Анализ процесса управления на предприятии ООО «Зверево»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Октября 2013 в 15:58, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
1) Изучить логику менеджмента.
2) Проанализировать, из каких компонентов состоит процесс управления, как связаны эти процессы?
3) Показать, каким образом, и в какой последовательности эти процессы должны осуществляться, чтобы организация добилась своих целей.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты логики управления…………………………………….5
1.1. Сущность и современные представления об управлении……………………5
1.2. Логика управления – принципы и функции управления………………..……9
1.2.1. Принципы управления………………………………………………………..9
1.2.2. Функция – планирование……………………………………………………10
1.2.3. Функция – организация……………………………………………………...12
1.2.4. Функция – мотивация…………………………………………………..……13
1.2.5. Функция – контроль…………………………………………………………17
2. Анализ процесса управления на предприятии ООО «Зверево»………………19
2.1 Описание юридического статуса организации ООО «Зверево»…………….19
2.2. Процессы управления на предприятии ООО «Зверево».…………………...19
2.2.1. Миссия………………………………………………………………………..19
2.2.2. Цели…………………………………………………………………………..20
2.2.3. Виды деятельности организации…………………………………………...21
2.2.4. Анализ внешней среды………………………………………………...……22
2.2.5. Организационная структура и персонал…………………………………...25
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………30

Файлы: 1 файл

Содержание и логика управления.doc

— 199.00 Кб (Скачать файл)

Принципы управления организацией определяют требования к системе, структуре и организации процесса управления. То есть управление организацией осуществляется посредством основных исходных положений и правил, которыми руководствуются менеджеры всех уровней. Эти правила определяют «линию» поведения менеджера.

Таким образом, принципы управления можно представить как  основополагающие закономерности и правила поведения руководителей по осуществлению управленческих функций.

 

1.2.2 Функция - планирование

 

Планирование – основная функция менеджмента представляет собой вид деятельности по формированию средств воздействия, обеспечивающих достижение поставленных целей. Планирование применяется к важным решениям, определяющим дальнейшее развитие фирмы. Согласно концепции немецкого профессора Д.Хана планирование - это ориентированный в будущее систематический процесс принятия решений. Сущность планирования проявляется в конкретизации целей развития фирмы и каждого подразделения в отдельности на установленный период: определение хозяйственных задач, средств их достижения, сроков и последовательности реализации, выявление материальных трудовых и финансовых ресурсов для решения поставленных задач. Планирование дает возможность заблаговременно учесть внутренние и внешние факторы, обеспечивающие благоприятные условия для нормального функционирования и развития фирмы, предприятия или др. структурного подразделения.

Планирование – это  разработка плана, определяющего то, чего нужно достичь и какими рычагами, сообразуясь со временем и пространством.[4]

Прогнозирование и планирование определяют перспективу развития и будущее системы производства, как объекта, так и субъекта управления. Оказывая активное воздействие на систему, они способствуют усилению темпов развития производства, обнаружению дополнительных резервов, материальных источников и т.п. Для того, чтобы снизить риск принятия неправильного решения из-за ошибочной или недостоверной информации, руководство принимает обоснованные и систематизированные перспективные плановые решения. Планирование на ближнюю перспективу помогает создать единство общей цели внутри организации.

План как система  взаимосвязанных решений, направленных на достижение желаемого результата, предусматривает следующее:

  • Цели и задачи. На современном этапе экономического развития осуществляется стратегия рыночной экономики, высшая цель которой – неуклонный подъем материального и культурного уровня жизни народа, создание лучших условий для всестороннего развития личности на основе дальнейшего повышения эффективности всего общественного производства.
  • Пути и средства. Для достижения поставленных целей выбираются методы совокупности взаимосвязанных действий.
  • Ресурсы, необходимые для выполнения поставленных задач. Цели и задачи, поставленные в плане, должны увязываться с материальными, финансовыми и трудовыми ресурсами.
  • Пропорции. Поддержание пропорциональности между отдельными элементами производства – важнейшее условие его эффективности.
  • Организация выполнения плана и контроль. Устанавливается связь плановой работы с конечной целью производства, удовлетворением потребностей общества.

Единого метода планирования, который бы соответствовал каждой ситуации, не существует. Тип планирования и акцент, который делает менеджер в процессе планирования, зависит от его положения в иерархии фирмы, т.е. процесс планирования осуществляется соответственно уровням организации.

