Элементы механизма финансового менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является раскрытие такого понятия как финансовый менеджмент, также его сущность, цели, задачи, принципы и структура механизма.
В соответствии с целью, в данной курсовой работе были поставлены следующие задачи:
раскрытие основных понятий финансового менеджмента;
описание теоретических аспектов финансового менеджмента;
описание элементов механизма финансового менеджмента.

Содержание работы

Введение 3
1. Функционирование механизма финансового менеджмента.
1.1 Сущность финансового менеджмента, его цели и задачи 5
1.2 Функции и основные принципы финансового менеджмента 8
1.3 Базовые концепции финансового менеджмента 12
1.4 Методы и приёмы управления рисками на предприятии 14
2. Элементы механизма финансового менеджмента.
2.1 Государственное регулирование 18
2.2 Рыночный механизм 21
Заключение 24
Библиографический список 26

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 70.35 Кб (Скачать файл)

       Главная цель менеджмента, особенно для условий сегодняшней России, добиться, чтобы при самом худшем раскладе речь могла идти только о некотором уменьшении прибыли, но ни в коем случае не стоял вопрос о банкротстве. Поэтому особенное внимание уделяется постоянному совершенствованию управления риском риск-менеджменту. Риск-менеджмент представляет систему оценки степени риска, управления риском и финансовыми отношениями, возникающими в процессе бизнеса.

     Многие финансовые операции (венчурное инвестирование,  покупка  акций, кредитные операции и  др.)  связаны  с  довольно  существенным  риском.  Они требуют оценить степень риска и определить его величину.

      Степень  риска - это вероятность наступления   случая  потерь,  а  также

размер возможного ущерба от него.

      По уровню  финансовых потерь риск может  быть:

    • допустимым - имеется угроза полной потери прибыли от  реализации планируемого проекта;
    • критическим - возможны непоступление не  только  прибыли,  но выручки и покрытие убытков за счет средств предпринимателя;
    • катастрофическим  -  возможны  потеря  капитала,  имущества   и банкротство предпринимателя

       Риском, можно управлять, используя разнообразные методы и приёмы, позволяющие в определенной степени прогнозировать наступление рискового события и вовремя принимать меры к снижению степени риска.

       Методы управления рисками весьма разнообразны. Средствами разрешения рисков являются их избежание, удержание, передача, снижение степени риска .

   Избежание риска, означает простое уклонение от мероприятия, связанного с риском. Однако, избежание риска для инвестора зачастую означает отказ от прибыли. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами - потребителями и поставщиками, стараются не расширять круг партнеров и т.п. Чтобы избежать риска срыва производственной программы из-за нарушения графиков поставок сырья, материалов и комплектующих, предприятия отказываются от услуг сомнительных или неизвестных поставщиков.

       Хозяйствующие субъекты, придерживающиеся тактики "уклонения от риска", отказываются от инновационных и иных проектов, уверенность в выполнимости или эффективности которых вызывает хотя бы малейшие сомнения.

       Удержание риска - это  оставление риска за инвестором, т.е. на его ответственности. Так, инвестор, вкладывая капитал, заранее уверен, что он может за счет собственных средств покрыть возможную потерю капитала.

        Передача риска означает, что инвестор предает ответственность за риск кому-то другому. При этом хозяйственным партнерам передается та часть финансовых рисков фирмы, по которой они имеют больше возможностей нейтрализации их негативных последствий и, как правило, располагают более эффективными способами внутренней страховой защиты.

      В целом же передача риска происходит, если в заключенном сторонами контракте существует специфическое положение относительно передачи конкретных (или всех) финансовых рисков контрагенту. Сторона, принявшая на себя риск, обычно вторично передает его, заключив договор страхования ответственности

       Рассмотрим  основные приёмы снижения степени  риска:

  • диверсификация
  • лимитирование
  • хеджирование
  • страхование
  • самострахование

      1.  Диверсификация представляет собой процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения капитала, которые непосредственно не связаны между собой, с целью снижения степени риска и потерь доходов. Диверсификация позволяет избежать часть риска при распределении капитала между разнообразными видами деятельности.

         Существуют следующие виды диверсификации:

  • Диверсификация финансовой деятельности фирмы, предусматривает использование альтернативных возможностей получения дохода от различных финансовых операций, непосредственно не связанных друг с другом.
  • Диверсификация портфеля ценных бумаг фирмы, позволяет снижать инвестиционные риски, не уменьшая при этом уровень доходности инвестиционного портфеля;
  • Диверсификация программы реальных инвестиций, осуществляемых фирмой, рекомендуется отдавать предпочтение программам реализации нескольких проектов, относительно небольшой капиталоемкости, перед программами, состоящими из единственного крупного инвестиционного проекта;
  • Диверсификация покупателей, направлена на снижение кредитного риска, возникающего при коммерческом кредитовании;
  • Диверсификация валютной корзины, предусматривает выбор нескольких видов валют в процессе осуществления фирмой внешнеэкономических операций, что дает возможность минимизировать валютные риски;
  • Диверсификация финансового рынка, предусматривает организацию работ одновременно на нескольких сегментов финансового рынка. Неудача на одном из них может быть компенсирована успехами на других.

       2. Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банками при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже товаров в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложения капитала и т.п.

       3. Хеджирование предназначено для снижения возможных потерь вложений вследствие рыночного риска и реже кредитного риска. Хеджирование представляет собой форму страхования от возможных потерь путем заключения уравновешивающей сделки. Как и в случае страхования, хеджирование требует отвлечения дополнительных ресурсов.

      Совершенное хеджирование предполагает полное исключение возможности получения какой-либо прибыли или убытка по данной позиции за счет открытия противоположной или компенсирующей позиции. Подобная «двойная гарантия», как от прибылей, так и от убытков, отличает совершенное хеджирование от классического страхования.

      4. Страхование риска состоят в попытке перенести риск на какое-нибудь третье лицо. К нему прибегают с целью страхования своих действий или поиску "гарантов", полностью перекладывая на них свой риск. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предприятий, принуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить превентивные защитные меры в соответствии со страховым контрактом.

       В практике отечественного страхования наибольшее распространение получает страхование финансовых рисков, связанных с неисполнением обязательств клиентами (контрагентами) страхователя. Это может быть финансовый риск как по одной, так и по нескольким однотипным сделкам (риск по договору купли-продажи или поставки товара). Например, поставщик, направляя товар покупателю с условием последующей оплаты товара, может заключить договор страхования финансового риска, по условиям которого страховщик обязан возместить страхователю (поставщику) неполученные доходы в случае неисполнения покупателем - контрагентом страхователя -своих обязательств по договору купли-продажи товара.

       Прибегая к услугам страховой компании, предпринимательская фирма должна в первую очередь определить объект страхования, т.е. те виды финансовых рисков, по которым она намерена обеспечить страховую защиту.

       5. Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компании. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхованию. Распределение риска осуществляется в процессе подготовки плана проекта и контрактных документов. Как правило, ответственность за конкретный риск возлагают на ту сторону, по чьей вине или в зоне чьей ответственности может произойти событие, могущее вызвать потери. Естественно, каждая из сторон при этом свои потери минимизирует.

      Крупные фирмы обычно прибегают к самострахованию, т.е. процессу, при котором организация, часто подвергающаяся однотипному риску, заранее откладывает средства, из которых в результате покрывает убытки. Тем самым можно избежать дорогостоящей сделки со страховой фирмой.

 

 

2. Элементы механизма  финансового менеджмента.

2.1 Государственное  регулирование

       Сложность и многогранность финансовой деятельности предприятий в условиях перехода к рыночной экономике определяют необходимость государственного ее регулирования. Как свидетельствует мировой опыт, такое много аспектное государственное регулирование осуществляется во всех странах с развитой рыночной экономикой, не вступая при этом в противоречие с широкой самостоятельностью предприятий в выборе направлений, форм и методов осуществления своей финансовой деятельности. 
         Государственное регулирование финансовой деятельности предприятий представляет собой процесс нормативно-правового регламентирования условий формирования их внешних и внутренних финансовых отношений и осуществления основных видов финансовых операций.

        Осуществляемое в соответствии с государственной финансовой политикой централизованное нормативно-правовое регулирование финансовой деятельности предприятии во многом определяет направленность преимущественных форм этой деятельности, характер осуществляемых ими финансовых операций, выбор соответствующих видов финансовых инструментов, правовую защищенность партнеров по финансовым сделкам, а в конечном счете — уровень эффективности и риска этой деятельности в целом.

         Чрезмерно жесткое государственное регулирование финансовой деятельности предприятий существенно снижает уровень их самостоятельности в сфере принимаемых финансовых решений, отрицательно сказывается на доходности многих финансовых операций, хотя и позволяет снизить общий уровень их риска. В то же время недостаточное государственное регулирование финансовой деятельности предприятий не позволяет четко синхронизировать ее со стратегическими целями и задачами экономического развития страны, многократно увеличивает число арбитражных споров между участниками финансовых сделок в силу неадекватного толкования ими различных условий их осуществления, приводит к существенному росту уровня совокупного финансового риска.             

         Направления и формы государственного регулирования финансовой деятельности отдельных субъектов хозяйствования в сочетании с уровнем развития экономики определяют характер внутренней финансовой среды (или "финансовый климат") в той или иной стране, который существенно влияет на ее рейтинг и ранговое место в мировой финансовой системе.         

        Внутренняя финансовая среда ("финансовый климат") характеризуется системой действующих в стране правовых и экономических условий осуществления финансовой деятельности отдельными субъектами хозяйствования (как резидентами, так и нерезидентами), существенно влияющих на уровень доходности и риска финансовых операций.     Внутренняя финансовая среда ("финансовый климат") во многом определяют объемы и эффективность финансовых отношений предприятий с зарубежными партнерами, степень государственной финансовой поддержки предприятий за счет внешних займов, уровень интегрированности финансовой системы страны с мировой финансовой системой.

Формы государственного регулирования:

     1. Регулирование финансовых аспектов создания предприятий различных организационно-правовых форм. Так, действующее законодательство регламентирует минимальный размер уставного фонда предприятий, создаваемых в формах ОАО и ООО.     

      2. Регулирование порядка формирования информационной базы управления финансовой деятельностью предприятия. Это регулирование определяет порядок организации и методов осуществления финансового (бухгалтерского и налогового) учета; содержание Плана счетов и порядка его применения; содержание бухгалтерского отчетного баланса и стандарты финансовой отчетности предприятия; рекомендации по организации и ведению учета отдельных видов активов, финансовых обязательств и других финансовых операций. Перечисленные формы регулирования в основном отражают существующий опыт организации финансового учета в странах с развитой рыночной экономикой, учитывая при этом национальные традиции его ведения. Формируемая в процессе финансового учета и отчетности информационная база позволяет получить достаточно полную и достоверную информацию о финансовой деятельности и финансовом состоянии предприятия, как для внутренних, так и для внешних пользователей.    

     3. Налоговое регулирование,  безусловно, составляет основу государственного регулирования не только финансовой, но и всей хозяйственной деятельности предприятий в рыночной экономике. Общие принципы построения налоговой системы страны разрабатываются и утверждаются в законодательном порядке. Система налогообложения представляет собой совокупность налогов, сборов и других обязательных платежей в бюджеты нормативно-правовые акты регулируют общий порядок осуществления этих операций, формы и виды кредитов, порядок их обеспечения и ответственность сторон.   

    4. Регулирование денежного обращения и форм расчетов. Так как денежный оборот каждого предприятия интегрирован с механизмом денежного обращения страны в целом, его регулирование осуществляется по многим параметрам. Предметом этого регулирования являются формы денежных расчетов по отдельным хозяйственным операциям (наличные или безналичные), порядок хранения свободного остатка денежных средств предприятия, лимитирование сумм наличных денег в его кассе, порядок использования поступивших денежных средств и т.п. За несоблюдение установленного правовыми нормами порядка ведения денежных и расчетных операций установлены меры не только финансовой, но даже административной и уголовной ответственности, которые этапе значительно ужесточены в связи с низким уровнем платежной дисциплины в стране. 
    5. Валютное регулирование. Система валютного законодательства определяет порядок зачисления иностранной валюты, поступающей в результате внешне экономической деятельности предприятий, на счета в уполномоченных банках страны; условия открытия резидентами счетов в иностранной валюте в зарубежных банках; разграничение валютных операций на текущие и связанные с движением капитала и т.п. За нарушение валютного законодательства к руководителям применяется широкий диапазон мер финансового, административного и уголовного воздействия. 
     6. Регулирование инвестиционных операций. Это регулирование является одним из наиболее обширных и состоит в настоящее время более чем из 200 нормативно-правовых актов. Оно включает формы инвестиций предприятий и используемые ими инвестиционные инструменты, порядок подготовки и экспертизы инвестиционных проектов, формы иностранного инвестирования и его защиты, условия осуществления предприятиями инвестиций за рубежом, принципы использования со временных форм финансирования инвестиций. 
     7. Регулирование рынка ценных бумаг. Выступая эмитентом ценных бумаг (акций, облигаций и т.п.), а также их покупателем в процессе осуществления финансовых инвестиций предприятия являются активными участниками фондового рынка. Государственное регулирование рынка ценных бумаг определяет основные и производные их виды, правила их эмиссии и обращения, обязательные требования к операциям с ценными бумагами, расчетно-депозитарным операциям, порядку ведения реестра и т.п. В процессе этого регулирования соответствующие государственные органы осуществляют разработку основных направлений развития фондового рынка, утверждают стандарты эмитируемых предприятиями отдельных видов ценных бумаг и проспекты их эмиссии, предусматривают меры по защите интересов предприятий — инвесторов от противоправных действий со       стороны эмитентов и финансовых посредников.           
     8. Регулирование операций страхования на финансовом рынке. Характер этого регулирования определяет систему основных требований, предъявляемых к страховщикам финансовых рисков предприятий, формы и условия обязательного страхования их активов (имущества), обязательные требования к осуществлению этих операций, формы ответственности страховщика и страхователя, порядок определения сумм ущерба в результате наступления страхового случая и т.п. 
     9. Регулирование порядка и форм санации предприятий. При диагностировании угрозы банкротства действующие правовые нормы предусматривают условия осуществления санации предприятия как по его инициативе, так и по желанию сторонних хозяйствующих 
субъектов; основные формы осуществления этой санации; порядок оценки ее результатов.  
      10. Регулирование процедур банкротства и ликвидации предприятий. Законодательные и другие нормативные акты определяют понятие банкротства предприятия, порядок возбуждения ходатайства о признании предприятия банкротом и его рассмотрения арбитражным судом, условия и порядок объявления предприятия банкротом, а также финансовое обеспечение ликвидационных процедур при банкротстве. 
         Характеризуя базу финансовых правоотношений в целом, следует отметить, что она далеко не завершена и требует дальнейшего развития. Процесс ее развития и совершенствования определяется необходимостью восполнения ряда пробелов по отдельным аспектам регулирования финансовой деятельности предприятий, дальнейшим развитием и углублением рыночных реформ в стране, задачами ее интеграции с мировой системой финансовых правоотношений.

Информация о работе Элементы механизма финансового менеджмента