Адаптационный тренинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: является изучение адаптационного тренинга, его роль в системе адаптации.
Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть историю изучения и дать понятие адаптации;
- дать общие представления об адаптации персонала в организации и ее видах;
-рассмотреть тренинг как метод активного обучения;
-показать роль адаптационного тренинга в адаптации персонала;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Социально-психологические аспекты адаптации персонала организации……………………………………………………………………….5
Психологические подходы к понятию и сущности адаптации……............5
Адаптация персонала в организации и ее виды…………………………..13
Глава 2 Адаптационный тренинг. ……………………………………………..19
2.1 Метод активного обучения – тренинг……………………………………...19
2.2 Роль адаптационного тренинга в адаптации персонала …….....................26
2.3 Примеры Адаптационных тренингов………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Адаптационный тренинг.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2.1 Метод активного обучения – тренинг

 

Тренинг – это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межперсонального взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений.

История создания тренингового метода решения проблем относится к середине 40-х годов и связана с трудами К. Левина. Он пришел к выводу, что люди в группе постоянно воздействуют друг на друга. К. Левин писал: «Чтобы выявить свои неадекватные установки и выработать новые формы поведения, люди должны учиться видеть себя такими, какими их видят другие».20 Основными задачами Т-групп, или, как их тогда называли, «групп тренинга базовых умений», было обучение её участников основным законам межличностного общения, умению руководить и принимать правильные решения в трудных ситуациях.

В настоящее время термин «тренинг» используется для обозначения широкого круга методик, базирующихся на различных теоретических принципах. Тренинг является методом групповой работы, при которой в результате многократного переживания участниками группы различных способов разрешения проблемной ситуации формируется новый необходимый опыт. При этом организуется погружение в социальную деятельность, что способствует воссозданию в условиях тренинга значимых жизненных ситуаций. Многообразие теоретических предпосылок породило огромное количество форм группового тренинга:

"Т-группы" – предполагают  атмосферу психологической защищенности и усиленного внимания к принципу «здесь и теперь», осуществляется обучение процессам, происходящим в коллективе по мере его развития и изменения.

"группы встреч" – ориентированы  на решение, обсуждение моральных, нравственных, этических вопросов. Суть – не найти решение, а выговориться.

группы "тренинга обучения» - предполагают обучение моделям индивидуального и социального обучения. Группы ориентированы на приобретение участниками умений взаимодействия на любом уровне.

Тренинги личностного роста – предусматривают игры и задания на самораскрытие, самоактуализацию.

Тренинги педагогического общения – формируют навыки педагогического взаимодействия.

Тренинги общения – способствуют развитию коммуникативных навыков (разновидность – тренинги делового общения).

Тренинги сензитивности – развивают эмпатийные способности, умение понимать, принимать другого человека, учат читать невербальные знаки.

      Наиболее распространенным видом является социально-психологический тренинг (далее СПТ).

СПТ - это психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы; это форма специально организованного общения, в ходе которого решаются, вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников (по мнению А.С. Прутченкова).21

     В отечественной литературе авторы, освещающие теоретические и практические проблемы социально-психологических тренингов, используют этот термин очень широко с начала 80-х годов XX  в. и обозначают им целую отрасль прикладной социальной психологии. Рассматривая СПТ как «психологическое воздействие на уровне группы в рамках оказания помощи психически здоровым людям» (Петровская Л. А., 1982).

 

Основная цель СПТ - овладение социально-психологическими знаниями в активной форме.

Общая цель СПТ - повышение компетентности в общении - может быть конкретизирована в ряде задач, связанных с приобретением знаний, формированием умений, навыков, развитием установок, определяющих поведение в общении, перцептивных способностей человека, с коррекцией и развитием системы отношений личности.

