Анализ технологических изменений в отрасли СМИ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2012 в 13:55, курсовая работа

Описание работы

Типологическая палитра средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие достаточно основательно. Это объясняется влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре российского общества, которые уже зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху почти полностью находилась вне общего потока развития СМИ, сегодня оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные перестроечные и постперестроечные реформы.

Файлы: 1 файл

Проект 403гр, Окунь (Шевченко).docx

— 291.01 Кб (Скачать файл)

Анализ технологических изменений  в отрасли СМИ

1.1 Газеты и журналы

Типологическая палитра  средств массовой информации России изменилась за последнее десятилетие  достаточно основательно. Это объясняется  влиянием двух основных факторов: во-первых, переменами в социальной структуре  российского общества, которые уже  зашли достаточно далеко, во-вторых, новыми технологическими моментами, требующими изменений в типологии прессы не только в России, но и во всем мире. Это сложный процесс, и Россия, которая в советскую эпоху  почти полностью находилась вне  общего потока развития СМИ, сегодня  оказывается включенной и в этот поток, и тем более в собственные  перестроечные и постперестроечные  реформы.

От вертикальной и партийной -- к горизонтальной и коммерческой структуре. Преобразование вертикальной и партийной парадигмы было обусловлено несколькими факторами. Во-первых, ушла в прошлое КПСС, определявшая основные параметры советской печати, и вместе с ней исчезло подавляющее большинство партийных изданий, на базе которых возникли независимые газеты журналистских коллективов. Во-вторых, распалась административно-командная система управления, определявшая многие элементы типологии газет, журналов, радиовещания и телевидения. Нет больше вертикали прессы от «Правды» до районной газеты. Вместо этого получила развитие горизонтальная структура, соответствующая современным демократическим принципам (функционирование самостоятельных, автономных и одновременно взаимодействующих информационных организаций).

Ставшие независимыми издания, ранее входившие в структуру  центральной прессы, такие, как «Труд», «Комсомольская правда», «Известия», распространяются по всей территории России, но тиражами, во много раз меньшими, чем в начале 90-х гг. Тип центральной газеты трансформировался, утратив директивность. Кроме того, доступ к издающимся в Москве газетам сегодня крайне ограничен, что отрицательно сказывается на цельности российского информационного пространства. Нишу, освободившуюся таким образом, занимают региональные и местные издания, уделяющие значительно меньше внимания общероссийским и международным проблемам.

Получившие независимость  газеты недолго оставались в руках  журналистских коллективов и  скоро в большинстве своем  стали добычей банков и корпораций. На смену партийной прессе пришли коммерческие издания, принадлежащие  различного рода холдингам, банкам, корпорациям, а это в свою очередь привело  к появлению новых типов и  видов изданий.

В современном обществе появилось  новое деление прессы, которое  отсутствовало в советское время  или было обозначено пунктирно: пресса элитарная, прежде всего финансово-экономическая, и пресса массовая, которая перешла  по существу в категорию бульварной.

Эти изменения не во всем соответствуют тем переменам, которые  произошли и в мировой печати. В большинстве стран уменьшается  влияние массовой, бульварной прессы, во всяком случае бульварной ежедневной газеты. Больше становится качественных газет, рассчитанных на более образованные круги населения. Это связано с несколькими причинами и прежде всего с изменением социального статуса многих групп в обществе, с возрастанием роли так называемых белых воротничков, которые предпочитают серьезную во всех отношениях прессу.

 В то же время  сама качественная пресса также  меняется, расширяя круг своих  интересов и охватываемых проблем:  наряду с традиционными разделами,  посвященными искусству, печатаются  материалы о возможности приобретения  произведений искусства, которые  могли бы представлять интерес  для богатых читателей, появляются  многочисленные публикации о  спорте, музыке, телевидении и кино. То есть происходит некое опрощение  элитарных газет.

Что касается бульварной прессы, то она маргинализируется во всех странах, за исключением Англии и Германии. В Англии, в Лондоне, издается несколько традиционных бульварных газет, таких, как «Star». В то же время их число уменьшается, тиражи сокращаются. В Германии выходит одна крупная бульварная массовая газета «Bildzeitung», во Франции практически нет ежедневных бульварных газет. То же относится и к США, где бульварная пресса себя изжила еще раньше, ее заменили «мужские» и «женские» журналы и многочисленные развлекательные еженедельники.

