Экономические методы управления и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:
1. Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)
2. Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.
3. Политики предприятия по важнейшим направлениям деятельности, включая:
обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Сущность и природа экономических методов управления 5
1.2 Коммерческий и внутрихозяйственный расчет 6
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КДУП «РЕЧИЦКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД» 12
2.1 Общая характеристика КДУП «Речицкий винодельческий завод» 12
2. 2 Анализ производственно-экономической деятельности КДУП «Речицкий винзавод» 13
2.3 Оценка конкурентоспособности КДУП «Речицкий винодельческий завод» 16
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КДУП «РЕЧИЦКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД» 23
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности 23
3.2 Оценка экономического эффекта от реализации предложений 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа «Экономические методы управления и их развитие» .docx

— 233.19 Кб (Скачать файл)

 

За период 2010-2011гг. наблюдается  снижение доли реализации вина плодового  на территории г. Гомеля и Гомельской области с 92,9% до 85,7%, что свидетельствует  о развитии торговли на рынке за пределами Гомельской области. В  частности наблюдается увеличение доли реализации вин плодовых на территории г. Минска и Минской области с 0,8% до 11,3%.

Также наблюдается снижение доли реализации вина виноградного на территории г. Гомеля и Гомельской области  за период 2010-2011 гг. с 97,5% до 78,5%., значительное увеличение доли реализации виноградного вина на территории Брестской области  с 2,5% до 19,4% (рисунок 2)

Изменения в структуре  реализации продукции  по регионам Республики Беларусь свидетельствует  о диверсификации рынков сбыта, расширении присутствия предприятия на рынках других областей Республики Беларусь.

В 2012 году планируется продолжать расширять свое присутствие на рынках других регионов РБ.

Для винодельческого рынка  Республики Беларусь характерна сильная  конкуренция как со стороны местных  производителей так и со стороны  предприятий-экспортеров винодельческой продукции. Наиболее остро конкуренции  со стороны предприятий производителей ощущается в сегменте плодовых вин.

Конкуренцию КДУП «Речицкий винодельческий завод» составляют предприятия концерна «Белгоспищепром», концерна «Белбиофарм», предприятия Белкоопсоюза, Минсельхозпрода, а так же предприятия коммунальной формы собственности (таблица 7), что свидетельствует о высоком уровне конкуренции на рынке винодельческой продукции:

на рынке плодовых вин  РБ действует порядка 26 предприятий-производителей,

Рисунок 2 - Структура реализации продукции КДУП «Речицкий винодельческий завод» по регионам Республики Беларусь за период 2010- 2011 гг

 

Структура реализации вина виноградного за 2010 г


 по регионам РБ

Структура реализации вина плодового  за 2010 г


 по регионам РБ

15,9%

77,0%

0,1%

0,6%

5,5%

0,8%

г.Гомель

Гомельская область

Брестская область

Витебская область

Гродненская область

Могилевская область

г Минск и Минская область

 

Структура реализации вина виноградного за 2011 г


по регионам РБ

Структура реализации вина виноградного за 2011 г по регионам РБ


Структура реализации вина плодового  за 2011 г


по регионам РБ

16,8%

68,9%

0,5%

0,0%

2,5%

11,3%

г.Гомель

Гомельская область

Брестская область

Витебская область

Гродненская область

Могилевская область

г Минск и Минская область

 

крупнейшим из которых  является ОАО «Пищевой комбинат «Веселово», УДП «Слонимский винодельческий завод»;

на рынке виноградных  вин действую более 13 предприятий-производителей, крупнейшим из которых является ЗАО  «Минский завод виноградных вин» доля рынка, которого в 2009 году составила 25%. При этом конкуренцию на рынке  виноградных вин РБ усугубляет присутствие  на рынке большого количества продукции  иностранных производителей.

 

Таблица 7 – Основные предприятия-конкуренты КДУП «Речицкий винодельческий завод»

 

Наименование  предприятия

Ассортимент

плодовые вина

виноградные вина

1

2

3

4

1

УДП «Слонимский винодельческий завод»

+

+

2

«Дятловский винно-водочный завод»

+

 

3

«Новогрудский завод плодовых вин и напитков»

+

 

4

ОАО «Брестское пиво»

 

+

5

ОАО «Пинский винодельческий завод»

+

 

Наименование  предприятия

Ассортимент

   

плодовые вина

виноградные вина

Продолжение таблицы 7

6

Государственное Предприятие  «Полоцкий Винодельческий завод»

+

 

7

ОАО «Витебский винодельческий завод»

+

+

8

ОАО «Пищевой комбинат «Веселово»