Задачи СПТ:

Овладение определенными социально-психологическими знаниями об эффективных технологиях общения, о возможных коммуникативных ошибках и способах их преодоления;

Приобретение и тренировка определенных для тренинга умений и навыков общения;

Коррекция коммуникативных установок, личностных качеств и умений, снятие барьеров, мешающих реальным и продуктивным действиям (развитие способности вести себя с окружающими в манере сотрудничества, а не в понятиях авторитарности и иерархии);

Развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя, партнеров по взаимодействию, других людей, ситуации по взаимодействию (увеличение чувствительности к характеру взаимоотношений в группе, поведению других, связанное, прежде всего с восприятием более полного ряда коммуникативных стимулов, получаемых от других);

Позитивные личностные изменения, связанные с неэффективной презентацией самого себя, с осознанием неадекватности своих реакций, установок.22

Принципы СПТ

Принцип психологического равенства – равноправное полноценное межличностное общение на занятиях группы, основанного на значимости каждой личности, взаимном уважении участников, на их полном доверии друг другу. Принцип активности. Активность участников тренинговой группы носит особый характер - проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме, осознание, испытание на практике и тренировку приемов, способов поведения, идей, предложенных тренером, отличаются ситуации и упражнения, обеспечивающие одновременное активное участие всех членов группы. Принцип активности опирается, в частности, на известное положение из области экспериментальной психологии: человек усваивает 10% того, что слышит; 50% того, что видит; 70% того, что проговаривает; и 90 % — того, что делает сам.

Принцип постоянной обратной связи, т.е. непрерывное получение участником информации от других членов группы, анализирующих результаты его действий. Благодаря именно обратной связи человек может корректировать свое последующее поведение, заменяя неудачные способы общения на новые, проверяя их воздействие на окружающих. Существует тир вида обратной связи:

от участников группы;

от ведущего;

от просмотра снятых эпизодов.

Принцип исследовательской творческой позиции. Творческая активность участников группы заключается в том, что в ходе тренинга они обнаруживают, осознают, открывают для себя личные ресурсы, возможности, особенности. В соответствии с этим принципом функция тренера заключается в том, чтобы придумать, сконструировать и организовать такие ситуации, которые давали бы возможность членам группы осознать, испытать на практике и отработать новые способы поведения, экспериментировать с ними; осознать свои личностные особенности и сделать их более адекватными и контролируемыми.

Принцип партнерского общения. Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет учитывать интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Специфический принцип работы тренера, который заключается в постоянной рефлексии всего того, что происходит в группе. Эта рефлексия осуществляется за счет того, что тренер постоянно, на всех этапах (приступая к проведению тренинга, планируя работу на день, непосредственно в процессе работы) ставит перед собой три вопроса:

Какой цели я хочу достичь?

Почему я хочу достичь этой цели?

Какими средствами я собираюсь ее достичь?

Средства воздействия в группе

групповые нормы (правила поведения и общения);

групповая поддержка;

обратная связь;

групповое ожидание.

Структура занятий СПТ:

приветствие. Разминка;

базовые психологические упражнения;

расслабление. Релаксация;

рефлексия тренинга;

прощание.

Содержание программы СПТ составляется с учетом трудностей в межличностном общении и направлено на коррекцию социальных установок и ценностных ориентаций, как отдельных участников, так и группы в целом в сторону развития навыков социально приемлемых способов самоутверждения и умений эффективного управления собственным эмоциональным состоянием.

Методы тренинга

упражнения на тактильное взаимодействие;

упражнения на пространственное взаимодействие;

упражнения-достижения;

развминочные упражнения;

игры-драмматизации;

артметоды;

дискуссии;

игры-импровизации;

коммуникативные игры;

подвижные игры.

Фазы тренинга

С точки зрения времени протекания тренинга, группа СПТ проходит в своем развитии определенные этапы, которые характеризуются конкретными качественными переменными психологического содержания. Каждой фазе развития группы СПТ соответствуют конкретные методы и психотехнические приемы.

1. "Установочная" фаза начинается  с первого общения. В ходе первой  встречи сообщаются цели и  задачи, стоящие перед участниками, вырабатываются правила группового поведения, обсуждаются процедурные и методические аспекты, задается позитивная мотивация к данной форме работы, разъясняется связь решаемых в ходе тренинга задач с повседневной деятельностью студентов. Ведущим методом на этой фазе СПТ, как правило, является беседа с примерами (демонстрацией). Итогом такого обсуждения должно стать принятие группой определенного "кодекса поведения участника тренинга".

