Информационные технологии в избирательном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:41, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является комплексное изучение вопросов, связанных с проблемами обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации и оптимального правового регулирования информационного обеспечения избирательного процесса применительно к ГАС «Выборы».
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- изучить историю создания и этапы развития ГАС «Выборы»;
- дать общую характеристику гарантий избирательных прав граждан применительно к ГАС «Выборы»;
- изучить специфику работы ГАС «Выборы» и способы обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации;

Файлы: 1 файл

Информационные технологии в избирательном процессе.doc

— 173.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное  образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Северо-Западная академия государственной  службы»

 

 

КАФЕДРА

Государственного и международного права

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

студента 6 курса 235 потока

________________________________________________

по курсу: Избирательное право, избирательный процесс

на тему: «Информационные технологии в избирательном процессе»

 

 

 

 

Научный руководитель

к.ю.н., проф. Фомичев А.В.

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2007 г.

 

Содержание

 

 

 

Введение

 

Отличительной чертой механизма  правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Причем избирательный процесс получил такое отражение в законодательстве и такое признание в сфере практической реализации электоральных прав российских граждан, которое со всей очевидностью обусловливает его несомненную значимость в регуляции правового режима избирательных кампаний различного вида и уровня. Без образующих избирательный процесс действий и процедур полнота юридической картины организации и проведения выборов была бы просто немыслимой.

Одним из основных аспектов современного избирательного процесса можно считать его автоматизацию. С помощью системного подхода к избирательному процессу и с учетом взаимосвязанного характера правовых, организационных и технических средств была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы»). Впервые в мировой практике была создана и получила развитие постоянно функционирующая государственная автоматизированная система, используемая при подготовке и проведении выборов и референдумов, которая охватывает территорию масштабов Российской Федерации. ГАС «Выборы» эффективно использовалась при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных выборов, референдумов, стала неотъемлемым элементом избирательного процесса и важным инструментом позитивного развития политических и социальных реформ в российском обществе.

Несмотря на то, что  большинство вопросов, связанных  с регулированием отношений при использовании, эксплуатации и развитии ГАС «Выборы», полномочия избирательных комиссий всех уровней, групп контроля за использованием системы, условия придания юридической силы и обеспечения достоверности документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы», состав и правовой режим информационных ресурсов системы, требования к обеспечению безопасности информации, сертификации системы и ее средств, а также ответственность, достаточно детально урегулированы в Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»1, процедура использования ГАС «Выборы» описана лишь в общих чертах, что не только создает определенные проблемы при ее исследовании, но и открывает дополнительные возможности для недобросовестных действий.

Объектом курсовой работы являются правоотношения в сфере информационного обеспечения избирательного процесса применительно к ГАС «Выборы». Предметом настоящей работы является законодательство об избирательном процессе, материалы юридической практики, процедура и способы информационного обеспечения выборов в Российской Федерации.

Целью работы является комплексное изучение вопросов, связанных с проблемами обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации и оптимального правового регулирования информационного обеспечения избирательного процесса применительно к ГАС «Выборы».

Поставленная цель обусловила следующие задачи:

- изучить историю создания и этапы развития ГАС «Выборы»;

- дать общую характеристику гарантий избирательных прав граждан применительно к ГАС «Выборы»;

- изучить специфику работы ГАС «Выборы» и способы обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации;

- проанализировать и дать юридическую характеристику проблем, возникающих при работе с ГАС «Выборы».

Теоретическую базу настоящей работы составляют исследования таких правоведов, как: С.А. Белова, А.А. Вешнякова, И.В. Выдрина, Ю.А. Дмитриева, А.В. Зиновьева, А.В. Иванченко, В.Б. Исраеляна, М.С. Матейковича, С.М. Пахоменко, И.С. Поляшевой, В.В. Пылина, В.Б., монографии их и других юристов, комментарии к законодательству, а также статьи в журналах: "Конституционное и муниципальное право", "Право и власть", "Информационное право", "Журнал российского права", "Юрист" и др.

 

Глава 1. Информационные технологии в избирательном процессе как гарантия реализации избирательных прав граждан

 

1.1 История создания и этапы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»

 

Впервые идея использования  средств автоматизированной обработки  информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний была официально выражена в Концепции создания Государственной  автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 12 июля 1994 года. Идеи Концепции нашли свое нормативно-правовое подтверждение и развитие в принятых в 1994-1995 годах указах Президента Российской Федерации "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»2, "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»3 (на сегодняшний день утратил силу), "Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»4.

На основе этих документов была выстроена схема создания и  управления ГАС «Выборы» с учетом особенностей страны - огромная территория, 89 субъектов Российской Федерации, большое количество часовых поясов, более 90 тысяч избирательных участков, образуемых в период проведения федеральных выборов. Очевидно, что подготовка и гласное проведение демократических выборов в таких условиях сопряжены с необходимостью решения множества сложных организационных и технологических проблем, немалыми финансовыми затратами.

Государственным заказчиком системы была определена Центральная  избирательная комиссия Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 861 при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ), которому было поручено решать задачи организационного, технического, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы», включая разработку стратегии дальнейшей информатизации избирательной системы России. За ФЦИ закреплен на праве оперативного управления имущественный комплекс автоматизированной системы.

Разработка и создание ГАС «Выборы» в основном завершились в первом квартале 1996 года. После предварительных испытаний ГАС «Выборы» была принята в опытную эксплуатацию.

