Этика менеджера

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа

Описание работы

Цель: разработка рекомендаций по совершенствованию этики менеджера.
Задачи:
изучить теоретические основы этики менеджмента;
провести анализ, практические ситуации этики менеджера на примере предприятия ОАО «Газпром»;
выявить направление совершенствования этики менеджера.

Содержание работы

Введение 3
Глава I Теоретические основы этики менеджера 6
1.1 Сущность этики менеджера
1.2 Факторы формирования этики менеджера в России 9
1.3 Важнейшие тенденции развития этики менеджера в ХХI веке 11
Глава II Анализ этики менеджера (на примере предприятия ОАО «Газпром»)
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Газпром» 14
2.2 Оценка этики менеджмента на предприятии ОАО «Газпром» 18
Глава III 3.1 Рекомендации по совершенствованию этики менеджмента 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30

Файлы: 1 файл

Курсовая по менеджменту.docx

— 55.41 Кб (Скачать файл)

Работодатель  предоставляет работнику возможности  для совершения определенных действий, поощряет, мотивирует его, а если это  необходимо, заставляет воздерживаться от некоторых поступков, видов поведения, оценивая поведение, пытается исправить  его различными методами.

Каждый  руководитель использует определенный механизм регулирования — совокупность средств и методов, с помощью  которых он направляет, координирует поведение наемных работников. Важная роль в механизме регулирования  поведения принадлежит нормативному регулированию, которое состоит  из ряда элементов, представляющих определенный процесс. Сначала определяют цели, которые  необходимо осуществлять, затем создают  нормативный правовой акт для  того, чтобы добиться поставленных целей. Далее создают условия  реализации норм, включая контроль за их соблюдением. Очень важно при  этом выбрать эффективные меры, чрезмерно  не обременяющие работника, не сковывающие  его инициативу.

Этические нормы занимают особое положение  в системе общественных правил. С  одной стороны, они не предусматривают  такой жесткой системы социального  контроля, как, например, судебная для  законодательно утвержденных норм. С  другой стороны, этические нормы  могут существенно ограничивать личную свободу человека, более или  менее жестко регламентируя его  мысли, чувства, действия. «Двигателем» этой системы внутреннего самоконтроля являются такие мотивы как самоутверждение, самоидентификация, суеверие, социальное одобрение и так далее.

Эффективность внедрения этических стандартов в директивном порядке является крайне низкой. Для того чтобы они  стали индивидуальными жизненными правилами, они должны быть глубоко  вписаны в повседневную практику отношений человека с окружающим миром. Добровольное же принятие этих стандартов основывается на актуальных потребностях человека.

Организации, внедряющей концепцию правил этики  в организацию, необходимо знать  о возможных мотивах её соблюдения:

  1. Страх наказания. Это один из наиболее простых и древних мотивов, который нацелен на удовлетворение потребности в безопасности. Он распространен в кодексах универсальной этики, составляющих суть или являющихся элементами религиозных учений.
  2. Другой возможный двигатель этичного поведения – боязнь осуждения (морального порицания) другими членами группы, то есть той, с которой человек себя соотносит и на ценности которой ориентируется.
  3. Для человека значимой часто является принадлежность к какому-либо сообществу (профессиональному, социальному). Соблюдение профессиональных заповедей подчеркивает внутреннюю принадлежность к сообществу. Страх исключения из рядов сообщества за неисполнение профессиональных этических норм, что в ряде случаев означает и потерю возможности работать по профессии, представляет собой сильный рычаг для выполнения данных заповедей и норм.
  4. Мотив следующего уровня – соблюдение этических норм согласно личным представлениям человека о нравственности, подтверждение правильности своей жизни при выполнении этих законов. Здесь этические нормы играют более широкую, экзистенциальную роль, выполнение нравственного закона становится одним из условий гармоничного существования личности. Только на этом уровне выполнение нравственных норм является самодостаточной ценностью, при этом мнение группы перестает быть ведущим стимулом для их выполнения.

Самым популярным закрепленным сводом этических  правил в организации является Этический  Кодекс организации (корпоративный  кодекс этики), создаваемый для принятия решений, соответствующих этических  нормам, определяющий ценности и принципы поведения, необходимые для руководства  процессом принятия решений. Процессу его разработки, внедрения уделяется  достаточно большое внимание.

