Анализ объемов рентабельности производства и реализации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 14:19, курсовая работа

Описание работы

Предмет экономического анализа как самостоятельной области экономической науки – это деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или обеспечение сбалансированности расходов и доходов. Эта деятельность изучается комплексно для объективной оценки ее эффективности выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего объекта.
Устойчивость функционирования достигается при превышении темпов роста результата над затратами.
Цель изучения деятельности конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности – подготовка информации для принятия управленческих решений.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. Анализ объемов производства и реализации
2. Анализ влияния степени использования ресурсов на объем продаж
2.1. Анализ использования трудовых ресурсов
2.2. Анализ использования основных средств
2.3. Анализ использования материальных ресурсов
3. Анализ использования ресурсного потенциала
4. Анализ себестоимости продукции
4.1. Анализ структуры затрат
4.2. Анализ влияния факторов на изменение себестоимости
4.3. Факторный анализ прямых затрат, входящих в себестоимость
5. Анализ финансовых результатов
5.1. Анализ доходов и расходов
5.2. Анализ прибыли от продаж
5.3. Анализ показателей рентабельности
5.3.1. Анализ рентабельности активов
5.3.2. Анализ рентабельности собственного капитала
5.3.3. Анализ рентабельности производственной деятельности
6. Маржинальный анализ прибыли
7. Расчет части бизнес-плана по реализации продукции
8. Рейтинговая оценка
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

КЭАХД Мой.doc

— 844.00 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

    

                                 

 

     

ВВЕДЕНИЕ

 

Предмет экономического анализа как самостоятельной области экономической науки – это деятельность конкретных хозяйствующих субъектов любой формы собственности, направленная на получение прибыли или  обеспечение сбалансированности расходов и доходов. Эта деятельность изучается комплексно для объективной оценки ее эффективности выявления резервов ее повышения, а также обеспечения устойчивости функционирования анализируемого хозяйствующего объекта.

Устойчивость функционирования достигается при превышении темпов роста результата над затратами.

Цель изучения деятельности конкретных хозяйствующих субъектов  любой формы собственности –  подготовка информации для принятия управленческих решений.

Формирование рыночной системы хозяйствования требует  от хозяйствующих субъектов повышения  эффективности производства, конкурентоспособности продукции и услуг на основе достижений научно-технического прогресса, эффективных форм хозяйствования и управления. Определяющая роль в реализации данных задач принадлежит анализу финансово-хозяйственной деятельности. С его помощью обосновываются планы и управленческие решения, осуществляется контроль за их выполнением, оцениваются результаты деятельности, проводится диагностика и выявляются резервы повышения эффективности производства и роста экономического потенциала.

Таким образом, объектом экономического анализа хозяйственной  деятельности на микроуровне являются хозяйствующие субъекты, экономические  результаты их деятельности, финансовое состояние, платежеспособность, ликвидность, финансовые результаты (прибыль, рентабельность), объем продаж и производства, себестоимость и ресурсы.

Определяющей особенностью метода экономического анализа является то, что используется система экономических  показателей, всесторонне характеризующих  экономическую деятельность хозяйствующего субъекта, изучаются причины изменения этих показателей, выявляются взаимосвязи между ними, определяется количественное влияние показателей-факторов на повышение эффективности производства.

Для того, чтобы экономический  анализ имел практическое применение, он должен быть, с одной стороны, комплексным, т.е. охватывать все стороны экономического процесса и выявлять  всесторонние причинные зависимости, влияющие на деятельность организации. С другой стороны, анализ должен обеспечить системный подход, когда каждый изучаемый объект рассматривается как сложная постоянно изменяющаяся система, находящаяся под воздействием ряда факторов внешней и внутренней среды. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Анализ объемов производства и реализации

 

Для анализа влияния  факторов на объем реализации продукции применяют факторную модель:

ВР= ∑ ВПн х Iдi х Цi, где

ВПн – общий выпуск продукции в натуральном выражении 

Iдi – удельный вес i-вида продукции в общем объеме

Цi – цена i-вида продукции.

Для применения формулы  заполняем дополнительную таблицу.