2. Фаза "ориентации" предполагает  участников тренинга в ситуациях  общения и в совместной деятельности. Фактически участникам тренинга предлагается отказаться от стереотипов и поэкспериментировать с новыми формами поведения.  В целях усиления доверия друг к другу с участниками тренинга проводятся психотехнические упражнения, (н: "Представляюсь коллективу", "Интервью", "Восковая палочка") и групповая дискуссия, которая становится стержнем фазы "ориентации".

3. На фазе "конфронтации" тренинга  наряду с дискуссией проводятся  ролевые (деловые) игры, направленные  на формирование навыков конструктивного  поведения в конфликтных ситуациях.

4. На фазе "структурирования  и интеграции" тренинга группа  уже сложилась в некую общность  со своей структурой взаимоотношений, симпатиями и антипатиями, эмоциональными  и интеллектуальными связями. Ролевые  игры становятся на данном  этапе ведущим методом проведения занятий СПТ, оттесняя на второй план групповые дискуссии. Из психотехнических упражнений наиболее активно применяются такие, как "Змейка", "Молекулы", "Передай эмоцию" и другие, направленные как на дальнейшее сплочение группы, так и на повышение межличностной сензитивности ее членов.

  5. Фаза "референтных отношений" - заключительная стадия СПТ. играющая  особую роль в рассматриваемой  программе тренинга. На рассматриваемой  стадии возникают относительно  новые психологические параметры группы тренинга. Ощущается высокий уровень взаимопонимания и четко выраженная установка на компромисс и сотрудничество.

 

Вывод: Таким образом, основная идея тренинга заключается в том, чтобы не заставлять, не подавлять, не ломать человека, а помочь ему стать самим собой, приняв и полюбив себя, преодолеть стереотипы, мешающие жить радостно и счастливо, прежде всего, в общении с окружающими.

 

2.2 Роль адаптационного  тренинга в адаптации персонала

 

     Социальная адаптация, как процесс активного приспособления сотрудника в организации, значима и необходима именно в первые дни пребывания в организации. Эффективным средством для воспитания психологической культуры сотрудников, создания благоприятных условий формирования успешности каждого работника и коллектива в целом являются адаптационные тренинги.

В социологическом словаре термин “тренинг” определён как обучение, тренировка, а также совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях развития личности и совершенствования групповых отношений. Тренинг представляет собой наиболее целенаправленное и экономически выгодное вложение в личность, поскольку в процессе тренинга отрабатываются лишь те навыки, которые необходимы человеку для достижения конкретных целей.

   В тренинге сочетаются различные формы обучения – лекции, разбор ситуаций, деловые игры, упражнения на отработку необходимых навыков, нацеленные на решение конкретных проблем участника.

Сочетание различных форм обучения способствует тому, что материалы тренинга усваиваются намного эффективнее, чем на традиционных занятиях.

Видеозапись деловых игр и аудиозапись упражнений позволяют проанализировать реальные результаты, помогают участникам увидеть себя со стороны, откорректировать свои ошибки, закрепить положительные достижения. На тренинге происходит сплочение команды, поднимается командный дух. Участники получают полный комплект материалов тренинга, что позволит им через какое-то время освежить в памяти усвоенные знания и вернуться к приобретенным навыкам, чтобы проконтролировать их применение.

   В ходе проведения тренингов  формируются конструктивные взаимоотношения между сотрудником  и руководителем, между сотрудником и сотрудником, между сотрудником  и группой сотрудников. Умелое использование эффективных взаимоотношений, исключающих стрессогенные факторы, провоцирующие нервозность, тревожность и другие негативные проявления, позволяет создать комфортную среду общения между сотрудниками. Очень важно наладить коммуникативные контакты при освоении коллективных форм взаимодействия в период адаптации23.

Информация о работе Адаптационный тренинг