Анализ технологических изменений в отрасли СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

Файлы: 1 файл

Проект 403гр, Окунь (Шевченко).docx

— 291.01 Кб (Скачать файл)

 Появится  некая цифровая платформа новой  журналистики, точнее даже платформы  распространения новостей, финансируемые  за счет доходов от рекламы.  Эти новшества не вытеснят  Сеть или какую-либо другую  из старых форм, они лишь займут  свое место рядом с ними. Цифровые  каналы распространения необходимы  не для замены печатных изданий,  а для заполнения ниши, возникшей  вследствие снижения объема печатных  каналов. Возможно, это будет недорогой  гибкий полимерный экран (OLED), который потребители смогут носить  при себе, непрерывно получая  на него новости. Платформ будет  все больше, и читатели станут  получать новости едва ли не  из каждой: телефонов, плееров,  терморегуляторов, экранов в лифтах, из всех устройств, на которые можно передать новости. Можно прогнозировать появление новых средства отображения, но и через 12 лет их набор останется прежним - это будет текст, иллюстрации, звук и видео. Текст никуда не денется, поскольку это самый дешевый и самый быстрый путь передачи информации.

Читатели 2020 года будут ждать от издателей  персонализации контента и доступности  доставки новостей, а также интерактивности. Современный мобильный телефон - настоящий инструмент репортера, позволяющий  записывать и передавать текст, фотографии, видеосъемку и звук. В свою очередь  рекламодатели потребуют от них  коммуникационных решений в увязке с географическим позиционированием  рекламы, т.е. передавать местные новости, обзоры и другие продукты на мобильные  устройства, находящиеся в строго определенных районах, вплоть до доставки конкретных новостных сообщений  в конкретную точку. Пресса (в ее бумажном виде) останется лучшим выбором  там, где недоступны технологии, поскольку  для ее чтения не нужны специальные  устройства, электроэнергия или пополняющиеся  данные. Достаточно лишь наличия приятной на ощупь бумаги и удовольствия от перелистывания страниц.

1.2. Телевещание

Глобализация во многом меняет философию радиовещания. Цифровой радиосигнал  позволяет соединять вешание  глобальное и местное, вплоть до общинного. Одна из главных тенденций сегодня - бурный рост местного радио благодаря удешевлению распространения сигнала и быстроте его передачи через Интернет или спутники связи.

Типология радио также  существенно изменилась. Резко сокращается  доля национальных радиовещательных компаний и увеличивается число местных  станций, работающих в диапазоне FM в  таких городах, как Нью-Йорк или  Москва. В России пока наблюдается  существенная регионализация радио  и его переход на местное вещание.

Местные российские станции  уже обозначили свое присутствие  на российском радиорынке и сейчас пытаются создать свои сети, даже общероссийские. Так действует в Москве радиостанция «Эхо Москвы», которая так же, как и некоторые другие московские компании, распространяет свой сигнал через Интернет по России и за ее пределами.

Существенные изменения  происходят и в типологии телевидения, хотя они в большей степени  затронули мировое телевидение, чем российское. Прежде всего, надо отметить разделение труда между эфирным ТВ и кабельным. В России кабельное телевидение сосредоточено на сугубо местной аудитории. В Москве оно действует на уровне районного или даже квартального вещания и включает два элемента - районные или квартальные местные новости, к которым иногда подверстывают и городские, и видеофильмы (далеко не всегда лицензионные). Этот канал активно эксплуатируют местные власти - префектуры и управы.

В отличие от прессы, утратившей общероссийскую аудиторию, вещающие из Москвы каналы телевидения сохраняют  доступ практически ко всем регионам России и остаются в этом смысле главным стержнем общероссийского  информационного пространства. Таким  образом, телевидение в России представлено эфирным федеральным вещанием и  региональными и местными эфирными каналами, а также локальными кабельными программами. В большинстве случаев общенациональный экран, который рассчитан на национальную аудиторию и постоянное освещение развивающихся в течение дня событий, привлекает большие аудитории и в регионах, но удаленность московского телевидения от местных проблем позволяет успешно развиваться региональным телекомпаниям.

В европейских странах  сложилась иная сеть вещания. Во Франции  и Англии существует как общественно-правовое, так и частное эфирное телевидение. В Германии все эфирное телевидение - общественно-правовое, а кабельное  и спутниковое - преимущественно  частное. Общественно-правовое телевидение  освещает проблемы политической жизни, в нем большое место занимают новости, в то время как в передачах  частного ТВ доминируют массовая культура, спорт и, конечно же, реклама. В  данном случае типология эфирного телевидения  не может быть представлена как единая для всех стран.

