Анализ объемов рентабельности производства и реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет экономического анализа как самостоятельной области экономической науки – это деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов. Эта деятельность изучается комплексно для объективной оценки ее эффективности выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего объекта.
Устойчивость функционирования достигается при превышении темпов роста результата над затратами.
Цель изучения деятельности конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности – подготовка информации для принятия управленческих решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ объемов производства и реализации
2. Анализ влияния степени использования ресурсов на объем продаж
2.1. Анализ использования трудовых ресурсов
2.2. Анализ использования основных средств
2.3. Анализ использования материальных ресурсов
3. Анализ использования ресурсного потенциала
4. Анализ себестоимости продукции
4.1. Анализ структуры затрат
4.2. Анализ влияния факторов на изменение себестоимости
4.3. Факторный анализ прямых затрат, входящих в себестоимость
5. Анализ финансовых результатов
5.1. Анализ доходов и расходов
5.2. Анализ прибыли от продаж
5.3. Анализ показателей рентабельности
5.3.1. Анализ рентабельности активов
5.3.2. Анализ рентабельности собственного капитала
5.3.3. Анализ рентабельности производственной деятельности
6. Маржинальный анализ прибыли
7. Расчет части бизнес-плана по реализации продукции
8. Рейтинговая оценка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КЭАХД Мой.doc

— 844.00 Кб (Скачать файл)

 

ВЫВОД:

При росте объема продаж на 1%, материальные затраты увеличились  на 17,25% материалоотдача увеличилась  на 82,75%, что свидетельствует об интенсивном и использовании ресурсов. Также произошло увеличение основных фондов на 249,1% и снижение фондоотдачи на 149,1%; численность рабочих снизилась на 24,07%, а выработка увеличилась на 124,07%, что свидетельствует об экстенсивном использовании основных фондов и интенсивном использовании трудовых ресурсов.

 

Далее определяем влияние на абсолютный прирост объема продаж:

  1. экстенсивности использования производственных ресурсов:

437480 * 80,76% = 353 308,85

  1. интенсивности использования производственных ресурсов:

437480 * 19,24% = 84 171,15

Качественный показатель использования  всех производственных ресурсов составил:

= 1,1079

ВЫВОД:

По сравнению с предыдущим годом качественное, т.е. интенсивное использование ресурсов повысилось на 10,79%. Быстрее росли материалоотдача и производительность труда, а фондоотдача снизилась по сравнению с прошлым годом.

 

Далее определяем относительную экономию производственных ресурсов.

ОЭ = Х1 – Х0 * Iвр

Iвр = = 1,3547

Экономия материальных затрат:

ОЭмз = МЗ1 – МЗ0 * Iвр = 696150 – 656000 * 1,3547 = -192533,2 руб. (экономия).

Относительная экономия основных фондов:

ОЭоф = ОФ1 – ОФ0 * Iвр = 299500 – 159000 * 1,3547 = 84102,7 руб. (перерасход).

Относительная экономия численности:

ОЭч = Ч1 – Ч0 * Iвр = 6000 – 6560 * 1,3547 = -2886,83 чел. (экономия заработной платы).

Зарплата на одного работника = = 57,1037 руб.

Экономия з/платы = 57,1037 * (-2886,83) = -164848,67 руб.

Анализ объёма продаж продукции выявил внутренние факторы использования ресурсов по материалам, трудовым ресурсам и основным фондам.

ТАБЛИЦА   9

Комплектный резерв увеличения объема продаж продукции за счет внутренних резервов использования ресурсов.  тыс.руб.

п/п

Показатель

Резерв увеличения

объема продаж, выявленный

в процессе

анализа

Резерв увеличения

объема продаж при комплектном использовании

имеющихся

резервов улучшения  их

использования

1

Возможность увеличения стоимости продаж  за счет лучшего использования трудовых ресурсов

133840

164846

2

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования материальных ресурсов

-

192533

3

Возможность увеличения стоимости продаж за счет лучшего использования основных

производственных средств

1137645

 

4

Итого комплектный ресурс

Х

164846


 

Комплектный резерв это минимальная из сопоставляемых сумм, т.к. именно в этом размере рост производства обеспечивается всеми видами ресурсов. В рассматриваемом анализе комплектный резерв составил 164846тыс.руб.

