Анализ производства и реализации услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями продукции и поставщиками материально-технических ресурсов, и определяют перспективы развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей деятельности предприятия обязаны учитывать интересы потребителя и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Файлы: 1 файл

курсовая по АФХД.docx

— 28.34 Кб (Скачать файл)

 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВА  И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОДУКЦИИ

Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность на основе договоров, заключенных с потребителями  продукции и поставщиками материально-технических  ресурсов, и определяют перспективы  развития исходя из спроса на производимую продукцию, работы и услуги. В своей  деятельности предприятия обязаны  учитывать интересы потребителя  и его требования к качеству поставляемой продукции и услуг.

Поэтому анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы: 
1. Анализ формирования и выполнения производственной программы; 
1.1. Анализ объема ………………………; 
1.2. Анализ ассортимента  
1.3. Анализ структуры  
2. Анализ качества ; 
3. Анализ ритмичности; 
4. Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

Объем производства промышленной продукции может выражаться в  натуральных, условно-натуральных и  статистических измерителях. Обобщающие показатели объема производства продукции  получают с помощью стоимостной  оценки – в оптовых ценах.

Основными показателями объема производства являются товарная и валовая  продукция.

Анализ формирования и выполнения производственной программы

В ходе анализа динамики объема производства продукции могут  применяться натуральные (штуки, метры, тонны и т.д.), условно-натуральные (тысяча условных банок, количество условных ремонтов и др.), стоимостные показатели объемов производства продукции. Последний  показатель является более предпочтительным.

Стоимостные показатели объема производства должны быть приведены  в сопоставимый вид. В условиях инфляции нейтрализация изменения цен  или «стоимостного» фактора является важнейшим условием сопоставимости данных.

Анализ объема продукции

 

 

Анализ объема производства начинают с изучения динамики валовой и товарной продукции, расчета индексов их роста и прироста (табл.1).

Таблица 1

Динамика товарной продукции

Год

Товарная продукция в  сопоставимых ценах, руб

Темпы роста, %

Базисные

Цепные

   

Тб=ТПi/ТПх 100%

Тц= ТП/ТПi-1 х 100%


где ТПi-1, ТП– объем товарной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах в i-1 и i-ом году соответственно;

ТПо - объем товарной продукции года, взятого за базу сравнения.

На основе полученных данных можно рассчитать среднегодовые  темпы роста (Tср) и прироста (Тпр) товарной продукции:

,

Тпр = Тср – 100 .

Анализ ассортимента продукции

Необходимым элементом аналитической  работы является анализ выполнения плана по номенклатуре и ассортименту.

Номенклатура – перечень наименований изделий и их кодов, установленных для соответствующих видов продукции в общесоюзном классификаторе промышленной продукции (ОКПП), действующим на территории СНГ.

Ассортимент – перечень наименований продукции с указанием объема ее выпуска по каждому виду. Различают полный (всех видов и разновидностей), групповой (по родственным группам), внутригрупповой ассортимент.

Оценка выполнения плана  по номенклатуре основывается на сопоставлении  планового и фактического выпуска  продукции по основным видам, включенным в номенклатуру.

При этом изделия, выпускаемые  сверх плана или не предусмотренные  планом, в расчет выполнения плана  по ассортименту не принимаются. План по ассортименту считается выполненным  только в том случае, если выполнено  задание по всем видам изделий. План по ассортименту по рассматриваемом пример не выполнен.

Примеры недовыполнения плана  по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный  ввод производственных мощностей предприятия  по независимым от него причинам) и  внутренние (недостатки в системе  организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.).

Анализ структуры  услуг

Структура продукции – это соотношение отдельных видов изделий в общем объеме ее выпуска. Выполнить план по структуре – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.

Для расчета влияния структурных  сдвигов с целью устранения их влияния на экономические показатели используют метод прямого счета  по всем изделиям, метод средних  цен и пр.

Прямой счет по всем видам  изделий производится по формуле

,

где     – изменения объема выпуска продукции за счет структуры; 
ВП– фактический выпуск продукции при фактической структуре; 
ВП1,– фактический выпуск продукции при плановой структуре.

Фактический выпуск продукции  при плановой структуре рассчитывается путем умножения планового выпуска  каждого изделия на средний процент  выполнения плана по выпуску продукции  или путем умножения общей  суммы фактического выпуска продукции  на плановый удельный вес каждого  изделия.

Анализ качества продукции

Качество продукции - совокупность свойств продукции, способных удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением. Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества продукции.

Различают обобщающие индивидуальные и косвенные показатели качества.

К обобщающим показателям качества относят: 
- удельный и качественный вес продукции в общем объеме ее выпуска; 
- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам; 
- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны; 
- удельный вес аттестованной продукции.

Индивидуальные  показатели характеризуют полезность (жирность молока, содержание белка в продукте и т.д), надежность (долговечность, безотказность в работе), технологичность (трудоемкость и энергоемкость).

Косвенные – штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, потери от брака и т.д.

В процессе анализа изучают  динамику этих показателей, выполнение плана по их уровню, причины их изменений.

Для обобщающей оценки выполнения плана по качеству продукции используют разные методы. Сущность балльного  метода оценки состоит в определении  средневзвешенного балла качества продукции, и путем сравнения  фактического и планового его  уровня находят процент выполнения плана по качеству.

Кроме того, оценка выполнения плана по качеству продукции производится по удельному весу забракованной  и зарекламированной продукции.

Качество продукции является параметром, оказывающим влияние  на такие стоимостные показатели работы предприятия, как выпуск продукции (ВП), выручка от реализации (В), прибыль (П).

Изменение качества затрагивает прежде всего изменение цены и себестоимости продукции, поэтому формулы для расчета будут иметь вид

;


 .

где Ц0, Ц1 – соответственно цена изделия до и после изменения качества; 
С0, С– себестоимость изделия до и после изменения качества; 
VВПК - количество произведенной продукции повышенного качества; 
РПК - количество реализованной продукции повышенного качества.

Косвенным показателем качества продукции является брак.

Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный у потребителя).

Выпуск брака ведет  к росту себестоимости продукции  и снижению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности.

В процессе анализа изучают  динамику брака по абсолютной сумме  и по удельному весу в общем  объеме выпущенной продукции, определяют потери от брака и потери продукции.

Для определения потерь продукции  нужно знать фактический уровень  рентабельности.

Основными причинами снижения качества продукции являются: плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, низкий уровень квалификации рабочих и  технического уровня оборудования, аритмичность производства.

Анализ ритмичности  выпуска продукции

Ритмичность – равномерный выпуск продукции в соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренном планом.

Аритмичность производства продукции влияет на все экономические  показатели: снижается качество продукции, растут объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой  продукции на складах, замедляется  оборачиваемость оборотных средств предприятия. За невыполненные поставки продукции предприятие платит штрафы, несвоевременно поступает выручка, перерасходуется фонд оплаты труда, растет себестоимость продукции, падает прибыль.

Существуют прямые показатели оценки ритмичности, к которым относят: 
- коэффициент ритмичности (Крит.). Он определяется отношением фактического (но не выше планового задания) выпуска продукции (или ее удельного веса) - VВП1,0  к плановому выпуску (удельному весу) - VВП0:

Крит. = VВП1,0 : VВП;

- коэффициент вариации (Квар) определяется как отношение среднеквадратичного отклонения от плановых заданий (за сутки, декаду, месяц и т.д.) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному и т.д) плановому выпуску (   ):

,

где n – число суммируемых плановых заданий.

Косвенными показателями ритмичности являются наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и  несвоевременную отгрузку продукции  и др.

В процессе анализа необходимо подсчитать упущенные возможности  предприятия по выпуску продукции  в связи с неритмичной работой. Для этого используют: 
а) разность между плановым и засчитанным выпуском продукции; 
б) разность между фактическим и возможным выпуском продукции, исчисленным исходя из наибольшего среднесуточного (среднедекадного) объема производства.

В заключение анализа разрабатывают  мероприятия по устранению причин неритмичной  работы.

Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции

Анализ  реализации продукции проводят каждый месяц, квартал, полугодие, год. В процессе его проведения сравнивают фактические данные с плановыми и предшествующим периодом. Рассчитывают процент выполнения плана, абсолютное отклонение от плана, темпы роста и прироста.

На изменение объема реализации влияют многочисленные факторы (рис.1).

Для анализа выполнения плана  по объему реализации продукции составляется баланс товарной продукции в двух оценках: по себестоимости и по отпускным  ценам. Балансовое управление имеет  вид

РП = ГПзап.I + ВП - ГПзап.II ,

где РП - объем реализованной  продукции; 
ГПзап.I, ГПзап.II - запасы готовой продукции на начало и конец периода соответственно; 
ВП - объем выпуска продукции за период.

Анализ реализации продукции  тесно связан с анализом выполнения договорных обязательств по поставкам продукции. При этом определяется коэффициент выполнения договорных обязательств (Кд):

Кд = (ВП- ВПн) / ВП,

где ВП- плановый объем продукции для заключения договоров; 
 ВПн - недопоставка продукции по договорам.

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Анализ производства и реализации услуг