Этика менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка рекомендаций по совершенствованию этики менеджера.
Задачи:
изучить теоретические основы этики менеджмента;
провести анализ, практические ситуации этики менеджера на примере предприятия ОАО «Газпром»;
выявить направление совершенствования этики менеджера.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Теоретические основы этики менеджера 6
1.1 Сущность этики менеджера
1.2 Факторы формирования этики менеджера в России 9
1.3 Важнейшие тенденции развития этики менеджера в ХХI веке 11
Глава II Анализ этики менеджера (на примере предприятия ОАО «Газпром»)
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Газпром» 14
2.2 Оценка этики менеджмента на предприятии ОАО «Газпром» 18
Глава III 3.1 Рекомендации по совершенствованию этики менеджмента 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО  «Уральский государственный экономический  университет»

 

 

 

Кафедра менеджмента

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Основы менеджмента »

по теме: «Этика менеджера»

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила: студентка II курса, группы БМ-10

Корякина  Кристина

Научный руководитель:

Мельчекова  Ольга Георгиевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2011

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                              3

Глава I Теоретические основы этики менеджера                                                6

1.1 Сущность этики менеджера                                                                     

1.2 Факторы формирования этики менеджера в России                                      9

1.3 Важнейшие тенденции развития этики менеджера в ХХI веке                  11

Глава II Анализ этики менеджера (на примере предприятия ОАО «Газпром»)

2.1 Краткая  характеристика предприятия ОАО  «Газпром»                            14

2.2 Оценка этики менеджмента на предприятии  ОАО «Газпром»                  18                                  

Глава III

3.1 Рекомендации по совершенствованию этики менеджмента                       27                                     

Заключение                                                                                                             29

Список используемой литературы                                                                       30

 

Введение 

 

На протяжении всей истории человечества общество делилось на тех, кто управляет и тех, кем управляют. Но до начала ХХ века люди мало задумывались о самом понятии «у управление, используя интуицию, как на который опирались руководя людьми (подчиненными).

Только  с начала ХХ века управление начинает отделяться и развиваться как  отдельная наука, название которой - менеджмент.

Внимание, главным образом, уделяется тому, как менеджер (руководитель) должен

Управлять своими подчиненными, что бы предприятие  было успешным и работало эффективно, т.к. современное общество показывает, что предприятие будет наиболее успешно при умелом и грамотном  руководстве. Также надо помнить, что  организация должна представлять собой  единое целое, и если работа менеджера  не будет организована правильно, то он не сможет работать эффективно, а это, естественно, скажется на работе организации в целом.

Следовательно, менеджер должен правильно планировать  и организовывать свою работу.

Очень важно  в работе менеджера придерживаться этических (моральных) принципов, соблюдать  профессиональную этику и этикет.

Этика [ греч.ethike от ethos – нрав, обычай]

  1. наука о сущности, происхождении и развитии морали;
  2. совокупность принципов и норм поведения какой-либо группы, профессии.

Менеджер  – это человек, который занимается управленческой деятельностью профессионально, он повседневно управляет функциями  и ресурсами фирмы так, что  бы сохранить ее основный пропорции; обладает полномочиями принимать управленческие решения и выполнять их.

Из этого  можно сделать вывод, что этика  менеджмента– это некоторая система  идеалов, на которые должен опираться  менеджер (предприниматель, руководитель, любой другой деловой человек), чтобы  достичь поставленной цели. Основывается на нравственных принципах, определенных правилах поведения как на предприятии, так и вне его. Также базируется на правовых критериях, устанавливающихся законодательными актами государства, и на международных правилах и принципах.

Для того, чтобы добиться успеха, необходимо обладать хотя бы азами профессиональной этики менеджера, основами этикета.

Другими словами можно сказать, что этика  менеджмента – это наука, рассматривающая  поступки, поведение человека, действующего в сфере управления. Наиболее важна  там, где действия менеджера соотносятся  с общечеловеческими этическими требованиями.

Сосредоточена на широком спектре различных  вариантов поведения руководителей  и подчиненных. В центре внимания – цели и средства для достижения их как руководителей, так и подчиненных.

