Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Теория и практика менеджмента - на печать.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)
  1. МЕНЕДЖМЕНТ, ЕГО СУЩНОСТЬ И РАЗНОВИДНОСТИ. ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ МЕНЕДЖМЕНТА.

Термин management (в пер. с англ.) означает управление. Наиболее распространенное толкование: менеджмент это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Существует несколько  понятий менеджмента, определяющих его как:

1) дисциплину, изучающую  процессы управления предприятиями,  которая обобщает опыт руководителей  и результаты научных исследований, и поэтому полезна как для  начинающих, так и для опытных менеджеров;

2) непосредственно процесс  управления;

3) аппарат управления, те, работники предприятия, занимающие высшие позиции в иерархии организации.

Менеджмент является и наукой, и искусством, т.к. существуют определенные приемы управления. Но они могут быть как эффективны в одних ситуациях, так совершенно непригодны в других. В результате необходимо уметь оценить ситуацию и найти наиболее эффективный метод управления.

Сущность менеджмента заключается в его функциях, основными из которых являются: планирование, организация, мотивация и контроль.

Задачи менеджмента:

1) тактическая – это поддержание устойчивого функционирования организации;

2) стратегическая – это развитие предприятия и перевод его на более высокий и качественно иной уровень.

Разновидности менеджмента.

1. Производственный менеджмент определяет: оптимальный объем и структуру выпускаемой продукции; используемые технологии; рациональный способ загрузки оборудования; расстановку кадров; управление персоналом; способы разрешения конфликтов; способы устранения сбоев и неполадок; методы проведения текущего контроля

2. Снабженческо-сбытовой  менеджмент включает: организацию подписания хозяйственных договоров; закупку, доставку и хранение сырья, материалов и комплектующих; хранение и отправку конечной продукции покупателям.

3. Инновационный  менеджмент направлен: на управление научно-исследовательской деятельностью, прикладными разработками; создание опытных образцов; внедрение инноваций в производство.

4. Маркетинг-менеджмент  занимается: исследованием рынков; определением существующего и потенциального спроса на продукцию; разработкой ценовой и рекламной политики предприятия.

5. Менеджмент персонала занимается: подбором, расстановкой и обучением персонала; определением методов мотивации сотрудников; созданием благоприятного психологического климата на предприятии; улучшением труда и быта работников; налаживанием и поддержанием отношений с профсоюзами.

6. Финансовый менеджмент управляет: созданием бюджета и финансового плана организации; формированием и распределением ресурсов фирмы; оценкой сложившегося и перспективного финансового состояния предприятия; принятием мер по укреплению финансового положения организации.

7. Эккаунтинг-менеджмент занимается сбором, обработкой и анализом данных о работе организации, их сравнением с предыдущими и плановыми показателями и результатами конкурентов с целью выявления слабых сторон и потенциальных возможностей фирмы.

 

Менеджмент – вид  профессиональной деятельности, направленный на формирование и использование ресурсов организации для достижения конечных целей.

Цели достигаются с  помощью различных принципов, функций  и методов социально-экономического механизма менеджмента.

Менеджмент также означает область знаний, которая направлена на изучение возможностей эффективного управления. Кроме того, менеджмент – это управляющий персонал предприятий и фирм.

Таким образом, менеджмент представляет собой многоплановое  явление, которое охватывает происходящие в организации процессы.

Менеджмент предприятия  регулируется законами развития рынка, поэтому одной из целей менеджмента является приспособление деятельности предприятия к постоянно меняющимся условиям рынка. Рассматривая менеджмент как процесс, можно увидеть, что управление представляет собой систему, работа которой заключается в выполнении связанных между собой функций.

Основными функциями менеджмента являются: планирование, организация, регулирование, контроль, анализ.

При планировании определяются цели и план деятельности предприятия, средства, необходимые для реализации этого, разрабатываются также наиболее эффективные методы достижения целей. Основываясь на прогнозах и стратегических планах, обеспечивается вся будущая работа предприятия.

При организации происходит распределение задач между работниками (подразделениями) и установление взаимодействия между ними. Главной задачей является формирование структуры компании и обеспечение ее всем необходимым (оборудование, денежные средства, персонал и т.д.). Организация направлена на создание необходимых условий для достижения запланированных целей.

Регулирование – одна из основных функций менеджмента, которая гарантирует непрерывность действий. Целью является достижение согласованности в работе всех звеньев организации. Такая согласованность достигается путем установления оптимальных связей между ними (собрания, отчеты, компьютерная связь и т.д.).

Задача контроля заключается в количественной и качественной оценке результатов работы. Цель контроля – создание системы управления, которая поможет предприятию достичь намеченных целей своего развития. Поэтому основными инструментами контроля являются наблюдение, проверка всех сторон деятельности, учет и анализ.

Анализ – сбор, обработка, хранение и использование информации для обоснования и реализации управленческих функций, а также получение обратной связи, то есть подведение итогов деятельности социально-экономического развития за определенный промежуток времени  

 

 

  1. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ОСОБЕННОСТИ МЕНЕДЖМЕНТА. ПРИНЦИПЫ МЕНЕДЖМЕНТА.

Менеджмент – вид управления, который в полной мере отвечает потребностям развития рынка. В условиях рыночной экономики менеджмент ориентирует компании на удовлетворение потребностей и запросов потребителей, на организацию производства такой продукции, которая пользуется спросом и способна приносить предприятию доход.

Современный менеджмент характеризуется следующим:

1) постоянным стремлением  к увеличению эффективности деятельности;

2) хозяйственной самостоятельностью;

3) направлением деятельности на достижение запланированных целей;

4) использованием современной информационной базы для принятия решений и т. д.

