Управление кредиторской и дебиторской задолженностью организации (предприятия)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 12:29, дипломная работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы выступает выявление особенностей управления, а также оценка управления кредиторской и дебиторской задолженности на примере ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», а также исследование путей повышения эффективности их использования.
Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть сущность управления дебиторской и кредиторской задолженностью предприятия;
- выполнить расчетную часть и оценить управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации и факторы, их определяющие;
- выявить пути повышения эффективности управления кредиторской и дебиторской задолженностью предприятия

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью на предприятии (организации)
1.1 Значение управления кредиторской и дебиторской задолженностью на предприятии (организации) 5
1.2 Понятие дебиторской задолженности предприятий (организаций) и показатели, ее характеризующие 9
1.3 Понятие кредиторской задолженности предприятий (организаций) и показатели, ее характеризующие 18
Глава 2. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»
2.1 Экономическая характеристика ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» 23
2.2 Оценка регулирования дебиторской задолженности ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» 33
2.3 Оценка регулирования кредиторской задолженности и сравнительная оценка с дебиторской задолженностью ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» 40
Глава 3. Пути повышения эффективности управления кредиторской и дебиторской задолженностью ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» 48
Заключение 56
Список литературы 58

Файлы: 1 файл

06.doc

— 533.50 Кб (Скачать файл)


Министерство  Образования Российской Федерации

Национальный  исследовательский ядерный университет  «МИФИ»

(НИЯУ МИФИ) Московский инженерно-физический  институт

 

Факультет «Управления  и экономики высоких технологий»

 

Кафедра "Финансовый менеджмент"

 

 

 

Курсовая работа по дисциплине

«Финансы организаций»

 

 

 на тему: «Управление кредиторской и дебиторской задолженностью организации (предприятия)»

Москва, 2010

Содержание

Введение                                                                                                                  3

Глава 1. Теоретические основы управления кредиторской и дебиторской задолженностью на предприятии (организации)                                           

1.1 Значение управления кредиторской и дебиторской задолженностью на предприятии (организации)                                                                        5

 1.2 Понятие дебиторской  задолженности предприятий (организаций) и показатели, ее характеризующие                                                            9

1.3 Понятие кредиторской задолженности предприятий (организаций) и показатели, ее характеризующие                                                           18

Глава 2. Управление кредиторской и дебиторской задолженностью                ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»

2.1 Экономическая характеристика ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»                                                                        23

2.2 Оценка регулирования дебиторской задолженности ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»                                           33

2.3 Оценка регулирования кредиторской задолженности и сравнительная оценка с дебиторской задолженностью ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»                                           40

Глава 3. Пути повышения эффективности управления кредиторской и дебиторской задолженностью ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания»                                                                                   48

Заключение                                                                                                 56

Список литературы                                                                                   58

Приложения

Введение

Формирование рыночных отношений в Российской Федерации  сопровождается для многих хозяйствующих  субъектов попаданием в зону хозяйственной  неопределенности и повышенного  риска. Это требует объективной  оценки финансового состояния, платежеспособности и надежности своих партнеров по бизнесу. Состояние дебиторской и кредиторской задолженностей, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние хозяйствующих субъектов.

Задачи анализа дебиторской  и кредиторской задолженности находятся в тесной взаимосвязи с экономическим содержанием понятий дебиторской и кредиторской задолженности.

.Под дебиторской задолженностью понимается задолженность организаций и физических лиц данной организации. Соответственно, организации и лица, являющиеся должниками данной организации, называются дебиторами.

Под кредиторской задолженностью понимается задолженность данной организации другим организациям и физическим лицам – кредиторам.

Таким образом, дебиторская  задолженность фактически  представляет собой компоненту собственных средств предприятия, а кредиторская задолженность фактически представляет собой компоненту заемных средств.

