Этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2013 в 09:36, реферат

Описание работы

Управление в условиях рынка назвали менеджментом. Отличительными особенностями менеджмента являются: он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.
Менеджмент – это умение добиваться поставленных целей, используя труд и мотивы поведения других людей. Крупнейшие корпорации и банки являют стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру, а значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

Файлы: 1 файл

Etapy_Razvitia_Menedzhmenta.docx

— 34.24 Кб (Скачать файл)

 

ВВЕДЕНИЕ 

Тема моего реферата очень  актуальна в наше время, это можно  увидеть в следующем:

   Все науки базируются  на использовании исторического  опыта. Изучение  истории позволяет  избежать противоречий и ошибок, встречающихся на ранних этапах  развития.

   Наука управления  в этом отношении нисколько  не отличается от других наук. Как и любая другая наука,  она интересуется прошлым, настоящим  и будущим. Анализ прошлого  позволяет лучше понять и изучить  настоящее, чтобы спрогнозировать  будущее развитие. Знание истории  прошлого необходимо по следующим  основным причинам:

• это всегда очень интересно  и нужно знать;

• позволяет восполнить недостаток своих мыслей и объем  знаний;

• можно проанализировать основные вехи эволюционного развития науки и систематизировать их;

• позволяет извлечь опыт уроков из прошлого с тем, чтобы не повторять ошибок в будущем.

Знание и осмысление прошлого позволяет лучше понять современное  состояние науки, а также появлению  и формированию новых идей.

Развитие многих стран  мира, как показывает  опыт прошлых  лет, часто обращалось к истории. Это происходило в критические, судьбоносные периоды жизни общества, в периоды поиска путей выхода из сложившейся кризисной ситуации. В пример можно привести период реформирования системы управления в СССР в 60-е  гг., когда взоры многих отечественных  ученых устремились в прошлое, осмысление которого должно было помочь в поиске путей выхода из создавшегося положения.

   Подобный всплеск к прошлому, связанный с реформированием системы управления в СССР в 1979 г., произошел в СССР в 80-е гг., когда появился целый ряд работ по изучению эволюции зарубежного опыта управления. Перестройка системы управления, начавшаяся в нашей стране в период  М.С. Горбачева, также сопровождалась возрастанием интереса к изучению развития управленческой мысли.

   Создание совершенно  новой системы управления в  России адекватной для рыночных  отношений, является неотъемлемой  составляющей построения нового  общества.

   Управление в условиях  рынка назвали менеджментом. Отличительными особенностями менеджмента являются: он ориентирует фирмы на удовлетворение потребностей рынка, на постоянное повышение эффективности производства (получение оптимальных результатов с наименьшими затратами), на свободу в принятии решений, на разработку стратегических целей и программ и их постоянную корректировку в зависимости от состояния рынка.

   Менеджмент – это  умение добиваться поставленных  целей, используя труд и мотивы  поведения других людей. Крупнейшие  корпорации и банки являют  стержень экономической и политической силы великих наций. От них зависят правительства, многие из них имеют транснациональный характер, простирая свои производственные, распределительные, сервисные, информационные сети по всему миру, а значит, решения менеджеров, подобно решениям государственных деятелей, могут определять судьбы миллионов людей, государств и целых регионов.

 Однако роль менеджеров  не ограничивается их присутствием  в огромных многоуровневых корпоративных  структурах управления или же  в государственном аппарате. В зрелой рыночной экономике также важен малый бизнес. Количество составляет  более 95% всех фирм, по значению это наибольшая приближенность к повседневным нуждам потребителей и в то же время полигон технического прогресса в сфере нововведений. Для большинства населения это- работа. В нашей стране большинство мелких предприятий в производстве и сфере обслуживания приватизированы и относятся к малому бизнесу. Умение управлять такими предприятиями - значит выжить, устоять, вырасти. Как это сделать - вопрос эффективного менеджмента.   

