Анализ качества продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2013 в 18:55, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время, время рыночной экономики, на рынке складывается ситуация жесточайшей конкуренции и следовательно потребитель становится более разборчивым в выборе товаров. В связи с этим любой фирме необходимо зарекомендовать себя на рынке как производителя качественной и доступной продукции. Но также зарекомендованное имя фирмы может быть уничтожено одним её неверным шагом – снижением качества выпускаемых товаров, в этом случае потребитель производит выбор продукции конкурентной фирмы. Качество продукции одна из самых актуальных проблем на сегодняшний день и любое предприятие, которое имеет своей целью, завоевать больший сегмент рынка вкладывает большое количество средств именно в качество производимой продукции.

Содержание работы

Введение 2
Понятие качества продукции 3
Оценка качества: стандартизация и сертификация 5
Ассортимент и структура продукции 10
Анализ ритмичной работы предприятия 12
Анализ брака и потерь от брака 14
2 Направления анализа качества продукции 15
2.1 Методика Г.В. Савицкой 15
2.2 Методика И.Н. Чуева 20
2.3 Методика Э.А. Маркарьяна 23
3 Анализ качества продукции на предприятии ООО «Русский
Хрусталь» 25
Заключение 30
Список используемых источников 31
Приложения 32

Файлы: 1 файл

Анализ качества продукции.doc

— 305.00 Кб (Скачать файл)

По продукции качество которой характеризуется сортом, рассчитываются следующие показатели:

- доля продукции каждого  сорта в общем объеме производства;

- средний коэффициент  сортности;

- средневзвешенная цена  в сопоставимых условиях.

Средний коэффициент  сортности можно определить двумя способами:

А) отношением количества продукции 1 сорта к общему количеству;

Б) отношением стоимости  продукции всех сортов к возможной  стоимости продукции по цене 1 сорта.

В таблице 1 представлены данные для определения среднего коэффициента сортности:

Ксортности по плану = 16380/18300 = 0,895

Ксортности по факту = 17480/19500 = 0,896

Выполнение плана по качеству = 100,1% (0,896/0,895)

 

Анализ качества продукции

Сорт продукции

Цена за ед. продукции, руб.

Выпуск продукции, шт.

Стоимость выпуска товарной продукции, т.р.

План

Факт

План

Факт

По цене 1 сорта

План

Факт

1

2

3

4

5

6

7

8

I

1200

10450

11200

12540

13440

12540

13440

II

800

4800

5050

3840

4040

5760

6060

Итого

-

15250

16250

16380

17480

18300

19500


Таблица 1 – Анализ качества продукции

 

Существенные задачи анализа качества:

- выполнение плана  по их уровню;

- причины их изменения  и оценка выполнения плана  по уровню качества продукции;

- определение влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия: выпуск товарной продукции (∆ВП), выручку от реализации продукции (∆В) и прибыль (∆П). Расчет производится следующим образом:

∆ВП = (Ц1-Ц0)*VВП1;                   

∆В = (Ц1-Ц0)* VРП1;                   

∆П = [(Ц1 - Цо) *VРП1] - [(С1 - С0) * VРП1],

где Цо и Ц1 — соответственно цена изделия до и после изменения качества;

Со и С1 — соответственно уровень себестоимости изделия  до и после изменения качества;

VВП1 — объем произведенной продукции повышенного качества;

VРП1 — объем реализации продукции повышенного качества.

 

Влияние сортового состава продукции на объем выпуска в стоимостном выражении

Изделие

Цена, ед, руб.

Структура продукции

Изменение средней цены за счет структуры, ру.

План 

Факт

+/-

1

2

3

4

5

6

I

1200

68,5

68,9

+0,4

+4,8

II

800

31,5

31,1

-0,4

-3,2

Итого

-

100

100

-

+1,6


Таблица 2 – Влияние  сортового состава продукции

 

Из таблицы 2 видно, что  с улучшением качества продукции (увеличением  доли продукции I сорта и уменьшением  доли продукции II сорта) средняя цена увеличилась на 1,6 руб., а стоимость  всего фактического выпуска – на 26 тыс. руб. (16250 ед. * 1,6 руб).

Далее важно проанализировать потери от брака, если они есть. Брак является косвенным показателем  качества продукции, который делится  на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителем). Выпуск бракованной продукции ведет к повышению себестоимости изделия, уменьшению объема товарной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака. Данные для расчета должны быть представлены в виде таблицы 4.

 

Показатели

Тыс.руб.

1

Себестоимость забракованной  продукции

4500

2

Расходы по исправлению  брака

1700

3

Стоимость брака по цене возможного использования

2400

4

Сумма удержаний с  виновных лиц

1500

5

Потери от брака (п.1 + п.2 – п.3 – п.4)

2300


Таблица 4 – Анализ потерь от брака

 

Если предприятие выпускает  продукцию по сортам и произошло  изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменились средневзвешенная цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам определить влияние сортового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Средневзвешенная цена рассчитывается следующим образом:

      

 

 

2.2 Методика И.Н. Чуева

Данный автор дает такую же оценку обобщающих, индивидуальных и косвенных показателей качества продукции, как у автора Савицкой Г.В.

Анализ качества начинается с общей оценки выполнения задания и динамики выпуска сертифицированной продукции (СП). Данные берутся из оперативно-технического учета и отчетности.

Показатели

Предыдущий период

Отчетный период

План

Факт

1 Объем продукции (работ,  услуг) в фактически действующих оптовых ценах предприятия (без НДС и акцизов), тыс. руб.

4454

4950

5450

2 Стоимость сертифицированной  продукции в фактически действующих  оптовых ценах (без НДС и  акцизов), тыс.руб.

2258

2554

2139

3 Удельный вес сертифицированной  продукции в общем объеме продукции (работ, услуг), % (п.1 : п.2*100%)

50,7

51,6

52,1


 

Аналитическими показателями, характеризующими качество, являются удельный вес (У) или коэффициент сертифицированной продукции (К) в общем объеме выпущенной продукции (Q) в действующих оптовых ценах без НДС и акцизов:

У = (СП/Q)*100%;

К = СП/Q

Показатели характеризуют  долю в процентах или уровень  продукции в копейках на 1 рубль  общего объема продукции (работ, услуг).

Сопоставляя фактический  удельный вес или коэффициент  сертифицированной продукции с аналитическими показателями за прошлый период или заданием, можно судить о выполнении задания повышения качества или изменения качества по сравнению с прошлым периодом.

При невыполнении задания  по выпуску сертифицированной продукции  необходимо проанализировать номенклатуру сертифицированной продукции и установить, по каким видам продукции фактический объем не достиг планового уровня. Следует выяснить причины изменения удельного веса сертифицированной продукции по сравнению с прошлым периодом.

Важнейшим направлением аналитической работы является анализ новых видов продукции (работ, услуг). Данные для анализ берутся из формы  № 5НТ. По данным этой отчетности анализируются  следующие показатели:

- уровень модернизации  продукции, как отношение объема модернизированной продукции к общему объему выпуска продукции в действующих оптовых ценах;

- уровень обновления  продукции как отношение объема  новой продукции к общему объему  выпуска продукции в действующих  оптовых ценах. 

Рассчитанные показатели сопоставляют с плановыми показателями за предыдущий период или ряд лет.

По данным единовременной отчетности формы № 5НТ (образцы) устанавливают, как начат выпуск первой промышленной серии образцов, выясняют причины  того, почему не приняты в дальнейшее производство (серийное или массовое) некоторые образцы.

Наряду с указанными показателями определяют и анализируют  коэффициент сортности. Показатели сортности рассчитываются не во всех отраслях промышленности, а только в тех, где либо есть деление продукции  по сортам, либо деления по сортам нет, но имеются различные цены в зависимости от качества продукции (легкая и пищевая промышленность). В этих отраслях обобщающим показателем качества являются коэффициент сортности (Кс) и выражающая его средняя цена изделия (Z).

Коэффициент сортности  можно определить как отношение стоимости продукции всех сортов (∑qiZ1) к стоимости продукции, исчисленной по первому сорту (∑qiZ0):

Кс = ∑qiZ1/∑qiZ0.

Изменение качества выпускаемой  продукции оказывает влияние  на изменение объема реализации и прибыли. Для того, чтобы проанализировать влияние изменения качества на объем выпуска и реализации, необходимо определить:

- коэффициент сортности  по плану и факту, найти отклонение, дать оценку изменения качества;

- по средней арифметической взвешенной рассчитать среднюю цену по плану и факту, определить отклонение, дать оценку;

- рассчитать количественное  влияние изменения качества на  изменения стоимости реализации. Для этого надо отклонение  по средневзвешенной цене умножить  на фактический объем выпуска продукции.

Влияние качества продукции  на изменении товарной продукции (ТВ), изменение выручки от реализации (В) и прибыли можно определить по формулам:

∆ТП = (Z1 – Z0)*q1

∆В = (Z1 – Z0) * VРП1

∆П = ((Z1 – Z0) * VРП1) – (С1 – С0) * VРП1),

где Z0,Z1 – цена изделия  до и после изменения качества;

      С0,С1  – соответственно уровень себестоимости  до и после изменения качества;

      q1 – количество продукции повышенного качества;

      VРП1 – объем реализованной продукции повышенного качества.

Оценка и контроль за соблюдением качества достаточны просты в том случае, если заданное потребительское свойство товара может  быть охарактеризовано одним из признаков (срок службы, надежность, прочность на удар, изгиб и т.п.). Сложнее эта задача становится в ситуации, когда учитываются конкретные проявления свойств товара в определенных условиях потребления (носкость обуви, эксплуатационные свойства компьютера, машин, оборудования). Дело в том, что непосредственно интегрировать разнообразные характеристики качества не представляется возможным, так как они все различны по своей значимости для разных потребителей.

 

2.3 Методика  Э.А. Маркарьяна

Методика данного автора совпадает с методикой автора И.Н. Чуева, имеется отличие в том, что Э.А. Маркарьян предлагает расчет уровня модернизации продукции и уровень обновления продукции.

Данные для анализа содержатся в единовременном отчете об обновлении продукции машиностроения – форма 5НТ (образцы). По данным этой формы отчетности и оперативного учета рассчитываются аналитические показатели:

- уровень модернизации  продукции (УМП) как отношение  объема модернизированной продукции  (МП) к общему объему выпуска  продукции (Q) в действующих оптовых ценах:

УМП =
* 100;

- уровень обновления  продукции (УОП) как отношение  объема новой продукции (НП) к  общему объему продукции (Q) в  действующих оптовых ценах:

УОП =

* 100.

Эти показатели сопоставляются с плановыми и с показателями за предыдущий период и ряд лет. Для характеристики выполнения плана и динамики обновления и модернизации продукции составляется аналитическая таблица (пример таблица 5).

Показатели

Предыду-щий год

Отчетный год

Выпол-нение плана, %

План

Факт

1

Объем отгруженных товаров, выполненных работ и услуг  в действующих оптовых ценах, тыс.руб.

44540

49500

54500

110,1

2

Новая продукция в  действующих ценах, тыс. руб.

3650

8420

8390

99,6

3

Модернизированная продукция  в действующих ценах, тыс. руб.

6280

7623

9100

119,4

4

Уровень обновления продукции, %

(п.2 : п.1 * 100)

8,2

17,0

15,4

-

5

Уровень модернизации продукции, %

(п.3 : п.1 * 100)

14,1

15,4

16,7

-

Информация о работе Анализ качества продукции