Этика и социальная ответственность менеджеров культуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 15:38, контрольная работа

Описание работы

Каждый из нас ежедневно встречается с десятками людей, имеет с ними самые разные, порою совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные и этичные по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не так-то легко.
Этика же помогает изучать нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его членов.

Файлы: 1 файл

Введение.docx

— 30.97 Кб (Скачать файл)

Введение

 

Этика - большая и важная часть общечеловеческой культуры, нравственности, морали, выработанной на протяжении многих веков жизни всеми народами в  соответствии с их представлениями  о добре, справедливости, человечности - в области моральной культуры и о красоте, порядке, благоустройстве, бытовой целесообразности - в области  культуры материальной.

Можно привести массу примеров полного неуважения к окружающим, допускаемого людьми:

  • сосед в театре или концертном зале широко и “навечно” положивший свои руки на оба подлокотника;
  • человек в музее или на выставке, который спиной загораживает экспонаты от других посетителей;
  • бесцеремонные сослуживцы, прерывающие важные деловые переговоры.

Каждый из нас ежедневно  встречается с десятками людей, имеет с ними самые разные, порою  совсем непростые отношения. И подчас найти правильные, разумные и этичные  по отношению к другому человеку решения возникающих конфликтов - не так-то легко.

Этика же помогает изучать  нравственное значение действий, мотивов, характеров. Этика, оставаясь серьёзной  философской наукой, становится одновременно жизненной позицией как общества в целом, так и отдельных его  членов.

В настоящее время уделяется  большое внимание изучению этики  деловых отношений, бизнеса и  управления с целью повышения  уровня культуры этих отношений. Она  занимается анализом взаимоотношений  деловых партнёров с позиции  толкования нравственных оценок причин успехов или неудач в какой-либо деятельности, в частности, в коммерческой и управленческой.

Есть комплекс причин, вызвавших  появление интереса к деловой  этике и этике менеджмента  в частности. Главная среди них - суммарный вред неэтичного, нечестного делового поведения, ощущаемый не только потребителями, но и производителями, деловыми партнёрами, сотрудниками, обществом  в целом, превышение этого общественного  вреда над индивидуальной или  групповой выгодой.

Менеджеры активно участвуют  в различных социальных мероприятиях. Сдерживающим фактором в этом участии  руководителей высшего звена  являются требования рядовых работников увеличивать доходы на акцию в  ежеквартальном исчислении. Из-за этого  управляющие вынуждены отказываться от финансирования программ, o6ycловленных  социальной ответственностью.

Давно существует такая форма  социальной помощи, как добровольные пожертвования на местные благотворительные  нужды. Но в настоящее время распространяется форма личных контактов для оказания помощи. Ряд фирм проводят социальные мероприятия по специальным программам, которые предусматривают возможность  участвовать в их осуществлении  многим работникам. При этом используются различные подходы к реализации программ. Некоторые фирмы свои социальные программы реализуют при помощи своих же coтрудников или освобождают  своих людей для выполнения общественной работы. Выполнение работ для общества улучшает отношения между предприятием и местным населением. Одновременно эти оказывает положительное  влияние на самих сотрудников  и их отношение к своей работе. Некоторые предприятия, в продукции  которых нуждается общество, дарят  эту продукцию (организация компьютерных классов в школах и университетах, приобретение необходимого учебного оборудования).

Социальная ответственность  предотвращает конфликтные ситуации между организацией и обществом, в котором она функционирует. Для обеспечения высокой жизнедеятельности  организации необходимо постоянно  приспосабливаться к окружающей среде и постоянно откликаться  на проблемы социальных сообществ для  установления благожелательных отношений  с ними. Понесенные расходы оправдываются  благодаря совершенствованию различных  направлений развития общества и  улучшением отношения общества к  организации. Разумеется, организации  не должны заниматься мелочными вопросами. Социальная ответственность должна реализоваться в существенной помощи среде.

Мероприятия по социальной ответственности свойственны не только крупным организациям, их осуществляют и мелкие предприятия. И это не менее ценно, чем проведение мероприятий по социальной ответственности крупными фирмами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА I. Этика и социальная ответственность менеджеров культуры

1.1. Этика менеджера.

