Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2013 в 11:37, дипломная работа

Описание работы

Целью работы является разработка мероприятий по повышению рентабельности деятельности предприятия.
Среди основных задач работы можно выделить следующие:
Рассмотрение сущности и видов прибыли.
Исследование рентабельности как экономической категории.
Анализ факторов, определяющих уровень рентабельности предприятия.
Анализ современных тенденций развития электроэнергетики Украины.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………………………………...
1. Теоретические аспекты рентабельности предприятия …………………………………………….
1.1 Сущность и виды прибыли………………………………………………………………………….
1.2 Рентабельность, как экономическая категория и её виды………………………………………...
1.3 Факторы, определяющие уровень рентабельности предприятия………………………………...
2. Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»
2.1 Анализ современных тенденций развития электроэнергетики Украины………………………..
2.2 Общая характеристика предприятия ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»………………………….
2.3 Анализ финансового состояния ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»……………………………….
2.4 Анализ экономической эффективности деятельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» ……...
2.5 Прогноз динамики основных экономических показателей деятельности предприятия………...
3. Рекомендации по повышению чистой прибыли и чистой рентабельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»…………………………………………………………………………………….
3.1 Мероприятия по повышению чистой прибыли и чистой рентабельности
ОАО «ЭК» Севастопольэнерго»………………………………………………………………………..
3.2 Оценка эффективности мероприятий по увеличению чистой прибыли и чистой рентабельности продаж ………………………………………………………………………………...
3.3 Прогнозирование и анализ показателя чистой рентабельности продаж ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»……………………………………………………………………………………
Заключение………………………………………..…………………………………………………..
Перечень ссылок…………………………………………………………………………………….
Приложение А. Баланс ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» за 2007 г………………………………
Приложение Б. Баланс ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» за 2008 г…………………...………….
Приложение В. Отчет о финансовых результатах ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» за 2007 г...
Приложение Г. Отчет о финансовых результатах ОАО «ЭК «Севастопольэнерго» за 2008 г....
Приложение Д. Структура управления ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»………………...….….

Файлы: 1 файл

ГОТОВЫЙ ДИПЛОМ.doc

— 2.28 Мб (Скачать файл)

- предприятиями и государством  при перечислении платежей в  бюджет;

- субъектами хозяйствования и  их вышестоящими организациями  (если сохранена вертикальная структура управления) по отчислениям последним;

- предприятиями и кредитной системой при погашении кредита;

- предприятиями и их структурными  подразделениями при осуществлении  ими производственного и социального  развития;

- предприятиями и их работниками  по премированию, оказанию материальной  помощи, выплатам дивидендов по ценным бумагам;

- субъектами хозяйствования и  страховыми, благотворительными организациями.


 

 



 

 

 

 



 

 

 

 

Рисунок 1.2 – Характеристика прибыли  предприятия в условиях рыночной экономики

 

Эти отношения обусловлены потребностями  расширенного воспроизводства в целях разрешения противоречий между интересами общества, коллектива и отдельного работника с учетом конечных результатов деятельности [28, C.69].

Рынок представляет собой важное условие  физического и общественного  существования предприятия. Поэтому чтобы получить прибыль необходимо нормальное функционирование как самого предприятия, так и рынка в целом. Эти два условия находятся в постоянном противоречии, что в реальной действительности проявляется в различных формах: в нарушениях хода воспроизводства, неполном использовании производственных мощностей, перепроизводстве товаров, в избытке или недостатке денежных средств и, наконец, в многочисленных банкротствах отдельных субъектов рынка. Разрешается это противоречие посредствам постоянного направляющего и дисциплинирующего воздействия на отдельные предприятия, которые будучи свободными в предпринимательстве, должны уделять постоянное внимание динамике платежеспособного спроса и предложению товаров, быстро и действенно реагировать на изменения ситуации.

Главная задача предприятия - всемерное  удовлетворение потребителей в его  продукции, работах и услугах с высокими потребительскими свойствами и качеством при минимальных затратах, увеличение вклада в ускорение социально - экономическое развития предприятия. Для осуществления своей задачи предприятие обеспечивает увеличение прибыли. Получение предприятием определенной суммы прибыли в данном году и ее рост в следующие годы необходимы для осуществления расширенного воспроизводства за счет собственных средств.

Высокая роль прибыли в развитии предприятия и обеспечении интересов  его собственников и персонала  определяют необходимость эффективного и непрерывного управления ею. Управление прибылью представляет собой процесс выработки и принятия управленческих  решений по всем основным аспектам ее формирования, распределения и использования на предприятии.

