Шпаргалка по дисциплине "Управление персоналом"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 14:17, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на 63 вопроса по дисциплине "Управление персоналом".

Файлы: 1 файл

упр персон.docx

— 245.21 Кб (Скачать файл)

Работа с персоналом, как  и другая область управления, имеет  свои правовые основы. Они выступают  регулятором взаимоотношений между  всеми категориями работников, являются одной из главных гарантий соблюдения прав граждан, дают возможность повышать эффективность работы, способствуют борьбе с субъективизмом и произволом. Правовое регулирование работы с персоналом отражено в государственном, административном и трудовом праве. В административном итрудовом праве кадровые вопросы решаются более широко, чем в государственном. В зависимости от юридической силы нормативных актов о труде их делят на законы, указы и подзаконные акты.

Закон представляет собой  нормативный акт, исходящий из высшего  органа государственной власти и  обладающий высшей юридической силой. Законы бывают конституционными и обыкновенными. Первые входят в содержание конституции  Российской Федерации и субъектов  РФ. Обыкновенные законы принимаются  на основе и в развитие конституционных  законоположений. Сводными законодательными актами о труде в каждой из автономных республик являются кодексы законов  о труде.

Указ - это второй по своему значению вид нормативных актов о труде  граждан. Его принимают отдельные  органы власти Российской Федерации  и автономных республик. Наряду с  указами они также принимают  постановления.

Подзаконные нормативные акты - это  акты, издаваемые соответствующими органами на основании и во исполнение действующего законодательства. В России их издают Правительство РФ, отдельные министерства и Государственные комитеты.

Нормативные приказы и инструкции министров Российской Федерации  издаются на основе и во исполнение законов, указов, постановлений и  других нормативных актов вышестоящих  органов государственного управления.

Нормативные акты местных органов  власти издаются в пределах представленных им прав, на основании и во исполнение законов Российской Федерации и  субъектов РФ.

Деятельность кадровых служб в  большей мере основывается на трудовом праве. Оно определяет порядок установления и прекращения трудовых правоотношений работников, порядок организации  их труда в организациях, устанавливает продолжительность рабочего дня, размеры оплаты труда не ниже установленного законом минимального размера; правила внутреннего трудового распорядка; предусматривает меры поощрения за добросовестный труд и меры наказания за нарушение дисциплины труда; определяет порядок рассмотрения трудовых споров и устанавливает обязательные правила охраны труда.Все основные нормы трудового права объединены и изложены в новом Трудовом Кодексе. Новый ТК РФ предусматривает, что трудовой договор должен заключаться в случаях выборов, избрания по конкурсу, назначения на должность, разрешает заключение трудовых договоров о работе по совместительству; возможность заключения ученического договора; устанавливают ответственность работодателя перед работником во всех случаях причинения ему ущерба; возмещение работнику морального вреда; предусматривает в качестве одного из основных способов защиты трудовых прав работников, их самозащиту; право работнику в случае задержки заработной платы на срок более 15 дней после письменного извещения работодателя приостановить работу на весь период до выплаты, задержанной суммы.

  1. Основные подходы к формированию персонала.

Под привлечением персонала  понимают обеспечение потребности  организации в персонале в  количественном и качественном отношении. Требования к «качеству» сотрудников  определяются ролью и местом человека в системе управления и закреплены в нормативно-методических документах организации: внутрифирменных стандартах качества персонала, должностных инструкциях  и др.В настоящее время прием на работу рассматривается как спрос и предложение рабочей силы, при этом не только человек должен соответствовать должности, но и должность должна соответствовать человеку.Методология оптимального соотнесения работников и рабочих мест называется профессиональным клирингом. Идея профессионального клиринга заключается в том, чтобы, с одной стороны, каждый человек из множества профессий выбрал ту, которая для него более подходит, а из множества рабочих мест – то место, которое отвечает его способностям, знаниям, навыкам и желаниям; а с другой стороны, предприятие получило работников, наиболее достойных и подходящих занимать существующие должности. При таком подходе в равной степени удовлетворяются интересы обеих сторон. На практике существует 2 основных подхода к привлечению персонала(см. рис. 3,4): 
• покупка «готовых специалистов», 
• выбор потенциально сильных претендентов с нужными мотивами.

Рис. 3.

Рис. 4.

  1. Факторы, влияющие на процесс найма персонала в организацию.

Процесс найма персонала зависит  от внутренней и внешней среды  организации.На рис. 5 представлены основные внутренние и внешние факторы, оказывающие влияние на процесс управления персоналом.

Рис. 5.

стратегия развития организации (см. табл. 1).

Табл. 1.

Стратегия развития организации

Влияние на технологию привлечения сотрудников

Предпринимательская стратегия

Поиск людей, способных идти на риск и доводить дело до конца. Прием  на работу, в основном, молодых людей, новаторов, обладающих высоким потенциалом

Стратегия динамического  роста

Поиск «гибких», верных людей, способных рисковать. 
Подбор компетентных и беспристрастных сотрудников

Стратегия прибыльности

Поиск сотрудников с узкой  ориентацией на результат. 
Акцент на компетентность в области поставленных задач, экспертов в узкой области. Набор персонала, готового к выполнению своих обязанностей

Ликвидационная стратегия

Набор сотрудников маловероятен из-за сокращения штатов. 
Возможность продвижения имеют те, кто обладает требуемыми навыками

Стратегия циклическая (круговорота)

Поиск разносторонне развитых сотрудников

Тип совместной деятельности

Тип совместной деятельности – это  способ взаимодействия сотрудников  в рамках коллективного решения  задач. Различают совместно-взаимодействующий, совместно-последовательный, совместно-индивидуальный и совместно-творческий способы  взаимодействия сотрудников при  выполнении работы

Концепция управления персоналом

Концепция управления персоналом определяет место и роль человека в общей  системе управления и выдвигает  требования к «качеству» сотрудников  организации (см. табл. 3).

Табл. 3.

Концепция управления персоналом

Требования к  кандидатам на должность

Экономическая 
(использования трудовых ресурсов)

Профессиональные навыки

Организационная административная 
(управления персоналом)

Профессиональные знания, 
опыт, 
профессиональные навыки, 
личные качества

Организационная социальная 
(управления человеческими ресурсами)

Профессиональные знания, 
опыт, 
профессиональные навыки, 
личные качества, 
совместимость с коллективом

Гуманистическая 
(управления человеком)

Требований нет

Тип кадровой политики

При формировании персонала в зависимости  от степени открытости организации  по отношению к внешней среде различают открытую и закрытую кадровую политику (см. табл. 4).

Табл. 4.

Информация о работе Шпаргалка по дисциплине "Управление персоналом"