 

1.2.3 Функция - организация

 

Организация — это  процесс создания структуры предприятия, которая дает возможность людям  эффективно работать вместе для достижения его целей.[5]

Под организационной  структурой управления  понимается упорядоченная совокупность устойчиво взаимосвязанных элементов, обеспечивающих функционирование и развитие организации как единого целого. Организационной структурой управления  определяется также форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

Ключевыми понятиями  структур управления являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами организационной структуры управления  могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структурой управления:

а) в зависимости от состава структурных подразделений  организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.;

б) исходя из характера  общих функций, выполняемых в  процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

Отношения между элементами структуры управления поддерживаются благодаря связям, которые принято  подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

При двухуровневой структуре  создаются верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления  формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

 

1.2.4 Функция - мотивация

 

Мотивация — это процесс  побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей или  целей организации. Мотивация необходима для продуктивного выполнения принятых решений и намеченных работ.

 Систематическое изучение мотивации с психологической точки зрения не позволяет определить точно, что же побуждает человека к труду. Однако исследование поведения человека в труде дает некоторые общие объяснения мотивации и позволяет создать прагматические модели мотивации сотрудника на рабочем месте. Различают теории мотивации на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания.

Потребности — это  осознанное отсутствие чего-либо, вызывающее побуждение к действию. Первичные потребности заложены генетически, а вторичные вырабатываются в ходе познания и обретения жизненного опыта.

Согласно теории Маслоу пять основных типов потребностей (физиологические, безопасности, социальные, успеха, самовыражения) образуют иерархическую структуру, которая как доминанта определяет поведение человека. Потребности высших уровней не мотивируют человека, пока не удовлетворены, по крайней мере, частично потребности нижнего уровня. Однако эта иерархическая структура не является абсолютно жесткой и строгой.

Полагая, что классификация  потребностей, предложенная Маслоу, не полна, МакКлелланд дополнил ее, введя понятия потребностей власти, успеха и принадлежности.

В рамках процессуальных теорий мотивации также предполагается мотивирующая роль потребностей, однако сама мотивация рассматривается с точки зрения того, что же заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей.

Теория ожиданий основывается на предположении, что человек направляет свои усилия на достижение какой-либо цели только тогда, когда будет уверен в большой вероятности удовлетворения за этот счет своих потребностей или достижения цели. Мотивация является функцией фактора ожидания «затраты труда — результаты», ожидания — «результаты — вознаграждение» и валентности (т.е. относительной степени удовлетворения). Наиболее эффективная мотивация достигается, когда люди верят, что их усилия обязательно позволят им достичь цели и приведут к получению особо ценного вознаграждения. Мотивация ослабевает, если вероятность успеха или ценность вознаграждения оценивается людьми невысоко.

В рамках теории справедливости предполагается, что люди подвергают субъективной оценке отношение вознаграждения к затраченным усилиям и сравнивают его с тем, что, как они считают, получили другие работники за аналогичную работу. Несправедливое, по их оценкам, вознаграждение приводит к возникновению психологического напряжения. В целом, если человек считает свой труд недооцененным, он будет уменьшать затрачиваемые усилия. Если же он считает свой труд переоцененным, то он, напротив, оставит объем затрачиваемых усилий на прежнем уровне или даже увеличит его.

Получившая широкую  поддержку модель Портера-Лоулера  основывается на том, что мотивация  является функцией потребностей, ожиданий и восприятия работниками справедливого вознаграждения. Результативность труда работника зависит от приложенных им усилий, его характерных особенностей и возможностей, а также оценки им своей роли. Объем затрачиваемых усилий зависит от оценки работником ценности вознаграждения и уверенности в том, что оно будет получено. Согласно модели Портера-Лоулера результативность труда порождает удовлетворенность, а вовсе не наоборот, как считают сторонники теории человеческих отношений.[6]

Экономические методы носят  косвенный характер управленческого воздействия. Такие методы осуществляют материальное стимулирование коллективов и отдельных работников.

