Избирательный процесс

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2013 в 06:19, реферат

Описание работы

Избирательный процесс – это направленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Файлы: 1 файл

Избирательный процесс.docx

— 19.90 Кб (Скачать файл)

Избирательный процесс – это направленная на избрание депутатов и выборных должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации закрепленных процессуальными нормами юридических прав и обязанностей путем осуществления в определенной последовательности избирательных действий.

Данное определение содержит такие признаки избирательного процесса:

1) избирательный процесс  – это деятельность субъектов избирательного права, т.е. совершение ими определенных действий, имеющих юридический характер. Путем совершения избирательных действий данные субъекты реализуют закрепленные правовыми нормами права и обязанности;

2) избирательный процесс  – деятельность прямо предусмотренных  правовыми нормами субъектов процесса,т.е: лиц, органов, организаций, их объединений, наделенных избирательно-процессуальными правами и обязанностями;

3) избирательный процесс  – это деятельность, направленная на избрание выборных лиц;

4) избирательный процесс  – это деятельность, урегулированная процессуальными нормами. Это означает то, что избирательный процесс может начаться только на основании и в соответствии с законом, осуществляется в определенной правовыми нормами процессуальной форме;

5) избирательный процесс  – это осуществление избирательных  действий с соблюдением определенных стадий. Поступательное движение избирательного процесса – его необходимая характеристика. Избирательные действия осуществляются последовательно. Например, выдвижение кандидатов невозможно до назначения выборов, а осуществление предвыборной агитации невозможно до регистрации кандидата, избирательного объединения, избирательного блока.

Федеральное законодательство не содержит легального определения  избирательного процесса, однако, оно  встречается в региональном законодательстве. Так, Избирательный кодекс Тюменской  области определяет избирательный  процесс как совокупность действий граждан, избирательных комиссий, других заинтересованных органов и должностных  лиц по подготовке и проведению выборов  в соответствии со стадиями избирательных  действий, установленных федеральным  законодательством и данным кодексом. Согласно Избирательному кодексу Свердловской области избирательный процесс  – это регламентированная законодательством  Российской Федерации и данным кодексом последовательная деятельность граждан, избирательных комиссий, органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, общественных объединений по подготовке и проведению выборов.

Принципы избирательного процесса. Процессуально-правовые принципы закрепляют основные начала избирательного процесса, важнейшие требования, предъявляемые к участникам процесса.

Основными принципами избирательного процесса являются:

1) осуществление организации и проведения выборов специально создаваемыми независимыми органами – избирательными комиссиями.

Для проведения выборов создаются  специальные органы избирательные  комиссии. Организация и проведение выборов является их основной функцией, а у комиссий, которые не являются государственными или муниципальными органами, – единственной функцией. Избирательные комиссии в пределах своей компетенции, установленной  федеральными законами, законами субъектов  Российской Федерации, независимы от органов  государственной власти и органов  местного самоуправления.

2) непрерывность и поступательность избирательного процесса. Непрерывность процесса означает, что, начавшись в положенный срок, избирательный процесс проходит через все предусмотренные законом процессуальные стадии и обязательно заканчивается вынесением соответствующей избирательной комиссией акта по итогам выборов (это может быть определение результатов выборов и избранных лиц либо признание выборов несостоявшимися или недействительными). Избирательный процесс не может завершиться иным способом, досрочно, по воле каких-либо участников процесса.

Поступательность процесса означает заранее заданную законом  последовательность смены стадий избирательного процесса. Невозможна иная последовательность стадий, чем это предусмотрено законом (например, предвыборная агитация недопустима до выдвижения и регистрации кандидата);

3) законность. Принцип законности выражается в обязанности всех участников процесса соблюдать требования установленной законом избирательно-процессуальной формы, действовать в рамках предоставленных законом полномочий, исполнять обязанности, возложенные избирательно-правовыми нормами.

4) гласность (открытость). Являясь публично-правовой процедурой, избирательный процесс предполагает открытость. Основное значение принцип открытости приобретает в деятельности избирательных комиссий, которая в соответствии с требованиями закона должна осуществляться гласно. Это обеспечивается закреплением права зарегистрированных кандидатов, их доверенных лиц, уполномоченных представителей избирательных объединений (блоков), средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях избирательных комиссий; обязанности избирательных комиссий публиковать свои решения в средствах массовой информации; права наблюдателей присутствовать на избирательных участках в день голосования и других прав.

5) равноправие однопорядковых субъектов избирательного процесса. Данный принцип означает равенство полномочий (прав и обязанностей) субъектов процесса. Равноправие возможно только между одинаковыми по статусу субъектами. Нельзя говорить о, например, равноправии избирателя и избирательного объединения – у них совершенно разный статус, различные полномочия и предназначение в процессе. Равноправие означает равенство между собой избирателей, равенство между собой избирательных объединений (блоков), равенство между собой кандидатов.