   Термин «менеджмент»  применяют к любым типам организаций,  но, если речь идет о государственных  органах, то более правильно  применять термин – «государственное  управление», а для обозначения  обезличенной системы управления  употребляется термин «администрирование».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. РАЗВИТИЕ МЕНЕДЖМЕНТА  В РОССИИ

С начала XVII в., вопросам управления в России уделялось огромное внимание. Большой след в истории России и улучшении ее системы управления оставили многие ученые и экономисты. Такие известные, как русский экономист А.Л. Ордин-Нащокин, А.П. Волынский (кабинет-министр с 1738 г. по 1740 г.), В.Н. Татищев (главный управляющий горных заводов в Сибирской и Казанской губерниях (с 1730 г. по 1740 г.) и выдающийся русский ученый М.В. Ломоносов. Также можно отметить заслуги в реформировании системы управления России П.А. Столыпина. С 1906 г. он занимал две должности — министра внутренних дел и премьер-министра; Столыпин занимался совершенствованием местного самоуправления. Построение социализма в СССР требовало создания новейшей общественной организации управления социалистическим производством.

В первые годы Советской власти  большую известность получили труды многих ученых, таких как А.А. Богданов, А.К. Гастев, О.А. Ерманский, П.М. Керженцев, Н.А. Амосов.            

Известный советский ученый А.К. Гастев занимался вопросом совершенствования теории и практики организации труда- им сформулирована и обоснована концепция, получившая название «трудовые установки». Внедрением методики трудовых установок в практическую деятельность занимался Центральный институт труда (ЦИТ),  который был создан осенью 1920 г. при ВЦСПС. Недостатком концепции трудовых установок Гастева стала слабая разработка самой методики трудовых установок, выбор слишком узкой базы исследования, ориентация на индивидуальность рабочего.

Важная роль в развитии научной организации труда и  управления в СССР принадлежит известному экономисту О.А. Ерманскому, внесшему значительный вклад в создание теории социалистической рационализации. Концепция Ерманскогобыла подвергнута резкой критике. Однако, несмотря на критику, вклад Ерманского в развитие теории и практики организации труда значителен. Он обобщил большой практический материал хозяйственного строительства в СССР.

Крупный вклад в развитие теоретических основ социалистической организации производственных процессов внес О.И. Непорентом. Все операции Непорент классифицировал по признаку их сочетания в производственном процессе на три вида: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное, показав их влияние на длительность производственного цикла.

В 30-е гг. была проделана  большая научная и практическая работа по созданию науки об организации производства, труда и управления.Результатом которой был выход в свет первого советского учебника по организации производства. Также, в эти же годы было положено начало формированию системы подготовки кадров с высшим и средним специальным экономическим образованием для предприятий и органов управления. Кроме того, была введена новая для того времени специальность — инженер-экономист, вскоре ставшая ведущей среди экономических специальностей.

Начиная с 1957 г. был осуществлен  переход к управлению промышленностью  и строительством по территориальному принципу через Советы народного хозяйства  экономических административных районов. Главным назначением этого было пресечение ведомственных тенденций в развитии промышленности.

В это же время рождаетсяважнаяветвь экономики - экономическая кибернетика, тесно связанная с использованием на практике экономико-математических методов. Создание кибернетики осуществлялось под руководством академиковА.И. Берга и В.М. Глушкова. Она сыграла важную роль в развитии теории управления производством.

Начиная с 1965 г. по настоящее  время, в нашей стране проводят три реформы, направленных на совершенствование системы управления народным хозяйством. Такие как:

  1. 1979 г, Реформа системы управления.
  2. (1986 г.) Ускорение социально-экономического развития и переход к рыночным отношениям (с 1991 г. и по настоящее время).
  3. 1965 г, Реформа системы управления экономикой.

 

     Во время серьезных изменений в политической системе управления, в стране развернулась дискуссия о механизме перехода к рынку.Комиссия, возглавляемая академиком А. Г. Аганбегяном, предложила три альтернативных варианта перехода к рыночным отношениям:

  1. внесение отдельных элементов рынка в существующую систему управления;
  2. быстрый переход к рынку без всякого государственного регулирования;
  3. создание системы управления на основе регулируемой рыночной экономики, такой вариант соответствует предложениям правительства.

