Адаптационный тренинг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2014 в 09:02, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы: является изучение адаптационного тренинга, его роль в системе адаптации.
Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих взаимосвязанных задач:
- рассмотреть историю изучения и дать понятие адаптации;
- дать общие представления об адаптации персонала в организации и ее видах;
-рассмотреть тренинг как метод активного обучения;
-показать роль адаптационного тренинга в адаптации персонала;

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1 Социально-психологические аспекты адаптации персонала организации……………………………………………………………………….5
Психологические подходы к понятию и сущности адаптации……............5
Адаптация персонала в организации и ее виды…………………………..13
Глава 2 Адаптационный тренинг. ……………………………………………..19
2.1 Метод активного обучения – тренинг……………………………………...19
2.2 Роль адаптационного тренинга в адаптации персонала …….....................26
2.3 Примеры Адаптационных тренингов………………………………………28
Заключение……………………………………………………………………….34
Библиографический список……………………………………………………..36

Файлы: 1 файл

Курсовая работа Адаптационный тренинг.doc

— 208.50 Кб (Скачать файл)

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

 и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Карельский филиал

 

 

 

Специальность/Направление: 080504.65 «Государственное и муниципальное управление»

Сокращенная образовательная программа на базе среднего профессионального образования

Кафедра: Государственного регионального управления

Дисциплина: Адаптация персонала

 

 

 

 

 КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему:

«Адаптационный тренинг»

 

 

 

 

 

 

Автор работы:

Студент 6 курса

Заочной формы обучения

Ф.И.О. Гиро С.В.

Подпись____________________

 

Руководитель работы:

к.пед.н., доцент кафедры государственного регионального управления Карельского филиала РАНХиГС

Ф.И.О.  Дмитрякова Н.В.

Подпись ____________________

 

 

 

 

 

 

Петрозаводск 2014 г.

 

 

Оглавление

 

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1 Социально-психологические аспекты адаптации персонала организации……………………………………………………………………….5

    1. Психологические подходы к понятию и сущности адаптации……............5

    1.  Адаптация персонала в организации и ее виды…………………………..13

Глава 2 Адаптационный тренинг. ……………………………………………..19

2.1 Метод активного обучения – тренинг……………………………………...19

2.2 Роль адаптационного тренинга в адаптации персонала …….....................26

2.3 Примеры Адаптационных тренингов………………………………………28

Заключение……………………………………………………………………….34

Библиографический список……………………………………………………..36

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

     На сегодняшний момент  очень многие компании активно  занимаются подбором и обучением персонала, но очень мало уделяют внимание адаптации персонала. Как показывает статистика, большая часть новых сотрудников увольняется из организации в первые месяцы работы, так и не пройдя испытательный срок. Основные причины ухода – несовпадение действительности с ожиданиями и сложности, связанные с интеграцией в коллектив. Зачастую новичком никто не занимается, в лучшем случае его представляют коллегам и предлагают ознакомиться с должностными инструкциями. Во многих компаниях нет даже базовых программ адаптации. Однако впечатления от первых дней на новом месте обычно оставляют глубокий след и могут оказать отрицательное воздействие на мотивацию и отношение к обязанностям и коллективу. Именно из-за отсутствия системы адаптации сотрудник может испытать чувство отчуждения и занять негативную позицию к компании прямо с первого дня работы. Кроме того, если новичка предоставляют самому себе, то организация зачастую теряет возможность сформировать у него положительное отношение к своим устоям и традициям.

Другими словами, актуальность данной темы налицо, так как адаптационный тренинг является составной частью системы адаптации.

     Главным критерием  того, что период адаптации прошел  успешно, является комфортное ощущение  себя членом команды, чувство собственной полезности и значимости, профессиональная гордость за отличные результаты собственной работы, заслуженный авторитет в коллективе, полная удовлетворенность и уверенность в своих силах, завтрашнем дне.

Предмет исследования – адаптационный тренинг как составная часть системы адаптации.

Объект исследования – адаптационный тренинг.

Цель данной работы: является изучение  адаптационного тренинга, его роль в системе адаптации.

