Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2014 в 15:38, курсовая работа

Описание работы

Для достижения поставленной цели сформулированы следующие задачи:
- изучить понятие и принципы агитации в процессе избирательной компании;
- определить объекты и субъекты агитации;
- раскрыть методы и формы агитации в процессе избирательной компании;
- исследовать функции такой агитации;
- определить организационную структуру агитации в процессе избирательной компании.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КОМПАНИИ 5
1.1. Понятие и признаки агитации 5
1.2. Объект, субъекты и методы предвыборной агитации 9
ГЛАВА 2. ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ АГИТАЦИИ В ПРОЦЕССЕ ИЗБИРАТЕЬНОЙ КОМПАНИИ 15
2.1. Общие условия проведения предвыборной агитации 15
2.2. Характеристика форм предвыборной агитации 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 30

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Кузина НБ (2).doc

— 132.50 Кб (Скачать файл)

В частности, указанным законом определена обязанность организатора публичного мероприятия уведомить о его проведении соответствующий орган местного самоуправления в письменной форме не ранее 15 и не позднее 10 дней до проведения такого мероприятия. Однако, при предполагаемом пикетировании улиц, уведомление об этом подается не позднее чем за три дня до предполагаемого мероприятия, а если один из дней совпадает с праздничным или выходным днем – не позднее чем за четыре дня до такого мероприятия.

Собранием является совместное присутствие граждан в специально отведенном для этого месте для коллективного обсуждения каких-либо общественно значимых вопросов. Митинг представляет собой массовое присутствие граждан в определенном месте для публичного выражения общественного мнения по поводу актуальных проблем общественно-политического характера. Демонстрация означает организованное публичное выражение общественных настроений группой граждан с использованием во время передвижения плакатов, транспарантов и иных средств наглядной агитации. Шествием называется массовое прохождение граждан по заранее определенному маршруту в целях привлечения внимания к каким-либо проблемам. Пикетирование является формой публичного выражения мнений путем размещения у пикетируемого объекта одного или более граждан, использующих плакаты, транспаранты и иные средства наглядной агитации.

Стоит отметить, что при проведении публичных агитационных мероприятий в любой из приведенных форм, их участникам запрещается:

- скрывать лицо либо иным способам затруднять установление личности;

- иметь оружие либо предметы, используемые в качестве такового, а также взрывчатые и легковоспламеняющиеся предметы;

- употреблять алкогольную и иную спиртосодержащую продукцию, включая пиво и напитки на их основе, как и находится на мероприятии в состоянии алкогольного опьянения.

Кандидаты, избирательные объединения вправе арендовать на основе договора здания и помещения, принадлежащие гражданам и организациям независимо от формы собственности, для проведения агитационных публичных мероприятий.

Как было отмечено, предвыборная агитация в воинских частях, организациях и учреждениях запрещена, кроме случаев, когда на территории части, военного учреждения либо организации находится единственное помещение, пригодное для проведения агитационного публичного мероприятия в форме собрания.

Предвыборная агитация путем выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и иных агитационных материалов.

Законодателем установлено, что распространение печатных, аудиовизуальных и иных предвыборных агитационных материалов, осуществляется беспрепятственно на территории Российской Федерации, однако, все указанные материалы должны быть произведены также на территории Российской Федерации. При этом оплата за изготовление данных материалов должна быть произведена предварительно и за счет средств избирательного фонда соответствующего кандидата, избирательного объединения. В свою очередь, организации, индивидуальные предприниматели, выполняющие работы или оказывающие услуги по изготовлению печатных агитационных материалов, обязаны обеспечить кандидатам, избирательным объединениям равные условия оплаты изготовления этих материалов.

Запрещается размещать печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Таким образом, законодательство, регулирующее вопросы реализации форм предвыборной агитации, выполняет ряд важнейших функций – предотвращает нарушение закона при использовании одной из форм предвыборной агитации (правоохранительная функция) и обеспечивает равенство всех кандидатов или избирательных объединений путем установления единообразного порядка при реализации форм предвыборной агитации. 