В России ТВ развивается  несколько иным путем: нет общественно-правового  телевидения, хотя имеется канал, который  называется общественным российским телевидением (ОРТ), но он на 51% принадлежит государству, на 49% - частному капиталу. Таким образом, типологически это своего рода государственно-частный  канал.

Главное же отличие состоит  в том, что в странах Запада и некоторых восточных, например, в Китае, наряду с наличием эфирного ТВ существенно развито кабельное  и спутниковое телевидение, которое  имеет собственное информационное и развлекательное программирование. Современные кабельные и спутниковые каналы на Западе представляют, прежде всего, развлекательные программы, которые делятся на специализированные каналы, посвященные кино, музыке, политике, спорту, новостям и т.д. Кабельное телевидение - это специализированное ТВ, к которому предъявляются несколько иные требования. К кабельным сетям можно применить типологию видеотелевизионных журналов.

В России развитого  кабельного ТВ сейчас находится в начальной стадии. Прежде всего, на это влияет дефицит программных компаний, которые обслуживали бы кабельные сети. Да и сами сети технически пока не развиты. В этом смысле дифференциация и диверсификация телевизионного вещания только начинается.

С развитием  новейших технологий в области передачи информации всё чаще у тех кто занимается кабельным телевидением возникает вопрос - какова перспектива дальнейшего развития кабельных сетей и кабельного телевидения вообще. Особенно остро такой вопрос стоит в тех регионах где появился высокоскоростной интернет, а интернет провайдеры предлагают по вполне демократичным ценам подключать IP TV. 

Давайте вернёмся лет на 15-20 назад когда начался бурный рост количества кабельных операторов. Какая альтернатива была у тех людей которым предлагали свои услуги кабельные операторы? Пара эфирных каналов не самого лучшего качества, видеомагнитофоны которые могли позволить себе не все. Ну и ещё спутниковое телевидение которое тогда ещё не могло дать достаточно много интересных телеканалов. Да и стоимость комплектов для приёма спутникового телевидения была очень высокой. Позже, с развитием цифрового спутникового телевидения, оно уже стало хоть небольшим, но всё же конкурентом кабельному ТВ. С появлением таких платформ как Триколор конкуренция стала расти. С одной стороны конкуренция послужила росту количества и качества каналов предлагаемых кабельными операторами. А с другой заставила повышать абонентскую плату. Ведь чем больше каналов тем дороже оборудование ГС и больше отчислений за каждого абонента в счёт правообладателей конкретных каналов. И тут получился порочный круг, чем больше каналов - тем больше цена и меньше абонентов из за повышения цены. В последние пару началось развитие высокоскоростного интернета. Из городов миллионников высокоскоростной интернет шагнул в крупные города, а последний год интернет со скоростями от 2-4 Мгб.сек. и более появился уже и в районных центрах с населением до 100000 человек и даже в крупных сельских населённых пунктах. А при наличии такого высокоскоростного доступа интернет провайдеры стали предлагать новую услугу IP TV. Причём без разницы, есть ли у желающего подключиться к IP TV компьютер или нет. Достаточно недорогие TV приставки позволяют подключить к многоканальному телевидению, с сервисами недоступными большинству кабельных операторов, всех желающих у которых есть обычный телевизор.

Там где кабельные  операторы успели технически подготовиться  к экспансии многочисленных поставщиков  телевизионного контента, как правило это крупные сети в больших городах так как только у таких сетей была возможность развивать свои сети заменяя медные кабеля на оптику и аналоговый сигнал на цифровой, там положение дел ещё более менее хорошее. А более мелкие сети, которым денег хватало только на поддержание кабельных сетей в рабочем состоянии, оказались в патовой ситуации. А тут ещё на пятки наступает очередной мощный конкурент - цифровое эфирное телевидение! Так каковы же перспективы развития кабельного телевидения в наши дни и в ближайшие годы? Я, исходя из собственного 20-ти летнего опыта работы в сфере кабельного телевидения и наблюдения за тем что сейчас происходит, могу сказать следующее - в ближайший год, два начнут закрываться все мелкие кабельные сети у которых количество абонентов не превышает 1000. Причём это будет происходить синхронно с появлением в тех регионах где они работают эфирного цифрового телевидения если к этому моменту там уже будет и высокоскоростной интернет. Немного дольше продержаться те операторы у которых число абонентов в районе до 3000-5000, и то, если они проживают достаточно компактно. Средние и крупные кабельные сети в большинстве своём выживут, но только те кто уже успел приготовится к провёл полное техническое перевооружение. Практически такие кабельные операторы уже не будут кабельными операторами в прежнем смысле этого слова. То что ранее называлось классической кабельной сетью, перестанет существовать уже к 2016-2017 годам, соответственно и сами кабельные операторы в прежнем качестве перестанут существовать.