Этика — это принципы, определяющие правильное поведение  и его отличие от неправильного. Этика основана на этических нормах, т. е. системе общих ценностей  и правил, соблюдение которых организация  требует от своих сотрудников. Эти  ценности являются частью ценностей, существующих в культуре данного общества.

Этика – это учение о морали, нравственности, об обязанностях людей по отношению к родине, обществу, государству, друг к другу.

Этика включает набор принципов, позволяющих оценить поведение  человека или группы людей как  правильное или неправильное. Применительно  к менеджменту это принципы нравственной оценки поведения менеджера по отношению  к коллективу организации, партнерам, потребителям, конкурентам, органам  власти. Принципы, устанавливающие, что  хорошо в поведении менеджера, а  что – плохо, что может и  должен он делать с точки зрения морали, а что не должен, даже если это и не нарушает закона.

В отличие от нормативного поведения менеджера, регламентированного  писаными законами и правилами, этические  нормы не могут быть закреплены законодательно и поэтому не являются обязательными. И вместе с тем от соблюдения этих норм в большой степени зависит  успешность менеджмента, а их нарушение  способно нанести непоправимый ущерб  организации.

В качестве неэтичного менеджмента  можно привести следующие достаточно распространенные явления:

-выбор в качестве целей организации заведомо аморальных ориентиров в надежде, что процесс их достижения будет вполне этичным ( «средства оправдывают цель»);

-неэтичные методы достижения весьма благородных целей («цель оправдывает средства»).

В ряде случаев этические  нормы соответствуют нормативным, что облегчает их выполнение. Так  обстоит дело, например, с соблюдением  законов (законопослушание этично).

Аморальными и одновременно противоречащими закону являются обман, мошенничество, коррупция, воровство, нанесение материального ущерба, злоупотребление служебным положением, клевета, вымогательство, подделка документов, халатное отношение к работе, сознательное нарушение правил техники безопасности.

В большинстве случаев  этичное поведение менеджера  не регламентируется законодательно. Примерами нарушения моральных  норм, не влекущего за собой уголовного преследования, но тем не менее недопустимого  в менеджменте, могут служить:

– утаивание открытий и  изобретений (если это выгодно фирме);

– пренебрежение здоровьем  и чувствами персонала;

– несоблюдение данного  слова;

– нарушение устной договоренности;

– аморальное поведение  в быту;

– подбор кадров по принципу знакомства;

– сплетни, инсинуации (злокозненные слухи);

– унижение подчиненных;

– унижение перед начальниками;

– отказ от принятых обязательств;

– получение подарков от подчиненных, зависимых и заинтересованных людей;

– раскрытие служебных  и коммерческих секретов;

– раскрытие источника  информации, полученной доверительным  путем;

– невозвращение долга  в срок.

Этические принципы менеджмента  не являются чем-то незыблемым, окончательным. Общественное, культурное, социальное развитие, а также экономическое  развитие предъявляет к менеджеру  все новые моральные, нравственные требования.

Сегодня в круг этических  норм менеджмента входят:

– нетерпимость к классовому, расовому или национальному антагонизму;

– уважение к женщине, признание  ее равноправия с мужчиной;

– уважение к ветеранам  и старикам;

– уважение к властям  и руководителям;

– уважение к результатам  чужого труда;

– уважение к чужому горю;

– стремление к чистоте  и порядку;

– опрятность в одежде.

Нарушением этических  норм считается:

– неуважение к чужим  физическим недостаткам;

– неуважение к чужому мнению (если оно не совпадает с твоим);

– неуважение к науке, образованности, чужому опыту;

– нарушение правил общественного  поведения;

– обсуждение качеств и  поступков человека в его отсутствие;

– невыдержанность, грубость, брань.

Прямой обязанностью менеджера  является приобщение персонала организации (и прежде всего самого себя) к  этическому поведению. Для этого  должна планироваться и систематически проводиться работа по изучению этики  менеджмента, нравственному воспитанию коллектива, контролю за соблюдением  этических норм.