Достижение поставленной цели обусловливает решение следующих взаимосвязанных задач:

- рассмотреть историю изучения и дать понятие адаптации;

- дать общие представления об адаптации персонала в организации и ее видах;

-рассмотреть тренинг как метод активного обучения;

-показать роль адаптационного тренинга в адаптации персонала;

Структура курсовой работы включает: введение, 2 главы, разделенные на параграфы, заключение, библиографический список.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1 . Социально-психологические аспекты адаптации персонала в организации

 

    1. Психологические подходы к понятию и сущности адаптации

 

     Понятие «адаптация» – одно из ключевых в научном исследовании живого организма, поскольку именно механизмы адаптации, выработанные

в результате длительной эволюции, обеспечивают возможность существования организма в постоянно меняющихся условиях среды. Понятие «адаптация» возникло в 19 веке и использовалось вначале главным образом в биологии. Проблема адаптации впервые выдвинута и обоснована биологами Ж. Б. Ламарком, Ж. Сент-Илером, Ч. Дарвином. Представители биологии рассматривали адаптацию как прямое приспособление живых организмов к окружающей среде. В ходе развития науки проблема адаптации вышла за рамки биологии и стала проникать в медицину, социальную психологию и социологию1.

      В настоящее время это понятие применяется не только к различным

сторонам жизнедеятельности организмам, но и к личности человека и коллективному поведению.

     Современное представление об адаптации основывается на работах И.П. Павлова, И. М. Сеченова, А. А. Ухтомского, Н. Е Введенского, И. В. Дывыдовского, П. К. Анохина, Г. Селье, З. Фрейда, Г. Гартмана Ж. Пиаже, А. В. Петровского, Ф. Б. Березина, И. С. Кона, А. Н. Леонтьева, А. Г. Маклакова и др.

 Подчеркивая значимость и необходимость разработки рассматриваемого вопроса, И. П. Павлов отмечал, что правильно «понятая …идея о при или целесообразности представляет собой неисчерпаемый источник для различных научных гипотез, служит постоянной научной темой, дает могучий толчок к дальнейшему изучению вопросов о сущности жизненных явлений»2. Традиционно под адаптацией (от лат. adaptare «приспособлять», «прилаживать») понимают – приспособление организма, личности, их систем к характеру отдельных воздействий или к изменившимся условиям в целом.                                      В современной литературе многообразие определений адаптации отталкиваются от результатов исследования фактов жизнеспособности организмов (включая человека), т. е. не выходят за рамки конкретных наук, как правило, биологии и медицины. Так, в Философской энциклопедии можно найти такое определение адаптации: «Адаптация – это приспособление, т. е. нахождение соответствия (а так же процесс, приводящий к такому соответствию) между живой системой (или ее частью) и внешним по отношению к ней условиям». Биологические определения встречаются в энциклопедиях, словарях, справочниках, учебных пособиях, монографиях.

    В Большой советской энциклопедии предлагается следующее определение адаптации: «От позднелат. adaptation – приспособление, прилаживание – это процесс приспособления функций и строения организма (особи, популяции, вида) и их органов к условиям среды»3. В целом понятие адаптации отражает основные закономерности, обеспечивающие существование и развитие различных систем при определенном взаимодействии внутренних и внешних условий их существования. Несмотря на существование многочисленных определений понятия «адаптация» существует несколько форм проявления этого феномена, которые позволяют утверждать, что адаптация, с одной стороны,

- динамическое образование, непосредственный процесс приспособления к условиям внешней среды, а с другой - свойство любой живой саморегулируемой системы4.

    Процесс адаптации реализуется всякий раз, когда в системе организм

– среда возникают значимые изменения, и обеспечивает формирование

нового состояния, которое позволяет достигать максимальной эффективности физиологических функций и поведенческих реакций. Поскольку организм и среда находятся не в статическом, а в динамическом равновесии, их соотношение меняется постоянно, также постоянно и

процесс адаптации.

    Благодаря процессу адаптации подвижные системы живых организмов, несмотря на изменчивость условий, поддерживают устойчивость, необходимую для существования, развития, продолжения рода. Динамическое состояние отражает процесс приспособления биосистемы к меняющимся условиям среды. При этом имеются в виду механизмы приспособления, их особенности принципы регулирования и т. д. Адаптация как свойство любой живой системы, предполагает рассмотрение данного понятия с точки зрения статического аспекта и означает устойчивость к условиям окружающей среды 5. Все сказанное позволяет выделить несколько аспектов в определении различных сторон адаптации:

а) адаптация используется для обозначения процесса, при котором организм приспосабливается к новой среде;

б) адаптация  используется для обозначения отношения равновесия (гомеостаза), которое  устанавливается  между средой и организмом;

в) адаптация понимается как свойство живого организма;

г) под адаптацией понимается результат приспособительного процесса (появление новых свойств, умений, изменение строения органов и т. п.);

д) адаптация связывается с какой-то целью, к которой стремиться организм.

