Этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Перед данной курсовой работой стоит следующая цель – рассмотреть этапы развития менеджмента. Для решения этой цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть содержание менеджмента, его основных понятий.
2. Охарактеризовать возникновение, формирование и содержание различных школ управления:
а) школы научного управления;
б) классической (административной) школы управления;
в) школы психологии и человеческих отношений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….3
1. Менеджмент. Основные понятия……………………………………...…5
1.1. Понятие управления. Виды управления…………………………...…6
1.2. Понятие менеджмент………………………………………………..…9
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления…………………………………………………………………...11
2.1 Школа научного управления…………………………………………..11
2.2. Классическая (административная) школа управления……………...14
2.3. Школа психологии и человеческих отношений………………….….16
2.4. Школа науки управления (количественная школа)……………….…19
3. Менеджмент в XXI веке……………………………………………….….24
3.1. Базовые концепции нового менеджмента………………………….…24
3.2. Прогнозирование развития менеджмента в России……………….…26
Заключение…………………………………………………………………....28
Список литературы…………………………………………………………...30
Приложение А «Приоритеты и тенденции развития менеджмента»…….31

Файлы: 1 файл

Этапы развития менеджмента.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

По мнению современного ученого О.С. Виханского, управление можно представить как определенный тип взаимодействия, существующий между двумя субъектами, один из которых в этом взаимодействии находится в позиции субъекта, а второй — объекта управления. Субъект направляет объекту управленческие команды, в соответствии с которыми он должен действовать. Субъект управления получает данные управленческие воздействия и функционирует согласно полученной информации. В основе управления лежит, с одной стороны, потребность и возможность субъекта управлять, а с другой — потребность и возможность объекта выполнять эти управленческие воздействия4.

 

1.2. Понятие менеджмент

Термин «менеджмент» (от лат. manus — рука) первоначально использовался для управления животными и означал искусство управлять лошадьми. Позже он был перенесен в сферу трудовой деятельности и стал обозначать область науки и практики управления людьми и организациями. «Словарь иностранных слов» определяет менеджмент как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством. В «Толковом словаре русского языка» СИ. Ожегов и Н.Ю. Шведова рассматривают менеджмент как искусство управления интеллектуальными, финансовыми, материальными ресурсами. Другие определяют менеджмент как способ, манеру общения с людьми; власть и искусство управления; особого рода умения и административные навыки; орган управления, административную единицу.5

 В исследованиях  значительное внимание уделяется  необходимости устранения некоторых  аспектов иерархии менеджмента. Некоторые ученые придерживаются точки зрения о том, что обособление функции управления — неизбежное следствие роста крупных организаций. В то же время, менеджмент является деятельностью, распределенной между всеми сотрудниками фирмы. Поэтому наиболее универсальным является следующее определение. Менеджер — это индивид, выполняющий работу с помощью других людей.

Управление по сравнению с менеджментом более широкое понятие, так как может быть использовано в отношении биологических и технических систем. Менеджмент — это профессионально осуществляемое управление любой хозяйственной деятельностью предприятия в рыночных условиях, направленное на получение прибыли путем рационального использования ресурсов. Менеджмент понимается как скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

Требуемые для  эффективного управления организацией навыки и умения необходимы не только профессиональной группе людей, которых называют менеджерами. Каждый индивид управляет собственной жизнью, и в этом смысле все являются менеджерами.

Менеджмент  как всеобщая человеческая деятельность предполагает принятие индивидом ответственности за свою работу и сознательные усилия, направленные на достижение определенного результата.

Определяющей  парадигмой менеджмента XX в. была вера в равновесие, в то, что во всем возможны устойчивость и целесообразность, она базируется на восприятии, далеком от равновесных представлений. Отсутствие равновесия означает, что в изменяющемся мире ничто не является устойчивым. Новая парадигма предполагает поиск приемлемого состояния социального объекта в процессе непрерывных изменений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II глава. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления

Менеджмент  как наука утвердился в конце XIX — начале прошлого века. Отделение управления от собственности и собственника вследствие разделения труда вообще и управленческого в частности, развитие наук о человеке — социологии, психологии, антропологии — вызвали к жизни научный менеджмент. Он представлен в самых различных течениях, направлениях, которые можно сравнить с джунглями, в которых легко заблудиться. Поэтому далее проведем хронологический анализ, разделив эти направления на основные школы менеджмента.

 

2.1. Школа научного управления

Фредерик  Уинслоу Тейлор (1856—1915) по праву считается основателем современного менеджмента. Однако не будь Тейлора, основателем менеджмента стал бы Файоль, Эмерсон или кто-нибудь другой, поскольку к моменту возникновения «школы научного менеджмента» идея научной организации труда буквально витала в воздухе. Технический прогресс и машинное производство требовали стандартизации и унификации всего производственного процесса, до сих пор управляемого с помощью кустарных, ремесленнических, «дедовских» методов». Дальнейший рост эффективности производства стал немыслим без его всесторонней рационализации, экономии времени и ресурсов. В отличие от многих специалистов, создающих управленческие теории, Тейлор был не ученым-исследователем или профессором школы бизнеса, а практиком: сначала рабочим, затем менеджером, а затем главным инженером в сталелитейной компании.

До Тейлора  под менеджментом понимались самые  неожиданные явления, вплоть до технологии изготовления какого-нибудь конкретного продукта. Он впервые придал этому понятию определенность, назвав его «организацией производства».

Более или  менее четкие очертания система  Тейлора приобрела в 1903 г. в его работе «Управление циклом» и получила дальнейшее развитие в книге «Принципы научного менеджмента», где Тейлор сформулировал ряд постулатов, которые впоследствии получили название «тейлоризм». На смену расплывчатым и довольно противоречивым принципам управления Тейлор предложил строгую научную систему знаний о законах рациональной организации труда.