. Актуальность данной темы заключается в том, что дефицит денежных средств в экономике и неплатежеспособность многих предприятий сделали вопросы работы с дебиторами одними из главных в перечне функций финансовых менеджеров. Поэтому финансовые менеджеры решают не только задачу снижения дебиторской задолженности, но и ее балансирования с кредиторской. Только после проведения углубленного и всестороннего анализа управления кредиторской и дебиторской задолженностью и факторов, влияющих на них, можно делать выводы, касающиеся дальнейших перспектив развития исследуемой организации.

Целью данной курсовой работы выступает выявление особенностей управления, а также оценка управления кредиторской и дебиторской задолженности на примере ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания», а также исследование путей повышения эффективности их использования.

Объектом исследования курсовой работы является дебиторская и кредиторская задолженность  предприятия.

Предметом курсовой работы выступает информация о дебиторской и кредиторской задолженности организации, содержащаяся в формах бухгалтерской отчетности за 2007 - 2009 годы.

Исходя из цели исследования, необходимо решить следующие задачи:

- рассмотреть  сущность управления дебиторской  и кредиторской задолженностью  предприятия;

- выполнить расчетную часть и оценить  управление дебиторской и кредиторской задолженностью организации и факторы, их определяющие;

- выявить пути  повышения эффективности управления  кредиторской и дебиторской задолженностью  предприятия

Первая глава курсовой работы посвящена теоретическим вопросам исследования понятия управления дебиторской и кредиторской задолженности.

Во второй главе на примере ОАО «Волжская территориальная генерирующая компания» приведены основные расчетные показатели по исследуемой проблеме.

Третья глава состоит из практических рекомендаций по совершенствованию показателей, определенных расчетом предыдущей главы.

 

 

1. Теоретические  основы управления кредиторской  и дебиторской задолженностью  на предприятии (организации) 

1.1 Значение управления дебиторской и кредиторской задолженностью на  предприятии (организации)

Состояние дебиторской  и кредиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

Для улучшения финансового положения  организации необходимо:

1) следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности. Значительное превышение дебиторской задолженности создает угрозу финансовой устойчивости организации и делает необходимым привлечение дополнительных источников финансирования;

2) контролировать состояние расчетов по просроченным задолженностям;

3) по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам [3, c.225].

Анализ дебиторской и кредиторской задолженности проводится на основе данных Приложения к бухгалтерскому балансу (форма № 5, раздел 2).

Управление дебиторской задолженностью — отдельная функция финансового менеджмента, основной целью которой является увеличение прибыли компании за счёт эффективного использования дебиторской задолженности, как экономического инструмента.

Одной из задач финансового  менеджера по управлению дебиторской  задолженностью являются определение  степени риска неплатежеспособности покупателей, расчет прогнозного значения резерва по сомнительным долгам, а  также предоставление рекомендаций по работе с фактически или потенциально неплатежеспособными покупателями.  [3, c.55].

К текущим обязательствам относится краткосрочная кредиторская задолженность, прежде всего банковские ссуды и неоплаченные счета других предприятий [8. c.132]. В условиях рыночной экономики основным источником ссуд являются коммерческие банки. Как правило, банки требуют документального подтверждения обеспеченности запрашиваемых кредитов товарно-материальными ценностями заемщика. Альтернативный вариант заключается в продаже предприятием части своей дебиторской задолженности финансовому учреждению с предоставлением ему возможности получать деньги по долговому обязательству. Следовательно, одни предприятия могут решать свои проблемы краткосрочного финансирования путем залога имеющихся у них текущих активов, другие - за счет частичной их продажи.

При выработке политики платежей предприятие исходит из сравнения  прибыли, дополнительно получаемой при смягчении условий платежей и, следовательно, росте объемов  продаж, и потерь в связи с ростом дебиторской задолженности.

Управление дебиторской задолженностью непосредственно влияет на прибыльность компании и определяет дисконтную и кредитную политику для малоэффективных покупателей, пути ускорения востребования долгов и уменьшение безнадежных долгов, а также выбор условий продажи, обеспечивающих гарантированное поступление денежных средств.

К методам  управления дебиторской задолженностью относятся: учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности [7, c.425; 12, c.124].