На сегодняшний  день очень важна моральная и  этическая сторона деятельности руководителей (менеджеров).

На это  существует несколько важных причин:

  1. Т.к менеджер служит примером для своих подчиненных, а так же для других менеджеров, то его поступки, отклоняющиеся от этических норм будут служить неким сигналом к тому, что, якобы дозволенно делать то, что на самом деле делать нельзя. Следовательно его нарушения моральных и этических принципов служат дурным примером, что, непременно, отразится на работе коллектива и фирмы в целом.
  2. Менеджер выполняет воспитательную роль, а значит, формирует отношение подчиненных к тому предприятию, на котором они работают, к тем товарам и услугам, которые производят, к клиенту, друг к другу. Поэтому, как всякий хороший учитель, должен всеми своими поступками создавать правильное отношение ко всем выше перечисленному.
  3. Любой поступок менеджера (как дурной, так и хороший) воздействует на его подчиненных и формирует комплекс этических норм и моральных устоев окружающих его людей (клиентов, поставщиков, конкурентов, покупателей)

Цель: разработка рекомендаций по совершенствованию  этики менеджера.

Задачи:

    • изучить теоретические основы этики менеджмента;
    • провести анализ, практические ситуации этики менеджера на примере предприятия ОАО «Газпром»;
    • выявить направление совершенствования этики менеджера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I Теоретические основы этики менеджера                                            

1.1 Сущность этики менеджера

 

Современный менеджмент оказывает влияние на общество — на направление его  развития, культуру, систему духовных ценностей, устремлений, на систему  оценки образа жизни, уровня жизни и  пр. Уровень этичности поведения, поступков отдельных членов общества и всего общества в целом зависит, таким образом, кроме прочих условий, и от уровня этичности функционирования такого мощнейшего социального института, которым является в XXI в. менеджмент.

Занятие таким  трудом, как менеджмент, престижно, так как предполагает высокий  уровень образования, профессионализм, достаточно высокую оплату труда. Все  это делает важность моральной, этической  стороны деятельности менеджера  бесспорной.

Причины этого:

1.    Менеджер служит примером отношения  к своим служебным обязанностям  для рядовых сотрудников и  других менеджеров; нарушение им  этических норм может быть  воспринято рядовыми сотрудниками  как своего рода «сигнальная  ракета» — можно делать то, что нельзя. И, поскольку менеджер  в центре внимания, этические  нарушения с его стороны служат  дурным примером в большей  степени, нежели подобные же  действия рядового сотрудника.

2.    Любое действие, поступок менеджера  имеют не только сиюминутный  эффект. Своими этичными (или неэтичными) действиями, в течение некоторого  времени, он формирует комплекс  моральных устоев окружающих  его людей: подчиненных, потребителей (клиентов или покупателей), поставщиков  и даже конкурентов.

Выполняя  воспитательную роль, менеджер формирует  культуру отношения работников к  производимой ими продукции или  оказываемой услуге, правила общения  сотрудников друг с другом, основы контактов «менеджер — подчиненный» и т. п. Если говорить о внешней среде, то менеджеры, особенно топ-менеджеры, формируют стандарты отношений с конкурентами, поставщиками, деловыми партнерами и пр. В связи с этим современный менеджер должен сам показывать образцы нравственно безукоризненного поведения и воспитывать те же качества у своих подчиненных и у партнера. В конце концов, от нас самих зависит, каким языком разговаривают с нами люди.

Этичность действий работников определяется двумя группами факторов:

1. Комплекс  этических устоев, которыми личность  владеет от рождения, представление  о том, что есть добро и  что есть зло, т. е. свой  собственный этический кодекс, с  которым человек живет и работает, какую бы должность он ни  занимал и какую бы работу  он не выполнял.

2. Требования, которые приданы человеку извне:  это может быть этический кодекс  организации, где человек работает, правила внутреннего распорядка, устные требования менеджера  более высокого уровня.

