Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и принципы агитации в процессе избирательной компании;
- определить объекты и субъекты агитации;
- раскрыть методы и формы агитации в процессе избирательной компании;
- исследовать функции такой агитации;
- определить организационную структуру агитации в процессе избирательной компании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ 5
1.1. Понятие и признаки агитации 5
1.2. Объект, субъекты и методы предвыборной агитации 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЬНОЙ КОМПАНИИ 15
2.1. Общие условия проведения предвыборной агитации 15
2.2. Характеристика форм предвыборной агитации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кузина НБ (2).doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», объектом предвыборной агитации являются избиратели, т.е. лица, обладающие активным избирательным правом – правом избирать. Иными словами, объектом предвыборной агитации является электорат – совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом, и потенциально участвующих в выборах любого уровня. При этом, политический электорат представлен множеством видов, в основе которых, как правило, лежит характер воздействия на те или иные группы граждан –  молодежный, военный, правоохранительный, пенсионный, зарубежный и другие.

Субъекты предвыборной агитации обладают пассивным избирательным правом – правом быть избранными и определяются кругом лиц, управомоченных на проведение такой агитации. Законодательство относит к субъектам предвыборной агитации граждан РФ и общественные объединения. Так, граждане и общественные объединения имеют право вести агитацию в допускаемых законом формах и законными методами, а на территории субъектов РФ, при проведении выборов соответствующего уровня, еще и в соответствии с законами субъектов РФ.

Из вышесказанного можно сделать вывод, что юридические лица не имеют права вести предвыборную агитацию. В число таких юридических лиц включены:

- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы,

- органы местного самоуправления,

- воинские части, учреждения и организации,

- благотворительные организации,

- религиозные объединения и учрежденные ими организации,

- избирательные комиссии,

- иностранные юридические лица.

Кроме того, и не все граждане имеют право на проведение предвыборной агитации, а для определенных категорий граждан установлены лишь ограничения. Так, не имеют права вести предвыборную агитацию члены избирательных комиссий с правом решающего голоса, лица без гражданства (апатриды) и иностранные граждане. Представителям религиозных объединений закон запрещает проводить предвыборную агитацию при совершении обрядов и церемоний, а представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, – при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Ограничения  в праве ведения агитационной деятельности по субъектному составу связаны со следующими обстоятельствами:

- предвыборная агитация противoречит целям деятельности органов публичной власти или организации;

- руководящие должнoстные лица и руководители имеют бoлее высокий авторитет среди работников и служащих, следовательнo, провoдимая ими агитация имеет бoльшoе преимущество, поскольку бoлее сильно воздействует на подчиненных – избирателей.

Среди субъектов агитации выделяют oбщие (все граждане, обладающие избирательным правoм) и специальные субъекты (кандидаты, избирательные объединения и избирательные блоки, зарегистрировавшие в установленном закoнoм пoрядке списки кандидатов). Общие и специальные субъекты агитационной деятельности имеют различные пo объему и содержанию права и обязанности в избирательном процессе. Например, не все методы проведения агитации, доступные специальным субъектам агитационной деятельности, разрешено использовать общим субъектам предвыборной агитации.

При этом, агитация в форме совместных агитационных мероприятий, проводимая на каналах телерадиовещания, к примеру, может проводиться только лично кандидатами, уполномоченными представителями избирательных объединений, избирательных блоков; агитация иными методами может осуществляться действиями доверенных лиц, гражданами в статусе избирателей (физическими лицами) добровольно и бесплатно без участия третьих лиц.

