Этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Перед данной курсовой работой стоит следующая цель – рассмотреть этапы развития менеджмента. Для решения этой цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть содержание менеджмента, его основных понятий.
2. Охарактеризовать возникновение, формирование и содержание различных школ управления:
а) школы научного управления;
б) классической (административной) школы управления;
в) школы психологии и человеческих отношений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….3
1. Менеджмент. Основные понятия……………………………………...…5
1.1. Понятие управления. Виды управления…………………………...…6
1.2. Понятие менеджмент………………………………………………..…9
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления…………………………………………………………………...11
2.1 Школа научного управления…………………………………………..11
2.2. Классическая (административная) школа управления……………...14
2.3. Школа психологии и человеческих отношений………………….….16
2.4. Школа науки управления (количественная школа)……………….…19
3. Менеджмент в XXI веке……………………………………………….….24
3.1. Базовые концепции нового менеджмента………………………….…24
3.2. Прогнозирование развития менеджмента в России……………….…26
Заключение…………………………………………………………………....28
Список литературы…………………………………………………………...30
Приложение А «Приоритеты и тенденции развития менеджмента»…….31

Файлы: 1 файл

Этапы развития менеджмента.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

 

                                                  Махон ХаМеШ

 

 

Факультет  Экономики  менеджмента и психологии

Кафедра  менеджмент организации

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

«Этапы развития менеджмента»

 

 

 

 

 

 

 

                                                Выполнила: Студентка 3  курса

 

                                                Мурусаева Елизавета Павловна

 

 

                                                                                        ___________

                                                              (подпись) 

 

 

 

                                                        Проверила:   научный руководитель 

                              

                                  Семенюк Нина Львовна

                                                                                   

                                                            

                                                                 __________

                                                                (подпись)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………..….3

1. Менеджмент. Основные понятия……………………………………...…5

  1.1. Понятие управления. Виды управления…………………………...…6

  1.2. Понятие менеджмент………………………………………………..…9

2. Возникновение, формирование  и содержание различных школ управления…………………………………………………………………...11

  2.1 Школа научного  управления…………………………………………..11

  2.2. Классическая (административная) школа управления……………...14

  2.3. Школа психологии  и человеческих отношений………………….….16

  2.4. Школа науки управления (количественная школа)……………….…19

3. Менеджмент в XXI веке……………………………………………….….24

  3.1. Базовые концепции нового менеджмента………………………….…24

  3.2. Прогнозирование  развития менеджмента в России……………….…26

Заключение…………………………………………………………………....28

Список литературы…………………………………………………………...30

 Приложение А «Приоритеты  и тенденции развития менеджмента»…….31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Переход к  рыночной экономике, юридическое признание  собственности вызвали к жизни  и возродили в России активную предпринимательскую деятельность. Развитие бизнеса требует от его участников освоения новых профессий, новых подходов к людям, к их деятельности, и, соответственно, самое главное – абсолютных знаний в теории и практике управления предприятием.

Этот факт имеет свою актуальность в связи с тем, что среди всех используемых в экономике ресурсов (материальных, трудовых, финансовых и других) важнейшее значение имеет управление, т.е. способность и умение вырабатывать цели, определять ценности, координировать выполнение задач и функций, обучать работников и добиваться эффективных результатов их деятельности. Именно качество и эффективность управления, его воздействие на людей с разным уровнем образования, опытом, квалификацией и интересами позволяют добиваться высокопроизводительной деятельности на предприятиях, в регионах, в различных звеньях экономики. Вот почему большое теоретическое и практическое значение имеет выявление и реализация наиболее эффективных и перспективных форм управления.

Рынок предъявляет  требования самостоятельно решать деловые проблемы, а это не возможно без знаний, умений, инициативы. Необходимо овладеть навыками использования экономических знаний на практике, формировать новое экономическое мышление. И одну из ключевых ролей в этом играет менеджмент – управление в рыночных условиях.

Первые ассоциации при упоминании термина «менеджмент»,— это управление. Несмотря на то, что для специалистов эти понятия далеко не синонимы, нужно признать, что менеджмент зародился как особый вид управленческой деятельности и поэтому его рассмотрение вполне справедливо начать с природы, истории развития управления и факторов возникновения менеджмента.

История возникновения и развития менеджмента примерно 4-5 тысячелетий. Менеджмент прошел многовековую эволюцию в рамках различных общественно-экономических формаций, цивилизаций.

Проблемы, имеющие  отношение к менеджменту, отличаются многообразием и отражают сложность и неоднозначность их исследования. Менеджмент имеет много аспектов, в том числе экономический, политический, социальный, финансовый, философский, психологический, технический, организационный. Каждый из них основан на относительно самостоятельных концепциях, на практике ими занимаются разные специалисты. Пока не существует единой теории менеджмента, объединяющей все его аспекты. Но концептуально различные теории менеджмента связаны между собой целями и направлениями развития предпринимательства.

Перед данной курсовой работой стоит следующая цель – рассмотреть этапы развития менеджмента. Для решения этой цели необходимо решить ряд следующих задач:

1. Раскрыть  содержание менеджмента, его основных  понятий.

2. Охарактеризовать  возникновение, формирование и  содержание различных школ управления:

а) школы научного управления;

б) классической (административной) школы управления;

в) школы психологии и человеческих отношений;

г) школы науки  управления или количественной школы.

3. Рассмотреть становление менеджмента на современном этапе.

 

Объект – менеджмент

Предмет – этапы развития

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I глава. Менеджмент. Основные понятия

В годы перехода нашей экономики на рыночные основы ведения хозяйства наряду с привычным словосочетанием «управление организацией или предприятием» стало нередким и другое — «менеджмент организации или предприятия». В настоящее время они чаще всего используются как понятия идентичные, взаимозаменяемые. Основанием для этого является одинаковая сущность категорий, выражаемых русским словом «управление» и английским «менеджмент» (managment). Это находит отражение в определениях данных понятий в фундаментальных работах отечественных и зарубежных авторов, где раскрывается их содержание.