Телевидение делится на две категории –  частное, имеющее больше возможностей для развития с точки зрения капиталовложений, и государственное, подчиняющееся местной власти. Региональное телевидение, по сравнению с телевидением московским, российским, имеет преимущество в плане поддержания контактов с аудиторией, но проигрывает с точки зрения размещения рекламы и возможностей развития собственной продукции. По части финансирования государственные телекомпании существенно уступают частным.

В условиях регионализации мы видим как бы два  среза, два типа СМИ. Если в Москве при всем влиянии государства на средства массовой информации эти различия не так заметны, то в рамках региональной, местной прессы деление ее на независимую, коммерческую, частную и государственную рождает существенные отличительные признаки. И поскольку в России пока не приживается принцип создания средств массовой информации, отражающих интересы всех слоев и групп населения и носящих общественно-правовой характер, то это развитие ведет к известной поляризации прессы частной и государственной, что не приносит в целом успеха газетам ни той, ни другой ориентации. В сфере телевидения конкуренция идет более живо и активно.

1.3 О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ «РАЗВИТИЕ ТЕЛЕРАДИОВЕЩАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2015 ГОДЫ».

Характеристика проблемы, на решение которой направлена программа

Состояние телерадиовещания как важнейшего средства массовой информации, направления и  темпы его развития имеют первостепенное значение для социальной стабильности общества, информационной безопасности государства, экономической активности и духовного развития населения, что нашло отражение в решении  о разработке комплекса мер по формированию современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры.

Федеральная целевая программа "Развитие телерадиовещания в Российской Федерации на 2009 - 2015 годы" (далее - Программа) разработана  в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2009 г. N 1349-р, а также с учетом важнейших положений Концепции развития телерадиовещания в Российской Федерации на 2008 - 2015 годы, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 1700-р.

Основу  государственной системы телерадиовещания составляют федеральное государственное  унитарное предприятие "Всероссийская  государственная телевизионная  и радиовещательная компания", федеральное  государственное унитарное предприятие "Российская телевизионная и радиовещательная сеть", открытое акционерное общество "Первый канал", федеральное государственное  унитарное предприятие "Космическая  связь", федеральное государственное  унитарное предприятие "Телевизионный  технический центр "Останкино".

Наземный  сегмент государственной телевизионной  и радиовещательной сети составляют региональные, республиканские, краевые  и областные радиотелевизионные передающие центры, входящие в состав единого государственного оператора  телерадиовещания федерального государственного унитарного предприятия "Российская телевизионная и радиовещательная сеть" (далее - государственный оператор связи), ответственного за эфирную наземную трансляцию общероссийских обязательных общедоступных телеканалов и  радиоканалов (далее - обязательные телерадиоканалы) на всей территории Российской Федерации, а также за создание и развертывание цифровых наземных сетей для эфирной трансляции обязательных телерадиоканалов, вещание которых осуществляется телерадиовещательными организациями - федеральным государственным унитарным предприятием "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания", открытым акционерным обществом "Первый канал", открытым акционерным обществом "Телерадиокомпания "Петербург" и открытым акционерным обществом "Телекомпания НТВ".

К настоящему времени в Российской Федерации  имеются существенные различия в  доступности эфирных телевизионных  каналов для населения в различных  регионах страны, при этом около 1,6 млн. человек, проживающих примерно в 10 тыс. населенных пунктах, не охвачено телевизионным  вещанием, а более 3 млн. человек имеют  возможность принимать лишь одну телевизионную программу. Ухудшилась ситуация с внутрироссийским государственным  радиовещанием, что характеризуется  суммарным сокращением охвата вещанием более чем на 25 млн. человек и  низким, не более 70 процентов городского населения страны, показателем охвата качественным стереофоническим УКВ-ЧМ-вещанием. Значительно ухудшились качество и  надежность вещания на зарубежные страны. В результате снижения загрузки и  мощности передатчиков государственное  радиовещание сегодня не может в  полном объеме выполнять функцию  оповещения в чрезвычайных ситуациях, что является одной из основных обязанностей таких радиостанций, как "Радио  России" и "Маяк".

Доведение охвата населения Российской Федерации  многоканальным вещанием до современного уровня требует организации трансляции новых телерадиоканалов, однако распространение  телерадиоканалов в общероссийском масштабе в аналоговом формате является на сегодняшний день энерго-, материало- и трудозатратным.

С учетом ограниченности свободного радиочастотного  ресурса модернизация аналоговых сетей  вещания по принципу воспроизводства  становится бесперспективной, а развитие - невозможным.

Информация о работе Анализ технологических изменений в отрасли СМИ