Еще одна комиссия под руководством академика С. Шаталина подготовила программу, получившую название «500 дней», в которой был намечен целый комплекс мероприятий, необходимых для перехода к регулируемому рынку. Эта программа многие ученые назвали как «шоковая терапия».

По итогам дискуссии был  принят компромиссный вариант перехода от плановой системы управления к  регулируемому рынку;в его основу была положена программа «500 дней», основной целью которой было полное разрушение административно-командной системы управления. В ноябре 1991 г. пошел процесс формирования рыночных отношений в России.

Но, несмотря на все принятые меры, не удалось приостановить развала экономики России, социально-экономическая ситуация в стране продолжает ухудшаться. Приняли много ошибочных решений. Одной из причин сложившегося положения считается политика невмешательства правительства в экономику регионов и импортно-экспортные операции, начатая в 1992 г.

Сейчас в России наблюдается  разбалансированность всего механизма  управления страной. Отечественный менеджер в своей практической деятельности сталкивается с такими проблемами, которые совсем незнакомы западному менеджеру, поэтому в создавшихся условиях особое значение приобретает получение нового знания по искусству управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.  ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ МЕНЕДЖМЕНТА В МИРЕ

 

Рассмотрим этапы развития менеджмента в двадцатом столетии в целом, как в мировом сообществе, так и в России. Мы выделили 8 этапов в развитии менеджмента.

Первый этап развития менеджмента начался в начале двадцатого столетия и связан с учением Ф.Тейлорапо книге "Принципы научного управления", в которой он впервые рассмотрел научные подходы и принципы построения системы управления. Используя эту систему управления, американские фирмы и Америка в целом наглядно продемонстрировали ее практическую значимость и влияние на развитие экономики. Однако системный анализ модели управления Ф.Тейлора показал, что эта система нашла ограниченное применение вследствие непонимания ее сути рыночными структурами, фирмами и их руководителями.

Впоследствии под воздействием учения Тейлора позже появляются научные работы по менеджменту Френка, Гильберта, Ганита.

Второй этап развития менеджмента связан также на основе учения Ф.Тейлора с новыми подходами в развитии учения о менеджменте, но с принципиально новыми подходами. Появилась и используется на практике так называемая классическая (адмистративная) школа управления, родоначальниками которой стали А.Файоль, П.Урвик, Д.Муни, П.Слоун. А в частности, А.Файоль впервые предложил новую теорию менеджмента, раскрывающую его функции, принципы и необходимость теоретического изучения.

Третий этап развития менеджмента назвали "неоклассическим" - нарождается и начинает развиваться школа "человеческих отношений", развитие которой связано с именами ученых А.Файоля, Д.Муни, П.Слоуна, Э.Мейо.

Четвертый этап развития менеджмента относится к периоду 1940 – 1960 гг. В это время происходит эволюция управленческой мысли, которая направлена на развитие теории организации менеджмента на основе достижений психологической и социологической наук, оказывающих решающее воздействие на человека в системе управления.

Пятый этапразвития управленческой мысли отличается от всех предшевствующем ему тем, что происходит становление современных количественных методов обоснования управленческих решений под воздействием широкого использования в практике экономико-математических методов и электронно-вычислительной техники. Этот процесс развивается и в настоящее время. Так, Д.Макгрегор впервые раскрыл свою теорию и доказал, что отношение менеджера к своим подчиненным существенно влияет на их поведение и на рабочий климат в организации. (Годы развития этой концепции – 1950 – 1960 г.)

Шестой этап развития менеджмента относят к периоду 1970 – 1980 гг. Учеными – управленцами вырабатываются новые подходы в развитии теории управления, смысл которых сводится к организации – это открытая система, приспосабливающаяся к внутренней среде нужно искать во внешней среде. К этому периоду можно отнести теории: "стратегического менеджмента" И.Ансоффа, "теория властных структур между организациями" Г.Саланчика, "конкретной стратегии, конкурентоспособности, потребительских качеств продукции и ресурсов" Портера и т.д.

Информация о работе Этапы развития менеджмента