Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2013 в 22:39, курсовая работа
Задачи работы: изучить теоретические основы эмиссии ценных бумаг; провести сравнительный анализ эмиссии акций и облигаций; дать рекомендации по проведению эмиссии ценных бумаг.
С позиции финансового менеджмента основной целью управления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.
ВВЕДЕНИЕ 4
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭМИССИОННОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ 6
1.1 Понятие и сущность эмиссии 6
1.2 Нормативно-правовое регулирование эмиссионной деятельности предприятий в РФ 14
2 ЭМИССИОННАЯ ПОЛИТИКА ОАО «ГАЗПРОМ» 16
2.1. Общая характеристика предприятия 16
2.2 История акционерного капитала 22
2.3 Рыночная капитализация 24
2.4 Анализ финансовых показателей 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
В настоящее
время важнейшей проблемой
В настоящее время идет процесс активного развития вторичного рынка корпоративных ценных бумаг компаний, так называемого, «второго эшелона». У банковских структур, иностранных инвесторов, инвестиционных и пенсионных фондов, большой части населения, появилось альтернативная возможность вложения средств, как с целью быстрого получения прибыли в процессе биржевых спекуляций, так и с целью получения доходов в долгосрочной перспективе в виде дивидендов и роста курсовой стоимости ценных бумаг. Исходя из цели, определим задачи работы: изучить теоретические основы эмиссии ценных бумаг; провести сравнительный анализ эмиссии акций и облигаций; дать рекомендации по проведению эмиссии ценных бумаг.
С позиции финансового менеджмента основной целью управления эмиссией акций является привлечение на фондовом рынке необходимого объема собственных финансовых ресурсов в минимально возможные сроки.
Эмиссионной является политика предприятия, которая направлена на выпуск (эмиссия, надписание) ценных бумаг и последующее их размещение на фондовом рынке с целью привлечения дополнительных внешних финансовых ресурсов. Эмиссионная политика - это часть фондовой политики предприятия. Цель эмиссионной политики предприятия заключается в поиске внешних источников финансирования. Другими направлениями эмиссионной политики выступают передел собственности, увеличение акционерного капитала путем привлечения новых акционеров, расширение рынка своих акций, увеличение уставного капитала предприятия, а также заемного капитала, финансирование прироста внеоборотных активов, обеспечение движения оборотных средств. Задачей эмиссионной политики является финансовое обеспечение развития предприятия.
Формирование уставного капитала реализуется путем выпуска акций. Цена, по которой акции размещаются среди учредителей, может соответствовать номиналу, а может быть и выше. Когда акции продаются по цене выше номинала, образуется эмиссионный доход, обеспечивающий увеличение уставного капитала. Увеличение уставного капитала влияет на рост собственных средств и их удельного веса в совокупном капитале, что способствует повышению устойчивости и надежности банка или акционерного общества.
Уставный капитал может и уменьшаться в результате снижения номинальной стоимости акций или аннулирования их части. Подобная эмиссионная практика вполне реальна в силу высокого рейтинга тех или иных акций (в первую очередь банковских) на фондовом рынке, надежности и доходности инвестиций в банковское дело. Кроме того, акционерное общество или банк могут производить операции по движению собственных акций: выкупать их у акционеров, продавать на фондовом рынке, аннулировать. К таким операциям относится получение дивидендов по принадлежащим акционерам акциям.
К эмиссионным ценным бумагам относят облигации, которые обеспечивают дополнительные финансовые ресурсы. Этот вид привлечения средств в настоящее время наиболее приемлем как для эмитента, так и для инвестора. Акционерам он интересен, во-первых, тем, что в случае выпуска облигаций не происходит уменьшения их доли в уставном капитале, а во-вторых, цена привлечения заемного капитала в долгосрочном плане всегда ниже, чем собственного, поскольку проценты по облигациям и кредитам могут включаться в себестоимость продукции, а дивиденды по акциям выплачиваются из чистой прибыли.
Банковские структуры могут выпускать долговые инструменты - депозитные и сберегательные сертификаты, позволяющие привлекать значительные ресурсы. Векселя (неэмиссионные ценные бумаги) также позволяют увеличить собственные ресурсы. Эмиссия ценных бумаг позволяет реконструировать собственность, снизить различные риски, секюритизировать задолженность, улучшить финансовое положение акционерного общества или банка и добиться оптимального управления финансовыми потоками. Эти операции осуществляются в основном на первичном рынке ценных бумаг.
Акции и облигации можно рассматривать не только с точки зрения формирования с их помощью уставного капитала или привлечения заемного капитала для пополнения собственных финансовых ресурсов, но и с точки зрения инвестиционной привлекательности и как объект инвестирования на вторичном рынке. Поскольку основная масса выпущенных в обращение акций отечественных предприятий неликвидна, организация новых эмиссий для них весьма затруднительна. Кроме того, выпуск новых акций приводит к изменению структуры собственности акционерного общества: доля старых акционеров уменьшается, и они рискуют потерять контроль над предприятием. Если эмиссия акций и проводится, то лишь в пределах 10-15% уставных капиталов акционерных обществ. Следовательно, новые эмиссии акций как инструмент привлечения финансовых ресурсов в ближайшее время будут играть незначительную роль.
Выпуск облигаций как объекта инвестирования наиболее привлекателен для коммерческих банков. После кризиса 1998 г. банки испытывают избыточную ликвидность, и если эмитент будет способен предложить приемлемый уровень риска и доходности, то банковские портфели пополнятся российскими корпоративными облигациями. При выпуске ценных бумаг, служащих инструментами привлечения средств, надо учитывать такие параметры, как цена размещения и объем размещения (количество размещаемых ценных бумаг или количество привлекаемых финансовых ресурсов). Здесь необходимо найти такое сочетание этих параметров, чтобы одновременно удовлетворялись два критерия:
Чаще всего в качестве отправной точки принимается величина финансовых ресурсов, которые предполагается привлечь. Это обусловлено тем, что объем привлечения зависит как от потребностей эмитента, так и от характеристик рынка, на котором предполагается осуществить привлечение.[1,c.215-216]
Процесс управления эмиссией акций строится по следующим основным этапам:
1. Исследование возможностей
эффективного размещения
Оценка потенциальной инвестиционной привлекательности своих акций проводится с позиции учета перспективности развития отрасли (в сравнении с другими отраслями), конкурентоспособности производимой продукции, а также уровня показателей своего финансового состояния (в сравнении со среднеотраслевыми показателями). В процессе оценки определяется возможная степень инвестиционной предпочтительности акций своей компании в сравнении с обращающимися акциями других компаний.
2. Определение целей эмиссии. В связи с высокой стоимостью привлечения собственного капитала из внешних источников цели эмиссии должны быть достаточно весомыми с позиций стратегического развития предприятия и возможностей существенного повышения его рыночной стоимости в предстоящем периоде. Основными из таких целей, которыми предприятие руководствуется, прибегая к этому источнику формирования собственного капитала, являются:
- реальное инвестирование, связанное с отраслевой (подотраслевой) и региональной диверсификацией производственной деятельности (создание сети новых филиалов, дочерних фирм, новых производств с большим объемом выпуска продукции и т.п.);
3. Определение объема эмиссии. При определении объема эмиссии необходимо исходить из ранее рассчитанной потребности в привлечении собственных финансовых ресурсов за счет внешних источников.
4. Определение номинала, видов и количества эмитируемых акций. Номинал акций определяется с учетом основных категорий предстоящих их покупателей (наибольшие номиналы акций ориентированы на их приобретение институциональными инвесторами, а наименьшие — на приобретение населением). В процессе определения видов акций (простых и привилегированных) устанавливается целесообразность выпуска привилегированных акций; если такой выпуск признан целесообразным, то устанавливается соотношение простых и привилегированных акций (при этом следует иметь в виду, что в соответствии с действующим законодательством доля привилегированных акций не может превышать 10% общего объема эмиссии). Количество эмитируемых акций определяется исходя из объема эмиссии и номинала одной акции (в процессе одной эмиссии может быть установлен лишь один вариант номинала акций).
5. Оценка стоимости привлекаемого акционерного капитала.
В соответствии с принципами такой оценки она осуществляется по двум параметрам:
Расчетная стоимость привлекаемого капитала сопоставляется с фактической средневзвешенной стоимостью капитала и средним уровнем ставки процента на рынке капитала. Лишь после этого принимается окончательное решение об осуществлении эмиссии акций.