По мнению Р. Н. Ботавиной, этика играет роль своеобразного  фильтра при реализации методов, стиля управления, при создании структуры  управления, при принятии решений. В  любом из этих процессов должна работать шкала оценки «этично — неэтично».

Следует учитывать, что в отличие от кодексов юридических  норм этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и  привычках. Нормы этики выражаются в общих фиксированных представлениях (заповедях, принципах) о том, как  должно поступать. Этика — это  принципы, отделяющие правильное поведение  от неправильного.

Сфера деятельности менеджера — организация, трудовой коллектив. Но организация — это  не просто некоторое множество отделов, департаментов или управлений. Это  сложнейшая система взаимоотношений, в которой должны действовать  свои правила. Конечно, взаимоотношения  менеджера и работников регулируются различного рода законами (например, Трудовым кодексом РФ), другими документами (например, должностной инструкцией). Но кроме законов (и, наверное, даже в равной степени) взаимоотношения людей между собой регулируются неписаными законами, правилами делового этикета.

Нормы этики  выражаются в общих фиксированных  представлениях (заповедях, принципах) о том, как должно поступать. Однако следует знать, что в морали должное  и фактически принятое совпадает  далеко не всегда и не полностью.

Даже закон  не обеспечивает предотвращение нарушений  норм морали, поскольку наказывает только самые очевидные нарушения, и готовые на риск ловкие предприниматели  находят способы, как его обойти. Контроль за соблюдением или несоблюдением  этических норм осуществляется только общественным мнением и человеческой совестью. Выход один — в идеалах  самого менеджера, предпринимателя, ведь у каждого из них свои представления  о том, как следует вести дело, какого поведения они ждут от окружающих по отношению к себе.

Человек должен сам осознавать общие принципы, нормы  и понятия добра и зла, внутренне  их принимать и соответствующим  образом направлять свои действия в  дальнейшем.

Именно поэтому  в морали громадную роль играет индивидуальное сознание (личные убеждения, мотивы и  самооценки), позволяющие человеку самому контролировать, внутренне мотивировать свои действия, самостоятельно давать им обоснование, вырабатывать линию  поведения.

В связи с  вышесказанным, актуальным становится управленческое обучение этическим  принципам ведения дел.

 

 

 

 

 

1.2 Факторы формирования этики менеджмента в России

 

Когда Россия перешла к рыночной экономике, появилась  проблема формирования соответствующего этой экономике менеджмента. Т.к. не существует общего, исторически сложившегося аналога перехода от административно-командной  системы управления, то возникает  вопрос о том, что должна быть сформирована модель современного российского менеджмента. Такая ситуация возникла из-за того, что Россия всегда шла по собственному пути развития, а так же из-за нарушений преемственности в развитии нашей страны.

На протяжении ХХ века эти нарушения происходили, как минимум, дважды: в результате Октябрьской революции 1917 года, а так же в 1991 году после распада СССР и из-за кризиса административной командной системы управления страны.

В России определились 3 основные концепции  преобразований:

1) концепция, согласно корой  Россия должна была использовать  западную (преимущественно американскую) модель менеджмента.

Преимущества  модели:

- высокая  степень разработанности;

- большой  опыт применения;

- высокая  эффективность рыночной экономики  на западе

- также  учитывалось и то, что именно  западу (точнее США) СССР проиграл  экономическое соревнование с  капитализмом, то считалось, что  внедрение именно этой модели  способствует наиболее эффективному  развитию российского менеджмента.

- кроме  того, считалось, что данная модель  будет преобразована на российский  лад (как это было с марксисткой  теорией).

Опыт  первых 10 лет преобразований:

К положительным  результатам можно отнести демонополизация  государственной собственности, переход  к коммерческим принципам деятельности предприятий, свобода предпринимательской деятельности, возможности для населения в реализации своих способностей, увеличение доходов населения, насыщение рынка товарами и услугами.

Ошибки  и просчеты: не учтена подготовленность слоев населения к коренным преобразованиям  рынка, переоценена способность  к саморегулированию, ошибки в кредитно-денежной политике.

Информация о работе Этика менеджера