Главной целью прибыли является максимизация благосостояния собственников  предприятия в текущем и перспективном  периоде. Эта главная задача призвана обеспечивать одновременно гармонизацию интересов собственников с интересами государства и персонала предприятия.

Исходя из главной цели предприятия, система управления прибылью призвана решать следующие задачи:

1 Обеспечение максимизации формируемой  прибыли, соответствующей ресурсному потенциалу предприятия и рыночной конъюнктуре. Эта задача реализуется путем оптимизации состава ресурсов предприятия и обеспечения их эффективного использования.

2 Обеспечение оптимальной пропорции  между уровнем формируемой прибыли  и допустимым риском.

3 Обеспечение высокого качества  формируемой прибыли. В процессе  формирования прибыли предприятия должны быть реализованы резервы ее роста за счет операционной деятельности и реального инвестирования. В рамках операционной деятельности основное внимание должно быть уделено обеспечению роста прибыли за счет расширения объема выпуска продукции и освоения новых перспективных ее видов.

4 Обеспечение выплаты необходимого  уровня дохода на инвестированный  капитал собственникам предприятия, этот уровень при успешной деятельности предприятия должен быть не ниже средней нормы доходности на рынке капитала и при необходимости возмещать повышенный предпринимательский риск, связанный со спецификой деятельности предприятия, а также инфляционные потери.

5 Обеспечение формирования достаточного объема финансовых ресурсов за счет прибыли в соответствии с задачами развития предприятия в предстоящем периоде. При этом в самофинансировании развития предприятия, прибыли должна отводиться основная роль [18, C.94].

Особенности прибыли как экономической категории, ее роль в хозяйстве находят свое практическое выражение в функциях. Функционирование прибыли отражает реально существующие связи и отношения, в которые предприятие вступает в процессе своей деятельности с обществом в целом, коллективом рабочих и служащих, другими предприятиями и организациями. Выделяют три функции прибыли: оценочная, стимулирующая и распределительная.

Оценочная функция позволяет измерить, оценить  результативность, эффективность деятельности предприятия.

Стимулирующая, так как прибыль  является источником для формирования ресурсов, для мотивации трудового коллектива, региона отрасли и страны в целом.

Распределительная, с помощью прибыли  осуществляется распределение совокупного общественного продукта между государством, предприятиями, отраслями и т.д.

Однако, как утверждают некоторые  экономисты, наделение прибыли распределительной функцией представляется необоснованным, так как функция есть выражение свойства экономического инструмента. По его мнению, прибыль выступает не инструментом, а объектом распределения, осуществляемого посредством цен и всей системы распределения.

Изменение экономических показателей  за любой временной период происходит под влиянием множества разнообразных  факторов. Многообразие факторов, влияющих на прибыль, требует их классификации, которая в то же время имеет важное значение для определения основных направлений, поиска резервов повышения эффективности хозяйствования.

Факторы, влияющие на прибыль, могут  классифицироваться по разным признакам. Так выделяют внешние и внутренние факторы. К внутренним относятся факторы, которые зависят от деятельности самого предприятия и характеризуют различные стороны работы данного коллектива. К внешним факторам относятся факторы, которые не зависят от деятельности самого предприятия, но некоторые из них могут оказывать существенное влияние на темпы роста прибыли и рентабельности производства [30, C.148].

В свою очередь внутренние факторы подразделяются на производственные и непроизводственные. Непроизводственные факторы связаны в основном с коммерческой, природоохранной, претензионной и другими аналогичными видами деятельности предприятия, а производственные факторы отражают наличие и использование основных элементов производственного процесса, участвующих в формировании прибыли. По каждому из этих элементов выделяются группы экстенсивных и интенсивных факторов.

К экстенсивным относятся факторы, которые отражают объем производственных ресурсов (например, изменения численности работников, стоимости основных фондов), их использования по времени (изменение продолжительности рабочего дня, коэффициента сменности оборудования и др.), а также непроизводственное использование ресурсов (затраты материалов на брак, потери из-за отходов).

К интенсивным относятся факторы, отражающие эффективность использования  ресурсов или способствующих этому (например, повышение квалификации работников, производительности оборудования, внедрение прогрессивных технологий).

В процессе осуществления производственной деятельности предприятия, связанной с производством, реализацией продукции и получением прибыли, эти факторы находятся в тесной взаимосвязи и зависимости.

В среде предпринимателей весьма распространено мнение, что приоритетной задачей управления прибылью является обеспечение ее максимизации. Это мнение следует рассматривать как спорное. Максимизация прибыли не обеспечивает автоматическое возрастание рыночной стоимости предприятия (т.е. роста благосостояния собственников в перспективном периоде). Так полученная высокая сумма прибыли может быть полностью израсходована на цели потребления, в результате чего предприятие будет лишено основного внутреннего источника формирования финансовых ресурсов для обеспечения своего развития. Кроме того, высокая сумма прибыли предприятия может достигаться при высоком уровне рисков и угрозе банкротства в последующем периоде, что может обусловить снижение его рыночной стоимости. Поэтому максимизация прибыли может выступать как важная, но не приоритетная задача [29, C.230].

Вместе с тем, рост прибыли может  быть вызван необоснованным увеличением  цен на товары и услуги, а также  стремлением любыми путями получить высокие доходы, в ущерб потребителям.

Основным побудительным мотивом  осуществления любого вида бизнеса, его главной конечной целью является рост благосостояния собственников предприятия. Характеристикой такого роста является размер текущего и отложенного их дохода на вложенный капитал, источником которого является полученная прибыль.

Для менеджеров, которые не являются собственниками предприятия, руководимого ими, прибыль является основным критерием успеха их деятельности. Рост уровня прибыли предприятия повышает “рыночную цену” этих менеджеров, что сказывается на уровне их личной заработной платы. И наоборот – систематическое снижение уровня прибыли руководимого ими предприятия приводит к обратным результатам в их личной карьере, уровне получаемых доходов, возможности последующего трудоустройства.

Для остального персонала уровень прибыли предприятия также является достаточно высоким побудительным мотивом их деятельности, особенно при наличии на предприятии программы участия наемных работников в прибыли. Прибыльность предприятия является не только гарантом их занятости (при прочих равных условиях), но в определенной мере обеспечивает дополнительное материальное вознаграждение их труда и удовлетворение ряда их социальных потребностей. 

Прибыль – объективная экономическая  категория товарно-денежных отношений. Формирование рынка товаров и услуг сопровождается повышением роли прибыли в системе показателей экономической характеристики деятельности предприятия. К тому же прибыль – реальная база налогообложения и, как правило, источник уплаты налогов.

Прибыль предприятия создает базу экономического развития государства в целом. Механизм перераспределения прибыли предприятия через налоговую систему позволяет “наполнять” доходную часть государственного бюджета, что дает возможность государству успешно выполнять возложенные на него функции и осуществлять намеченные программы развития экономики. Кроме того, реализация известного принципа – “богатство государства характеризуется уровнем богатства его граждан” – также связана с ростом прибыли предприятия, которое обеспечивает рост доходов его владельцев, менеджеров и персонала.

Повышен интерес к прибыли предприятий  у коммерческих банков, различных  финансовых институтов, акционеров и других держателей ценных бумаг. С ростом прибыли оживляется финансовый рынок, и усиливается его роль в перераспределении капиталов, в повышении эффективности их использования [30, C.167].

Прибыль предприятия является критерием  эффективности конкретной производственной деятельности. Среднеотраслевой уровень прибыли предприятий характеризует рыночные и другие внешние факторы, определяющие эффективность производственной деятельности и является основным регулятором “перелива капитала” в отрасли с более эффективным его использованием. При этом капитал перемещается, как правило, в те сегменты рынка, которые характеризуются значительным объемом неудовлетворенного спроса, что способствует более полному удовлетворению общественных и личных потребностей.

Одну и ту же сумму прибыли  можно получить при различных  затратах труда и средств. Ее величина во многом отражает масштабы и темпы роста производства, возможности общества удовлетворять ряд производственных и общественных потребностей.

Прибыль является основным внутренним источником формирования финансовых ресурсов предприятия, обеспечивающих его развитие. Чем выше уровень генерирования прибыли предприятия в процессе его хозяйственной деятельности, тем меньше его потребность в привлечении финансовых средств из внешних источников и при прочих равных условиях - тем выше уровень самофинансирования его развития, обеспечения реализации стратегических целей этого развития, повышения конкурентной позиции на рынке. Прибыль является постоянно воспроизводимым источником и ее воспроизводство в условиях успешного хозяйствования осуществляется на расширенной основе.

Чем выше сумма и уровень капитализации полученной предприятием прибыли, тем в большей степени возрастает стоимость его чистых активов (активов сформированных за счет собственного капитала), а соответственно и рыночная стоимость предприятия в целом, определяемая при его продаже, слиянии, поглощении и в других случаях.

Информация о работе Анализ основных экономических показателей деятельности ОАО «ЭК «Севастопольэнерго»