Менеджмент  и управление в специальной управленческой литературе рассматриваются практически с одних и тех же позиций, что в известной мере отражено в табл. 11, где представлены наиболее часто используемые подходы к определению их сущности и роли в обществе.

Табл.1 «Подходы к определению сущности и роли управления и менеджмента»

 

 

Управление

Функция (вид  деятельности)

 

 

Менеджмент

Процесс

Люди, управляющие  организацией

Орган или  аппарат управления

Искусство (практика) выполнения работы

Наука (область  человеческого знания)


 

 

Такое совпадение не случайно, так как его основу составляют объективные процессы общественного  развития, оказывающие влияние на трактовку понятий и подходы к раскрытию их содержания. Понятие «менеджмент» появляется во время перехода экономики к рыночному методу хозяйствования. В настоящее время его используют как синоним понятия «управление». Они действительно, как видно из таблицы, являются родственными, однако имеются и некоторые отличия, которые будут рассмотрены далее.

 

1.1. Понятие управления. Виды управления

Управление  в той или иной мере интересовало передовые умы человечества с  древних времен. «Искусство управлять  людьми — самое трудное и высокое из всех искусств»2.

Во все  исторические эпохи, в каждой стране как хозяйственная, так и нехозяйственная (военная, религиозная, культурная и пр.) деятельность общества, человеческих коллективов сознательно управлялась. Можно было выделить два вида основных управляемых процессов:

- функционирование, которое обеспечивало сохранение  сообщества на основе обмена  со средой ресурсами, энергией, информацией;

- развитие, которое  создавало условия преобразования  сообщества в соответствии с  требованиями среды; восстановления нарушенного равновесия; перехода к новому качественному состоянию.

Следует отметить, что понятие «управление» относится  не только к человеческим сообществам  и трактуется гораздо шире. В самом  широком смысле понятие «управление» неразрывно связано с понятием «система», которое означает множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующее определенную целостность, единство. Система понимается также, как комплекс процессов и явлений, а также связей между ними, которому присущи: определенная целостность, единство, функционирование и развитие (целесообразно осознанное или неосознанное).

В указанном  контексте «управление» понимается как функция биологических, социальных, технических, организационных и  прочих систем, которая обеспечивает их целостность, сохранение их структуры и определенного режима деятельности. Управление само является системой и предполагает выработку и осуществление управляющих воздействий.

Суть управления сводится к разработке и осуществлению определенных воздействий со стороны субъекта управления на те или иные объекты управления в процессе некой целенаправленной деятельности. Таким образом, существуют по крайней мере три класса систем управления:

- управление  техническими системами — например, управление производственно-техническими процессами, механизмами, системами машин и пр.;

- управление  биологическими системами — например, управление жизнедеятельностью  организмов;

- управление  социально-экономическими системами  — управление людьми в их совместной деятельности. Это наиболее широкий класс систем управления, сюда входят широкий круг систем «не биологического» существования людей в их взаимодействии и деятельности.

Управление  — многогранное понятие. Можно сказать, что управление как:

- наука —  это система упорядоченных знаний  в виде концепций, теорий, принципов, способов и форм управления;

- искусство  — это способность эффективно  применять данные науки управления в конкретной ситуации;

- аппарат  — это совокупность структур  и людей, обеспечивающих использование и координацию всех ресурсов социальных систем для достижения их целей.

В человеческом сообществе термин «управление» обозначает совокупность скоординированных мероприятий, направленных на достижение поставленных целей. В. Зигерт дает такое определение: «управление — это такое руководство людьми и такое использование средств, которое позволяет выполнять поставленные задачи гуманным, экономичным и рациональным путем»3.

Итак, управление проявляется в человеческом сообществе в рамках совместной деятельности.

Таким образом, управление многообразно. Можно выделить следующие его виды:

- техническое  (управление естественными и технологическими процессами, например обработкой деталей на станках);

- государственное  (управление жизнью общества через различные институты — правовую систему, органы власти);

- идеологическое (внедрение в сознание членов  общества различных концепций, идеологий);

- негосударственное  и неполитическое управление  социальными процессами (например, движением в защиту окружающей среды);

- хозяйственное  управление производственной и  экономической деятельностью коммерческих и некоммерческих организаций.

Между всеми  этими видами управления есть нечто  общее. Это законы, принципы, правила. Их изучает наука об управлении, т.е. о деятельности людей, с помощью которой они добиваются поставленных целей. Деятельность эта осознанная, целенаправленная и представляет собой упорядочивание и подчинение своим интересам элементов внешней среды — общества, живой и неживой природы, техники. Управленческая деятельность предполагает: цели; планирование; организацию; контроль.

Если же речь идет об управлении в социальных системах, то к этим элементам следует добавить мотивацию и коммуникации, ибо успех во многом будет зависеть от того, насколько люди будут заинтересованы в нем и какие отношения сложатся между ними.

Управленческая  деятельность предполагает объект и  субъект управления. Те элементы, на которые направлена деятельность, образуют объект управления. В социальных системах это отрасли, объединения, предприятия, организации, индивидуальная трудовая деятельность. Направитель управленческой деятельности называется субъектом управления. Им может быть отдельный человек или группа людей. Субъект управления организационно и юридически оформляется в виде должности или совокупности должностей. Например, в колледже субъектами управления выступают Совет колледжа, директор, а объектом — дневное и заочное отделения, различные подразделения.

Информация о работе Этапы развития менеджмента