Начиная с 1996 года все  мероприятия по разработке и опытной  эксплуатации ГАС «Выборы» осуществлялись в соответствии с Федеральной целевой программой развития ГАС «Выборы» на 1996-2000 годы.

В постоянную эксплуатацию система принята в июне 2000 года после проведения государственных  испытаний и подписания акта Государственной  комиссией.

За прошедшее время  ГАС «Выборы» эффективно использовалась при проведении не только выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но и региональных кампаний, местных выборов и референдумов. Система стала неотъемлемым элементом демократического избирательного процесса, важным инструментом в развитии политических и социальных процессов в нашем обществе. ГАС «Выборы» зарекомендовала себя как уникальная система, обеспечивающая высокую степень надежности и работоспособности, беспристрастно и объективно отражающая ход каждой избирательной кампании и ее итоги.

Комплексы средств автоматизации  ГАС «Выборы организованны в  виде четырехуровневой иерархической  структуры. Верхний (первый) уровень  системы представляет собой комплекс средств ЦИК Российской Федерации, второй уровень системы – комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – комплексы средств автоматизации окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – комплексы средств автоматизации территориальных избирательных комиссий. Развитие системы предусматривает в дальнейшем автоматизацию участковых избирательных комиссий и создание комплексов средств автоматизации пятого уровня – комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий.

Комплексы средств автоматизации  всех уровней состоят из технического, программного и информационного  обеспечения, объединенных в информационно - коммуникационную сеть передачи данных.

 

1.2 Информационные гарантии избирательных прав граждан применительно к Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»

 

В Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» перечислены основные принципы использования, эксплуатации и развития государственной автоматизированной системы, начиная именно с принципа соблюдения конституционных прав граждан, а в преамбуле закрепляется норма, по которой использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.

В свое время великий  языковед С.И. Ожегов определял понятие  гарантии как "ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение"5. Собственно в этом смысле оно происходит от франц. garant - порука, поручительство, коими являются государство, учреждения, организации, любое физическое или юридическое лицо, предоставляющие гарантию.

В справочной юридической  литературе гарантии связываются с законностью (англ. guaranties of legality), т.е. обусловленная закономерностями общественного развития система условий и средств, обеспечивающая законность и тем самым формирующая состояние социальных отношений, которая способствует движению страны к состоянию демократии, правовому государству. Гарантии законности подразделяются на два вида: общие (экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные) и специальные (юридические)6.

Гарантии избирательных  прав (англ. guarantees of electoral rights) - правовые, организационные, информационные средства обеспечения избирательных прав граждан Российской Федерации, относятся к специальным гарантиям законности, хотя при их реализации важными факторами выступают экономические, политико-идеологические, нравственно-духовные условия.

В целом справочные определения  понятия гарантий дают представление  об этом важнейшем институте реализации избирательных прав граждан. Однако содержание гарантий, в том числе  и избирательных, затрагивает более  широкий спектр отношений и совокупность характеристик определяющих их содержание.

Конечно, по вопросам гарантии обеспечения избирательных прав граждан в Российской Федерации  при проведении выборов с использованием ГАС «Выборы» у правоведов существуют различные мнения по теоретическим и содержательным характеристикам данного института, определяющего демократические начала не только избирательной системы, но и политико-правовой системы в целом.

Дискуссионные моменты  характеризуют само понятие "гарантии" и другие составные части категориального аппарата, содержание гарантий, соотношение условий и средств реализации гарантий в избирательной системе, систему гарантий в механизме реализации конституционных прав, приоритетность базовых начал гарантий, соотношение различных предпосылок в реализации гарантий, проблемы классификации гарантий, структуру юридических гарантий, допустимый объем санкций, применяемый в обеспечении гарантий избирательных прав и т.д.

Неоднозначно употребляется  и сама категория гарантий. Некоторые  используют понятие "гарантии избирательных прав граждан" (А.Е. Постников, А.А. Смольяков), другие пишут просто о "гарантиях избирательных прав" (С.А. Авакьян, А.Е. Штурнев), третьи просто используют понятие "гарантии свободы выборов" (А.В. Зиновьев, В.Б. Сергейчук), хотя речь идет об обозначении одного и того же явления7.

Рассматривая данную проблему, важно отметить, что гарантии избирательных прав в целом выступают  важным средством постоянного их совершенствования, их реального осуществления, а в необходимых случаях - и эффективной защиты от возможных нарушений. Вместе с тем по родовому понятию гарантий в литературе имеются определенные разночтения, что, собственно, понятно, поскольку этими проблемами занимались представители различных школ, направлений, имеющие к тому же и ярко выраженные авторские позиции.

Тем не менее большинство  исследователей под гарантиями все  же склонны понимать условия, систему  условий (А.С. Мордовец)8, некоторые предпочитают говорить о факторах9, о сложившихся факторах и специально предпринимаемых мерах10, о предпосылках11, другие добавляют к условиям средства, обеспечивающие реальную, осознанную и ответственную свободу волеизъявления (М.В. Баглай)12.

Гарантии в первую очередь следует понимать как  избирательные права и права  на участие в референдуме, установленные Конституцией Российской Федерацией, законом, иным нормативным правовым актом, правила и процедуры, обеспечивающие реализацию избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации. Такое понимание совпадает с легальной дефиницией этого понятия, закрепленного в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»13.

Рассматривая гарантии избирательных прав граждан, нас  в первую очередь интересуют информационные гарантии избирательных прав, которые почти не затрагиваются в исследовательской литературе.

Информация о работе Информационные технологии в избирательном процессе