Стоит отметить, что для специальных субъектов предвыборной агитации в ряде случаев характерно особое положение, например, при размещении агитационных материалов в средствах массовой информации. Этот вывод можно сделать из анализа следующих положений. Гражданин РФ, не выдвинутый (не выдвинувшийся) в качестве кандидата в порядке, установленном законом, не имеет в избирательной кампании статуса кандидата, следовательно, –  не обладает правом создать собственный избирательный фонд. Вместе с тем, расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются исключительно за счет соответствующих избирательных фондов. Таким образом, избиратель не имеет законной возможности оплатить размещение агитационных материалов в средствах массовой информации. Одновременно с этим, бесплатные эфирное время и печатную площадь для предвыборной агитации, могут получить только зарегистрированные кандидаты. Следовательно, избиратель такой возможности не имеет. Кроме того, закон запрещает юридическим лицам бесплатно оказывать услуги или выполнять работы, связанные с выборами, за исключением случаев и при наличии условий, прямо установленных законом. Из сказанного следует, что гражданин-избиратель, не имеющий статуса кандидата, не вправе проводить предвыборную агитацию методом распространения информации агитационного характера через средства массовой информации.

Кроме того, только специальные субъекты обладают правом осуществления предвыборной агитации в форме публичных массовых мероприятий. Именно этим субъектам обязаны содействовать в организации и проведении массовых агитационных мероприятий государственные органы и органы местного самоуправления.

Как уже было отмечено, предвыборная агитация оплачивается исключительно из средств избирательного фонда, при том, что участник избирательного процесса, обладающий статусом избирателя, не вправе проводить финансируемую предвыборную агитацию. Вместе с тем, каждому гражданину РФ, обладающему избирательными правами, предоставлено право по собственному усмотрению приобрести статус кандидата, а вместе с ним и право на создание избирательного фонда, право на проведение финансируемой предвыборной агитации, право на осуществление предвыборной агитации через средства массовой информации.

Законодательство РФ предоставляет каждому гражданину право выбора в конкретной избирательной компании – приобрести статус кандидата, т.е. иметь пассивное избирательное право, либо приобрести статус избирателя, т.е. активное избирательное право. Лишь после выбора определенного правового статуса, гражданин становится либо объектом, либо субъектом предвыборной агитации, следовательно, – на него начинают распространять свое действие предписания, ограничения и запреты, установленные законодателем.

Стоит отметить, что установленные законодателем ограничения права отдельных субъектов на ее проведение, соответствуют конституционным нормам России, а также международным стандартам, установленным Европейской Конвенцией о защите прав человека и основных свобод.

Необходимо отметить и методы предвыборной агитации, к которым относятся:

Призывы к избирателям голосовать за кандидата (список кандидатов) либо против него (них). Таким образом в период избирательной компании создается определенное общественное мнение, выгодное конкретным субъектам агитации. Закон устанавливает принцип альтернативности выборов, при этом, графа «против» в избирательных бюллетенях отсутствует. Поэтому, агитация против кандидата имеет своей целью, как правило, побудить избирателя голосовать «за» конкретного кандидата.

Определение предпочтений избрания кандидата, избирательного объединения, избирательного блока. Данный метод предполагает указание на то, за какого кандидата будет отдан голос избирателя. Вместе с тем, к данному методу не относится опубликование результатов общественного мнения. 

Определение возможных последствий избрания или неизбрания кандидата (списка кандидатов). При этом, описание возможных последствий, носит как положительный, так и отрицательный характер, а сама агитация имеет четко направленный характер на ту или иную группу избирателей.

Распространение информации, содержащей позитивные или негативные комментарии, с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, об избирательных объединениях, избирательных блоках.

Распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей. Иными словами, агитационный характер может носить информация только о текущей деятельности кандидата. Что касается служебной (профессиональной) деятельности, то ее объем определяется Конституцией РФ (например, для профессиональной деятельности Президента РФ), федеральными законами, конституциями и законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований, регламентами государственных и муниципальных органов, а также должностными инструкциями.

Скрытая агитация – создание положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, избирательному объединению, избирательному блоку. Подобная предвыборная агитация не содержит прямых призывов к голосованию за или против кандидата и не имеет выраженного положительного либо отрицательного мнения о кандидате, однако, ее сущность заключается все-таки в создании определенного мнения о кандидате у избирателей.

Иные действия, прямо не запрещенные законом.

