Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ развития потребительского кредита в современной России. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Рассмотреть сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений;
-Определить Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков;
-Изучить законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и развитие потребительского кредита
.1 Сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений
.2 Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков
.3 Законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования
Глава 2. Организация процесса кредитования физических лиц
.1 Механизмы кредитования физических лиц
.2 Риски кредитования физических лиц и их минимизация
.3 Современные способы оценки кредитоспособности физических лиц
Глава 3. Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования
.1 Краткая характеристика банка
.2 Потребительские кредиты в кредитном портфеле банка: анализ состава, структуры
.3 Оценка качества потребительских кредитов в портфеле банка (доходность, рискованность). Рекомендации по улучшению качества потребительских кредитов и организации кредитования физических лиц
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

 

Глава 2. Организация процесса кредитования физических лиц

 

.1 Механизмы кредитования  физических лиц

 

В современной экономике России в период становления и развития нового типа экономических отношений, когда хозяйствующие субъекты самостоятельны в выборе большинства принимаемых ими решений, вопрос о необходимости разработки эффективной программы управления капиталом имеет первостепенное значение.

Собственный капитал организации - еще не гарантия прибыли. Однако даже если таковая существует, это не означает, что ее будет достаточно для инвестиций в развитие производства, пополнение оборотных активов и т.п. Собственные финансовые ресурсы являются основой стабильной работы организации, но вместе с тем, это достаточно малоподвижные ресурсы и рассматривать их в качестве долгосрочного источника финансирования расширенного воспроизводства основных фондов и нематериальных активов или источника пополнения оборотных активов рискованно. В результате альтернативным источником финансирования выступает заемный капитал.

Процесс перехода к рыночным отношениям существенно изменил взаимоотношения организаций и их кредиторов. На первый план вышли условия взаимовыгодного партнерства, непосредственно связанные с кредитоспособностью заемщика.

В экономической литературе представлены различные подходы к определению сущности кредита. Большинство отечественных экономистов, следуя марксистскому пониманию природы кредита, подчеркивают его объективную основу, определяющую его как экономическую категорию (Л.А. Дробозина, М.А. Пессель, Е.Ф. Жуков, О.И. Лаврушин и др.). Многие же западные экономисты (Рид, Долан, Кэмпбелл, Макконел, Брю, Гроссман и др.), наоборот, в своих определениях кредита подчеркивают либо психологический фактор «доверия», либо формальный признак отсрочки возврата ссуженного капитала. В результате до настоящего времени нет единой общепринятой трактовки определения сущности кредита как экономической категории.

В теоретическом плане наименее исследованы вопросы развития кредитования, с точки зрения удовлетворения потребности заемщика кредита в кредитных услугах. Именно базовые условия экономических отношений между кредитором и заемщиком выражают сущность кредитной услуги. Без кредитной услуги экономические отношения между кредитором и заемщиком невозможны.

Схематично процесс кредитования предприятий, организаций и населения на уровне экономических категорий можно представить как триединство блоков (рис. 2.1).

 

Рис. 2.1 - Система категорий кредитования

 

Исследование специфических особенностей кредитной услуги и ее роли в процессе кредитования позволило сформулировать определение ее экономической сущности. Кредитная услуга - это результат перераспределения стоимости по поводу удовлетворения потребностей заемщиков в кредите, на условиях возвратности, платности и срочности.

Уточнение базовых понятий сущности кредита, ссуды, кредитной услуги, банковского продукта, кредитной системы, системы кредитования позволило сделать следующий вывод об экономической сущности кредитования.

Кредитование - это система экономических отношений, складывающихся между кредитором и заемщиком в процессе предоставления кредитных услуг, на условиях срочности, платности, материальной обеспеченности и возвратности полученной ссуды. Наличие у физического или юридического лица предпосылок и возможностей взять кредит и исполнять в срок принятые на себя обязательства, в том числе уплату процентов, за счёт собственных средств (активов) называется кредитоспособностью заемщика.

Существует также подход к определению кредитоспособности, связывающий ее с платежеспособностью, однако, учитывая изложенное выше, в зависимости от целей анализа их можно рассматривать как разные понятия. Так, А.И. Ольшаный сужает понятие кредитоспособности до возможности заемщика погасить только ссудную задолженность и считает, что характеристика кредитоспособности должна быть иной, чем платежеспособность, поскольку в соответствии с принципами кредитования заемные средства можно погасить как за счет выручки от основной деятельности, так и за счет вторичных источников обеспечения (реализация залога, взыскание с гаранта). М.О. Сахарова понимает под кредитоспособностью такое финансово-хозяйственное состояние организации, которое дает уверенность в эффективном использовании заемных средств, способности и готовности заемщика вернуть кредит в соответствии с условиями кредитного договора.

С другой точки зрения, «под кредитоспособностью хозяйствующего субъекта понимается наличие у него предпосылок для получения кредита и его возврата в срок». Но предпосылки для получения кредита - это еще не возможность его получить. В данном случае открытым остается вопрос, где проходит грань между возможностью получения и предпосылками.

