Шпаргалка по "Менеджменту"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 21:37, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы по дисциплине "Менеджмент".

Файлы: 1 файл

Теория и практика менеджмента - на печать.doc

— 314.00 Кб (Скачать файл)

Работая в неблагоприятных  санитарно-гигиенических условиях, человек не хочет, да и не может  правильно организовать свое рабочее  время. Для наведения порядка на рабочем месте необходимо соблюдать четыре основных принципа:

1) правильное расположение  в хранение нужных вещей;

2) поддержание чистоты  на рабочем месте;

З) устранение ненужных вещей, мешающих процессу работы;

4) постоянная подготовленность рабочего места.

Теория постановки целей  описывает сознательный процесс  постановки целей человеком, которые  определяются его поведением. Человек  ради достижения поставленных перед  собой целей готов пойти на определенные действия.

Процесс мотивации посредством постановки целей выглядит следующим образом: человек, осознав и оценив события вокруг себя, определяет цели, к которым он будет стремиться; исходя из поставленных целей, он выполняет определенную работу и в итоге достигает конечного результата.

В соответствии с теорией постановки целей выделяют следующие характеристики целей, от которых зависит уровень исполнения работы: сложность (степень профессиональности, которая необходима для ее достижения; чем сложнее цели, которые ставит перед собой человек, тем лучше его результаты, поэтому повышение целей приводит к повышению результатов): специфичность (количественная ясность цели; чем конкретнее и определеннее цель, тем лучше конечный результат; при этом цель не должна быть слишком узкой); приемлемость (степень восприятия цели; приемлемость цели напрямую зависит от ее достижимости — достижима она или нет) и приверженность (готовность затратить определенное количество усилий для достижения целей; может, как повышаться, так и понижаться по мере исполнения работы).

В теории постановки целей  рассматриваются также две группы факторов, от которых зависит качество исполнения работы, — организационные  факторы и способности работника. Эти факторы напрямую влияют на цели.

В теории также описываются  процессы, которые определяют удовлетворенность и неудовлетворенность полученным результатом при реализации цели: 1) внутренние процессы — человек оценивает полученный результат и соотносит его с поставленной целью, после чего наступает либо удовлетворение, либо неудовлетворение; 2) внешние процессы — реакция на результаты труда от окружающих. Если они реагируют позитивно — удовлетворение, если негативно — неудовлетворение.

Недостатками  теории постановки целей является следующее:

1) нельзя применить  ко всем людям, так как существует различная степень ориентации на цели у разных групп людей;

2) не определяет однозначно, как должен происходить процесс  постановки целей;

3) не определяет конкретного  субъекта постановки цели —  группа или индивид;

4) неточно обозначено, на что должно быть направлено стимулирование.

 

 

 

 

 

  1. МИССИЯ ОРГАНИЗАЦИИ. ФОРМИРОВАНИЕ, СОДЕРЖАНИЕ И НАЗНАЧЕНИЕ

 

Миссия — смысл  существования организации (ценности, верования, принципы). Миссия — это  утверждения, раскрывающие смысл организации, где проявляется отличие (уникальность) данной организации от ей подобных. Миссия отражает интересы сотрудников организации, ее владельцев, покупателей и партнеров, общества в целом.

Формирование миссии происходит за счет интересов основных субъектов организации — собственников, сотрудников и покупателей, поскольку они оказывают наиболее сильное влияние на предприятие: собственники организовывают деятельность предприятия; сотрудники создают и реализуют продукцию; покупатели отдают деньги за продукт. Ф. Котлер выделял следующие факторы формирования миссии организации: 1) история фирмы; 2) стиль поведения персонала; 3) состояние среды; 4) отличительные особенности организации.

Содержание миссии показывает отличие данной организации от подобных ей предприятий. При пояснении миссии должны быть задействованы следующие характеристики организации:

1. Целевые ориентиры  организации (стремление организации).

2. Сфера деятельности (какой продукт реализуют и  на каком рынке).