Оплата труда является основным мотивом трудовой деятельности и денежным измерителем стоимости рабочей силы. Она обеспечивает связь между результатами труда и его процессом и отражает количество и сложность труда работников различной квалификации. Устанавливая должностные оклады для служащих и тарифные ставки для рабочих, руководство предприятия определяет нормативную стоимость рабочей силы с учётом средних затрат труда при его нормальной продолжительности.

 Дополнительная заработная  плата позволяет учесть сложность  и квалификацию труда, совмещение профессий, сверхнормативную работу, социальные гарантии предприятия в случае беременности или обучения сотрудников и др. Вознаграждение определяет индивидуальный вклад работников в конечные результаты производства в конкретные периоды времени. Премия на прямую связывает результаты труда каждого подразделения и работника с главным экономическим критерием предприятия – прибылью.

 Руководитель предприятия  может с помощью перечисленных  выше пяти компонентов оплаты труда регулировать материальную заинтересованность работников с экономически возможными расходами на производство по статье «заработная плата», применять различные системы оплаты труда – сдельную или повременную, формировать материальные и духовные потребности работников и обеспечивать рост их жизненного уровня. Если руководитель чрезмерно жаден или расточительно щедр в оплате труда, то его перспективы не безоблачны, т.к. в первом случае работники «разбегутся», а во втором доживут до разорения предприятия.

Административные методы являются способом осуществления управленческих воздействий на персонал и базируются на власти, дисциплине и взысканиях.

 Административные  методы ориентированы на такие  мотивы поведения, как осознанная необходимость дисциплины труда, чувство долга, стремление человека трудиться в определённой организации и т.п. Эти методы воздействия отличает прямой характер воздействия: любой регламентирующий или административный акт подлежит обязательному исполнению. Для административных методов характерно их соответствие правовым нормам, действующим на определённом уровне управления, а также актам и распоряжениям вышестоящих органов управления.

 Различают пять  основных способов административного  воздействия: организационные воздействия, распорядительные воздействия, материальная ответственность и взыскания, дисциплинарная ответственность и взыскания, административная ответственность.

 

1.2.5 Функция - контроль

 

Контроль, как правило, ассоциируют с властью, «командованием», «поймать», «уличить», «схватить». Такое представление о контроле уводит в сторону от главного содержания функции контроля.

В самом общем виде контроль можно представить как процесс соизмерения (сопоставления) фактически достигнутых результатов с запланированными.

Контроль – одна из ведущих функций управления. Существует множество формулировок определений функции контроля. Одна из них –«Контроль» – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей.[7]

Контроль способствует успешному функционированию предприятия. Без контроля совместной деятельности на предприятии начинается хаос.

Классификация видов  контроля приведена в таблице 1.

Таблица 1

Классификационный признак

Виды контроля

Объекты контроля

Периодичность контроля

Стратегический

Долгосрочные, стратегические, корпоративные цели.

Тактический

Показатели, отражающие состояние  внутренней среды организации (ресурсов, структуры, культуры). Периодичность определяется планами тактического развития. Сфера контроля – организация в целом или ее отдельные подразделения.

Оперативный

Выполнение работ и методов, используемых для производства продукции. Осуществляется ежедневно.

Время осуществления оперативного контроля по отношению к фактическому началу работ

Предварительный

Ключевые виды ресурсов (человеческие, материальные, финансовые). Осуществляется до фактического начала работ.

Текущий (производственный)

Возможные отклонения параметров при  осуществлении производственного процесса, причины отклонений. Осуществляется по ходу выполнения всех этапов процесса.

Заключительный (выходной)

Качество продукции и услуг. Обеспечивает руководство информацией для планирования процессов, систем мотивации и т.п.

Функциональная принадлежность

Финансовый

Прибыль и ее распределение. Затраты  на приобретение оборудования. Капитальные вложения по источникам поступления. Ликвидность. Запасы. Издержки. Денежная наличность и др.

Маркетинговый

Доля рынка. Объем продаж. Торговые издержки. Затраты на рекламу.

Производственный

Качество. Затраты времени на единицу  продукции. Удельные издержки. Себестоимость оборудования.

Управление персоналом

Потери времени из-за: прогулов; болезней; трудовых споров. Заработная плата. Социальные выплаты и т.д.

НИОКР

Количество новых разработок за отчетный период. Затраты времени на разработку. Количество патентов.

Информация о работе Анализ процесса управления на предприятии ООО «Зверево»