Экономические методы управления и их развитие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2013 в 13:05, курсовая работа

Описание работы

Экономический механизм хозяйствования, обеспечивающий функционирование и развитие предприятия в рыночной экономике, включает конкретные рычаги, методы и инструменты разработки и эффективной реализации и состоит из:
1. Целей предприятия и его структурных образований (производственных отделений, филиалов, дочерних компаний)
2. Конкретных задач подразделений, направленных на достижение их целей и целей предприятия в целом.
3. Политики предприятия по важнейшим направлениям деятельности, включая:
обеспечение эффективности (рентабельности) производства;
развитие инвестиционной деятельности, эффективное распределение (использование) капиталовложений и размещение производства;

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 4
1 СУЩНОСТЬ И ПРИРОДА ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ 5
1.1 Сущность и природа экономических методов управления 5
1.2 Коммерческий и внутрихозяйственный расчет 6
2 АНАЛИЗ РЕАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ МЕТОДОВ УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ КДУП «РЕЧИЦКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД» 12
2.1 Общая характеристика КДУП «Речицкий винодельческий завод» 12
2. 2 Анализ производственно-экономической деятельности КДУП «Речицкий винзавод» 13
2.3 Оценка конкурентоспособности КДУП «Речицкий винодельческий завод» 16
3 ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ КДУП «РЕЧИЦКИЙ ВИНОДЕЛЬЧЕСКИЙ ЗАВОД» 23
3.1 Совершенствование маркетинговой деятельности 23
3.2 Оценка экономического эффекта от реализации предложений 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31

Файлы: 1 файл

курсовая работа «Экономические методы управления и их развитие» .docx

— 233.19 Кб (Скачать файл)

Наличие в республике большого количества плодово-ягодного сырья, современные  технологии виноделия позволяют  предприятию производить плодовые вина в широком ассортименте и отличного качества.

 

2. 2 Производственный  потенциал КДУП «Речицкий винзавод»

 

За 2011 год объем производства продукции КДУП «Речицкий винзавод» в сопоставимых ценах составил 83% или 15 541 млн. руб., производство потребительских товаров - 82,7% или 15530 млн. руб. или, в натуральном выражении за 2011 год произведено вина 573 тыс. дал против 721 тыс. дал за 2010 год (таблица 1)

На производство продукции  в сопоставимых ценах влияют следующие  факторы: количество в натуральных  единицах и средневзвешенная цена за единицу товара.

Объем производства продукции  в сопоставимых ценах за 2011 год  снизился по сравнению с 2010 годом  на 3188 млн. руб., в том числе за счет снижения объемов производства – снизился на 3845 млн. руб., за счет средневзвешенной цены - увеличился на 657 млн. руб. (таблица 2)

Общее снижение затрат на производство продукции составило – 1 477 млн. руб., в том числе за счет снижения объемов  производства затраты снизились  на 3270 млн. руб., за счет увеличения затрат на единицу продукции – затраты  увеличились на 1793 млн. руб.

 

Таблица 1 - Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия за предшествующий период по КДУП «Речицкий винзавод»

 

Наименование показателя

Единицы измерения

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1

Годовой объем производства в натуральном выражении (по основным номенклатурным группам) всего, в т. ч.

тыс. дал

749

721

573

1.1

Вино плодовое

тыс. дал

691

674

563

Наименование показателя

Единицы измерения

2009 г.

2010 г.

2011 г.

1.2

Вино виноградное

тыс. дал

58

47

10

 

Темпы к предыдущему году всего, в т. ч.

%

102,7

96,3

79,5

 

Вино плодовое

%

100,9

97,5

83,5

 

Вино виноградное 

%

131,8

81,0

21,3

2

Годовой объем производства в стоимостном выражении  (в  действующих ценах)

млн. руб.

15 619

17 895

15 467

 

Темпы к предыдущему году

%

108,6

114,6

86,4

3

Полные издержки на произведенную  продукцию

млн. руб.

12 865

15 926

14 398

4

Выручка от реализации продукции - всего

млн. руб.