Поэтому основными целями менеджмента являются прогнозирование, планирование и достижение намеченных результатов.

Для реализации этих целей и для получения в будущем высокой прибыли предприятию требуется обеспечить эффективный производственный процесс с помощью рационального управления производством. При этом на предприятии должна быть развита технико-технологическая база, а также наличие высококвалифицированных кадров.

Таким образом, менеджмент должен обеспечить эффективную деятельность предприятия. Для этого необходимо решить следующие задачи менеджмента:

1) обеспечить организацию  сырьем и ресурсами; 

2) производство товаров  и услуг должно быть с учетом  потребностей потребителей;

3) организовать сбыт продукции;

4) обеспечить стабильное  положение предприятия на рынке и т.д. для этого должны решаться основные вопросы менеджмента: определение целей организации, разработка стратегий развития, жесткий контроль деятельности работников, эффективное управление персоналом.

Особенности менеджмента заключаются в следующем:

1. Менеджмент является американским феноменом, который характеризуется ясностью, точностью (предполагает разделение обязанностей) и объективностью (оценка результатов).

2. Менеджмент – это наука об управлении людьми, которая предполагает выполнение работы при помощи других людей.

3. Менеджмент является междисциплинарной наукой.

4. Менеджмент – это социальная наука, т.е. не точная наука (нет единого правила).

5. Менеджмент имеет постоянно изменяющийся характер.

 

Выделяют следующие  принципы менеджмента:

1)сочетание научности  и творчества: заключается в том,  что деятельность руководителя  основывается на профессиональных  знаниях и навыках, но в некоторых  случаях в связи с невозможностью их использовать принятие управленческого решения основывается на интуиции или импровизации;

2) целенаправленность  предполагает, что управленческая  деятельность должна быть направлена  на достижение определенной цели, разрешение создавшихся проблем;

3) сочетание специализации и универсальности предусматривает необходимость индивидуального подхода к решению проблемы с одной стороны, а с другой – разрешение проблем является составляющей деятельности организации и строится на общих принципах ее функционирования;

4) последовательность  базируется на строго определенной  последовательности выполняемых  действий во времени и пространстве, нарушение которой может принести  к неразберихе в работе и,  как следствие, затягиванию выполнения  задач (например, сначала следует определить необходимый штат сотрудников, а после этого заполнять вакансии, а не наоборот). Некоторые работы имеют циклический характер – повторяются периодически, (например, периодически или непрерывно должны проводиться маркетинговые исследования покупательского спроса или составляться планы работы предприятия на будущий год);

5) непрерывность предполагает, что каждый вид деятельности  является основой для следующего  вида (например, инженерный проект, на который затрачиваются значительные  средства, должен быть реализован на практике, т.к. иначе работа данного сотрудника будет ненужной, а затраты напрасными);

6) сочетание централизованного  руководства и самоуправления  выражается в принятии решений  на местах в соответствии с  распоряжениями и указаниями  менеджера;

7) концентрация внимания  на индивидуальных особенностях  работников, а также способностях  их взаимодействия в коллективе  ориентируется на создание благоприятной  психологической атмосферы, определенной  организационной культуры, с помощью  которых облегчается процесс принятия решений, а, следовательно, увеличивается эффективность работы;

8) обеспечение целостности  прав и ответственности на  каждом уровне работы выражается  в недопустимости превышения  прав над ответственностью, т.к  подобная ситуация сопряжена с произволом руководящих лиц, но диспропорция в обратную сторону подавляет рабочую инициативу и активность сотрудников, т.к. инициатива оказывается наказуема;

9) состязательность участников  управления позволяет лично заинтересовать  работников на основе материального, морального и организационного поощрения работника, достигшего наиболее высоких результатов;

10) предельно широкое  привлечение сотрудников в процесс  принятия управленческих решений  основывается на том, что при  участии в данном процессе  руководителей (работников) разных уровней принятое решение более охотно и легко выполняется, чем то, которое в приказном порядке спускается от руководства.

 

 

 

 

 

 

 

  1. ТЕХНОЛОГИИ МЕНЕДЖМЕНТА. МЕТОДЫ МЕНЕДЖМЕНТА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ МЕНЕДЖМЕНТА

Технология менеджмента  – это система методов эффективного управления, т.е. определенные методы сбора и обработки информации, разработка и внедрение систем контроля, определенные принципы управления персоналом и т.д.

Объектами изучения менеджмента  являются человек, организация, общество. Предметом изучения менеджмента является управленческое взаимодействие. Поэтому исходя из особенностей организации применяется различное управление: основанное на потребностях и интересах; основанное на постоянных проверках; по результатам деятельности; по целям деятельности и т.д. В одной организации могут применятся как отдельные технологии, так и их сочетание. Такой выбор зависит от конкретной ситуации.

Технология управления, основанная на потребностях, применяется  тогда, когда в организации не существует планов формирования производства и управления; работники не заинтересованы в деятельности компании и часто конфликтуют с руководством; существует большая текучесть кадров. В такой ситуации управление направлено на стимулирование деятельности персонала, которое осуществляется за счет удовлетворения материальных (потребности в пище, одежде, жилье) и социальных интересов. В результате обеспечения всех интересов работника происходит рост производительности труда.

Технология, основанная на постоянных проверках, имеет место тогда, когда деятельность работников недостаточно скоординирована; взаимодействие между персоналом и подразделениями плохо налажено; со стороны начальства отсутствует контроль за результатами деятельности работников, квалификация работников недостаточна.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"