Субъектам предвыборной агитации запрещено предпринимать любые действия, направленные на подкуп избирателей, а именно: вручать денежные средства, подарки и иные материальные ценности; проводить льготные распродажи, а также бесплатное распространение товаров; предоставлять бесплатно либо на льготных условиях услуги; обещать различные материальны блага; заниматься благотворительной деятельностью.

Важно отметить, что любым субъектам предвыборной агитации запрещено проявлять злоупотребления свободой массовой информации, а также проводить агитацию, направленную на возникновение социальной, расовой, национальной вражды. Кроме того, запрещена агитация, имеющая целью призывы к захвату власти и возникновению войны, изменению конституционного строя и целостности России насильственным путем. При установлении подобных обстоятельств, избирательные комиссии вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Таким образом, объектами предвыборной агитации являются избиратель (избиратели), а субъектами – лица, управомоченные на проведение агитации – граждане РФ и общественные объединения.

Итак, подводя итог, первой главе работы, можно сделать следующие выводы. Предвыборная агитация, в соответствии с ФЗ от 12.06.2002 года №67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», представляет собой деятельность, осуществляемую в период избирательной компании, с целью побудить или побуждающая избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов). Предметом регулирования предвыборной агитации являются правоотношения, возникающие между участниками избирательного процесса – субъектами агитации, посредством совершения ими действий, направленных на побуждение избирателей к голосованию или к участию в выборах. Существенными признаками агитации в процессе избирательной компании являются: осуществление только в хронологических рамках избирательной компании; обязательность финансирования агитации из средств избирательного фонда; правомерность агитационной деятельности, т.е. проведение агитации в установленной форме и только надлежащими субъектами; информационный характер, поскольку агитационная деятельность всегда тесно связана с распространением информации. Объектами предвыборной агитации являются избиратель (избиратели), а субъектами – лица, управомоченные на проведение агитации – граждане РФ, общественные объединения. Первые обладают активным избирательным правом, вторые – пассивным.

 

 

ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ

ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ

 

2.1. Общие условия проведения предвыборной  агитации

 

Законодательством РФ определено, что предвыборная агитация проводится любыми допускаемыми законом методами и формами.

В целом же, законодательство допускает ведение предвыборной агитации в следующих формах:

- через каналы телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

- посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

- посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

- иными не запрещенными законом методами.

Между тем, для отдельных форм агитации в процессе избирательной компании существуют свои особенности ее проведения.

Однако, в данном параграфе будут рассмотрены общие условия проведения предвыборной агитации, обязательные для применения при использовании любой из ее форм.

Как было указано ранее, финансовые расходы, на проведение агитации в процессе избирательной компании, осуществляются только за счет средств соответствующего избирательного фонда, и в строго установленном законом порядке. Предвыборная агитация за конкретного кандидата или конкретное избирательное объединение, оплачивается из средств избирательного фонда именно этого кандидата или объединения. Использование избирательного фонда другого кандидата или избирательного объединения запрещено. Однако, стоит отметить, что если предвыборная агитация проводится против кандидата или объединения, то она может быть оплачена из средств любого избирательного фонда. Таким образом, не допускается финансирование предвыборной агитации кроме как из средств соответствующего избирательного фонда, которая проводится гражданином по своему усмотрению.

Стоит отметить, что использование в предвыборной агитации высказываний физического лица относительно того или иного кандидата либо избирательного объединения допускается исключительно с письменного согласия высказывающего. Сам документ, подтверждающий такое согласие, представляется в органы избирательной комиссии вместе с иными агитационными материалами.

Законом определено, что политическая партия, выдвинувшая зарегистрированного в установленном порядке кандидата, обязана не позднее чем за десять дней до дня голосования, опубликовать свою предвыборную политическую программу не меньше чем в одном периодическом печатном издании, а также разместить ее в сети «Интернет». При этом, публикация предвыборной программы осуществляется на предоставляемой бесплатной печатной площади и должна быть оплачена за счет средств избирательного фонда именно этой политической партии, что указывалось ранее.

Информация о работе Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы