействия этих методов являются группы людей и отдельные личности. По масштабу и способам воздействия  эти методы можно разделить на две основные группы: социологические  методы, которые направлены на группы людей и их взаимодействия в процессе производства (внешний мир человека); психологические методы, которые направленно воздействуют на личность конкретного человека (внутренний мир человека).

Такое разделение достаточно условно, т.к. в современном  общественном производстве человек  всегда действует не в изолированном  мире, а в группе разных по психологии людей. Однако эффективное управление человеческими ресурсами, состоящими из совокупности высокоразвитых личностей, предполагает знание как социологических, так и психологических методов.

 

1.1 Социологические  методы управления

 

Социологические методы играют важную роль в управлении персоналом, они позволяют установить назначение и место сотрудников  в коллективе, выявить лидеров  и обеспечить их поддержку, связать  мотивацию людей с конечными  результатами производства, обеспечить эффективные коммуникации и разрешение конфликтов в коллективе. Классификация  элементов, регулируемых с помощью  социологических методов, показана на рисунке 1. Рассмотрим их более подробно.

 

 

 




 


 

 


 

 



 



 

 



 



 


 

 

 






 

Рисунок 1. Схема классификации элементов, регулируемых социологическими методами.

 

Социальное  планирование обеспечивает постановку социальных целей и критериев, разработку социальных нормативов (уровень жизни, оплата труда, потребность в жилье, условия труда и др.) и плановых показателей, достижение конечных социальных результатов.

Социологические методы исследования составляют научный инструментарий в работе с персоналом, они предоставляют необходимые данные для подбора, оценки, расстановки и обучения персонала и позволяют обоснованно принимать кадровые решения (анкетирование, интервьюирование, наблюдение, собеседование).

Личностные  качества характеризуют внешний образ сотрудника, который достаточно стабильно проявляется в коллективе и является неотъемлемой частью социологии личности. Личностные качества можно разделить на деловые (организационные), которые необходимы для выполнения конкретных функций и задач, и моральные (нравственные), отражающие проявление личной морали человека.

Мораль является особой формой общественного сознания, регулирующего действия и поведение человека в обществе с помощью нравственных норм.

Партнерство составляет важный компонент любой социальной группы и заключается в налаживании разнообразных форм взаимоотношений, на базе которых организуется общение людей. В партнерстве люди выступают как равноправные члены во взаимоотношениях между собой. Различают такие формы партнерства: деловое, дружеское, по увлечениям (хобби), семейное - между родственниками. Когда на работе деловые отношения поддерживаются в форме дружеского партнерства и общих увлечений, это всегда способствует созданию хорошего психологического климата в коллективе.

Соревнование является специфической формой общественных отношений и характеризуется стремлением людей к успеху, первенству, достижениям и самоутверждению. Результаты соревнования - новые открытия, изобретения, произведения искусства, рекорды в спорте, достижения в производстве.

Общение — это специфическая форма взаимодействия людей на основе непрерывного обмена информацией. Межличностное общение возникает между различными людьми в формах руководитель - подчиненный - сотрудник - друг и других более сложных формах общения нескольких людей. Управленческое общение включает в себя три основных этапа: выдача распорядительной информации, получение обратной информации, выдача оценочной информации.

Переговоры - это специфическая форма человеческого общения, когда две или более сторон, имеющие различные цели и задачи, пытаются увязать между собой различные интересы на основе продуманной схемы разговора (диалога) и, как правило, избегают прямого конфликта.

Конфликт - форма столкновения противоборствующих сторон, имеющая свой сюжет, композицию, энергию, которые по ходу действия трансформируются в кульминацию и развязку и заканчиваются положительным или отрицательным решением проблемы. Различают межличностные конфликты, личностный конфликт между внешней средой и внутренней моралью, конфликты по поводу распределения ролей на работе, деловые конфликты из-за столкновения интересов различных подразделений, семейные конфликты по различным проблемам и др.

Итак, знание социологических методов управления позволяет руководителю коллектива объективно осуществлять социальное планирование, регулировать социально-психологический  климат, обеспечивать эффективные коммуникации и поддерживать на хорошем уровне корпоративную культуру. Для этого  целесообразно систематически (не реже одного раза в год) проводить социологические  исследования в коллективе; особенно полезно знать мнение членов коллектива о руководителе.

 

1.2 Психологические  методы управления

 

Психологические методы играют очень важную роль в  работе с персоналом, т. к. направлены на конкретную личность рабочего или  служащего и, как правило, строго персонифицированы и индивидуальны. Главной их особенностью является обращение  к внутреннему миру человека, его  личности, интеллекту, чувствам, образам  и поведению с тем, чтобы направить  внутренний потенциал человека на решение  конкретных задач предприятия. Классификация  элементов, регулируемых с помощью  психологических методов, показана на рисунке 2. Дадим их характеристику.

 


 



 


 

 

 


 



 




 


 



 

 



 


 


 

 


 

Рисунок 2 - Элементы, регулируемые психологическими методами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Личность в системе менеджмента

 

Жизненный путь каждого человека, условия его  развития и деятельности неповторимы. Поэтому каждый человек обладает уникальным набором психофизических  особенностей, присущих только ему1:

психических состояний (активности или пассивности; вдохновения или апатии; мобильности  или безволия);

психических свойств-качеств (темперамент; способности; характер; направленность);

психических образований (интеллект; нравственность; эстетика; воля; целеустремленность и  др.).

