Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Апреля 2013 в 18:00, курсовая работа
Цель: разработка рекомендаций по совершенствованию этики менеджера.
Задачи:
изучить теоретические основы этики менеджмента;
провести анализ, практические ситуации этики менеджера на примере предприятия ОАО «Газпром»;
выявить направление совершенствования этики менеджера.
Введение 3
Глава I Теоретические основы этики менеджера 6
1.1 Сущность этики менеджера
1.2 Факторы формирования этики менеджера в России 9
1.3 Важнейшие тенденции развития этики менеджера в ХХI веке 11
Глава II Анализ этики менеджера (на примере предприятия ОАО «Газпром»)
2.1 Краткая характеристика предприятия ОАО «Газпром» 14
2.2 Оценка этики менеджмента на предприятии ОАО «Газпром» 18
Глава III 3.1 Рекомендации по совершенствованию этики менеджмента 27
Заключение 29
Список используемой литературы 30
Работодатель
предоставляет работнику
Каждый
руководитель использует определенный
механизм регулирования — совокупность
средств и методов, с помощью
которых он направляет, координирует
поведение наемных работников. Важная
роль в механизме регулирования
поведения принадлежит
Этические
нормы занимают особое положение
в системе общественных правил. С
одной стороны, они не предусматривают
такой жесткой системы
Эффективность
внедрения этических стандартов
в директивном порядке является
крайне низкой. Для того чтобы они
стали индивидуальными
Организации, внедряющей концепцию правил этики в организацию, необходимо знать о возможных мотивах её соблюдения:
Самым популярным закрепленным сводом этических правил в организации является Этический Кодекс организации (корпоративный кодекс этики), создаваемый для принятия решений, соответствующих этических нормам, определяющий ценности и принципы поведения, необходимые для руководства процессом принятия решений. Процессу его разработки, внедрения уделяется достаточно большое внимание.
Структура
этической системы в
В ходе продвижения и обучения обеспечиваются знание и понимание этических норм сотрудниками организации, а информирование и реагирование обеспечивают поддержку применения этих норм в ежедневной деятельности.
Цель всех мероприятий по внедрению правил этики – сделать Кодекс понятным инструментом.
Так как
кодекс – управленческий инструмент,
хоть и сравнительно новый, то нужно
научить сотрудников с ним
обращаться. Важно не просто ознакомиться
с книжкой под названием «
Обсуждение
содержания кодекса лучше проводить
в форме диалога в масштабах
всей компании. В процессе обсуждения
происходит соотнесение и согласование
индивидуальных и корпоративных
нравственных норм, позиций сотрудника
и организации. При этом важно
учитывать предложения
Таким образом, оптимальными формами внедрения являются:
Тогда менеджеры организации становятся «проводниками этики», демонстрирующими поведенческие модели этичного поведения.
Можно еще раз отметить необходимость «публичности» процесса создания Кодекса. На фазе внедрения это позволит избежать сопротивления сотрудников включению в их систему ценностей «чуждых» этических норм.
Ключевым
элементом для обеспечения
Для этого
создается подразделение или
назначаются ответственные
Поддержанию актуальности темы в компании способствует постоянное информационное сопровождение этой деятельности – от публичного доведения до сведения сотрудников последствий неэтичного поведения до ведения постоянной рубрики в печатных (электронных) средствах коммуникации компании. В такой рубрике возможно публиковать как обсуждение конкретных ситуаций, так и философские эссе на морально-этические темы, способствующие более глубокому осмыслению роли этики в профессиональной жизни.
Также продвижению Кодекса способствует нематериальное стимулирование к его исполнению: повышение общего балла при оценке сотрудников за отсутствие этических нарушений, введение неформальной номинации «этичный сотрудник».
Хотя
в разных компаниях этические
кодексы существенно
Суть утилитарного подхода его в том, что этичное поведение приносит наибольшую пользу, создает максимальный социальный результат для наибольшего числа людей. Данный подход предполагает, что тот, кто принимает решение, обдумывает, рассчитывает каждую альтернативу с привлечением всех заинтересованных сторон, но и выбирает решение, которое удовлетворяет наибольшее число людей.
Концепция
утилитаризма часто рассматривается
как анализ прибыли и издержек,
поскольку она сопоставляет издержки
и прибыль от принятия решения. Один
из недостатков метода заключается
в трудности точного подсчета
взятых в отдельности прибыли
и издержек. Многие факторы могут
быть измерены в денежном выражении
(произведенные товары, продажи, фонд
заработной платы, прибыль и так
далее.). Однако моральные качества
сотрудников, психологическое
Несмотря
на эти недостатки, концепция утилитаризма
при определении этичности
Индивидуальный подход исходит из того, что действия являются нравственными, если они способствуют реализации долгосрочных индивидуальных интересов и целей человека. Индивиды рассчитывают наилучшие долгосрочные преимущества для себя как критерий решения высокого качества. Но в конке концов достигается общая польза, так как люди стараются согласовать друг с другом свои долгосрочные интересы, порой идя на уступки в краткосрочной перспективе. Индивидуализм формирует поведение, учитывающее интересы других людей.
Морально-правовой
подход основывается на предпосылке, что
человек или группа людей имеют
право на что-либо или имеют право
на должное обращение. Решение считается
неэтичным, когда оно нарушает права
человека. Этот принцип ставит во главу
угла взаимное уважение, даже если мы с
кем-то не согласны или кого-то не любим.
Такая этическая концепция
Главный
недостаток этого подхода—возникающая
при согласовании противоположных
интересов дилемма. Классическим примером
такой противоположности
Справедливый подход состоит в том, что этически верное решение должно основываться на принципах равенства, честности и непредвзятости, другими словами, выгоды и издержки должны справедливо распределяться среди разных групп людей. Для менеджеров имеет значение три типа справедливости. Распределительная справедливость требует, чтобы различия в вознаграждении людей не были основаны на произвольных характеристиках и на половых, возрастных, национальных и других различиях. Процедурная справедливость требует, чтобы права людей были контролируемы, защищены. Для этого права должны быть четко обозначены и постоянно и последовательно претворяться в жизнь. Компенсационная справедливость означает, что люди должны иметь компенсацию за нанесенные обиды, оскорбления. Кроме того, люди не должны нести ответственности за события, которые находятся вне сферы их контроля.
В качестве предпосылок для формирования кооперативной (этической) взаимозависимости и соблюдения основ Кодекса выделяются:
В свою очередь, взаимному доверию сторон способствует: наличие нейтральных лиц, облегчающие взаимные успехи; возможность получить предварительную информацию о действиях другого; личностные особенности участников взаимодействия и их роль в коллективе.
В настоящее
время уделяется большое
Этика деловых отношений занимается анализом взаимоотношений деловых партнёров с позиции толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.
Правила
и нормы этики, принятые в организации
ОАО «Газпром», выступают в роли
регулятора отношений, который или
будет способствовать успешной деятельности
организации по достижению ее целей,
или будет создавать