Для проведения указанной  работы в организации могут создаваться  специальные комиссии по этике с  соответствующими полномочиями. В некоторых  организациях функции такой комиссии возлагаются на особое должностное  лицо – адвоката по этике. О нем  говорят, что он является как бы «этической совестью организации». Комиссии по этике  создаются также при объединениях предпринимателей и менеджеров, общественных организациях, работающих в экономической  сфере, и т. д. Роль этих комиссий весьма велика, а авторитет непререкаем. В состав комиссий входят наиболее уважаемые, авторитетные бизнесмены, менеджеры, адвокаты. Решение комиссии по этике, содержащее осуждение менеджера  за неэтичное поведение, равносильно  приговору, не подлежащему обжалованию. Оно способно навсегда подорвать  деловую репутацию и поставить  крест на карьере менеджера.

 

 

 

1.2. Социальная ответственность  менеджера.

Наряду с необходимостью соблюдения этических норм важнейшей  нравственной задачей, решаемой менеджером, является проблема его социальной ответственности.

Социальная ответственность  менеджера (менеджмента) предполагает выполнение его организацией определенных обязанностей перед обществом, необходимость  добровольно участвовать в решении  социальных проблем населения той  страны, в которой он работает. Поскольку  социальная ответственность является сугубо добровольной, она существенно  отличается от нормативной, законодательно закрепленной юридической ответственности  менеджера. Рассмотрим ее основные отличительные  качества.

1. Сложность. Поскольку  социальная ответственность в  отличие от юридической не  имеет строгой нормативной регламентации,  реализация ее слабо разработана,  во многом носит вкусовой характер, менеджер к ней плохо подготовлен.

2. Неясные последствия.  Многие важные акты проявления  социальной ответственности не  имеют достаточной законодательной  базы (например, меценатство, благотворительность)  и поэтому их экономические  последствия порой не ясны  менеджеру. Это вызывает у него  опасения и как следствие –  отказ от их осуществления.

3. Потеря конкурентоспособности.  Расходуя средства на социальные  программы, менеджер вынужден  включать дополнительные издержки  в цену товаров и услуг, давая  тем самым преимущества своим  конкурентам.

4. Отступление от главной  цели менеджмента. Занимаясь бесплатными  социальными программами, организация  вынуждена отклоняться от своей  главной рыночной задачи –  максимизации прибыли. Это может  привести к необходимости частичного отказа от производства высококачественных товаров, ухода с выгодных рынков сбыта и т. п.

5. Моральное давление. Реализация  социальной ответственности инициируется  и сопровождается моральным давлением  общества. При этом нарушается  важнейший принцип рынка –  рыночная свобода. Организация  в ряде случаев теряет возможность  принимать экономические решения  исключительно по своей воле.

6. Дополнительный маневр  ресурсами. Социальные программы  дают возможность использовать  для них ту часть ресурсов  организации, которая в данный  момент не выгодна для целей  бизнеса.

7. Возможность получения  государственных льгот. Социальная  деятельность организации, как  правило, встречает ответную реакцию  государства в виде всевозможных  льгот и других форм поддержки  (преимущество в госзаказах, освобождение  от части пошлин, арендной платы  и т. д.).

8. Благоприятный предпринимательский  и инвестиционный климат. Социальная  деятельность организации поднимает  ее авторитет в глазах общества  и предпринимательских кругах, что  в стратегическом плане создает  благоприятные условия для инноваций  и бизнеса.

9. Возможность выбора  программ. Будучи добровольной, социальная  деятельность предоставляет менеджеру  свободный выбор объектов социальной  поддержки, ее характера, не  требующий какого-либо отчета.

 

 

 

 

1.3. Качества менеджера.

Менеджеру для его работы нужно прежде всего умение создавать  благоприятные условия для нормального  труда подчиненных и руководителей  нижнего уровня управления, нужна  способность прийти на помощь сослуживцам  и поддержать их в трудную минуту, готовность делегировать свои полномочия «вниз», необходимы уверенное владение обстановкой, прогнозирование ситуации, единство слова и дела.

В работе с людьми неприемлемы  навязывание своего мнения и режима труда подчиненным, подавление их инициативы, постоянная подозрительность и недоверие, злоупотребление административными  методами, игнорирование, подмена и  вмешательство в деятельность нижестоящих  руководителей, постоянное недовольство деятельностью персонала, грубые окрики и замечания, нудное «воспитание» и  боязнь похвалить хорошего работника.

Информация о работе Этика и социальная ответственность менеджеров культуры