Этапы развития менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 22:40, курсовая работа

Описание работы

Перед данной курсовой работой стоит следующая цель – рассмотреть этапы развития менеджмента. Для решения этой цели необходимо решить ряд следующих задач:
1. Раскрыть содержание менеджмента, его основных понятий.
2. Охарактеризовать возникновение, формирование и содержание различных школ управления:
а) школы научного управления;
б) классической (административной) школы управления;
в) школы психологии и человеческих отношений;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………..….3
1. Менеджмент. Основные понятия……………………………………...…5
1.1. Понятие управления. Виды управления…………………………...…6
1.2. Понятие менеджмент………………………………………………..…9
2. Возникновение, формирование и содержание различных школ управления…………………………………………………………………...11
2.1 Школа научного управления…………………………………………..11
2.2. Классическая (административная) школа управления……………...14
2.3. Школа психологии и человеческих отношений………………….….16
2.4. Школа науки управления (количественная школа)……………….…19
3. Менеджмент в XXI веке……………………………………………….….24
3.1. Базовые концепции нового менеджмента………………………….…24
3.2. Прогнозирование развития менеджмента в России……………….…26
Заключение…………………………………………………………………....28
Список литературы…………………………………………………………...30
Приложение А «Приоритеты и тенденции развития менеджмента»…….31

Файлы: 1 файл

Этапы развития менеджмента.doc

— 194.00 Кб (Скачать файл)

Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям.


Если функции  управления в большей степени  ориентированы на организационную структуру, то принципы управления Файоля больше направлены на поведение людей. Они конкретны и выражают нормы организационного поведения. Всего их четырнадцать: разделение труда, власть, дисциплина, единство командования, единство руководства, подчинение индивидуальных интересов общей цели, вознаграждение, централизация, иерархия, или скалярный принцип, порядок, равенство, стабильность персонала, инициатива, корпоративный дух.

Концепция Файоля оставила заметный след в развитии менеджмента, и не только европейского. Разработанная им теория администрирования, функции управления и некоторые принципы поведения до сих пор активно применяются в практической деятельности.

 

2.3. Школа психологии  и человеческих отношений

Представители школы научного управления и классической школы понимали значение человеческого фактора, но отводили ему второстепенную роль, ограничиваясь рассмотрением экономического стимулирования, справедливой оплаты труда и установлением формальных функциональных отношений. Тейлор рассматривал возможности рабочего как само собой разумеющиеся и считал главным — приспособить человека к машине.

Одним из недостатков  школы научного управления и классической школы было то, что они до конца  не осознавали роли и значения человеческого фактора, который, в конечном счете является основным элементом эффективности организации. Поэтому школу психологии и человеческих отношений,  которая  устранила  недостатки классической  школы,  часто  называют неоклассической школой. 

В сложившихся условиях в 20—30-е годы нашего столетия зародилась школа человеческих отношений, в центре внимания которой находится человек.

Одним из главных  отличий школы психологии и человеческих отношений является внесение в нее бихевиоризма, т. е. теории человеческого поведения.

Перенос центра тяжести в управлении с выполнения задач на отношения между людьми является основной отличительной характеристикой школы человеческих отношений, которая подвергала критике концепцию «экономического человека», считавшую главным стимулом человеческой деятельности лишь материальную заинтересованность, настаивала на необходимости анализа психологической деятельности индивида и выдвинула требование «человек — главный объект внимания». Создатели этой школы использовали достижения психологии и социологии — наук о человеческом поведении — в управлении.

Возникновение школы человеческих отношений непосредственно связано с именем немецкого психолога Гуго Мюнстерберга (1863—1916), переехавшего в 1892 г. в США и преподававшего в Гарвардском университете. Он фактически создал первую в мире школу промышленных психологов. В своей работе «Психология и промышленная эффективность», получившей широкую известность в мире, он сформулировал основные принципы, в соответствии с которыми следует производить отбор людей на руководящие должности.8 [5, с.188].

Повышенный  интерес к исследованиям психологических  аспектов менеджмента отмечается в работах американки Мэри Паркер Фоллетт (1868—1933), которая изучала социально-психологические отношения в небольших группах. В ее книге «Новое государство», опубликованной в 1920 г. и принесшей ей широкую известность в мире бизнеса и государственного управления, она всячески подчеркивала важность изучения сферы человеческих отношений. Фоллетт выдвинула идею гармонии труда и капитала, которая могла быть достигнута при правильной мотивации и учете интересов всех заинтересованных сторон.