В то же время наблюдается  достаточно активное усиление газет, которые  раньше считались специализированными  и рассчитанными на биржевиков и экспертов-аналитиков в этой сфере: «Financial Times» в Англии, «Handelsblatt» в Германии, «Wall Street Journal» в США, «Les Echo» во Франции. Они занимают нишу качественной прессы первой категории -- для управляющей элиты.

Эти же тенденции проявляются  в типологии российских изданий. Сейчас Россия переживает бум финансовых газет, и некоторые из них по своему уровню приближаются к элитарным  изданиям, выпускающимся на Западе.

Первой попыталась занять нишу элитарной российской прессы газета «Коммерсантъ», но она не сумела объединить вокруг себя читателей из кругов финансовой элиты и стала газетой более  массовой, рассчитанной в том числе и на тех, кто просто интересуется финансовыми вопросами.

Попытку пересадить на российскую почву совместный продукт двух элитарных  качественных газет предприняли  крупнейшие западные финансово-экономические  и издательские концерны - американский Доу Джонс и английский Пирсон. Газету «Ведомости» издают соперники, объединившиеся для совместных действий в России, - «Financial Times» и «Wall Street Journal».

И этим подтверждается, что  типология российской прессы, в первую очередь газеты, развивается примерно в том же направлении, что и  в международной практике, - сказываются изменения, которые происходят в мире и в России. Это отнюдь не означает, что российская пресса унифицируется под западные модели, но и не свидетельствует об антагонистическом противопоставлении основных типологических структур СМИ России и развитых стран Запада, тем более что западные модели сами очень существенно разнятся между собой. Английская, французская, немецкая, шведская модели сильно отличаются друг от друга и еще больше от американской. Российская модель приближается к европейской, частью которой она и является. За последние десять лет резко вырос информационный компонент российских СМИ, но важнейшей частью нашей журналистики остаются аналитика, интерпретация событий, публицистика.

На медиа-рынке российской прессы, в ее типологии наряду с некоторым увеличением числа качественных изданий наблюдается процесс бульваризации, «пожелтения» многих газет, даже таких, как «Комсомольская правда» и «Известия». Бульварной в полном смысле этого слова ежедневной газеты нет, зато существует множество бульварных еженедельников весьма примитивного уровня типа «Мегаполис Экспресс».

Глобализация сопровождается также усиленным развитием местной  прессы и малых по тиражу, но весьма влиятельных для небольших населенных пунктов и общин изданий. Подобная тенденция наблюдается и в  России, где растет число малотиражных газет для небольших групп.

Развитие общероссийских средств массовой информации имеет  два направления. Одно из них связано  с попыткой доставлять газеты во все  регионы, что характерно для многих изданий. Другое представлено двумя  московскими газетами - «Комсомольской правдой» и «Московским комсомольцем», которые стремятся издавать свои особые приложения в тех городах, где они печатаются. «Комсомольская правда» выпускает во многих регионах такие приложения. К этому же стремится  и «Московский комсомолец», который  перешел на выпуски своих еженедельных изданий в различных регионах России.

Новым типологическим направлением является содержательная структура  этих изданий - стремление соединить  московское видение общероссийских, федеральных, общенациональных проблем  и международной жизни с проблемами региона. Складывается принципиально  иной подход, чем тот, который существовал  в Советском Союзе, когда центральные газеты были сосредоточены исключительно на общесоюзных и международных вопросах. Сегодня подобные издания могут получить развитие только лишь при условии существенного повышения материального благосостояния граждан и более тесного экономического и информационного обмена внутри России.

В этом смысле перспективы  развития общероссийских СМИ тесно  связаны с учетом региональных интересов, с созданием в общероссийских газетах некоего подобия телевизионных  сетей, когда газеты, предназначенные  для распространения в регионах, будут иметь, по крайней мере, свой специальный раздел, посвященный  местным новостям и проблемам.

По этому принципу действуют  газеты во многих странах. Соединение общенациональных и региональных проблем  открывает новые возможности  для общероссийской прессы, если она  будет обладать необходимым уровнем  информационной обеспеченности и качества журналистской работы.

Перспективы прессы во многом зависят и от использования новых  технологий, прежде всего Интернета. Однако как бы активно ни использовались Интернет и спутниковая связь  для передачи информации, успех СМИ  зависит от содержания. Московскую газету можно прочитать в Интернете  во многих городах, но для того, чтобы  она имела смысл для какого-либо конкретного города, она должна помочь понять и местные проблемы. Только соединение местного и общероссийского  может стать ключевым моментом в  воссоздании общероссийских информационных структур. Общероссийские СМИ необходимы для развития экономики и культуры России как единого экономического, культурного и политического  целого.

Это относится и к работе телевидения и радиовещания. Общероссийские телевизионные каналы, действующие  в рамках региона, должны обязательно  дополнять свои материалы местными информационными сюжетами. Телевидение  распространяет не только политическую информацию, но и рассказывает о  новостях кино, театра, науки, спорта, пытается ответить на вопросы, которые волнуют каждого гражданина России. Больше внимания следует уделять местным проблемам, и в этом смысле сетевая структура средств общероссийского телевидения была бы разумным выходом из тупика, в который ведет одностороннее освещение событий.

Важным  фактором, определяющим специфику информационной структуры, является экономическая  ситуация в стране. По-прежнему рыночная экономика недостаточно развивается  в сфере средств массовой информации. Практически не действуют антимонопольные  законы; нет того, что называется добросовестной конкуренцией. Монополизм, в разной форме сохранившийся  и в распространении прессы, и  в полиграфической сфере, и в  бумажном производстве, снижает возможность, а практически делает нереальным издание рентабельной серьезной  газеты. Большинство изданий живет  за счет дополнительных спонсорских  денег, получаемых от их владельцев, поэтому  тираж и популярность газет на информационном рынке не так важны, как успех в контактах с владельцами. Эта искаженная экономическая ситуация не способствует развитию журналистики и облегчает ее использование в интересах экономических группировок, основными из которых являются крупные корпорации, банки, с одной стороны, и государство – с другой. При этом государство действует на общефедеральном уровне как регулятор деятельности и владелец средств массовой информации, а на местном уровне его влияние осуществляется через местные власти – губернаторов, мэров городов и т.д. Все это препятствует выработке той объективности, которая необходима прессе, чтобы пользоваться доверием своих читателей, слушателей, зрителей.

Новые технологии изменят модели СМИ

Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям  РФ представило доклад, в котором  попробовало предсказать тенденции  развития рынка печатных СМИ в  мире и России до 2020 года.

 В настоящее  время модель издательского бизнеса  постепенно меняется от производства  и продажи только печатного  продукта к производству контента и его дальнейшему распространению всеми возможными способами на самых разнообразных носителях. Тиражи печатных версий СМИ, особенно газет, имеют устойчивую тенденцию к сокращению. Но это нельзя расценивать как свидетельство постепенного "угасания" прессы, поскольку международное издательское сообщество достаточно давно рассматривает новые каналы коммуникации в качестве дополнительных возможностей и способов доставки редакционного контента читателям, которые все больше превращаются в "пользователей" и/или "потребителей" разнообразного информационного продукта. В итоге аудитория прессы не сокращается, а растет.

 Вместе  с тем журналистские коммуникации  будут все больше развиваться  по законам маркетинговых коммуникаций. Потребители контента со временем  начнут диктовать свои требования  и стремиться самостоятельно  решать, какой медиаканал выбрать  в то или иное время, а  границы между контентом и  рекламой практически исчезнут. Бренд СМИ станет основой издательского  бизнеса и его величайшей ценностью.  Переизбыток информации и необходимость  ее фильтрации потребителями  продиктует издателям требование  использовать качественные каналы  связи, постоянно совершенствовать  свою стратегию и тактику под  воздействием технологических, демографических  и социально-экономических изменений  для обеспечения контакта со  своей аудиторией 24 часа в сутки  на всех возможных каналах  распространения СМИ.

 Очень  серьезное влияние на рынок  печатных СМИ окажет развитие  издательских технологий и мультимедиа.  Информационные технологии становятся  частью повседневной жизни. Возможность  читать в движении, будь то  на улице, в общественном транспорте  или за обедом в ресторане, - критический фактор успеха очередной  информационной революции. Уменьшение  размеров мобильного телефона  при одновременном увеличении  его дисплея в течение многих  лет было основным направлением  его эволюции. Противоречие заключается  в форме: необходимо сочетать  мобильность телефона и удобство  чтения с экрана. Решив эту  проблему, человечество обретет мобильный телефон, который станет одним из основных устройств для получения информации, наряду с компьютером и книгой.

Информация о работе Анализ технологических изменений в отрасли СМИ