16 939

16 296

15 708

 

 Темп к предыдущему  году 

%

123,4

96,2

96,4

5

Рентабельность реализованной  продукции

%

22,4

15,8

7,0




 

Таблица 2 - Факторный анализ влияния объемов производства и  средневзвешенных цен на производство продукции в сопоставимых ценах  по КДУП «Речицкий винзавод»

за 2010-2011 г. г

 

Наименование

Фактически за 2010 год

Фактически за 2011 год

Фактически за 2011 год в ценах 2010 года

к-во (тыс. дал.)

цена

(тыс. руб.)

сумма

(млн. руб.)

к-во (тыс. дал.)

цена

(тыс. руб.)

сумма

(млн. руб.)

к-во (тыс. дал.)

цена

(тыс. руб.)

сумма

(млн. руб.)

Объем производства в сопоставимых ценах - всего

721

25 976

18 729

573

27 122

15 541

573

25 976

14 884

В том числе:

Вино виноградное

47

34 723

1632

10

30 500

305

10

34 723

347

Вино плодовое

674

25 366

17 097

563

27 062

15 236

563

25 366

14 281


В составе материальных затрат уменьшилась доля по статьям «Работы  и услуги производственного характера, выполненные сторонними организациями» на 1,5%,  «Топливо» - на 4,3%. Наблюдается  рост по статье «Сырье и материалы» (таблица 3)

На изменение затрат на 100 руб. произведенной продукции  оказали влияние следующие факторы:

изменение структуры производства - затраты увеличились на 13,97 руб.

уменьшение себестоимости  отдельных видов продукцию - затраты  снизились на - 22,13 руб.

за счет снижения цен  затраты увеличились  на 11,93 руб.

 

Таблица 3 - Структура материальных затрат на производство продукции КДУП «Речицкий винзавод» за 2010-2011 г. г

 

Наименование статей затрат

Сумма млн. руб.

Структура затрат

2011 год

2010 год

отклонение

2011 год

2010 год

отклонение

Материальные затраты - всего

8 898

11 121

-2 223

100

100

-

в том числе

           

Сырье и материалы

8 242

10 017

-1 775

92,6

90,1

+2,5

Работы и услуги производственного  характера, выполненные сторонними организациями

269

496

-227

3,0

4,5

-1,5

Топливо

18

301

-283

0,2

4,5

-4,3

Электрическая энергия

70

54

+16

0,8

0,5

+0,3

Тепловая энергия

276

234

+42

3,1

2,1

+1,0

Прочие материальные затраты

23

19

+4

0,3

0,2

+0,1


 

Общий рост затрат на 100 рублей готовой продукции составил 3,77 руб. (таблица 4)

Отражение затрат в учете, отчетности по статьям затрат раскрывает их целевое назначение и связь  с технологическим процессом. Эта  группировка используется для определения  затрат по видам продукции и месту  возникновения расходов.

 

 

Таблица 4 - Факторный анализ изменения затрат на 100 руб. произведенной продукции

по КДУП «Речицкий винзавод»

 

Факторы, оказавшие влияние  на изменение показателя затрат на 100 руб. произведенной продукции

Алгоритм расчета

Величина влияния, руб.

Изменение структуры произведенной  продукции

102,97 – 89,00

+13,97

Изменение себестоимости  отдельных видов продукции

80,84– 102,97

-22,13

Изменение цен на продукцию 

92,77 – 80,84

11,93

Итого

 

3,77


 

Увеличение затрат обусловлено:

электроэнергия - общий рост 2 млн. руб., в том числе за счет роста цен - 9 млн. руб., а за счет экономии потребляемой энергии – экономия 7 млн. руб.

теплоэнергия - общий рост 45 млн. руб., в том числе за счет увеличения объема потребляемой энергии - 27 млн. руб., за счет роста цен -18 млн. руб. (таблица 5)

 

Таблица 5 - Факторный анализ затрат по электрической и тепловой энергии

по КДУП «Речицкий винзавод» за 2010-2011 г. г

 

 

Наименование

Ед. изм.

Фактически за 2010 год

Фактически за 2011 год

Фактически за 2011 год в  ценах 2010 года

к- во

цена, руб.

сумма

(млн. руб.)

к- во

цена, руб.