Особая заслуга  в создании теории и практики человеческих отношений принадлежит психологу  Элтону Мейо (1880—1949), руководителю отдела промышленных изысканий Гарвардского университета, который провел ряд экспериментов, получивших название «хоторнские эксперименты». Опыты в Хоторне (недалеко от Чикаго) на предприятиях фирмы «Вестерн электрик» продолжались с 1927 по 1939 г. и не имели аналогов. Целый штат научных работников обрабатывал экспериментальные данные, а публикация результатов заняла 10 лет.

Изучая влияние  различных факторов (условия и  организация труда, заработная плата, межличностные отношения и стиль  руководства) на повышение производительности труда на промышленном предприятии, Мэйо сделал вывод об особой роли в производстве человеческого фактора. Обобщение эмпирических данных позволило ему создать социальную философию менеджмента (систему «человеческих отношений»).

К началу опытов положение на заводе «Вестерн электрик» было напряженным, отмечалась большая текучесть квалифицированных рабочих. Специалисты фирмы (среди них не было ни одного социолога) искали способы повышения производительности труда. Исходя из учения Тейлора они исследовали влияние на выработку различных физических факторов, особенно освещения на рабочем месте (по мнению Тейлора, хорошее освещение — первое условие высокой производительности), однако эксперименты, проводившиеся в течение 3 лет, не обнаружили прямой связи между наличием освещения и повышением выработки. Мэйо, к которому исследователи обратились за помощью, усложнил эксперимент, меняя не только освещение, но и время перерывов для отдыха, время работы и методы оплаты. Согласно теории Тейлора это должно было оказать влияние на производительность труда, однако результаты оказались прежними.

Тогда группе работниц, состоящей из 6 сборщиц  реле, с их согласия выделили отдельную  комнату, оснащенную приборами для измерения производительности, температуры, влажности и т.п., для выяснения (как им объяснили) влияния на производительность труда таких факторов, как перерыв в работе, прием пищи до обеда, сокращение рабочего времени. Работа каждой сборщицы была одинаковой и состояла из однообразных операций. Их просили работать в умеренном темпе, не стараясь обгонять друг друга.

После 2,5 лет, в течение которых длился этот эксперимент, производительность труда  каждой работницы возросла в среднем на 40% по сравнению с исходным уровнем. Решающее значение, с точки зрения Мэйо, имел тот факт, что в этой группе возникли особые отношения между людьми. Работницы невольно образовали сплоченный коллектив, так называемую неформальную группу, для которой были характерны взаимопомощь и поддержка.

Эксперименты  в Хоторне показали, что можно влиять на психологию людей и изменять их отношение к труду посредством организации неформальной небольшой группы.

Мэйо призывал активизировать характерные для  каждого человека духовные стимулы, самым сильным из которых, по его мнению, является стремление человека к постоянной связи со своими товарищами по работе.

«Хоторнские эксперименты» положили начало многочисленным исследованиям взаимоотношений в организациях, учету психологических явлений в группах, выявлению мотивации к труду в межличностных отношениях; подчеркнули роль отдельного человека и небольшой группы в организации. Обозначились возможности оказания психологического воздействия на человека, оптимизирующие деятельность организации.

Концепция, управления с позиций психологии и человеческих отношений определила менеджмент как «обеспечение выполнения работы с помощью других лиц».

Рост популярности и влияния идей и принципов  рассматриваемой школы связан с развитием в послевоенные десятилетия бихевиористского или поведенческого направления в социальных науках. Это направление ассоциируется прежде всего с именами К.Арджириса, РЛайкерта, Д.МакГрегора и Ф.Герцберга. Именно им принадлежит главная заслуга в разработке таких проблем менеджмента, как социальное взаимодействие и коммуникация, власть и авторитет в организационной структуре, поведенческие стереотипы и их мотивации, лидерство, изменение содержания работы и качества труда и т.д.

 

2.4. Школа науки управления

Становление школы науки управления связано  с развитием математики, статистики, инженерных наук и других смежных с ними областей знаний. Наиболее известными представителями этой школы являются Р. Акофф, Л. Берталанфи, С. Бир, А. Гольдбергер, Д. Фосрестер, С. Люс, Л. Клейн, Н. Джорджеску-Реган.

Школа науки  управления сформировалась в начале 50-х гг. и успешно функционирует и в настоящее время. В школе науки управления различают два главных направления:

  1. Рассмотрение производства как «социальной системы» с использованием системного, процессного и ситуационного подходов.
  2. Исследование проблем управления на основе системного анализа и использования кибернетического подхода, включая применение математических методов и ЭВМ.

Школа   науки  управления   в   своих   исследованиях опирается на три  методологических подхода — процессный (с конца 50-х гг.), системный (с середины 70-х гг.)  и ситуационный (80-е гг.), которые сформировались на основе эмпирического подхода.

