Анализ качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы. Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и любое предприятие, которое имеет своей целью, завоевать больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции.

Содержание работы

Введение 2
Понятие качества продукции 3
Оценка качества: стандартизация и сертификация 5
Ассортимент и структура продукции 10
Анализ ритмичной работы предприятия 12
Анализ брака и потерь от брака 14
2 Направления анализа качества продукции 15
2.1 Методика Г.В. Савицкой 15
2.2 Методика И.Н. Чуева 20
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна 23
3 Анализ качества продукции на предприятии ООО «Русский
Хрусталь» 25
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Анализ качества продукции.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

Исходя из этого определения, можно выделить основные характеристики сертификации:

- независимость — действия предпринимаются третьей стороной, которой может быть лицо или орган, признаваемые с помощью специальной процедуры независимыми от участвующих сторон в рассматриваемом вопросе; объект сертификации должен быть идентифицирован, то есть сертификации подвергается именно то, что поименовано (например, кофе, а не кофейный напиток, представленный вместо кофе);

- устанавливается соответствие только тем требованиям, которые предусмотрены в стандартах или других нормативных документах, с помощью объективных методов проверки, обеспечивающих четкое и однозначное толкование.

В системе сертификации третьей стороной применяются два  способа указания соответствия стандартам: сертификация соответствия и знак соответствия.

Сертификат соответствия — документ, изданный по правилам системы  сертификации и удостоверяющий, что  должным образом идентифицированная продукция соответствует конкретному  стандарту или другому нормативному документу.

Сертификат качества продукции — включает точное наименование продукции, стандарт или технические  условия, по которым она производится, и для наглядности качественные показатели и характеристики; сертификат на происхождение товара — предназначен для определения страны происхождения товара и завода изготовителя.

Знак соответствия —  это защищенный в установленном  порядке знак, применяемый вместе с правилами сертификации и указывающий, что данная продукция соответствует  конкретному стандарту или другому  нормативному документу. Знаком соответствия товар маркируется в том случае, если в нем соблюдены все требования стандарта (в России это ГОСТ 28197—90). Знаки соответствия подтверждают качество продукции и, как правило, размещаются на сертификатах, таре и упаковке.

В соответствии с порядком проведения сертификации продукции  проводятся сертификация системы качества изготовителя и контроль за стабильностью  функционирования системы качества. Состав других проверяемых показателей  определяется исходя из целей сертификации конкретной продукции.

1.2 Ассортимент и структура продукции

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка является одним из важнейших индикаторов деловой активности предприятия и его конкурентоспособности.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с  одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении.

Система формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих и перспективных потребностей покупателей; 

- оценку уровня конкурентоспособности выпускаемой или планируемой к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий на рынках, принятие  своевременных мер по внедрению новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый объем производства (реализации) продукции.

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов  продукции возрастает, а других — уменьшается.

Для характеристики интенсивности  структурных преобразований на предприятии  можно использовать коэффициент  структурной активности. Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и, соответственно, при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции. Также результат можно получить и более простым способом - способом процентных разностей. Для этого разность между индексами объема производства продукции, рассчитанными на основании стоимостных и условно - натуральных объемов выпуска (можно в нормо-часах), необходимо умножить на выпуск продукции базового периода в стоимостном выражении.

 

 

1.3 Анализ ритмичности работы предприятия

 

Ритмичность - это равномерный  выпуск и отгрузка продукции в  соответствии с графиком в объеме и ассортименте, предусмотренных планом, как считает А.Д. Шеремет.

Ритмичная работа является основным условием своевременного выпуска  и реализации продукции. Неритмичность  ухудшает все экономические показатели: снижается качество продукции; увеличиваются объем незавершенного производства и сверхплановые остатки готовой продукции на складах и как следствие замедляется оборачиваемость капитала; не выполняются поставки по договорам, и предприятие платит штрафы за несвоевременную отгрузку продукции; несвоевременно поступает выручка, из-за чего возникает дефицит денежного потока; перерасходуется фонд заработной платы в связи с тем, что в начале месяца рабочим платят за простои, а в конце — за сверхурочные работы. Все это приводит к повышению себестоимости продукции, уменьшению суммы прибыли, ухудшению финансового состояния предприятия.

Для оценки ритмичности  работы используются прямые и косвенные  показатели.

Прямые показатели —  это коэффициент ритмичности, коэффициент  вариации, удельный вес производства продукции за i-й период (декаду, месяц, квартал) в годовом объеме производства.

Косвенные показатели ритмичности  — это наличие доплат за сверхурочные работы, оплата простоев по вине предприятия, потери от брака, уплата штрафов за недопоставку и несвоевременную отгрузку продукции и др.

Один из наиболее распространенных показателей - коэффициент ритмичности  — определяется суммированием фактического удельного веса выпуска продукции  за каждый период, но не более планового  уровня.

Критмичности = Фактический ВП не более плана/ВП по плану -> 1.

Дополнительный выпуск продукции при условии ритмичной  работы = ПВ0 * (Критмичности – 1).

Коэффициент вариации (Кв) определяется как отношение среднеквадратического  отклонения от планового задания  за сутки (декаду, месяц, квартал) к среднесуточному (среднедекадному, среднемесячному, среднеквартальному) плановому выпуску продукции:

Кв = [√(∑(Хі – Хсред)²/n)]/Хсред.пл                 

Где (Хі —Хсред.)²—квадратическое отклонение от среднеквартального (среднемесячного) задания;

n — число периодов;

Хсред. пл— среднеквартальный  плановый (среднемесячный)выпуск продукции.

Коэффициент аритмичности характеризует удельный вес продукции  непроизведенной в установленные  сроки. Причины аритмичности — трудности  сбыта продукции, низкий уровень организации, технологии и материально-технического обеспечения производства, а также планирования и контроля. Аналогичным образом анализируется ритмичность отгрузки и реализации продукции.

В экономическом анализе  известно несколько способов исчисления коэффициента ритмичности:

- по проценту выполнения плана  за определенные отрезки времени  (пятидневки, недели, декады);

- по удельному весу выпуска  продукции за каждую декаду  в общем месячном фактическом  ее выпуске; 

- по удельному весу фактического выпуска за каждую декаду в общем месячном плановом выпуске;

- сопоставлением фактически выпущенной  продукции в пределах плана  к запланированному за определенный  отрезок времени выпуску; 

- сопоставлением среднесуточного  выпуска продукции в отдельные декады по плану и фактически;

- отношением выпуска продукции  в 1 декаде отчетного месяца  к ее выпуску в 3 декаде прошлого  месяца;

- сопоставлением фактических и  плановых удельных весов выпуска продукции по декадам.

 

1.4 Анализ брака и потерь от брака

 

Политика предприятия должна быть изначально направленной на высокое  качество продукции. Однако брак, являющийся его противоположностью, может возникнуть на любом предприятии. Его необходимо учитывать.

Брак может быть обнаружен на самом предприятии – производителе продукции и за его пределами. Проявившийся в сфере реализации и в процессе использования продукции брак свидетельствует как о плохом ее качестве, так и о качестве работы предприятия. Он называется рекламацией.

Рекламации сравнивают по стоимости и по количеству с прошлым периодом. Их рассчитывают на 100, 1000, 10000 изделий в зависимости от объема производства. Появление рекламаций наносит производителю не только материальный, но и моральный ущерб, сказываясь на его репутации.

При анализе брака рассчитывают абсолютные и относительные показатели.

Абсолютный размер брака представляет собой сумму затрат на окончательно забракованные изделия и расходов на исправление исправимого брака (Аб).

Абсолютный размер потерь от брака получают вычитанием из абсолютного размера брака стоимости брака по цене использования, суммы удержаний с лиц – виновников брака и суммы взысканий с поставщиков за поставку некачественных материалов (Ап.б). как правило должно быть Аб>Ап.б.

Относительные показатели размера брака и потерь от брака рассчитывают процентным соотношением абсолютного размера брака или потерь от брака соответственно к производственной себестоимости товарной продукции.

И анализ брака, обнаруженного  на предприятии, и анализ рекламаций следует проводить по их причинам:

- производственно-технологическим;

- конструктивных недостатков;

- качества сырья и  комплектующих изделий;

- по вине рабочих;

- прочим.

Это позволит более точно  определить размер излишне израсходованных  средств и пути снижения затрат на обеспечение качества продукции.

 

 

2 Направления анализа  качества продукции

2.1 Методика Г.В. Савицкой

 

Важным показателем  деятельности промышленных предприятий  является качество продукции. Его повышение  – одна из форм конкурентной борьбы, завоевания и удержания позиций на рынке. Высокий уровень качества продукции способствует повышению спроса на продукцию и увеличению суммы прибыли не только за счет объема продаж, но и за счет более высоких цен.

Различают обобщающие, индивидуальные и косвенные показатели качества продукции.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведённой продукции не зависимо от ее вида и назначения:

- удельный вес новой продукции в общем её выпуске;

- удельный вес продукции высшей категории качества;

- средневзвешенный балл продукции;

- средний коэффициент сортности (отношение стоимости произведенной продукции к ее стоимости по ценам первого сорта);

- удельный вес аттестованной и неаттестованной продукции;

- удельный вес сертифицированной продукции;

- удельный вес продукции, соответствующей мировым стандартам;

- удельный вес экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

- полезность (жирность молока, содержание белка в продуктах питания и др.);

- надёжность (долговечность, безотказность в работе);

- технологичность, т.е. эффективность конструкторских и технологических решений (трудоёмкость, энергоёмкость);

- эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованной продукции, удельный вес продукции, на которую поступили претензии (рекламации) от покупателей, потери от брака и др.

Где продукция не оценивается  по категориям качества, используется показатель сортности.

Сортность – характеризует  качество, но для определенных отраслей.

При определении сортности  используются ГОСТы и ОСТы и определяют коэффициенты сортности, подтверждая  уровень качества.

Информация о работе Анализ качества продукции