Данный принцип означает также равноправие однопорядковых субъектов во взаимоотношениях с избирательными комиссиями. Недопустимо различное отношение комиссий, например, к разным кандидатам;

6) документальность. Принцип документальности избирательного процесса означает фиксирование производства процессуальных действий в избирательных документах. Законодательство содержит большой перечень избирательных документов, закрепляет высокие требования к их форме и содержанию.

Особое место среди  избирательных документов занимают так называемые избирательные документы  «строгой отчетности» (избирательные  бюллетени, открепительные удостоверения), а также протоколы избирательных  комиссий об итогах голосования.

Приведенный перечень не является исчерпывающим, в нем отражены основные принципы процесса.

Выделяются следующие  обязательные стадии избирательного процесса:

1) назначение выборов;

2) образование избирательных  округов;

3) образование избирательных  участков;

4) составление списков  избирателей;

5) формирование избирательных  комиссий;

6) выдвижение и регистрация  кандидатов;

7) предвыборная агитация;

8) голосование;

9) подсчет голосов, установление  итогов голосования;

10) определение результатов  выборов и их опубликование. 

Факультативной стадией  является повторное голосование, которое  проводится при использовании мажоритарной системы абсолютного большинства, когда в результате голосования  ни один из кандидатов не набрал необходимого числа голосов и не был избран.

Принят областной Думой 27 мая 2003 года

Избирательный кодекс (Закон) Тюменской области (далее - Кодекс) в  соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), другими федеральными законами, Уставом и законами Тюменской области содержит основные и устанавливает дополнительные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления Тюменской области при назначении выборов и осуществлении последующих избирательных действий.

Настоящий Кодекс устанавливает  механизм подготовки и проведения выборов  Губернатора Тюменской области, депутатов Тюменской областной  Думы, органов и должностных лиц  местного самоуправления.

Статья 40. статус выборного должностного лица местного самоуправления.

1. выборному  должностному лицу местного самоуправления  обеспечиваются условия для беспрепятственного  осуществления своих полномочий.

2. Срок полномочий выборного  должностного лица местного самоуправления  устанавливается уставом муниципального  образования и не может быть  менее двух и более пяти  лет. 
3. Полномочия депутата, члена иного выборного органа местного самоуправления начинаются с момента его избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа местного самоуправления нового созыва. 
Полномочия иного выборного должностного лица местного самоуправления начинаются со дня его вступления в должность и прекращаются в день вступления в должность вновь избранного должностного лица местного самоуправления. 
4. Решение об изменении срока полномочий, а также перечня полномочий выборного должностного лица местного самоуправления применяется только к выборным должностным лицам, избранным после вступления в силу соответствующего решения. 
5. Выборные должностные лица местного самоуправления могут осуществлять свои полномочия на постоянной основе в соответствии с настоящим Федеральным законом и уставом муниципального образования. 
Депутаты представительного органа муниципального образования осуществляют свои полномочия на непостоянной основе, за исключением председателя представительного органа муниципального образования и одного из его заместителей, которые могут работать на постоянной основе. 
6. Выборные должностные лица местного самоуправления не могут быть депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, выборными государственными должностными лицами, государственными и муниципальными служащими. 
7. Выборные должностные лица местного самоуправления, осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе заниматься предпринимательской, а также иной оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности. 
8. Гарантии прав выборных должностных лиц местного самоуправления при привлечении их к уголовной или административной ответственности, задержании, аресте, обыске, допросе, совершении в отношении их иных уголовно-процессуальных и административно-процессуальных действий, а также при проведении оперативно-розыскных мероприятий в отношении выборных должностных лиц местного самоуправления, занимаемого ими жилого и (или) служебного помещения, их багажа, личных и служебных транспортных средств, переписки, используемых ими средств связи, принадлежащих им документов устанавливаются федеральными законами. 
9. Выборное должностное лицо местного самоуправления не может быть привлечено к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу выборного должностного лица местного самоуправления, в том числе по истечении срока его полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда со стороны выборного должностного лица местного самоуправления были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. 
10. Полномочия выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случаях: 
1) смерти; 
2) отставки по собственному желанию; 
3) признания судом недееспособным или ограниченно дееспособным; 
4) признания судом безвестно отсутствующим или объявления умершим; 
5) вступления в отношении его в законную силу обвинительного приговора суда; 
6) выезда за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства; 
7) утраты гражданства Российской Федерации; 
8) отзыва избирателями; 
9) досрочного прекращения полномочий соответствующего органа местного самоуправления; 
10) в иных случаях, установленных настоящим Федеральным законом.


Информация о работе Избирательный процесс