При процессном подходе управление рассматривается  не как серия разрозненных действий, а как единый процесс воздействия на организацию. Менеджер обязан последовательно выполнять такие функции, как планирование, организация, мотивация и контроль, которые сами являются процессами. К постоянным управленческим процессам можно также отнести управление персоналом, поддержание лидерства в коллективе, оценка внешней и внутренней среды организации и др.

Системный подход рассматривает все процессы и  явления в виде определенных целостных  систем, обладающих новыми качествами и функциями, не присущими составляющим ее элементам. В виде систем можно рассматривать все объекты неживой, живой и социально-организованной материи (атомы, организмы, предприятие и т.д.). Все системы имеют устойчивую внутреннюю структуру и состоят из взаимосвязанных элементов (подсистем), обладающих специфическими функциями.

Системы делятся  на закрытые, функционирующие независимо от изменений внешней среды (например, часы) и открытые, связанные с внешним миром (все социально-экономические объекты — предприятия, организации, бригады и т.д.).

Простая система  ориентирована на достижение одной цели. Сложная система стремится к достижению нескольких взаимосвязанных целей. Управление системой будет эффективным, если в процессе преобразований внутри организации соотношение количества и качества потребляемых ресурсов на выходе-входе будет увеличиваться. В противном случае управление организацией не является эффективным.

В настоящее  время системный подход можно  считать универсальной методологией менеджмента, суть которой — формирование образа мышления, рассматривающего в единстве все явления внешней и внутренней среды.

Ситуационный, или кейсовый (от англ. case — ситуация), подход к управлению, так же, как и системный, является скорее способом мышления, чем набором конкретных действий. Метод был разработан в Гарвардской школе бизнеса (США) и предлагает будущим менеджерам быстро решать проблемы в конкретной ситуации. Ситуационный подход как разновидность научного метода направлен на выработку у человека ситуативного мышления (приближенного к практике) и непосредственное приложение полученных теоретических знаний к анализу реальных процессов.

Ситуационный  подход требует принятия оптимального решения, зависящего от соотношения  имеющихся факторов. Если процессный и системный подходы более целесообразно применять в спокойной обстановке и в процессе планомерной деятельности менеджера, то ситуационный подход чаще используют в нестандартных и непредвиденных ситуациях. Именно в такие моменты, когда за 1—2 мин необходимо правильно оценить ситуацию и принять верное решение, проявляются особые качества менеджера: твердость, гибкость мышления, эрудиция, дар предвидения.

Ситуационный  подход носит не шаблонный характер, а воспитывает у менеджеров, имеющих различные личностные качества, умение контролировать ситуацию. Различные управленцы в одинаковой ситуации будут предпринимать разные действия, стремясь, однако, достичь близкие цели. Поэтому в процессе обучения или переподготовки менеджеров используются не стандартные, а самые непредвиденные ситуации (землетрясение, взрыв близлежащего химического предприятия, отключение электроэнергии, массовое заболевание работников и др.), в ходе которых моделируется весь ход действий и их последствия. Таким образом, ситуационный подход заранее подготавливает менеджера к запрограммированным решениям в нестандартных ситуациях.

Второе направление  школы науки управления связано  с развитием точных наук и, прежде всего, математики. В современных  условиях многие ученые называют это  направление новой школой. Оно  обусловлено широким внедрением в сферу управления количественных методов, известных под общим названием исследование операций.


Развитие  метода исследования операций шло следующими основными путями:

1. Решение  задач управления, не связанных  с необходимостью учета поведения людей, математическими методами на основе построения моделей.

Наиболее  широкое применение на практике количественные методы получили во время Второй мировой войны в Англии, у которой появилась необходимость решения сложных военных проблем, например таких, как оптимальное размещение сооружений гражданской обороны и огневых позиций, оптимизация глубины прорыва противолодочных бомб и конвоя транспортных караванов, максимизация эффективности военных поставок по обеспечению высадки союзников в Европе.9

В 50—60-е гг. эти методы стали широко применяться для принятия решений в промышленности и в целом по наиболее сложным ситуациям в таких проблемах, как:

  • распределение ресурсов между различными потребителями; управление запасами  (материальными, финансовыми и др.);
  • управление транспортными потоками  (в городах, на предприятии);
  • оптимизация графика движения в аэропортах;
  • оптимизация производственной программы предприятия; распределение расходов на рекламу различных видов продукции; распределение оборудования и трудовых ресурсов для производства разной продукции на промышленном предприятии;
  • выбор оптимальной стратегии поведения и многие другие.

Информация о работе Этапы развития менеджмента