Совокупность  унаследованных и выработанных человеком  психических и физических особенностей, которые отличают его от других людей, определяет его индивидуальность.

Индивидуальность - это особенности человека, отличающие его от других людей. Это не только неповторимое своеобразие внутренних психологических функций человека (особенности памяти, воображения, внимания и т.п.), но и особенности отношений  и реакций на те или иные жизненные  явления, самобытность его чувств, оригинальность интересов и увлечений (что он любит, что ненавидит, к чему он равнодушен и т.д.).

В то же время  человек является членом общества, занимает в нем определенное положение  и связан с ним различными отношениями. В процессе своих отношений к  обществу, к труду, к другим людям, к самому себе человек раскрывает и формирует свою индивидуальность и воспринимается обществом как  личность.

Личность - это  конкретный человек, носитель определенной индивидуальности и обладатель определенного  социального положения (статуса) в  обществе. Внутренняя зрелость личности проявляется в поступках человека, в его действиях и поведении.

Личность - понятие  общественное, социальное, это своеобразный продукт общения и взаимодействия людей. Сущность личности составляет не ее прическа, не ее кровь, а ее социальное качество.

Личностью можно  стать лишь по отношению к миру, к тому, что вокруг тебя, и абсолютно  невозможно при равнодушии ко всему  этому. Не каждое душевное движение нашей  личности представляет общественный интерес.

Но и в  коллективе личность старается сохранить  свою индивидуальность. Всякая потеря или ограничение индивидуальности вызывает протест. Что же тогда заставляет личность идти в коллектив? Здесь  можно назвать два мотива: материальная сторона и необходимость общения.

Способность управлять своим поведением определяется степенью самосознания личности, которое  не только индивидуально, но социально  и исторично. Поэтому, чтобы понять человека как личность, необходимо достаточно полно знать его социальную среду, картину и характер его  взаимосвязей с реальным миром. Такая  картина формируется в различных  социальных группах: в семье, среди  друзей, среди коллег по работе, по учебе  и т.д.

Сила и  слабость личности относительны. Они  определяются, с одной стороны, положением человека среди других людей, а с  другой - степенью самопознания. Личность свободна и сильна, если она осознает себя личностью. Но такое осознание  не только индивидуально, оно еще  социально и исторично. Только при  выполнении этих условий мы имеем  действительно морально свободного человека в свободном обществе2.

Большое значение для становления личности имеет  самовоспитание, которое является целенаправленной деятельностью человека по совершенствованию  своей личности. Самовоспитание зависит  от окружающей среды, внутреннего мира человека, степени и специфики  его потребностей, его ценностной ориентации.

Огромную  роль в формировании личности играет труд. Именно в непосредственной деятельности человек формируется как личность. Положительные индивидуальные качества личности обогащают весь коллектив, упрочняют общественные связи. Затирание  индивидуальности равносильно потере творческого начала в трудовом коллективе.

Руководитель  должен уметь наблюдать поведение  человека в конкретных ситуациях:

что больше его радует - личное благополучие или  общие достижения;

легко ли он поддается искушениям или умеет  сдерживать себя;

струсил или  проявил мужество в трудную минуту;

скромен он и самокритичен или высокомерен  и прочее.

Ответы на эти вопросы помогут узнать внутреннее содержание человека, выявить его  как индивидуальность и понять как  личность. Особое место в этом ряду имеет испытание человека властью.

Однако факт поведения личности в конкретной ситуации еще не объясняет причин поведения. Факт поведения - это следствие. Важно же найти причину такого поведения, выявить, какое значение для личности имеют данные события: вдохновляют или подавляют они  человека, насколько отвечают его  потребностям и интересам.

Раскрытие личностного  смысла, причины того или иного  поступка может дать истинное понимание  самого человека.

Видеть в  каждом работнике человека, индивидуальность и личность - самое первое условие  выбора нужных форм и методов воздействия  на подчиненных. Умение индивидуально  работать с людьми, принимать во внимание их природные и личностные особенности, создавать условия  для проявления способностей и дарований - все это залог успешной работы руководителя с людьми3.

 

2. Психологическая  структура личности

 

До сих  пор мы рассматривали процесс  управления организацией, абстрагировавшись  от человека со всеми его достоинствами  и недостатками. Сегодня на первое место ставятся проблемы управления людьми как личностями, а организационная  сторона управления отодвигается на второй план и превращается в своего рода фон, на котором эти проблемы рассматриваются.

Под "личностью" чаще всего подразумевают человека как субъекта активной сознательной деятельности, обладающего конкретной совокупностью социально значимых черт. Эти черты, с одной стороны, формируются под воздействием природных  свойств человека - физиологического состояния организма, высшей нервной  деятельности, памяти, эмоций, чувств, особенностей восприятия, а с другой - таких социальных моментов, как  роль, статус, знания, опыт, привычки и  т.п.

Личность  состоит из совокупности отдельных  элементов, тесная взаимосвязь и  взаимообусловленность которых  составляет ее первое свойство. Второе свойство личности заключается в  активной деятельности, направленной на познание и преобразование окружающего  мира. Третьим свойством является устойчивость поведения, позволяющая  достаточно надежно его прогнозировать и на основе этого управлять им.

Первым элементом  образующим личность, можно считать  ее направленность, которая создает  устойчивую ориентацию поведения человека независимо от конкретной ситуации, обусловливает  его цели и мотивы. Направленность определяется такими моментами как  интересы, стремления, склонности, идеалы.

Информация о работе Социально-психологические методы управления