Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:37, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по повышению рентабельности деятельности предприятия.
Среди основных задач работы можно выделить следующие:
Рассмотрение сущности и видов прибыли.
Исследование рентабельности как экономической категории.
Анализ факторов, определяющих уровень рентабельности предприятия.
Анализ современных тенденций развития электроэнергетики Украины.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………...
1. Теоретические аспекты рентабельности предприятия …………………………………………….
1.1 Сущность и виды прибыли………………………………………………………………………….
1.2 Рентабельность, как экономическая категория и её виды………………………………………...
1.3 Факторы, определяющие уровень рентабельности предприятия………………………………...
2. Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»
2.1 Анализ современных тенденций развития электроэнергетики Украины………………………..
2.2 Общая характеристика предприятия ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»………………………….
2.3 Анализ финансового состояния ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»……………………………….
2.4 Анализ экономической эффективности деятельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» ……...
2.5 Прогноз динамики основных экономических показателей деятельности предприятия………...
3. Рекомендации по повышению чистой прибыли и чистой рентабельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»…………………………………………………………………………………….
3.1 Мероприятия по повышению чистой прибыли и чистой рентабельности
ОАО «ЭК» Севастопольэнерго»………………………………………………………………………..
3.2 Оценка эффективности мероприятий по увеличению чистой прибыли и чистой рентабельности продаж ………………………………………………………………………………...
3.3 Прогнозирование и анализ показателя чистой рентабельности продаж ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»……………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………..…………………………………………………..
Перечень ссылок…………………………………………………………………………………….
Приложение А. Баланс ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» за 2007 г………………………………
Приложение Б. Баланс ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» за 2008 г…………………...………….
Приложение В. Отчет о финансовых результатах ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» за 2007 г...
Приложение Г. Отчет о финансовых результатах ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» за 2008 г....
Приложение Д. Структура управления ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»………………...….….

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 2.28 Мб (Скачать файл)

Несовпадение уровней рентабельности по этим показателям характеризует  степень использования предприятием заемных финансовых средств для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.

Данные показатели имеют практическое применение, так как отвечают интересам участников предприятия. Так, администрацию предприятия интересует отдача (доходность) всех активов (всего капитала); потенциальных инвесторов и кредиторов — отдача на инвестируемый капитал; собственников и учредителей — доходность акций и т.д.

Таким образом, существует множество  коэффициентов рентабельности, использование каждого из которых зависит от характера оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

От этого в первую очередь  зависит выбор оценочного показателя (прибыли), используемого в расчетах. Зачастую используется четыре различных показателя:

- валовая прибыль (стр. 050 формы  № 2),

- операционная прибыль (стр. 100 формы  № 2),

- прибыль до налогообложения  (стр. 170 формы № 2),

- чистая прибыль (стр. 220 формы № 2).

В зависимости от того, с чем  сравнивается выбранный показатель прибыли, выделяют три группы коэффициентов рентабельности:

- рентабельность инвестиций (капитала);

- рентабельность продаж;

- рентабельность производства.

1 Рентабельность инвестиций (капитала). В этой группе коэффициентов рентабельности рассчитывается два основных коэффициента: рентабельность совокупного капитала и рентабельность собственного капитала. Для акционерных обществ рассчитывают также рентабельность акционерного капитала.

- рентабельность активов (Ра) характеризует эффективность использования наличного имущества предприятия:

 

,                                                      (1.1)

 

где Пд(ч) – прибыль до налогообложения или чистая за год,

Ка – средняя сумма активов по годовому балансу.

 

- рентабельность собственного  капитала характеризует эффективность  использования активов, созданных за счет собственных средств:

 

,                                                      (1.2)

 

где Пч – прибыль чистая,

Кс – собственный капитал предприятия.

 

- рентабельность акционерного  капитала свидетельствует о верхнем  пределе дивидендов на акции:

 

,                                                     (1.3)

 

где Кд – уставный капитал (номинальная стоимость продажных акций).

 

Показатель рентабельности собственного капитала представляет интерес для  имеющихся и потенциальных собственников  и акционеров. Рентабельность собственного капитала показывает, какую прибыль приносит каждая инвестированная собственниками капитала денежная единица.

Он является основным показателем, используемым для характеристики эффективности вложений в деятельность того или иного вида.

2 Рентабельность  производственной деятельности. Здесь можно выделить три основных показателя - чистая рентабельность производства, валовая рентабельность производства и рентабельность продукции. Данные показатели показывают, сколько предприятие имеет прибыли с каждой гривны, затраченной на производство продукции. Они рассчитываются следующим образом.

- валовая рентабельность производства  представляет собой отношение  валовой прибыли к себестоимости  продукции и показывает, сколько  гривен валовой прибыли приходится  на гривну затрат, формирующих  себестоимость реализованной продукции:

 

,                                                   (1.4)

 

где Пв – прибыль валовая,

С – себестоимость продукции.

 

- чистая рентабельность  производства показывает, сколько гривен чистой прибыли приходится на гривну реализованной продукцию. По аналогии с показателями рентабельности продаж, из двух названных выше показателей рентабельности производственной деятельности более жестким тестом прибыльность предприятия является показатель чистой рентабельности производства, так как при его расчете применяется чистая прибыль предприятия:

 

,                                                   (1.5)

 

- рентабельность  продукции характеризует эффективность  затрат на ее производство и сбыт:

 

,                                                   (1.6)

 

где Прп – прибыль от реализации продукции.

 

Рентабельность продукции можно  исчислить также как отношение  прибыли от реализации к общему объему (N).

 

,                                                   (1.7)

 

- рентабельность одного изделия:

 

,                                                (1.8)

 

где Ці – Сі – разница между ценой и изделием и себестоимостью и изделием.

 

Как и в отношении  прочих показателей рентабельности в отношении этих можно сказать, что желаемой является их положительная динамика.

3 Рентабельность  продаж. При оценке рентабельности  продаж на основе показателей прибыли и выручки от реализации рассчитываются коэффициенты рентабельности по всей продукции в целом или по отдельным ее видам. Как и в случае с рентабельностью капитала, существует множество показателей оценки рентабельности продаж, многообразие которых обусловлено выбором того или иного вида прибыли. Чаще всего используется валовая, операционная или чистая прибыль. Соответственно рассчитываются три показателя рентабельности продаж.

- валовая рентабельность  продаж Коэффициент валовой прибыли  показывает эффективность производственной  деятельности предприятия, а также  эффективность политики ценообразования.

 

,                                                    (1.9)

 

где Пв – прибыль валовая,

Вр – выручка от реализации продукции.

 

- операционная рентабельность  продаж:

 

,                                                 (1.10)

 

где По – операционная прибыль.

 

Операционная прибыль - это прибыль, остающаяся после вычета из валовой  прибыли административных расходов, расходов на сбыт и прочих операционных расходов. Этот коэффициент показывает рентабельность предприятия после вычета затрат на производство и сбыт товаров.

Показатель операционной рентабельности является одним из лучших инструментов определения операционной эффективности и показывает способность руководства предприятия получать прибыль от деятельности до вычета затрат, которые не относятся к операционной эффективности. При рассмотрении этого показателя совместно с показателем валовой рентабельности можно получить представление о том, чем вызваны изменения рентабельности. Если, например, на протяжении ряда лет валовая рентабельность существенно не изменялась, а показатель операционной рентабельности постепенно снижался, то причина кроется, скорее всего, в увеличении расходов по статьям административных и сбытовых расходов.

- чистая рентабельность продаж:

 

,                                                (1.11)

 

В отечественной практике чаще всего  используется именно показатель чистой рентабельности реализованной продукции. Неизменность на протяжении какого-либо периода показателя операционной рентабельности с одновременным снижением показателя чистой рентабельности может свидетельствовать либо об увеличении финансовых расходов и получении убытков от участия в капитале других предприятий, либо о повышении суммы уплачиваемых налоговых платежей. Этот коэффициент показывает полное влияние структуры капитала и финансирования компании на ее рентабельность.

В процессе анализа необходимо изучить  динамику перечисленных выше показателей рентабельности и провести их сравнение со значениями аналогичных коэффициентов по отрасли, а также с показателями рентабельности конкурентов.

Ради роста рентабельности собственного капитала предприятию приходится жертвовать своей финансовой независимостью (в  этом случае размер собственного капитала действует разнонаправлено в отношении определения финансовой независимости и рентабельности капитала предприятия). В этой связи следует отметить, что для предприятия очень важным является выбор оптимального положения, равновесной точки между финансовой автономией и рентабельностью собственного капитала [29, C.236].

 

 

1.3 Факторы, определяющие уровень  рентабельности предприятия

 

 

В течение производственного цикла  на уровень рентабельности влияет ряд  факторов. Их можно разделить на внешние – связаны с воздействием на деятельность предприятия рынка, государства, географического положения и внутренние: производственные и внепроизводственные. Выявление в процессе анализа внутренних и внешних факторов, влияющих на рентабельность, дает возможность «очистить» показатели эффективности от внешнего воздействия.

Рассмотрим сначала факторы, непосредственно  связанные с деятельностью предприятия, которые оно может изменять и  регулировать в зависимости от поставленных перед предприятием целей и задач, т.е. внутренние факторы. Их можно разделить на производственные, непосредственно связанные с основной деятельностью предприятия, и внепроизводственные факторы, которые непосредственно не связаны с производством продукции и с основной деятельностью предприятия.

Внепроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, а следовательно и на рентабельность косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятие, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

Процесс производства состоит из трех элементов: средства труда, предметы труда  и трудовые ресурсы. В связи с  этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста  прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства [30, C.143].

Влияние производственных факторов на результат деятельности можно оценить  с двух позиций: как экстенсивное и как интенсивное. Экстенсивные факторы связаны с изменением количественных параметров элементов  процесса производства, к ним относятся:

- изменение объема и времени работы средств труда, т.е., например, покупка дополнительных станков, машин и т.д., строительство новых цехов и помещений или увеличение времени работы оборудования для увеличения объема производимой продукции;

- изменение количества предметов труда, непроизводительное использование средств труда, т.е. увеличение запасов, большой удельный вес брака  и отходов в объеме выпускаемой продукции;

- изменение численности рабочих,  фонда рабочего времени, непроизводительные  затраты живого труда (простои).

Количественное изменение производственных факторов всегда должно быть оправдано изменением объема выпускаемой продукции, т.е. предприятие должно следить за тем чтобы не снижались тепы прироста прибыли относительно темпов прироста затрат.

Интенсивные производственные факторы связаны с повышением качества использования производственных факторов, к ним относятся:

- повышение качественных характеристик  и производительности оборудования, т.е. своевременная замена оборудования  на более современное с большей производительностью;

- использование прогрессивных  материалов, совершенствование технологии  обработки, ускорение оборачиваемости материалов;

- повышение квалификации рабочих,  снижение трудоемкости продукции,  совершенствование организации труда.

Кроме внутренних факторов на рентабельность предприятия оказывают косвенное воздействие и внешние факторы, которые не зависят от деятельности предприятия, но зачастую достаточно сильно влияют на результат его деятельности. К данной группе факторов относятся:

- географическое положение предприятия,  т.е. регион в котором оно  располагается, удаленность предприятия от сырьевых источников, от районных, республиканских центров, природные условия и т.д.,

Информация о работе Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»