3. Философия организации  (ценности и верования в организации).

4. Возможности и способности осуществления деятельности (отличительные возможности, сила организации, технологии).

5. Имидж, которым обладает  организация.

Назначение миссии в  организации:

1) дает общее представление  об организации, о ее стремлениях  и целях, при этом закрепляет имидж организации;

2) формирует единство  внутри организации — миссия  способствует пониманию цели  организации всеми сотрудниками; определению места сотрудников  в организации; миссия также  определяет атмосферу в организации,  которая является основой построения и осуществления деятельности;

3) дает возможность  для более эффективного управления, так как миссия является основой  для выработки и реализации  цели; она обеспечивает стандарты  распределения ресурсов; расширяет  смысл и содержание деятельности работников.

Миссия организации  должна быть четко сформулирована. Миссия не определяет сроки выполнения, а только задает общую направленность деятельности организации.

 

 

 

  1. ЦЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ. ВИДЫ И КЛАССИФИКАЦИЯ ЦЕЛЕЙ. ПРОЦЕСС ПОСТАНОВКИ ЦЕЛЕЙ В ОРГАНИЗАЦИИ

Цель организации —  это отдельное конкретное направление  деятельности организации. Как правило  выделяют обычные (концепция развития организации по самым важным направлениям деятельности) и специфические (для  каждого подразделения, которые  определяют основные направления его деятельности) цели. В свою очередь, специфические цели можно подразделить на оперативные — роль подразделения в осуществлении общих целей, и операционные — цели для определенных работников, чтобы достичь оперативные цели.

 Выделяют также следующие виды целей: краткосрочные — цели, достигаемые во время производственного цикла; долгосрочные — цели, реализуемые в конце производственного цикла; среднесрочные — промежуточные цели, задающиеся по необходимости.

Наиболее распространенные направления, по которым устанавливаются цели, являются прибыльность, положение на рынке, производительность, финансовые ресурсы, человеческие ресурсы и т.д. В соответствии с этим существует следующая классификация целей: 1) материальные цели, те, цели достижения определенных материальных результатов. Такие цели могут иметь стоимостное выражение и достигаются обычно посредством реализации определенных мероприятий; 2) финансовые цели (стоимостные или денежные) — цели, направленные на ожидание в будущем определенных финансовых результатов или отдельных частей этих финансовых результатов. Финансовые цели характеризуются как абсолютными, так и относительными показателями. Такие цели достигаются только после достижения материальных целей; З) социальные цели- цели, которые определяют будущие взаимоотношения между людьми как внутри организации, так и вне ее. Социальные цели выстраивают модель поведения работников организации. Этот вид целей может носить денежный и неденежный характер (уровень доходов персонала, культура организации).

В крупных организациях, где существует несколько различных  подразделений и несколько уровней  управления, обычно возникает иерархия целей. Иерархия целей — перестроение целей более высокого уровня в  цели более низкого уровня. Особенности  иерархии целей заключаются в следующем: 1) цели более высокого уровня носят более широкий и долгосрочный характер; 2) цели низкого уровня выступают средствами для достижения целей высокого уровня. Самая важная задача в организации — правильно построить иерархию целей.

Цели организации имеют  следующие характеристики: достижимость, гибкость, измеримость, совместимость  и приемлемость.

Цель является инструментом управления организацией, если она  сформулирована и формализована; если она доведена до исполнителя; если она  принята и разделена. Для установления цели организации необходимо свести все интересы субъектов влияния, что на практике сделать достаточно тяжело.

Установление целей  может происходить централизованно  и децентрализовано. Существуют организации, где установление целей носит промежуточный характер — между централизованным и децентрализованным. Централизованное установление целей — цели определяются руководством и подчинены единой ориентации. Недостатком такой системы является то, что цели не принимаются более низкими уровнями организации. де централизованное установление целей — цели устанавливаются на верхних и нижних уровнях организации. Цели могут устанавливаться как сверху вниз, те. цели определяются исходя из целей более высокого уровня, так и снизу вверх — установленные на нижнем уровне цели являются основой для вышестоящих целей. Во всех случаях постановки целей руководство играет решающую роль.