ТАБЛИЦА 1

         Расчет удельного веса продукции    

Вид продукции

Структура

прошлый год

отчетный год

кол-во

удельный вес

кол-во

удельный вес

изделие А

3960

0,3204

3200

0,3249

изделие В

4400

0,3560

4650

0,4721

изделие С

4000

0,3236

2000

0,2030

ИТОГО:

12360

1,0

9850

1,0


 

 

Расчетный показатель выручи за отчетный год при структуре прошлого года и в ценах прошлого года: ВР′ =  ∑ ВПн1 х Iдi0 х Цi0

Изд.А = 12360 х 0,3249 х 157,8 = 633 687,56т.руб.

Изд.В = 12360 х 0,4721х 96,8 = 564 843,10т.руб.

Изд.С = 12360 х 0,2030 х 139,10 = 349 013,03т.руб.

ИТОГО:                                     1 547 543,69т.руб.

Расчетный показатель выручи за отчетный год при структуре отчетного года и в ценах прошлого года: ВР″ =  ∑ ВПн1 х Iдi1 х Цi0

Изд.А = 12360 х 0,3204 х 157,8 = 624 910,72т.руб.

Изд.В = 12360 х 0,3506х 96,8 = 425 935,49т.руб.

Изд.С = 12360 х 0,3236 х 139,10 = 556 357,71т.руб.

ИТОГО:                                    1 607 203,92т.руб.

 

∆ВР = ВР1 - ВР0   = 1 607 203,92 – 1 607 203,92 = 437 480,00т.руб.

Находим влияние факторов на изменение объемов продаж:

  1. изменение объема продаж за счет изменения количества проданной продукции

∆ВРд = ВР′ - ВР0 = 1 547 543,69 – 1 233 280,00 = 314 263,69т.руб.

  1. изменение объема продаж под влиянием структурных сдвигов продукции

∆ВРстр = ВР″ - ВР′ = 1 607 203,92 – 1 547 543,69 = 59 660,23т.руб.

  1. изменение объема продаж под влиянием цен

∆ВРц = ВР1 -ВР″ = 1 670 760,00 – 1 607 203,92 = 63 556,08т.руб.

Баланс отклонений:

∆ВР = ∆ВРд + ∆ВРстр + ∆ВРц

∆ВР = 314 263,69 + 59 660,23 + 63 556,08 = 437 480

 

ТАБЛИЦА 2

Информация и дополнительные аналитические расчеты, необходимые  для определения влияния изменения  количества, структуры и цен на реализованную продукцию

п/п

Наименование

проданной

продукции

Кол-во проданной  продукции

Цены на реализованную  продукцию, тыс. руб.

Выручка за

прошл.год

тыс.руб.

Расчетный показатель выручки за отчетн.год, тыс.руб.

Выручка за

отчетный год, в ценах отчетного

года,

тыс.руб.

прошл. год

отчетн. год

прошл. год

отчетн. год

при структуре прошл.и

в ценах прошл.года тыс.руб.

по структуре  отчетн.и

в ценах прошл.года

тыс. руб.

А

Б

1

2

3

4

5

6

7

8

1

Изделие А

3200

3960

157,8

174

504 960

633 687,56

624 910,72

689 040

2

Изделие В

4650

4400

96,8

95,8

450 120

564 843,10

425 935,49

421 520

3

Изделие С

2000

4000

139,1

140,05

278 200

349 013,03

556 357,71

560 200

4

Итого:

9850

12 360

-

1233280

1 547 543,69

1 607 203,92

1670 760


 

ВЫВОД:

В отчетном году по сравнению  с прошлым годом объем продаж вырос на 437480т.руб., или на 35,47%. Этот рост произошел за счет влияния 2-х факторов:  объемов реализованной продукции и продажных цен, но в большей степени за счет роста объемов реализованной продукции в натуральном выражении на 2510 шт., что увеличило выручку на 314 263,69т.руб. Рост цен на все виды продукции привел к увеличению объема продукции за счет этого фактора на 63 556,08т.руб. Изменение структуры продукции привело к увеличению выручки на 59 660,23т.руб.