Структура этической системы в организации  состоит из следующих элементов:

  1. Продвижение этических стандартов поведения.
  2. Обучение.
  3. Информирование, сбор и анализ информации.
  4. Реагирование на существующие этические проблемы и нарушения этических норм, поощрение позитивного этического поведения.

В ходе продвижения  и обучения обеспечиваются знание и  понимание этических норм сотрудниками организации, а информирование и  реагирование обеспечивают поддержку  применения этих норм в ежедневной деятельности.

Цель  всех мероприятий по внедрению правил этики – сделать Кодекс понятным инструментом.

Так как  кодекс – управленческий инструмент, хоть и сравнительно новый, то нужно  научить сотрудников с ним  обращаться. Важно не просто ознакомиться с книжкой под названием «Кодекс  корпоративной этики», а научиться  использовать ее для разрешения сложных  этических ситуаций. Объяснение целесообразности введения этического кодекса в организации, значимость этих норм, как для организации, так и для сотрудника проходит в форме предварительной и  сопровождающей внутренней PR-компании. Это способ привлечь к ней внимание и запустить ее в живое обсуждение.

Обсуждение  содержания кодекса лучше проводить  в форме диалога в масштабах  всей компании. В процессе обсуждения происходит соотнесение и согласование индивидуальных и корпоративных  нравственных норм, позиций сотрудника и организации. При этом важно  учитывать предложения сотрудников, не противоречащие интересам организации.

Таким образом, оптимальными формами внедрения  являются:

  1. Интерактивные семинары (информирующие о кодексе и его исполнении).
  2. PR-обеспечение (призванное разъяснить, что такое кодекс, для чего он, как он работает, примеры его применения, способы разрешения сложных этических ситуаций).
  3. Трансляция через менеджмент, особенно - первых лиц (демонстрирующая, что руководство не только говорит о важности исполнения кодекса, но и само образцово его исполняет).

Тогда менеджеры  организации становятся «проводниками  этики», демонстрирующими поведенческие  модели этичного поведения.

Можно еще  раз отметить необходимость «публичности»  процесса создания Кодекса. На фазе внедрения  это позволит избежать сопротивления  сотрудников включению в их систему  ценностей «чуждых» этических норм.

Ключевым  элементом для обеспечения исполнения этических норм Кодекса является возможность выявления и реагирования на факты этических нарушений.

Для этого  создается подразделение или  назначаются ответственные лица, в функциональные обязанности которых  входит прием вопросов сотрудников, разбор этических ситуаций, реагирование на такие ситуации. Эту роль могут  выполнять, например, специалисты управления персонала, этические уполномоченные, комитет по этике и так далее. Конкретная конфигурация системы исполнения зависит от величины компании. Воплощение функций консультирования и контроля может быть различным – от включения  как одной из функций в обязанности  уже работающих специалистов (например, специалиста по организационной  культуре) до выделения штатной единицы (например, этического уполномоченного). Выполнение этих задач против ожидания занимает не так много времени.

Поддержанию актуальности темы в компании способствует постоянное информационное сопровождение  этой деятельности – от публичного доведения до сведения сотрудников  последствий неэтичного поведения  до ведения постоянной рубрики в  печатных (электронных) средствах коммуникации компании. В такой рубрике возможно публиковать как обсуждение конкретных ситуаций, так и философские эссе на морально-этические темы, способствующие более глубокому осмыслению роли этики в профессиональной жизни.

Также продвижению  Кодекса способствует нематериальное стимулирование к его исполнению: повышение общего балла при оценке сотрудников за отсутствие этических  нарушений, введение неформальной номинации  «этичный сотрудник».

Хотя  в разных компаниях этические  кодексы существенно различаются  в деталях, большинство из этих кодексов включают четыре основных философских  подхода:

  1. Утилитарный.
  2. Индивидуальный.
  3. Морально-правовой.
  4. Справедливый.

Суть  утилитарного подхода его в том, что этичное поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат для наибольшего  числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое  удовлетворяет наибольшее число  людей.