+

 

9

ОАО «Минский завод игристых вин»

 

+

10

ОАО «Пуховичский пищекомбинат»

+

 

11

РУП «Гродненский ликеро-водочный завод»

+

 

12

СООО «Малиновщизненский спиртоводочный завод – «Аквадив»»

+

 

13

РУП «Минск Кристалл»

+

+

14

РУП «Толочинский консервный завод»

+

+

15

ОАО “Барановичский комбинат пищевых продуктов”

+

 

16

ОАО «Лидапищеконцентраты»

+

 

17

ООО «Винреал» 

 

+

18

ЗАО «Минский завод виноградных вин»

 

+

19

СООО Завод виноградных  вин «Дионис»

 

+

20

ЗАО «Минский завод безалкогольных напитков»

 

+

21

Государственное предприятие  Мозырский комбинат «Этанол»

+

 

22

Филиал РУП «Белвнешторгинвест» РУП «Нарочанский завод напитков»

+

 

23

ОСП «Краснобудский винзавод» РУП «Климовичский ликеро-водочный завод»

+

 

24

Открытое акционерное  общество «Слуцкий пивоваренный завод»

+

 

25

Завод виноградных вин "Юбилейный" СООО "Белвингрупп"

 

+

26

ЧУП "Молодечненский пищевой комбинат"

+

 

27

УП "Иловское"

+

 

28

КДУП «Рогачевский завод  напитков»

+

 

29

Государственное предприятие  «Гомельский винодельческий завод»

+

+

30

БМ СОАО «Кодру»

 

+

31

Государственное предприятие  «Чечерский винодельческий завод»

+

 

32

КСУП «Добрынь»

+

 

33

ОАО «Тихиничский винзавод»

+

 

34

ЧПТУП «Рост»

+

 

 

По Гомельской области  конкуренцию предприятию в секторе  виноградных вин помимо экспортной продукции составляют такие предприятия-производители  Гомельской области как Государственное  предприятие «Гомельский винодельческий завод», БМ СОАО «Кодру», Завод виноградных вин "Юбилейный" СООО "Белвингрупп", доля рынка кажлого на территории Гомельской области составляет порядка 5-8%.

В секторе плодовых вин - КДУП «Рогачевский завод напитков» (доля рынка Гомельской области -12,9%), Государственное предприятие «Гомельский  винодельческий завод» (27,6% рынка), Государственное  предприятие «Чечерский винодельческий завод» (11,4% рынка), а также Государственное предприятие Мозырский комбинат «Этанол», КСУП «Добрынь», ОАО «Тихиничский винзавод», ЧПТУП «Рост» и предприятия производители других областей РБ (доля рынка в совокупности составляет 29,1%).

Доля рынка плодового  вина Гомельской области КДУП «Речицкий винодельческий завод» за 2009 г. составляет порядка 19%.

На КДУП «Речицкий винодельческий завод» продвижение товара не очень интенсивное, качество продукции находиться на низком уровне. Предприятие стремиться держать невысокие цены на производимую продукцию.

В целом можно сказать, что предприятие в условиях рыночной экономики, а также в последствии  кризиса теряет свои конкурентные преимущества, поэтому необходимы новые маркетинговые  решения (таблица 8)

 

Таблица 8 - Внутренний анализ сильных и слабых сторон предприятия

 

Составляющие

внутренней среды

Эффективность составляющих внутренней среды

Важность

 
 

очень сильная

сильная

средняя

слабая

очень

слабая

высокая

средняя

низкая

 

Маркетинг:

                 

Репутация организации и  продуктов

   

*

   

*

     

Рыночная доля

   

*

     

*

   

Качество продуктов

     

*

 

*

     

Производственные издержки

 

*

     

*

     

Затраты на распределение

     

*

   

*

   

Эффективность продвижения

     

*

 

*

     

Эффективность работы сбытовиков

   

*

   

*

     

Ценовая политика

 

*

     

*

     

Финансы:

                 

Уровень прибыльности

       

*

*

     

Финансовая стабильность

     

*

 

*

     

Производство:

                 

Своевременные поставки

 

*

     

*

     

Составляющие

внутренней среды

Эффективность составляющих внутренней среды

Важность

 
 

очень сильная

сильная

средняя

слабая

очень

слабая

высокая

средняя

низкая

 

Продолжение таблицы 8

 

Состояние основных фондов

   

*

   

*

     

Резервы производственных мощностей

     

*

 

*

     

Использование современных технологий

     

*

 

*

     

Организация и кадры:

                 

Квалификация руководства

*

       

*

     

Квалификация персонала

 