  На объем продаж оказывает влияние использование производственных ресурсов, которые можно объединить в три группы:

- факторы, связанные  с использованием трудовых ресурсов;

- факторы, связанные  с использованием материальных  ресурсов;

- факторы, связанные  с использованием основных средств.

Все три группы производственных факторов находятся во взаимной связи, так как отсутствие или недостаточность  одного из них нарушают процесс производства продукции.

Рассмотрим структуру  резерва увеличения объема продаж каждой из групп факторов, влияющих на него:

а) факторы, связанные  с использованием трудовых ресурсов: увеличение числа рабочих по сравнению с предыдущим периодом является экстенсивным фактором, так же, как и сокращение средней продолжительности рабочего дня. Это позволяет говорить о экстенсивном характере дополнительных резервах увеличения выручки за счет факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов.

 б) факторы, связанные  с использованием материальных  ресурсов: в этой группе фактором, дающим резерв роста продаж, является стоимость материалов в себестоимости продаж экстенсивным фактором.

в) факторы, связанные  с использованием основных средств: в этой группе фактором, дающим резерв роста продаж, является  изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс.рублей основных средств –  данный фактор является фактором интенсификации, а так же изменение средней продолжительности рабочей смены – экстенсивный фактор.

Анализ показывает, что  за исключением изменение выпуска продукции в 1 час на 1 тыс. рублей основных средств, остальные факторы являются экстенсивными для роста объема продаж, следовательно, предприятие очень хорошо использует имеющиеся резервы интенсивных факторов, поскольку при уменьшении экстенсивных факторов обеспечивается рост объема производства.

 

 

4. Анализ себестоимости продукции

    1. Анализ структуры затрат

 

Для анализа структуры  затрат заполняем таблицу 10.

ТАБЛИЦА  10

Расходы по обычным видам  деятельности в поэлементном разрезе за отчетный и прошлый годы

п/п

Наименование элемента затрат по обычным видам деятельности

За отчетный год

За прошлый год

Отклонение (+,-)

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

тыс.руб.

%

1

Материальные затраты

696 150

46,30

656 000

57,50

40 150

-11,2

2

Затраты на оплату труда

376 200

25,02

297 360

26,07

78 840

-1,05

3

Отчисления на соц.нужды

97 550

6,49

77 240

6,77

20 310

-0,28

4

Амортизация

56 820

3,78

48 320

4,24

8 500

-0,46

5

Прочие затраты

276 964

18,41

61 864

5,42

215 100

12,99

6

ИТОГО:

1503684

100,0

1140784

100,0

362 900

0


 

ВЫВОД:

Сумма затрат в целом  в отчетном году выросла на 362900тыс.руб. Этот рост произошел, в большей степени, за счет увеличения прочих затрат на 215100тыс.руб.; за счет увеличения затрат на оплату труда на 78840тыс.руб; за счет увеличения материальных затрат, отчислений на социальные нужды и амортизацию, в совокупности увеличили затраты  в отчетном году на 68960тыс.руб.

Наибольший удельный вес в структуре затрат составляют материальные затраты и составляют 46,3% в отчетном году, 57,5% - в прошлом году. На 2-м месте в структуре затрат   занимают затраты на оплату труда и составляют в прошлом году 26,07%, в отчетном году 25,02%. Доля прочих затрат в составе общих затрат в отчетном году увеличилась на 21,99% - это наибольший показатель, доля остальных затрат уменьшилась. Таким образом, значительно увеличилась не только величина прочих затрат, но и их доля в общем объеме затрат, что безусловно сказалось на общем увеличении затрат в отчетном году по сравнению с предыдущим.

4.2. Анализ влияния факторов на изменение себестоимости

 

ТАБЛИЦА  11

     Вспомогательные расчеты  к построению индексов затрат на 1руб. продаж

п/п

Показатель

Усл.

Изделие А

Изделие В

Изделие С

ИТОГО

обоз.

прошл.

отчет.

прошл.

отчет.

прошл.

отчет.

прошл.

отчет.

1

Количество, шт.

Q

3200

3960

4650

4400

2000

4000

9500

12 360

2

Цена, тыс.руб.

Z

157,8

174

96,80

95.80

139,1

140,05

Х

Х

3

Стоимость, тыс.руб.

QZ

504960

689040

450120

421520

278200

560200

1233280

1670760

4

Себестоимость ед. продукции, тыс.руб.

P

149,30

156

87,36

89,21

128,4

123,35

Х

Х

5

Себестоимость продукции,

т.руб.

QP

477760

617760

406224

392524

256800

493400

1140784

1503684

6

Себестоимость объема продаж

отч.года при себестоимости еденицы

прошл.года,

т.руб.

Q1P0

Х

591228

Х

384384

Х

513600

Х

1489212

7

Стоимость продаж отч.года в ценах прошл. года, т.руб.

Q1Z0

Х

624888

Х

425920

Х

556400

Х

1607208


 

Для расчета влияния  факторов на изменение себестоимости  делают расчет затрат на 1 рубль продукции.

ЗР = = ,    где

P- себестоимость продукции

Z- цена продукции

Q- структура продукции

ЗР′ =  ;    ЗР′′ = 

 

Находим влияние факторов на изменение затрат на 1 рубль продукции:

  1. за счет изменения структуры продукции:

   ∆ЗР(Q) = ЗР′– ЗР0;

  1. за счет изменения себестоимости:

∆ЗР(P) = ЗР′′– ЗР′;

  1. за счет изменения цен на продукцию

∆ЗР(Z) = ЗР1– ЗР′′.

ТАБЛИЦА 12

Затраты на 1рубль продукции

Показатель

Изделия

ИТОГО

А

В

С

ЗР0

0,9461

0,9025

0,9231

0,9250

ЗР′

0,9461

0,9025

0,9231

0,9266

ЗР′′

0,9886

0,9216

0,8868

0,9356

ЗР1

0,8966

0,9312

0,8808

0,9


 

ТАБЛИЦА   13

Влияние факторов на изменение затрат на 1 рубль продукции

Факторы влияния

Изделия

ИТОГО

А

В

С

Структура продукции ∆ЗР(Q)

0,000

0,000

0,000

0,0016

Себестоимость           ∆ЗР(P)

0,0425

0,0191

-0,0363

0,009

Цена продукции          ∆ЗP(Z)

-0,0920

0,0096

-0,006

-0,036

Итого ∆ЗР

0,0495

-0,0287

-0,0423

-0,025


 

Фактическая величина продаж отчетного года с учетом затрат на 1 рубль продаж определяется по формуле:

   ВР1  = .   

 ВР1общ. = =   =  1 670 760

По видам продукции:

А:   ВР1А = = = 689002,90

В:   ВР1В = = = 421524,91

С:   ВР1С = = = 560172,57

Находим изменение общей величины затрат отчетного года (тыс.руб.):

  1. в зависимости от себестоимости каждого вида изделия:

∆Р(Р) = ∆ЗР(Р) * ВР

∆Р(Р)общ = 0,009 * 1670760 = 15036,84

∆Р(Р)А = 0,0425 * 689002,90 = 29282,62

∆Р(Р)В = 0,0191 * 421524,91 = 8051,13

∆Р(Р)С = -0,0363 * 560172,57 = -20334,26

  1. за счет структуры затрат:

∆Р(Q) = ∆ЗР(Q) * ВР

∆Р(Q)общ = 0,0016 * 1670760 = 2673,22

∆Р(Q)А = 0

∆Р(Q)В = 0

∆Р(Q)С = 0

  1. за счет изменения цены:

∆Р(Z) = ∆ЗР(Z) * ВР

∆Р(Z)общ = -0,0356 * 1670760 = -59479,06

∆Р(Z)А = -0,0920 * 689002,90 = -63388,27

∆Р(Z)В = 0,0096 * 421524,91 = 4046,64

∆Р(Z)С = -0,006 * 560172,57 = -3361,04

 

Полученные данные заносим в таблицу.

 

 

 

ТАБЛИЦА   14

Влияние факторов на общую величину затрат

Факторы влияния

ИЗДЕЛИЕ

ВСЕГО

А

Б

С

Себестоимость продукции

29282,62

8051,13

-20334,26

15036,84

Цена продукции

-63388,27

4046,64

-3361,04

-59479,06

Структура продукции

0,00

0,00

0,00

2673,22

ИТОГО

-34105,65

12097,77

-23695,3

-41769


 

Находим величину затрат с учетом величины затрат на 1 рубль продукции прошлого года (тыс.руб.):

P0 = ЗР0 ВРфакт

Информация о работе Анализ объемов рентабельности производства и реализации