Концепция утилитаризма часто рассматривается  как анализ прибыли и издержек, поскольку она сопоставляет издержки и прибыль от принятия решения. Один из недостатков метода заключается  в трудности точного подсчета взятых в отдельности прибыли  и издержек. Многие факторы могут  быть измерены в денежном выражении (произведенные товары, продажи, фонд заработной платы, прибыль и так  далее.). Однако моральные качества сотрудников, психологическое удовлетворение, ценность человеческой жизни не могут  быть измерены таким способом. Людские  и социальные издержки остаются наиболее трудными для исчисления. Без таких  измерений анализ издержек и прибыли  остается неполным, а точный ответ  на то, является ли данная деятельность этичной или нет, не может быть получен. Другой недостаток концепции  утилитаризма состоит в том, что  большинство часто может попирать права меньшинства.

Несмотря  на эти недостатки, концепция утилитаризма при определении этичности деятельности широко используется в организациях.

Индивидуальный  подход исходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества. Но в  конке концов достигается общая  польза, так как люди стараются  согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки  в краткосрочной перспективе. Индивидуализм  формирует поведение, учитывающее  интересы других людей.

Морально-правовой подход основывается на предпосылке, что  человек или группа людей имеют  право на что-либо или имеют право  на должное обращение. Решение считается  неэтичным, когда оно нарушает права  человека. Этот принцип ставит во главу  угла взаимное уважение, даже если мы с  кем-то не согласны или кого-то не любим. Такая этическая концепция заставляет ценить личность. В процессе принятия решений могут быть учтены следующие  моральные права:

  1. Право свободного согласия. Человек может подвергнуться какому-то воздействию только с его полного и свободного согласия.
  2. Право на частную жизнь, тайну, секрет. За пределами работы человек может делать все, что ему хочется. Он может контролировать информацию о своей частной жизни.
  3. Право на свободу совести. Человек волен воздержаться от исполнения тех приказов, распоряжений, которые противоречат его моральным или религиозным нормам.
  4. Право на свободу слова. Человек может критиковать правильность, обоснованность и законность действий других людей, их соответствие этике.
  5. Право на должный прием. Человек имеет право быть беспристрастно выслушанным и право на справедливое обхождение.
  6. Право на жизнь и безопасность. Человек имеет право на защиту жизни, здоровья и безопасности.

Главный недостаток этого подхода—возникающая  при согласовании противоположных  интересов дилемма. Классическим примером такой противоположности является конфликт между правом наемного работника  на личную жизнь и правом нанимателя на защиту имущества своей фирмы  путем проверки работника на честность.

Справедливый  подход состоит в том, что этически верное решение должно основываться на принципах равенства, честности  и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо  распределяться среди разных групп людей. Для менеджеров имеет значение три типа справедливости. Распределительная справедливость требует, чтобы различия в вознаграждении людей не были основаны на произвольных характеристиках и на половых, возрастных, национальных и других различиях. Процедурная справедливость требует, чтобы права людей были контролируемы, защищены. Для этого права должны быть четко обозначены и постоянно и последовательно претворяться в жизнь. Компенсационная справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме того, люди не должны нести ответственности за события, которые находятся вне сферы их контроля.

В качестве предпосылок для формирования кооперативной (этической) взаимозависимости и  соблюдения основ Кодекса выделяются:

  1. Свобода и открытость информационного обмена.
  2. Взаимная поддержка действий, убеждение в их оправданности.
  3. Доверие, дружелюбие в отношениях сторон.

В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающие  взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях  другого; личностные особенности участников взаимодействия и их роль в коллективе.

В настоящее  время уделяется большое внимание на повышение уровня культуры не только вне, но и в самой организации. Есть комплекс причин, вызвавших появление  интереса к деловой этике и  этике менеджмента в частности. Главная среди них - суммарный  вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом в целом.

Этика деловых  отношений занимается анализом взаимоотношений  деловых партнёров с позиции  толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

Правила и нормы этики, принятые в организации  ОАО «Газпром», выступают в роли регулятора отношений, который или  будет способствовать успешной деятельности организации по достижению ее целей, или будет создавать препятствия, вести к распаду организации. Если администрация не будет регулировать этичные отношения, то процесс регулирования  может складываться стихийно.

Информация о работе Этика менеджера