 

 

2. Анализ влияния степени использования ресурсов на объем продаж

2.1. Анализ использования трудовых ресурсов

 

 

Для расчета влияния  трудовых ресурсов на объем реализации применяем формулу:

ВР = Ч х Д х Т х ЧВ,  где

Ч- численность рабочих

Д- число отработанных дней

ЧВ- среднечасовая выработка

  Проверяем влияние факторов на объем реализации:

1) за счет изменения  численности: 

∆ВРч = (Ч1-Ч0) х Д0 х Т0 х ЧВ0

∆ВРч = (6000-6530) х 235 х 8 х 0,1 = -105280т.руб;

2) за счет изменения  количества отработанных дней:

∆ВРд =  Ч1 х (Д1-Д0) х Т0 х ЧВ0 ,

∆ВРд =  6000 х (238-235) х 8 х 0,1 = 14400т.руб;

3) за счет изменения  продолжительности смены:

∆ВРт = Ч1 х Д1 х (Т1-Т0) х ЧВ0

∆ВРт = 6000 х 238 х (7,8 - 8) х 0,1 = -28560,0т.руб;

4) за счет изменения  выработки;

∆ВРчв = Ч1 х Д1 х Т1 х (ЧВ1-ЧВ0)

∆ВРчв = 6000 х 238 х 7,8 х (0,15-0,1) =       556920,0т.руб.

Баланс отклонений:

∆ВР = ∆ВРч + ∆ВРд + ∆ВРт + ∆ВРчв

∆ВР = - 105280 + 14400 - 28560,0 + 556920,0 = 437 480,0т.руб.

 

 

 

ТАБЛИЦА 3

Анализ степени влияния  на объем продаж отдельных факторов,         связанных с использованием трудовых ресурсов

п/п

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателей (в %)

Разница

в процентах (+,-)

Расчет влияния  фактора

Фактор, повлиявший на выявленное изменение

А

Б

1

2

3

4

5

6

1

Численность рабочих

6560

6000

91,46

-8,54

-105322,11

-560

2

Число отработанных человеко-дней

1541600

1428000

92,63

1,17

14429,38

3

3

Число отработанных человеко-часов

12332800

11138400

90,32

-2,31

-28488,77

-0,2

4

Объем продаж (без  НДС)

1233280

1670760

135,47

45,15

556825,92

0,05


 

ВЫВОД:

В отчетном году по сравнению с прошлым годом объем продаж вырос на 437480т.руб., или на 35,47%. 

На данное изменение  оказали влияние следующие факторы:

  1. Снижение числа рабочих в отчетном году по сравнению с прошлым годом  на  560 человек привел к снижению объема продаж на 105280 тыс.рублей или на 8,54 %.
  2. По сравнению с прошлым годом в отчетном году произошло увеличение на 3 дня среднего числа дней, отработанных одним рабочим. Уменьшение целодневных потерь рабочего времени в отчетном периоде позволило увеличить объем продаж на  14400 тыс.рублей  или на 1,17 %.
  3. В отчетном году на 0,2  часа уменьшилась средняя продолжительность рабочего дня по сравнению с прошлым годом, что снизило объем продаж на 28560 тыс.рублей или на 2,31 %. 
  4. В отчетном году по сравнению с прошлым годом среднечасовая выработка одного рабочего увеличилась. Повышение производительности труда позволило увеличить объем продаж на 45,15%  или на 556920 тыс. рублей.

В отчетном году произошло  снижение числа рабочих по сравнению  с предыдущим годом, а так же сокращение средней продолжительности рабочего дня, что позволяет говорить о дополнительных резервах увеличения выручки. Данные факторы отрицательно повлияли на динамику выручки, величина их влияния является неиспользованным резервом: 105280 + 28560 = 133840 тысяч рублей.

 

 

2.2. Анализ использования основных средств

 

 

Для изучения эффективности  использования основных фондов на основании  данных формы № 5 делаем расчет структуры.

ТАБЛИЦА 4

Структура  основных средств

Показатели

Стоимость основных средств, т.руб.

Структура

начало года

конец года

отклоне-ние

начало года

конец года

отклоне-ние

1. Здания

264 500

264 500

0

61,83

46,23

-15,6

2.Машины и оборудование

114 800

196 300

81 500

26,83

34,31

7,48

3.Транспортные средства

44 200

103 200

59 000

10,33

18,04

7,71

4.Производств. и хоз.инвентарь

4 300

8 200

3 900

1,01

1,42

0,41

ИТОГО:

477 800

572 200

94 400

100

100

Х

Информация о работе Анализ объемов рентабельности производства и реализации