*

     

*

     

Взаимоотношения в коллективе

 

*

       

*

   

 

3 РЕКОМЕНДАЦИИ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ  ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ   КДУП «РЕЧИЦКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ  ЗАВОД»

3.1 Совершенствование маркетинговой  деятельности

 

Учитывая сегодняшнее  положение КДУП «Речицкий винодельческий завод», руководством предприятия на 2012 год следует выбрать комбинацию общенациональной, региональной и местной рыночной стратегии. Согласно данной стратегии «Речицкий винзавод» должен поставить перед собой следующие маркетинговые цели:

-увеличение прибыли за счет выпуска продукции в соответствии с   покупательским спросом в пределах Гомельской области;

-увеличение доли рынка предприятия за пределами Гомельской области.

Сегментирование рынка

На основании анализа  реализации продукции КДУП «Речицкий винодельческий завод» можно провести сегментацию рынка по следующим признакам:

-по географическому признаку можно выделить следующие сегменты:

cегмент А – Гомельская область (включая г. Гомель) –ключевой сегмент;

cегмент B – Республика Беларусь (за исключением Гомельской области).

-по предпочтениям потребителей:

cегмент А(1) – сегмент потребителей плодового вина;

cегмент В (1) – сегмент потребителей виноградного вина.

На основании выделенных сегментов по предпочтениям потребителей необходимо представить характеристику потребителей.

Целевая аудитория плодового  вина:

-мужчина 25-65 лет (ядро – 46-56);

-уровень дохода: низкий/ниже среднего;

-образование: среднее/среднее специальное;

-женат, есть дети;

-живет в городе или в деревне.

Целевая аудитория виноградного вина:

-мужчины и женщины 25-50 (ядро 30-45);

-образование: среднее специальное/высшее;

-уровень дохода: средний/ниже среднего.

Товарная политика

В настоящее время КДУП «Речицкий винодельческий завод» выпускает 28 наименований  вин плодовых в ассортименте по 4 ассортиментным группам, 5 наименований вин виноградных.

Для повышения конкурентоспособности  предприятия необходимо выполнение следующих целей:

-обеспечение роста продаж и прибыли;

-достижение уровня рентабельности продукции до 17 % в целом по предприятию;

-улучшение репутации предприятия путем создания определенного имиджа продукции, совершенствования ее качества;

-увеличение доли рынка предприятия, как на территории Гомельской области так и на территории Республики Беларусь.

Для выполнения поставленных целей товарной политики на предприятии  необходимо проводить постоянный анализ структуры реализации продукции  по видам, с целью выявления продукции  пользующейся наибольшим спросом у  населения и соответственно проводить  формирование эффективной рыночно-ориентированной  производственной программы. Кроме  того на предприятии планируется  постоянное расширение ассортимента производимой продукции путем расширения и  углубления производственной программы, выпуска новых видов продукции  соответствующей требованиям и  предпочтениям потребителей.

В своей деятельности КДУП «Речицкий винодельческий завод»   необходимо проводить политику умеренного ценообразования в тех границах и диапазонах цен, которые устанавливают государство, но с учетом рыночной ситуации и конкурентоспособности продукции по цене.

Стратегия ценообразования  для КДУП «Речицкий винодельческий завод»  должна определяться как -  «Специализация на конкретном сегменте» (Республика Беларусь (Гомельская область)). Цель стратегии - добиться безубыточного существования в условиях острой конкуренции. Для этого необходимо назначать цену на среднем либо выше среднего уровне.

Достижение поставленных маркетинговых целей  потребует  активизации, и применения мероприятий  комплекса стимулирования сбыта.

В соответствии с выбранными сегментами рынка мероприятия по стимулированию сбыта целесообразно  проводить для каждого сегмента.

Сегмент А – Гомельская область (включая г. Гомель)

Достижение поставленных маркетинговых целей  в указанном  сегменте рынка может произойти  вследствие решения следующих задач:

1. Качественное улучшение  сотрудничества с торговыми предприятиями  области.

2. Формирование мнения  об КДУП «Речицкий винзавод» как о хорошем партнере у торговых организаций, так и о солидном производителе алкогольной продукции у покупателя.

Решению данных задач предшествует выполнение следующих работ:

1. Формирование и выполнение  стимулирующих мероприятий для  торговых предприятий, торгующих  продукцией КДУП «Речицкий винзавод».

2. Поддержание постоянного  ассортимента на складе выпускаемых  трех линеек продукции КДУП  «Речицкий винзавод».

3. Организация своевременного  обеспечения торговых объектов  и организаций продукцией предприятия.

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие