Анализ и совершенствование системы мотивации персонала в муниципальном образовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 11:22, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является анализ и совершенствование системы мотивации персонала в муниципальном образовании.
Задачи исследования заключаются:
- изучение теоретических основ мотивации персонала;
- анализ мотивации персонала в управе района Хамовники;
- предложение программы реформирования и совершенствования системы мотивации труда в управе района Хамовники.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические основы мотивации персонала…………………..7
1.1. Понятие мотивации, её сущность………………………………….7
1.2. Система мотивации…………………………………………………14
1.3. Современные тенденции мотивации труда муниципальных служащих……………………………………………………………….22
1.4. Основные критерии оценки эффективности системы мотивации труда…………………………………………………………………….31
Глава 2. Анализ мотивации персонала в управе района Хамовники…..42
2.1. Общая характеристика управы района………………………………42
2.2. Анализ трудовых ресурсов управы района Хамовники……………47
2.3. Рассмотрение существующей системы мотивации персонала
в управе района Хамовники и оценка её эффективности………………50
Глава 3. Совершенствование системы мотивации труда управы
Района Хамовники ……………………………………………………….62
3.1. Основные проблемы существующей системы мотивации персонала
управы района Хамовники ………………………………………………..62
3.2. Анализ возможных направлений по совершенствованию системы мотивации персонала управы района Хамовники ………………………69
3.3. Разработка конкретных мероприятий по совершенствованию системы
мотивации персонала управы района Хамовники………………………..75
Заключение………………………………………………………………….82
Список литературы………………………………………………………… 86

Файлы: 1 файл

Диплом Азаренковой.doc

— 514.00 Кб (Скачать файл)

3. Удовлетворенность вознаграждением  - это степень относительного  удовлетворения или неудовлетворения, возникающая вследствие получения  вознаграждения. Поскольку у различных  людей потребности и пожелания  в отношении вознаграждения различаются, то конкретное вознаграждение, предлагаемое в ответ на достигнутые результаты, может и не иметь для них никакой ценности. Например, тот же самый бухгалтер может получить за свои старания прибавку к зарплате, в то время как он рассчитывал на должность главного бухгалтера. Если ценность полученного вознаграждения низка, то мотивация трудовой деятельности будет ослабевать.

Эффективная мотивация труда, кроме  всего прочего, тесно связана  с формой труда. Скажем, разнорабочие подвержены совершенно другим способам мотивации, чем бухгалтеры, а военные далеки от мотивов государственной и муниципальной службы. Поэтому для выбора наиболее подходящих методов мотивации следует четко уяснить отличия труда муниципальных служащих от труда в других отраслях.

Чем принципиально отличается труд служащего в государственных  органах и местного самоуправления от труда в других отраслях?

Занятый в различных гражданских  структурах гражданин работает "на себя", в то время как муниципальный  служащий не только продает свой труд, но и, исполняя государственные функции, отчуждает себя в профессии, реализуя волю государства, а не свою собственную. При этом в отличие от других граждан ограничиваются не только его конституционные права, но и другие личные права и свободы. Например, запреты на получение дополнительного заработка, то есть на занятие внеслужебной оплачиваемой деятельностью, прежде всего предпринимательской (ст. 14 Федерального закона 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации"). Педагогическая, научная и иная творческая деятельность здесь в расчет браться не может, так как она обычно мало оплачивается и служит в основном для удовлетворения творческих потребностей. Другим социально значимым ограничением является абсолютный запрет муниципальному служащему на использование преимуществ должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума. Кроме того, запрещается муниципальному служащему использовать свое должностное положение в интересах политических партий, религиозных и других общественных объединений, а также публично выражать отношение к указанным объединениям в качестве муниципального служащего.

При устройстве на работу муниципальный  служащий обязан представить сведения о доходах и имуществе. Такая  процедура, предшествующая приему на службу, не принята в других сферах. Например, в банковской сфере изучается уголовное и политическое прошлое кандидата, а в деловых кругах, в сфере коммерции и прикладных сферах - заслуги и успехи, но никак не материальное выражение их результатов.

Какие же способы мотивации поведения  современных муниципальных служащих предлагает современный менеджмент?

Чтобы человек был мотивирован  на определенную деятельность, нужно  его достижения в этой деятельности вознаграждать тем, что он ценит, и вознаграждение должно быть связано с достижением цели организации.

На сегодняшний день материальное вознаграждение является базовым, предопределяющим мотивом поведения служащего, что  связано со многими социально-экономическими процессами, происходящими в России (к примеру, 20 - 25 лет назад в Советской России наибольшую ценность имели моральные стимулы). Поэтому материальные стимуляторы должны играть решающую роль в мотивации труда муниципальных служащих.

Из статистики известно понятие "среднестатистическая семья": муж, жена и двое детей. Статистический прожиточный минимум в США (так называемый бюджет Гиллера) исчисляется именно на такую семью: минимум на лицо, если глава семьи может содержать всех четверых.

"Содержать" здесь, конечно  же, понимается как "давать возможность полноценно жить и успешно развиваться". Реально сегодня в России такое невозможно, учитывая стоимость жилья в крупных городах, а также транспорт, образование, стоимость медицинских услуг (которая зависит напрямую от экологической ситуации), стоимость отдыха и т.д. Муниципальный служащий "средней руки" официально получает сегодня едва лишь четырехкратный прожиточный минимум.

Тратя значительную часть жизни  и сил на получение образования, на движение по должностной лестнице, чиновник на определенном этапе своей жизни обнаруживает, что он практически лишен многих материальных благ, в отличие от, например, мелкого коммерсанта, владеющего тремя-четырьмя киосками, дети которого ходят в престижные школы, живут в респектабельных районах города и пользуются многими другими благами, которых муниципальный служащий не может себе позволить. И это положение отнюдь не говорит о том, что муниципальные служащие малоактивные и непредприимчивые люди. Однако муниципальные служащие законодательно ограничены во многих проявлениях общественной и экономической деятельности.

Поэтому такая ограниченность должна, как говорилось выше, компенсироваться как в форме заработной платы, так и в форме социальных гарантий, размеры которых не должны ни в  коей мере сравниваться с размерами заработной платы и социальных гарантий рядовых, экономически и социально свободных граждан. Но, к сожалению, мы видим, что существующая система оплаты труда имеет множество недостатков. Зависящая в конечном счете от волевого решения высшего руководства, она не ставит результаты труда муниципального служащего в зависимость от общего социально-экономического развития района (региона), не стимулирует муниципального служащего к сознательному, целенаправленному исполнению должностных обязанностей. В то же время материальная стимуляция муниципальных служащих не должна переходить определенные рамки. Необходимо, чтобы оставалась тесная и реальная взаимосвязь деятельности муниципальной службы с общими результатами развития экономики муниципального образования (по примеру США).

Анализ действующих организационно - экономических механизмов стимулирования труда муниципальных служащих показал  наряду с его положительными сторонами, направленными на создание определенных условий для привлечения на муниципальную службу достаточно квалифицированных работников, но эти механизмы не обеспечивают стимулирования и не учитывают мотивацию, направленные на улучшение результатов деятельности этой категории работников. На основе анализа методов стимулирования труда персонала и учета специфики труда муниципальных служащих рекомендуется применение следующих стимулов.

Материальные стимулы:

1. Повышение должностного оклада: за увеличение объема и сложности  работ; за рост квалификации; за  совмещение должностей и функций.

2. Премирование: за улучшение результатов  функционирования и развития  курируемой сферы (отрасли) муниципального  образования; за повышение качества  принимаемых и реализуемых муниципальных  решений; по итогам работы за  год; за внедрение предложений  по снижению трудоемкости работ и повышение производительности труда.

Моральные стимулы:

1. Корпоративные, муниципального, городского, регионального значения, республиканского значения, государственного  значения, международные моральные  стимулы. 

2. Стремление быть признанным в обществе, регионе, коллективе; неуклонное повышение своих знаний; полная реализация своего творческого потенциала.

Представляется особенно важным увязывать  показатели премирования с показателями результативности труда. Они определяются путем расчета степени повышения уровня удовлетворения потребностей населения в жилье, транспорте, культурном обслуживании и т.д.

При создании стимулирующих механизмов предлагается учитывать такие группы факторов, как:

- экономические: источники финансирования денежного содержания муниципальных служащих; показатели системы оплаты труда и премирования и их увязки с показателями удовлетворения интересов населения;

- организационные: условия труда, обеспечение рабочего места оргтехникой, состояние организационных документов, режим работы, квалификационные требования, аттестации и оценки персонала и другие;

- социальные: наряду с имеющимися значительными социальными гарантиями рекомендуется введение ряда социальных гарантий, закрепляющих молодые кадры.

В настоящее время заметно возрастают трудоемкость, сложность деятельности муниципальных служащих, значение форм, процедур прохождения муниципальной  службы, в том числе испытание  гражданина, впервые принятого на муниципальную службу. Совершенствование  форм и методов отбора и испытания новичков, вступивших в должность, должно сочетаться с коренным улучшением атмосферы и стиля работы с гражданами - юридическими и физическими лицами, обратившимися за консультацией. Прежде всего, такую "профилактику" рекомендуется проводить в тех муниципальных службах, где это остро необходимо с учетом перспектив приема новых работников. Рекомендуется обратить внимание на неоднозначную проблему использования в современных условиях опыта кадровой работы в СССР. Из прошлого опыта рекомендуется позаимствовать опыт сочетания молодых и пожилых кадров, налаживания непрерывного, в том числе экономического и юридического, образования людей как необходимого элемента формирования гражданского общества.

Реформируя органы управления, рекомендуется одновременно и во взаимосвязи развивать и повышать культуру кадровой работы, рассматривая ее как технологический процесс, состоящий из цепочки взаимообусловленных звеньев. Используя зарубежный опыт, в частности США, Франции, Германии, рекомендуется разработать и тиражировать содержательные, красочные справочные пособия, буклеты, плакаты, рекламные ролики, популярно раскрывающие задачи, обязанности, трудности и перспективы труда муниципальных служащих. Рекомендуется реализовать так называемые памятки для граждан, поступающих на муниципальную службу, или памятки для молодежи, желающей получить образование, необходимое для работы в муниципальной службе, в которых, кроме описания прав, полномочий, сферы ответственности муниципальных служащих, содержались бы сведения о неизбежных трудностях и рисках их труда, о методах поощрения, равно как и о материальных, административных и иных санкциях за невыполнение или ненадлежащее выполнение должностных обязанностей.

Сегодня мы видим, что существующая система мотивации труда муниципальных служащих в России имеет множество недостатков. Но в то же время у нее есть и большое количество неиспользованных преимуществ: огромный арсенал материально обеспеченных мотивационных механизмов предоставил законодатель. Проблема лишь в том, чтобы научиться их правильно использовать.

Как показали исследования, подавляющее  большинство муниципальных служащих работает сверхурочно (до 90%). При этом основная часть опрошенных (60%) выполняет  эти работы постоянно. Это говорит  о том, что неправильно оцененный труд нередко служит причиной выхода полноценного служащего из строя за пределы муниципальной службы [30, c. 8].

 

1.4.  Критерии оценки эффективности системы мотивации труда

 

Для выявления основных критериев оценки эффективности  системы мотивации персонала необходимо проанализировать воздействие на персонал элементов внешней и внутренней среды организации. Информация о внутренней среде необходима руководству организаций для того, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей (в том числе и целей мотивации труда работников). Анализ внутренней среды позволяет также лучше понять цели и задачи организации.

К основным элементам  внутренней среды относятся [16, c. 155]:

- производство (объем, структура, темпы производства, номенклатура продукции, местонахождение производства, наличие социальной инфраструктуры, контроль качества и др.);

- персонал (структура, потенциал, квалификация, численность, производительность труда, текучесть кадров, стоимость рабочей силы, интересы и потребности работников);

- организация управления (организационная структура, система управления, уровень менеджмента, стиль руководства, организационная культура, престиж и имидж фирмы, организация системы внутрифирменных коммуникаций);

- финансы и учет (финансовая устойчивость и платежеспособность фирмы, прибыльность, рентабельность и др.).

Для анализа воздействия  на трудовую мотивацию нас более  всего интересуют такие элементы внутренней среды, как персонал фирмы и организация управления. Однако не следует оставлять без внимания и остальные вышеперечисленные элементы, так как, например, объем производства свидетельствует об устойчивости и занимаемом положении фирмы на рынке, и это оказывает большое влияние на такую базовую мотивационную потребность работников в безопасности, как уверенность в завтрашнем дне. Эта же потребность подтверждается и финансовой устойчивостью предприятия и ее платежеспособностью. Кроме этого, финансовая составляющая не может не влиять на мотивационные ожидания сотрудников в плане потребности постоянного получения заработной платы и других материальных вознаграждений, относящихся к элементам экономического стимулирования.

Но основное воздействие  на факторы мотивации оказывает, конечно же, персонал фирмы, так как именно персонал является объектом исследования и приложения мотивации труда. Структура персонала и его потенциал по уровню образования, возрастному критерию, полу и другим демографическим признакам во многом характеризует в первую очередь потребности работников и, соответственно, мотивы, побуждающие их к труду, а во-вторых, политику руководства по удовлетворению этих потребностей наряду с достижением целей и задач фирмы. Квалификация работников влияет на качественный уровень выпускаемой продукции и одновременно на такую составляющую фактора безопасности, как потребность в обучении при недостаточном уровне образования, или же если работник чувствует недостаточную степень квалификации при работе со сложной техникой, освоением новых технологий, изменениями в законодательстве (налоговом, бухгалтерском учете и т.д.).

Количественный состав работников определяет мотивационную  политику руководства. Что лучше  сделать для повышения мотивации  работников? Повысить зарплату трем работникам из 30 или сводить всех 30 сотрудников два раза в год в ресторан за счет фирмы, тем самым удовлетворив потребности работников в социальном общении и причастности?

Производительность труда  работников может существенно влиять на удовлетворенность или неудовлетворенность сотрудников условиями своего труда, графиком работы, формой оплаты труда [26, c. 189].

Информация о работе Анализ и совершенствование системы мотивации персонала в муниципальном образовании