Процесс постановки целей  состоит из четырех этапов (по О.С. Виханскому, А.И. Наумову):

1-й этап — анализ  окружающей среды и выявление преобладающих тенденций в ней. Цели сильно зависят от состояния среды, поэтому при их постановке руководство организации должно предвидеть изменения, которые могут происходить в окружающей среде.

2-й этап — постановка  целей для организации в целом. Эти цели устанавливаются при помощи различных критериев. Для постановки целей также важен предыдущий опыт определения целей и имеющиеся ресурсы организации.

3-й этап — построение  иерархии целей. На этом этапе  определяются долгосрочные и  краткосрочные цели, достижение которых отдельными подразделениями будут приводить к достижению общих целей организации.

4-й этап — постановка  индивидуальных целей, т.е. определение  целей для каждого работника.  При таком установлении целей  сотрудники получают информацию о конечных целях организации и способствуют их достижению. Индивидуальная постановка целей очень важна для иерархии целей.

Процесс постановки целей  подразумевает, что цели не вечны  и в любой момент могут быть изменены.

 

  1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ И ЕГО СПЕЦИФИКА. ТИПЫ УПРАВЛЕНИЯ

 

Стратегическое управление — это управленческая деятельность по постановке и реализации долгосрочных целей, поддержанию эффективных  взаимоотношений фирмы с ее окружением при соответствии поставленных целей  ее внутренним возможностям, т.е. это процесс, с помощью которого осуществляется взаимодействие организации с окружающей средой. Стратегическое управление — это своего рода философия бизнеса и менеджмента. При стратегическом управлении формируется общая картина желаемого будущего организации — занимаемые позиции на рынке, определенная организационная культура и т.д.

Специфика стратегического  управления заключается в том, что  этот процесс не носит универсальный  характер. Существуют следующие недостатки: 1) стратегическое управление не имеет конкретных теорий, которые предписывают, что и как делать в той или иной ситуации, поэтому оно не может быть сведено к определенному набору процедур и схем; 2) требуются большие затраты времени и ресурсов для создания стратегического управления в организации, в результате чего появляется необходимость создания гибкого стратегического плана; З) в стратегическом предвидении возникает много ошибок, которые впоследствии усиливают негативные последствия. Так, например, неверный прогноз и в дальнейшем неверный стратегический выбор могут привести к прекращению существования организации; 4) в стратегическом управлении обычно делается акцент на планирование, а не на реализацию стратегического плана.

В современной практике существуют два типа стратегического  управления:

1-й тип — управление, основанное на определении позиции,  те, управление, происходящее посредством  выбора стратегических позиций.  Организация предвидит возможные  изменения и может вовремя отреагировать на них. Это тип управления, включающий в себя долгосрочное стратегическое планирование.

2-й тип — управление, связанное со своевременной реакцией. Такой тип управления отвечает  на все быстрые и неожиданные  изменения в окружающей среде,  основан на гибких и экстренных решениях, включает в себя управление в условиях неожиданностей и управление по сильным и слабым сигналам.

Для формирования стратегического  управления в современной организации  обычно сочетают эти типы управления. Сочетание зависит от условии окружающей среды.

 

 

 

 

  1. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ. УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ

 

Процесс стратегического  управления организацией состоит из нескольких взаимосвязанных между  собой этапов — анализа окружающей среды, определения общего направления развития организации, выбора стратегии, реализации стратегии, оценки и контроля реализации стратегии. Каждый этап имеет самостоятельное значение.

1-й этап: анализ окружающей  среды, подразумевающий анализ  общей среды — макроокружение (изучение состояния экономики, политических процессов, технологического развития общества); оперативной среды — непосредственное окружение (покупатели, поставщики, конкуренты) и внутренней (кадры, организационная культура, производство, маркетинг и т.д.) среды организации.

Информация о работе Шпаргалка по "Менеджменту"