сумма

(млн. руб.)

к-во

цена, руб.

сумма

(млн. руб.)

Электро-энергия

тыс. кВт/час

254

212,6

54

221

255,2

56

221

212,6

47

Тепло-энергия

Гкал

2081

112450

234

2319

120360

279

2319

112450

261


 

2.3 Оценка конкурентоспособности  КДУП «Речицкий винодельческий завод»

 

При внедрении экономических методов управления, я наиболее подробно остановлюсь на обеспечении конкурентоспособности товара.

КДУП «Речицкий винодельческий завод» специализируется на выпуске вин плодовых и виноградных и занимает одно из лидирующих мест по производству данной продукции в Гомельской области.

Основным рынком сбыта  для предприятия является внутренний рынок Республики Беларусь. Для рынка  винодельческой продукции Республики Беларусь можно отметить следующие  тенденции:

Рынок виноградных вин:

-рынок виноградных вин Республики Беларусь является консервативным и растет ежегодно  в пределах от 1 до 3%;

-белорусы больше потребляют полусладкие вина, доля сухих вин незначительна, что в первую очередь связано с культурой потребления и климатической зоной проживания;

-на рынке наблюдаются сезонные колебания – в холодное время почти в 3 раза возрастает потребление крепленых вин, кагоров;

-за период кризиса 2007-2009гг. возросло потребление недорогих виноградных вин;

-существует большая конкуренция среди отечественных производителей виноградных вин, усугубляемая присутствием на рынке большого количества продукции иностранных производителей.

Рынок плодовых вин:

-согласно программе национальных действий по предупреждению и преодолению пьянства и алкоголизма на 2006-2010 г. Министерства здравоохранения Республики Беларусь предусмотрено ежегодное сокращение производства плодовых вин в республике на 10%;

-спрос на вина улучшенного качества более высок по сравнению с ординарными;

-происходит совершенствование технологий производства, следствием чего является увеличение доли рынка вин плодовых улучшенного качества;

-большая конкуренция среди отечественных производителей, что в первую очередь связано с большой концентрацией предприятий-производителей данного вида продукции на территории Республики Беларусь (около 25 производителей).

Емкость рынка плодовых вин  Республики Беларусь составляет 20 287,680 тыс. дал., виноградных вин – 3 139, 76 тыс. дал.

Доля рынка КДУП «Речицкий винодельческий завод»  на территории Республики Беларусь (по объемам продаж) составляет: по рынку плодовых вин – 2,9%, по рынку виноградных вин – 0,7%

Объем реализации продукции  за период 2009-2011 гг. имеет тенденцию  к снижению как по реализации вин  плодовых, так и по виноградным  винам (таблица 6)

 

Таблица 6 - Динамика реализации продукции КДУП «Речицкий винодельческий завод» за период 2009-2011 гг., тыс. дал

 

 

Вино плодовое

Вино виноградное

 

период

темп роста

период

темп роста

2009

2010

2011

2010 к 2009, %

2011 к 2010, %

2009

2010

2011

2010 к 2009, %

2011 к 2010, %

Гомель

128,8

101,7

97,4

79,0

95,8

12,9

14,5

6,0

112,1

41,7

 

Вино плодовое

Вино виноградное

 

период

темп роста

период

темп роста

 

2009

2010

2011

2010 к 2009, %

2011к

2010, %

2009

2010

2011

2010 к 2009,%

2011 к 2010, %

Продолжение таблицы 6

Гомельская область

517,5

491,2

399,6

95,0

81,3

22,1

24,4

10,6

110,5

43,0

Брестская область

1,2

0,5

2,7

41,7

540,0

-

1,0

4,1

-

410,0

Витебская область

3,9

4,0

-

102, 6

-

0,4

-

0,2

-

-

Гродненская область

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

Могилевская область

45,2

35,3

14,7

78,1

41,5

9,5

-

-

-

-

Минск и Минская область

7,3

5,2

65,4

71,2

1256,7

4,5

-

0,3

-

-

Реализация всего

703,9

637,9

579,7

90,6

90,9

49,4

42,1

21,1

85,2

50,2

Информация о работе Экономические методы управления и их развитие