Этика менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка рекомендаций по совершенствованию этики менеджера.
Задачи:
изучить теоретические основы этики менеджмента;
провести анализ, практические ситуации этики менеджера на примере предприятия ОАО «Газпром»;
выявить направление совершенствования этики менеджера.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Теоретические основы этики менеджера 6
1.1 Сущность этики менеджера
1.2 Факторы формирования этики менеджера в России 9
1.3 Важнейшие тенденции развития этики менеджера в ХХI веке 11
Глава II Анализ этики менеджера (на примере предприятия ОАО «Газпром»)
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Газпром» 14
2.2 Оценка этики менеджмента на предприятии ОАО «Газпром» 18
Глава III 3.1 Рекомендации по совершенствованию этики менеджмента 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

2)Концепция адаптации западной  модели менеджмента к российским  условиям.

Предлагает  не копирование, а приспособление модели запада к российским условиям и реалиям. К такой концепции экономической  модели общество пришло после неудачных  реформ 90-х годов.

Эта концепция  имеет как сильные стороны:

- отказ  от методов шоковой терапии

-нацеленность  на сближение российской модели  менеджмента с западной,

так и  недостатки:

-остается  открытым вопрос о том, насколько  будет оправданно использование  модели запада в России.

3)Концепция создания российской  теории менеджмента.

Концепция исходит из самобытности и особого  пути развития России. Основывается на самодержавии, православии, терпеливости, коллективизме, самопожертвовании, приоритете общественных интересов над своими. Но при всех внешних положительных  качествах таит в себе ряд сложностей и опасностей. К главным опасностям концепции относятся угроза консервации, возврат к ранее сложившимся управленческим отношениям ( без учета происходящих и в них изменений) и возможность изоляции страны от мирового опыта развития.

 

1.3 Важнейшие мировые тенденции развития менеджмента в в ХХI веке

 

  • Глобализация менеджмента. Проявляется в развитии межнациональных корпораций и менеджмента. Также развивается глобальная конкуренция. Глобализация менеджмента приводит к формированию общих и единых правил ведения бизнеса, а так же делового общения.
  • Менеджмент становится основным ресурсом развития. Т.к. возможности менеджмента безграничны, то уровень развития экономики стран все больше определяется совершенством профессионального менеджмента, а не размером территории или богатством природными ресурсами.
  • Нарастает неопределенность в развитии, неочевидная для менеджеров, но оказывающая на управление большое влияние. Существует 2 вида неопределенности: обусловленная внутренними свойствами объектов и и связанная с неполными знаниями об этих свойствах. Уровень неопределенности можно снизить с помощью прогнозирования развития и адаптации объекта к меняющимся условиям среды.
  • Роль информационных технологий повышается вместе с их влиянием на этику делового общения, а так же и на организацию.
  • Развитие новой организационной культуры. Переход к рыночной культуре от административной. Основывается на творчестве, сотрудничестве, нахождении наилучших решений, путем достижения компромиссов, а так же децентрализация.
  • Изменяется понятие о менеджменте и о самих менеджерах. Теперь это не узкий специалист, на него теперь возлагается ответственность за все принимаемые решения, а так же за процесс создания богатства.
  • Изменяется подход к подбору персонала. Сейчас работники больше ценят интересную работу, заботу о здоровье, свое свободное время. Заработная плата сравнивается с личными и деловыми качествами.
  • Управление на основе лидерства получило свое развитие в ХХI веке. К признакам лидерства относятся опыт, квалификация работника, положительные человеческие качества, образование и культура.

Результат действия этих тенденций - возникновение и развитие модели менеджмента ХХI века. В соответствии с ней менеджер может быть охарактеризован как стратег и знаток компьютерных технологий. В своих решения учитывает не только рыночные, но и внерыночные факторы. Менеджер ХХI века - новатор, лидер, человек, обладающий ярко выраженной харизмой.

Национальные особенности менеджмента  в России определяются многими факторами (историческими, геополитическими, социально-экономическими, социокультурными). В результате их воздействия на людей был сформирован российский менталитет (психология поведения, образ жизни населения страны, привычки и обычаи)

Влияние геополитического положения: т.к. Россия находится как в европейской, так и в западной части, то в  менталитете соединяются обы  противоположных начала (восточного и западного). Западное начало- стремление к свободе, индивидуализму. Восточное  же начало характеризуется высокой  степенью духовности, консерватизмом, коллективизмом. Соотношение коллективизма  и индивидуализма, как двух совершенно противоположных основ менталитета, постоянно меняется.

К примеру, до 1917 года господствовал коллективный образ жизни, в советское время  на вооружение взята коллективистская идеология. Человек в этом случае ничего не значил. Коллективизм обладает рядом преимуществ, среди которых  взаимодействие, взаимопомощь, обмен  опытом и т.д., но так же имел и  недостатки: возможность уйти от ответственности, отвести от себя вину, ограничение  свободы человека, порождение безынициативности.

Индивидуализм подразумевает социальное равенство, свобода личности.

Спустя 10 лет после начала рыночных реформ, выяснилось, ято большая часть  населения выступает за социальное равенство населения, но работа в  команде всегда была более эффективной. Таким образом, возникала задача оптимального сочетания обеспечения социального равенства, справедливости, работы в команде и соблюдения личных интересов каждого. К традиционным ценностям также добавилась свобода деятельности, высокая ответственность, в том числе и за собственное благополучие.

Вообще, наряду с такими противоположными началами, как коллективизм и индивидуализм, в российском менталитете сочетаются и такие противоположности, как  трудолюбие и леность, дефицит вежливости и высокий уровень культуры (литература, искусство), готовность к переменам и консерватизм, образованности и недисциплинированность и .д.

В таких  условиях основной задачей менеджмента  становится использование сильных  сторон населения и нейтрализовать его слабые стороны.

В общем  и целом, основной особенностью российского  менеджмента является его гибкость, его приспособляемость, маневренность.

Российский  менталитет заставляет государство  вмешиваться в экономику куда больше, чем в западных странах. Вместе с экономическими методами должны быть использованы и административные методы управления. Менеджмент в России должен учитывать противоречия, различия по регионам, развитие т.п. Это развитие идет в направлении увеличения индивидуализации, материальной обеспеченности и снижении политизированности.

 

Глава II

2.1 Краткая характеристика предприятия  ОАО «Газпром»

 

ОАО «Газпром»  — одна из крупнейших энергетических компаний в мире. Основными направлениями  ее деятельности являются геологоразведка, добыча, транспортировка, хранение, переработка  и реализация углеводородов, а также  производство и сбыт электрической  и тепловой энергии. Миссия «Газпрома» заключается в максимально эффективном  и сбалансированном газоснабжении  потребителей Российской Федерации, выполнении с высокой степенью надежности долгосрочных контрактов по экспорту газа.

Первые  газовые фонари зажглись в России на Аптекарском острове Санкт-Петербурга в 1819 г. История «большого газа»  в Советском Союзе началась в 1946 г. с пуском в эксплуатацию магистрального газопровода «Саратов — Москва». В 1989 г. на основе Министерства газовой  промышленности СССР был образован  Государственный газовый концерн  «Газпром». На его базе в 1993 г. создано  Российское акционерное общество «Газпром», переименованное в 1998 г. в Открытое акционерное общество «Газпром».

За рубежом  и в России Обществом зарегистрированы товарные знаки, исключительное право  использования которых принадлежит  ОАО «Газпром».

Известны  во всем “Газпроме” и дочерние Общество “Газпром трансгаз Екатеринбург”.

  “Уралтрансгаз” - такое наименование получило  УМГ “Бухара-Урал” в 1974 г. Оно  выступает в газовом хозяйстве  Урала в качестве головного  и системообразующего предприятия  дальнего транспорта газа. Более  чем десять тысяч работников  ООО “Газпром трансгаз Екатеринбург”  осуществляют обслуживание объектов  газотранспортной системы, транспортировку  и распределение голубого топлива  на территории четырех областей: Свердловской, Челябинской, Курганской и Оренбургской. В ведении “Газпром трансгаз Екатеринбург” - около 8 тысяч магистральных газопроводов и газопроводов-отводов диаметром до 1420 мм, 18 компрессорных станций, оснащенных 131 газоперекачивающим агрегатом общей мощностью 1017 МВт, а также более 260 ГРС. Непрерывно строятся и вводятся в эксплуатацию новые отводы, ГРС, газоизмерительные станции. Ведутся работы по реконструкции компрессорных станций и других объектов, направленные на повышение эффективности и внедрение новейших средств управления, контроля и защиты газотранспортной системы предприятия.

“Газпром  трансгаз Екатеринбург” принимает  газ от соседних газотранспортных и  добывающих предприятий — “Сургутгазпрома”, “Тюментрансгаза”, Оренбургского  газоперерабатывающего завода —  и поставляет его “Самаратрансгазу”, “Югтрансгазу”, “Баштрансгазу”, а  также в Кустанайскую и Актюбинскую  области Казахстана. Газ также  подается к 190 крупным населенным пунктам  региона, из них 45 — города, в том  числе крупнейшие промышленные центры. А количество газифицированных сел  и деревень измеряется несколькими  сотнями.

Администрация ООО “Газпром трансгаз Екатеринбург”  располагается в столице Уральского федерального округа, городе Екатеринбурге. Отсюда осуществляется оперативное  руководство, управление 31 филиалом. Основная и главная составная часть  предприятия - линейно - производственные управления магистральных газопроводов (их в “УТГ” 13). Также в составе  “Газпром трансгаз Екатеринбург”: Инженерно - технический центр, Управление материально - технического снабжения и комплектации, Управление связи, РСУ - 1, Ремонтно-восстановительные  поезда № 2, 3 и 4, Оренбургское ремонтно-восстановительное  управление, Управление “Энергогазремонт”, Управление “Уралавтогаз”, проектно - конструкторское бюро “Астром”, Управление технического транспорта и спецтехники, Автомобильный аварийно - восстановительный  поезд, Управление безопасности, Учебно-производственный центр, Управление эксплуатации зданий и сооружений, оздоровительные пансионаты “Озеро Глухое” и “Черданцево”, детская оздоровительная база “Прометей”.

ООО “Газпром трансгаз Екатеринбург” - неоднократный  победитель выставок энергосберегающих  технологий и оборудования. Немалое  внимание уделяется проблемам энергосбережения и перевода автомобильной техники  на газомоторное экологически чистое и дешевое топливо. Номенклатура выпускаемого ООО “Газпром трансгаз Екатеринбург” оборудования для  промышленного и бытового использования  газа, для индивидуального строительства  по энергосберегающим технологиям  составляет не один десяток позиций. Здесь и блочные ГРС, и газовоздушные  нагреватели, и мини-теплоэлектростанции, и котельные, и газоконтактные водонагреватели (КПД - до 95 процентов), и многое другое.

Вопрос обеспечения  энергетической безопасности заключается  в стимулировании эффективного использования  энергии, а также снижении зависимости  от импорта энергоносителей из одного источника. Такая политика активно  проводится в странах Западной Европы и закреплена в Зеленой книге  ЕС. Поскольку ОАО «Газпром» является крупнейшим внешним поставщиком энергоносителей в регион, данная реформа касается его в первую очередь. Следствием этого может стать снижение доли Группы на европейском рынке, являющемся ее традиционным экспортным регионом.

Примером могут  послужить реализация инвестиционных проектов и выход Газпрома на рынок  США, где преобладает высокая  конкуренция со стороны работающих на этом рынке поставщиков данного  вида топлива и высокая либерализация  цен  на газ.

Значительная доля добычи газа ОАО «Газпрома» приходится на Западную Сибирь, где суровый климат осложняет добычу и увеличивает себестоимость природного газа. Существенная географическая удаленность разрабатываемых западносибирских месторождений от основных регионов реализации продукции требует значительных затрат на транспортировку газа.

Значительная часть  выручки ОАО «Газпрома» номинирована в долларах или евро, тогда как большая часть затрат номинирована в рублях. В связи с этим существенное влияние на результаты финансово-хозяйственной деятельности оказывает изменение темпов инфляции и обменных курсов.

В последние несколько  лет сохраняется ситуация, когда  удельные затраты в капитальном  строительстве в нефтегазовой отрасли  растут темпами, превышающими темпы  инфляции. Определяющими факторами  этого роста являются увеличение цен на сырье, материалы, комплектующие, услуги, в том числе цен на металл, газоперекачивающие агрегаты, затраты  на бурение скважин и т. д. Для  минимизации рисков, связанных с  ростом затрат, ОАО «Газпром» использует тендеры по выбору поставщиков товаров, исполнителей работ и услуг, ведет  работу напрямую с поставщиками. Разработана  и реализуется программа оптимизации (сокращения) затрат, осуществляется работа по повышению эффективности управления, прозрачности и контроля за расходованием  средств.

Данные проблемы возникают на пути развития практически  любой крупной структуры, однако Газпром уверенно смотрит вперед, укрепляя позиции на глобальном энергетическом рынке, способствуя повышению авторитета и влияния компании в мировом  сообществе, а также обеспечению  долгосрочного роста ее стоимости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Оценка этики предприятия  ОАО «Газпром»

 

Правила и нормы этики, принятые в организации  ОАО «Газпром», выступают в роли регулятора отношений, который или  будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования  может складываться стихийно.

Система регулирования поведения работников в трудовом коллективе достаточна сложна. Работодатель, наняв наемных работников, должен учитывать всю систему  регуляторов, действующую в организации. Важнейшими из них являются следующие: распоряжения работодателя, трудовое законодательство, моральные нормы, традиции, убеждения работников, религиозные  ценности, которые разделяют работники, общечеловеческие ценности, групповые  ценности и многое другое.

Информация о работе Этика менеджера