Резюмируя суть своей системы, Тейлор писал: «Наука вместо традиционных навыков; гармония вместо противоречий; сотрудничество вместо индивидуальной работы; максимальная производительность вместо ограничения производительности; развитие каждого отдельного рабочего до максимально допустимой его производительности и максимального благосостояния».6 В основе тейлоризма лежат 4 научных принципа (правила управления):

- создание  научного фундамента, заменяющего  старые, сугубо практические методы  работы; научное исследование каждого отдельного вида трудовой деятельности;

- отбор рабочих  и менеджеров на основе научных  критериев, их профотбор и профобучение;

- сотрудничество  администрации с рабочими в  деле практического внедрения НОТ;

- равномерное  и справедливое распределение  обязанностей (ответственности) между рабочими и менеджерами.

Первой фазой  методологии научного управления является анализ содержания работы и определение  ее основных операций. Затем на основе полученной информации рабочие операции изменяются с целью устранения лишних, непродуманных движений и разрабатываются стандартные приемы их выполнения для повышения эффективности работы. Предусматривается, что количество времени, выделяемое на выполнение определенных заданий, должно быть реальным и учитывать возможность небольшого отдыха и перерывов в работе. Это давало руководству возможность установить нормы, которые были выполнимы, и платить дополнительно тем, кто перевыполнял установленные нормы.

Тейлор пришел к важному выводу, что главная  причина низкой производительности кроется в несовершенной системе стимулирования рабочих. Поэтому он разработал систему материальных стимулов. По утверждению Тейлора, именно награда представляет собой тот принцип, которым следует овладеть всякому, кто хочет эффективно управлять человеком. «Награда, для того, чтобы она оказывала надлежащий эффект, должна следовать очень быстро за выполнением самой работы» 7Для поддержания у рабочего постоянного ожидания награды Тейлор предлагал использовать «прогрессивную» систему оплаты.

Концепция научного управления, выдвинутая Тейлором, явилась серьезным переломным этапом, благодаря которому управление стало повсеместно признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители-практики и ученые убедились, что методы и подходы, используемые в науке и технике, могут эффективно использоваться для достижения целей организации.

Таким образом, можно выделить следующие основные положения (принципы) концепции Тейлора:

  • замена эмпирических приемов научным исследованием элементов работы;
  • разработка  оптимальных  методов   осуществления работы на базе научного изучения затрат времени, усилий, движений и т. п. Измерение рабочего времени с помощью «единиц времени»;
  • специализация функций как в производстве» так и в управлении. Каждый рабочий и каждый управленческий работник должен знать, за какую функцию он несет ответственность;
  • подбор, обучение и расстановка рабочих на те рабочие места, где они могут принести наибольшую пользу;
  • планирование и подготовка работы;
  • разработка точных инструкций каждому работнику, в которых по каждой работе дается описание оптимальных методов их выполнения;
  • оплата по результатам труда. Дополнительная оплата за перевыполнение норм (урока). Личная заинтересованность   является   движущим   стимулом для большинства людей;

• отделение административной работы от производственной. Менеджеры осуществляют функцию планирования, а рабочие — функцию исполнения. Использование вместо линейных функциональных мастеров, осуществляющих руководство рабочими;

 

2.2. Классическая (административная) школа управления

Классическая  или, как ее еще называют, административная школа в управлении занимает отрезок времени с 1920 по 1950 гг. Родоначальником этой школы считается Анри Файоль (1841—1925), французский горный инженер, выдающийся менеджер-практик, один из основоположников теории управления.

В своей главной  книге «Общая промышленная администрация» (1916) Файоль обобщил управленческий опыт и создал логически стройную систематическую теорию менеджмента. Своей практикой в качестве эффективного лидера и своими работами, написанными живым и в то же время академически изящным стилем, Файоль доказал, что управлению можно научиться только в том случае, если теория строго сформулирована. Именно поэтому, выйдя в отставку, он посвятил свое время популяризации теории администрирования: выступал на различных конференциях и симпозиумах, создал французский Центр административных исследований и пытался применить свои идеи в реорганизации государственного и общественного управления. Они освещены в другой его книге — «Административная теория государства»(1923).

Файоль намеренно  употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Термин «администрация»  относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Другая причина  заключается в том, что административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять, по Файолю, означало вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжении ресурсов. Но вести к цели — значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.

Администрирование же у Файоля образует лишь одну из шести функций управления и по степени важности стоит после пяти других видов деятельности — технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной. Администрирование воздействует только на коллектив предприятия, не оказывая никакого влияния на материальные и экономические факторы производства.

В идеях Тейлора  и Файоля больше сходств, чем различий. И Тейлор, и Файоль решительно выступали против сложившейся системы подготовки руководящих кадров, против излишнего развития у них инженерно-технических навыков в ущерб собственно управленческим. Файоль полагал, что чем выше должностной ранг руководителя, тем меньше ему необходимы технические знания и больше — организационные. Поэтому руководителей надо учить администрированию, а не инженерным дисциплинам. Тейлор пришел к тому же выводу по иным причинам: инженеров учат общим принципам организации, хотя и недостаточно, но их совсем не учат управлять людьми. Выпускникам технических вузов нужна как минимум годичная стажировка на предприятии, где они могли бы общаться с теми, кем завтра должны руководить.

Некоторые исследователи  полагают, что Файоль, находясь на посту  высшего руководителя, смотрел на администрацию сверху вниз, что давало ему более широкий обзор проблем  управления.

В теории администрирования  Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая — с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, как руководитель делает это.

Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Исторически они означали важный шаг вперед. Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления — структурно-функционального подхода в менеджменте. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции — несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии.

Информация о работе Этапы развития менеджмента