Итак, подводя итог второй главе работы, можно сделать следующие выводы. Законодательством РФ определено, что предвыборная агитация проводится любыми допускаемыми законом методами и формами, основными из которых являются: агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; агитация посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий), а также посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; агитация иными не запрещенными законом методами. Финансовые расходы, на проведение агитации в процессе избирательной компании, осуществляются только за счет средств соответствующего избирательного фонда, и в строго установленном законом порядке. Использование в предвыборной агитации высказываний физического лица относительно того или иного кандидата либо избирательного объединения допускается исключительно с письменного согласия высказывающего. Сама предвыборная агитация осуществляется только в агитационный период. При использовании любой формы предвыборной агитации могут использоваться многообразные способы такой агитации: агитация в средствах массовой информации; распространение листовок и газет с предвыборными программами и краткими биографиями кандидатов; личные встречи с избирателями, проведение бесед с потенциальным электоратом; скрытая агитация путем публикации социологических опросов, интервью и писем избирателей в поддержку того или иного кандидата. Стоит отметить, что и сами способы предвыборной агитации, осуществляемой в той или иной форме, также весьма разнообразны. Вместе с тем, выбранные способы агитации должны учитывать местные особенности компании и действовать в строгом соответствии с законодательством.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В соответствии с ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», предвыборная агитация представляет собой деятельность, которая в качестве цели имеет мотив побуждения избирателей к голосованию за кандидата, кандидатов, список кандидатов или против него (них) либо против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) и осуществляется только в период проведения избирательной компании.

Существенная особенность агитации, осуществляемой в период избирательной компании, это ее временный характер, или, иными словами, агитация осуществляется только в период проведения избирательной компании.

Агитацию в процессе избирательной компании можно рассматривать как определенную и установленную законом деятельность и как правовой институт избирательного права, однако, стоит отметить, что названные категории тесно взаимосвязаны между собой.

Как правовой институт, предвыборная агитация, имеет своим предметом регулирование правоотношений, возникающих между субъектами избирательного процесса посредством совершения ими действий, направленных на побуждение избирателей к голосованию в пользу либо против конкретного кандидата или в целом к участию в выборах.

Агитацию как стадию избирательного процесса и соответственно – как деятельность, можно определить в качестве строго ограниченной временными рамками агитационного периода, регулируемой нормами избирательного права информационной деятельности субъектов избирательного процесса, цель которой заключается в побуждении избирателей к голосованию за или против кандидатов на депутатские мандаты или выборные должности.

Всем нормам избирательного права присущи общие признаки, среди которых можно выделить: общеобязательность, т.е. властное предписание государства; формальную определенность, т.е. законодательное закрепление норм; связь с государством, устанавливающим правовые нормы; предоставительно-обязывающий характер, т.е. правовые нормы, устанавливающие для одних субъектов права, определяют для других субъектов обязанности.

Итак, предвыборную агитацию можно рассматривать в узком и широком смыслах. В широком понимании предвыборная агитация является частью политической, поскольку деятельность последней направлена на распространение определенных политических взглядов и убеждений, создание системы ценностей у избирателей в предвыборный период, у всего населения – после проведения выборов. В узком понимании предвыборная агитация рассматривается и как правовой институт, и как установленная и определяемая законодательством деятельность, т.е. – как этап избирательного процесса.

В избирательном процессе участвует широкий круг его участников: избиратели и граждане, об обладающие активным избирательным правом, кандидаты их доверенные лица, уполномоченные представители избирательных объединений.

Объектом предвыборной агитации являются избиратели, т.е. субъекты, обладающие активным избирательным правом – правом избирать. Иными словами, объектом предвыборной агитации является электорат – совокупность граждан, обладающих активным избирательным правом, и потенциально участвующих в выборах любого уровня.

