Контент-анализ СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Июня 2013 в 18:22, доклад

Описание работы

Понятие контент-анализа, имеющее корни в психологии и социологии, сегодня пока не имеет однозначного определения. Приведем лишь некоторые из них:

Контент-анализ – это методика объективного качественного и систематического изучения содержания средств коммуникации (Д. Джери, Дж. Джери).

Контент-анализ – это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника (Д. Мангейм, Р. Рич).

Файлы: 1 файл

Контент.docx

— 17.93 Кб (Скачать файл)

Контент-анализ СМИ

 
Понятие контент-анализа, имеющее корни в психологии и социологии, сегодня пока не имеет однозначного определения. Приведем лишь некоторые из них:  
 
Контент-анализ – это методика объективного качественного и систематического изучения содержания средств коммуникации (Д. Джери, Дж. Джери).  
 
Контент-анализ – это систематическая числовая обработка, оценка и интерпретация формы и содержания информационного источника (Д. Мангейм, Р. Рич).  
 
Контент-анализ состоит в нахождении в тексте определенных содержательных понятий (единиц анализа), выявлении частоты их встречаемости и соотношения с содержанием всего документа (Б. Краснов). 
 
Классическое определение было формулировано Б. Берельсоном, который назвал контент-анализ методом исследования для «объективного, систематического и количественного описания ясного содержания общения»29.  
 
В целом можно сказать, что контент-анализ СМИ – это процесс изучения и отслеживания информации, поступающей в СМИ; преобразование полученного количественного материала в качественную форму посредством классификации сообщений. Данный инструмент определяет, насколько ключевые сообщения, темы, в распространении которых заинтересована организация, реально получили распространение в СМИ в результате коммуникационного менеджмента. Основная цель данного метода: изучение документальной информации с целью выявления социального контекста сообщения. 

Возможности метода:

  •  
    определение способа подачи материала и анализ преобладающих в СМИ направлений
  •  
    определение эмоциональной окраски, тона публикаций
  •  
    определение рейтинга лидеров, организаций, торговых марок по частоте упоминания
  •  
    определение отношения СМИ к лидерам, организациям, событиям
  •  
    концентрация внимания исследователя на тех признаках текста, которые прямо или косвенно свидетельствуют о позиции, состоянии или намерениях автора

 
Стадии исследования: 

  1.  
    подготовка программы анализа документов
  2.  
    формирование выборки разработка методики данного конкретного анализа
  3.  
    проба (пилотаж) методики, проверка ее надежности
  4.  
    сбор первичной информации
  5.  
    количественная обработка собранных данных
  6.  
    интерпретация полученных результатов, выводы

 
Достоинства метода – в возможности  избежать влияния исследователя  на изучаемый объект, в высокой  степени полноты и надежности получаемых данных (материалы удобны для перепроверки), а также в  возможности исследования социально-психологических  явлений во временном континууме. 
 
При контент-анализе СМИ принимаются во внимание следующие факторы: способы распространения сообщений, время выхода, частота, средство передачи информации, охват территории; источник получения информации, объем материала, характеристика автора, охват аудитории и эффект от сообщения; кто, какая организация или проект и в каком контексте были упомянуты; характер оценок. Следует отметить, что когда говорят о контент-анализе, то главный интерес всегда заключается не в самих характеристиках содержания, а в реальности, которая за ними стоит – личных характеристиках автора текста, преследуемых им целях, характеристиках адресата текста, различных событиях общественной жизни и т.д. 
 
Таким образом, можно обобщить перечисленные характеристики: 
 
Плюсы контент-анализа: показывает, что происходило, где и в каком контексте; позволяет сравнивать с другими данными, в т.ч. по целевым группам; полезен при мониторинге проблем и отслеживании тенденций, а также для прогнозирования. 
 
Минусы: требует финансовых и временных затрат; не дает информации о степени воздействия сообщений; наконец, не все данные содержатся в СМИ. 
 
 
Существует два вида контент-анализа (в зависимости от характера представления содержания текста): неколичественный и количественный.

Неколичественный анализ основан на нечастотной модели содержания текста (при этом фиксируется лишь наличие элемента содержания индикатора соответствующей категории содержания; количественные меры не используются). Такой подход позволяет выявить типы качественных моделей содержания (вне зависимости от частоты встречаемости каждого типа).

Количественный анализ основан  на использовании количественных мер, его задача получить количественную структуру содержания текста. 

Измерение в контент-анализе происходит посредством использования категорий и единиц анализа в рамках кодировочной процедуры, смысл которой состоит в идентификации «поисковых образов» категорий анализа с элементами содержания текста. После идентификации проводится количественная часть измерения (фиксируется протяженность элемента содержания или факт его присутствия/отсутствия). 
 
Как уже отмечалось, количественный контент-анализ в первую очередь интересуется частотой появления в тексте определенных характеристик (переменных) содержания. Качественный же контент-анализ позволяет делать выводы даже на основе единственного присутствия или отсутствия определенной характеристики содержания.

Переход от смысла отдельных  сообщений к анализу количества всего объема информации, помогает избежать субъективизма в оценке данных. Действительно, смысл отдельных  сообщений может противоречить  смыслу общего объема, причем в результате эмоционального восприятия значение некоторых  сообщений может быть преувеличено. Количественный анализ не допускает подобных ошибок. 


Информация о работе Контент-анализ СМИ