В адаптации человека особую роль играет психическая адаптация. Устойчивая психическая адаптация (адаптированность)- уровень деятельности (комплекс психических реакций), определяющий адекватное заданным условиям среды поведение биосистемы, его эффективное взаимодействие со средой. Это результат адаптации как процесса.

   В процессе такого взаимодействия активными являются обе стороны – сам

человек и окружающая его среда. Важнейшим условием успешной адаптации

при этом является оптимальное сочетание двух направлений активности личности: адаптивной (приспосабливающей человека к среде) и адаптирующей (приспосабливающей среду к человеку), которая может изменяться в зависимости от специфики тех ситуаций, в которые попадает личность6.

   Психическую адаптацию можно определить как процесс установления

оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели (при сохранении психического и физического здоровья), обеспечивая в то же время соответствие психической деятельности человека, его поведения требованиям среды.

У человека в процессе поддержания адекватных отношений в системе индивидуум–среда, в ходе которого могут видоизменяться и внутреннее состояние человека, и параметры среды, психическая адаптация играет решающую роль.

     Поскольку основной средой, с которой взаимодействует человек, является социальная среда, то часто в отношении вопроса адаптации чело-  века говорят о социально-психологической адаптации7. Существуют различные подходы к понятию «социально-психологической адаптации». Ее рассматривают как результат деятельности целостной самоуправляемой системы, «которая обеспечивает деятельность человека на уровне «оперативного покоя», позволяя ему не только наиболее оптимально противостоять различным природным и социальным факторам, но и активно и целенаправленно воздействовать на них».

   При рассмотрении проблем социально-психологической адаптации человека это понятие получило различные трактовки в психологических концепциях.

    Психоаналитическое понимание адаптации опирается на представления 3. Фрейда, заложившего основы теории адаптации. Социальная среда рассматривается как изначально враждебная личности и ее стремлениям, и адаптация трактуется как процесс установления гомеостатического равновесия между личностью и требованиями внешнего окружения (среды). Процесс социально-психологической адаптации в психоаналитической концепции можно представить в виде обобщенной формулы: конфликт–тревога–защитные реакции8.

    Вслед за 3. Фрейдом психоаналитическую концепцию адаптации разрабатывал немецкий психоаналитик Г. Гартман. Он признает большое значение конфликтов для развития личности, но отмечает, что не всякая адаптация к среде, не всякий процесс научения и созревания являются конфликтными. Процессы восприятия, мышления, речи, памяти, творчества, моторное развитие ребенка и многие другие могут быть свободны от конфликтов. Гартман вводит термин «свободная от конфликта сфера Я» для

обозначения той совокупности функций, которая в каждую данную минуту

оказывает воздействие на сферу психических конфликтов.

    Социально-психологическая адаптация, согласно Г. Гартману, включает

как процессы, связанные с конфликтными ситуациями, так и те процессы, которые входят в свободную от конфликтов сферу Я, отсутствия оптимального взаимоотношения личности и среды вследствие доминирования не конструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов наступает дезадаптация9.

    В зарубежной психологии значительное распространение получило необихевиористское определение адаптации. Авторы этого направления

дают следующее определение социально-психологической адаптации.

• состояние, при котором потребности индивида, с одной стороны, и требования среды – с другой – полностью удовлетворены. Это состояние

гармонии между индивидом и природой или социальной средой;

• процесс, посредством которого это гармоническое состояние достигается.

Таким образом, социально-психологическую адаптацию бихевиористы понимают как процесс изменений (физических, социально-экономических

или организационных) в поведении, социальных отношениях или в культуре в целом. Цель этих изменений – улучшение способности выживания групп или индивидов. В данном определении присутствует биологический оттенок, указывающий на связь с теорией эволюции и внимание преимущественно к адаптации групп, а не индивида10.

Информация о работе Адаптационный тренинг