Управление  дебиторской задолженностью связано  с двумя видами резервов времени - на выписку счета-фактуры и отправку почтой. Время на выписку счета - это количество дней от отправки товара покупателю и до высылки счета. [12, c.125].

Ключевым моментом в управлении дебиторской задолженностью является определение сроков кредита (предоставляемого покупателям) которые оказывают влияние на объемы продаж и получение денег.

Например, предоставление более продолжительных сроков кредита, вероятно, увеличит объем продаж. Сроки кредита имеют прямое отношение к затратам и доходу, связанным с дебиторской задолженностью. Если сроки кредита жесткие, у компании будет меньше инвестированных денежных средств в дебиторскую задолженность и потерь от безнадежных долгов, но это может привести к снижению объемов продаж, уменьшению прибылей и негативной реакции покупателей.

С другой стороны, если сроки кредита неконкретные, компания может добиться увеличения объемов продаж и большего дохода, но и рискует увеличить долю безнадежных долгов и большими затратами, связанными с тем, что малоэффективные покупатели затягивают оплату. [4, c.231-234].

Имеется много  способов максимизировать доходность дебиторской задолженности и  свести к минимуму возможные потери: составление счетов, перепродажа права на взыскание долгов и оценка финансового положения клиентов [10, c.36].

В целом управление дебиторской задолженностью включает:

1) анализ дебиторов; 

2) анализ реальной  стоимости существующей дебиторской  задолженности; 

3) контроль за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности;

4) разработку  политики авансовых расчетов  и предоставления коммерческих  кредитов;

5) оценку и  реализацию факторинга [10, c.40].

Анализ дебиторов предполагает, прежде всего, анализ их платежеспособности с целью выработки индивидуальных условий представления коммерческих кредитов и условий факторинговых договоров. Уровень и динамика коэффициентов ликвидности  могут привести менеджера к выводу о целесообразности продажи продукции только при предоплате или наоборот - о возможности снижения процента по коммерческим кредитам и т.п.

Определенный  интерес представляет анализ динамики дебиторской задолженности по срокам ее возникновения и/или по периоду  оборачиваемости. Подробный анализ позволяет сделать прогноз поступлений средств, выявить дебиторов, в отношении которых необходимы дополнительные усилия по возврату долгов, оценить эффективность управления дебиторской задолженностью.

Соотношение дебиторской  и кредиторской задолженностей - характеристика финансовой устойчивости фирмы и эффективности финансового менеджмента. В практике финансовой деятельности российских фирм зачастую складывается такая ситуация, которая делает невыгодным снижение дебиторской задолженности без изменения кредиторской (обязательств).

Уменьшение  дебиторской задолженности снижает  коэффициент покрытия (ликвидности), фирма приобретает признаки несостоятельности и становится уязвимой со стороны госорганов и кредиторов. [8, c.137].

При анализе  соотношения между дебиторской  и кредиторской задолженностями необходим анализ условий коммерческого кредита, предоставляемого фирме поставщиками сырья и материалов.

Итак, можно  сделать вывод о том, что в  основе управления дебиторской задолженностью лежит два подхода:

1) сравнение  дополнительной прибыли, связанной с той или иной схемой спонтанного финансирования, с затратами и потерями, возникающими при изменении политики реализации продукции;

2) сравнение  и оптимизация величины и сроков  дебиторской и кредиторской задолженностей.

Данные сравнения проводятся по уровню кредитоспособности, времени отсрочки платежа, стратегии скидок, доходам и расходам по инкассации.

Для того чтобы определить, следует ли покупателю предоставлять скидку за авансовые выплаты остатков на счетах, финансовому менеджеру следует сравнить доход от денежных средств, получаемых в результате ускоренных платежей, с суммой скидки.

Помимо всех перечисленных  методов существуют некоторые общие рекомендации, позволяющие управлять дебиторской задолженностью [16, c.229]:

1. Необходимо постоянно контролировать состояние расчетов с покупателями, особенно по отсроченным задолженностям.

Информация о работе Управление кредиторской и дебиторской задолженностью организации (предприятия)