Субъекты предвыборной агитации обладают пассивным избирательным правом – правом быть избранными и определяются кругом лиц, управомоченных на проведение такой агитации. Законодательство относит к субъектам предвыборной агитации граждан РФ и общественные объединения.

Не являются субъектами предвыборной агитации:

- федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, иные государственные органы,

- органы местного самоуправления,

- воинские части, учреждения и организации,

- благотворительные организации,

- религиозные объединения и учрежденные ими организации, их представители при совершении обрядов и церемоний,

- избирательные комиссии, а также их члены с правом решающего голоса,

- иностранцы (за исключением случаев, установленных законом), иностранные юридические лица, лица без гражданства,

- представители средств массовой информации при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Важно отметить, что любым субъектам предвыборной агитации запрещено проявлять злоупотребления свободой массовой информации, а также проводить агитацию, направленную на возникновение социальной, расовой, национальной вражды. Кроме того, запрещена агитация, имеющая целью призывы к захвату власти и возникновению войны, изменению конституционного строя и целостности России насильственным путем. При установлении подобных обстоятельств, избирательные комиссии вправе обратиться в суд с заявлением об отмене решения о регистрации кандидата (списка кандидатов).

Законодательством РФ определено, что предвыборная агитация проводится любыми допускаемыми законом методами и формами, основными из которых являются: агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях; агитация посредством проведения массовых мероприятий (собраний и встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий), а также посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов; агитация иными не запрещенными законом методами.

Финансовые расходы, на проведение агитации в процессе избирательной компании, осуществляются только за счет средств соответствующего избирательного фонда, и в строго установленном законом порядке. Использование в предвыборной агитации высказываний физического лица относительно того или иного кандидата либо избирательного объединения допускается исключительно с письменного согласия высказывающего.

Сама предвыборная агитация осуществляется только в агитационный период.

При использовании любой формы предвыборной агитации могут использоваться многообразные способы такой агитации: агитация в средствах массовой информации; распространение листовок и газет с предвыборными программами и краткими биографиями кандидатов; личные встречи с избирателями; скрытая агитация путем публикации социологических опросов, интервью и писем избирателей в поддержку того или иного кандидата. Стоит отметить, что и сами способы предвыборной агитации, осуществляемой в той или иной форме, также весьма разнообразны.

Вместе с тем, выбранные способы агитации должны учитывать местные особенности компании и действовать в строгом соответствии с законодательством.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно-правовые акты

Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12.12.1993  (с поправками от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ) // Российская газета. – 1993. – 25 декабря

Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «О выборах депутатов Государственной Думы Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2005. – № 21. – Ст. 1919

Федеральный закон от 19.06.2004 №54-ФЗ (ред. от 08.06.2012) «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 25. – Ст. 2485

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 02.04.2014) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2002. – № 24. – Ст. 2253

 

Научная и учебная литература

Гельман В.Я. Избирательные кампании в России: испытание электоральной формулы / В.Я. Гельман // Полис. – 2011. – № 2. – С.11-14

Дмитриев Ю.А. Избирательное право России : учебник / Ю.А. Дмитриев. – М.: Приор, 2012. – 384 с.

Еремин И.А. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания / И.А. Еремин // Законодательство и практика. – 2010. – № 6. – С.10-15

Зеленков М.Ю. Политология : учеб. пособие / М.Ю. Зеленков. – М.: Юнити-Дана, 2012. – 359 с.

Кокотов А.Н. Избирательный процесс в России / А.Н. Кокотов. – М.: Юстицинформ, 2011. – 128 с.

Лучин В.О. Избирательное право России : учебник  / В.О. Лучин. – М.: Норма, 2013. – 410 с.

Мостовщиков В.Д. Предвыборная агитация: понятие и правовые признаки / В.Д. Мостовщиков// Журнал российского права. – 2011. – № 5. – С.8-13

Информация о работе Агитация в процессе избирательной компании, ее принципы и формы