Данное определение представляется довольно узким, так как в нем не учитывается тот факт, что кредит предоставляется банками на платной основе, и кредитоспособность также должна включать в себя возможность погашения процентов по кредиту, и не просто возврат кредита, а его возврат в полном объеме. Такие же недостатки имеет определение профессора В.А. Москвина: «Под кредитоспособностью предприятия-заемщика принято понимать возможность погашения заемщиком ссудной задолженности». Не учитывается то, что кредит и проценты по нему должны возвращаться в срок, предусмотренный кредитным договором, также в определении нет различий между понятиями «ссуда» и «кредит».

То есть под «ссудой» в нормативных документах подразумевается безвозмездное пользование вещами; деньги не могут быть объектом ссуды, и договор ссуды не предполагает получение каких бы то ни было процентов. М.Н. Крейнина пишет: «Кредитоспособность - это система условий, определяющих способность предприятия привлекать заемный капитал и возвращать его в полном объеме в предусмотренные сроки». При этом в оценке кредитоспособности учитываются несколько основных условий: структура используемого капитала и финансовая устойчивость; оценка производимой продукции с точки зрения спроса на нее при сложившихся рыночных условиях; ликвидность активов предприятия.

Кредитоспособность хозяйствующего субъекта не ограничивается лишь приведенными условиями, а гораздо шире и включает множество других условий, например, требование к уровню рентабельности деятельности, оборачиваемости различных видов активов, окупаемости вложений, качеству менеджмента организаций, содержанию кредитной истории. Среди существующих в экономической литературе определений кредитоспособности заемщика удачным является определение, данное в учебнике «Экономический анализ» под редакцией Л.Т. Гиляровской: «Кредитоспособность - это возможности экономических субъектов рыночной экономики своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим обязательствам в связи с неизбежной необходимостью погашения кредита».

При толковании термина «кредитоспособность заемщика», как правило, учитывается комплекс определенных факторов, в том числе: дееспособность и правоспособность заемщика для совершения кредитной сделки; его деловая репутация; наличие обеспечения; способность заемщика получать доход - генерировать денежные потоки. Моральному облику клиента особенно большое внимание уделялось в литературе дореволюционного периода. По мнению И. Ададурова, «первым и важнейшим условием кредита является необходимость, чтобы личность, ищущая у нас возможность кредитоваться, по своим нравственным качествам не внушала недоверия». При этом моральную основу кредитной сделки (честность и порядочность) напрямую связывали с фактором управления делами, компетентностью, умением руководителей хозяйств предвидеть изменения экономической конъюнктуры и пользоваться ими, своевременно перестраивать производство и т.д.

Такой важный аспект, как правоспособность, оговаривается в определении Г.М. Кирисюка: «Сущность категории «кредитоспособность» представляет собой то реально сложившееся правовое и хозяйственно-финансовое положение заемщика, исходя из оценки которого банк принимает решение о начале (развитии) или прекращении кредитных отношений с ссудозаемщиком». К числу важнейших аспектов кредитоспособности относится и наличие материального обеспечения. Отдельные специалисты даже придавали этому фактору решающее значение. Так, Н. Бунге, связывавший высшую кредитоспособность с наибольшей неподвижностью капитала, вложенного в недвижимое имущество, писал, что «имущество недвижимое рассматривается как самая лучшая гарантия». Тем не менее, большинство экономистов времен НЭПа при рассмотрении вопроса о выдаче кредита во главу угла ставили возможность получения заемщиком дохода. И. Ададуров связывал возможность кредитования конкретного хозяйства «с его высшей целесообразностью, устойчивостью и доходностью».

Таким образом, кредитоспособность заемщика (хозяйствующего субъекта) - это комплексная правовая и финансовая характеристика, представленная финансовыми и нефинансовыми показателями, позволяющая оценить его возможность в будущем полностью и в срок, предусмотренный в кредитном договоре, рассчитаться по своим долговым обязательствам перед кредитором, а также определяющая степень риска банка при кредитовании конкретного заемщика.

Понятие кредитоспособность можно рассматривать как систему условий, которые отражают не только показатели хозяйственно-финансовой деятельности заёмщика, но и другие условия, определяющие функционирование данного субъекта (положение на рынке данной фирмы, качество менеджмента, деловая репутация, содержание кредитной истории и др.).

Кредитный риск находится в прямой зависимости от качества кредитного портфеля, поэтому снизить его можно на этапах кредитного процесса. Опенка кредитного риска возможна на основе многофакторного анализа кредитоспособности клиентов банка. Рассмотрение различных классификаций факторов позволило определить следующую систему:

-факторы, зависящие от заемщика (определяемое кредитоспособностью  и характером кредитной сделки);

-факторы, зависящие от банка (определяемые организацией банком кредитного процесса);

-факторы, не зависящие от банка  и заемщика (общеэкономические и  политические факторы).

При анализе кредитоспособности используются различные источники информации. Перечень документов, предоставляемых клиентами в банк, регламентируется Положением Банка России «О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)» от 31.08.1998 г. №54-П (в ред. Положения, утвержденного ЦБ РФ 27.07.2001 г. №144-П). В основе анализа кредитоспособности находится понятие «кредитные процесс», дадим полное определение.

Кредитный процесс - это процесс организации кредитной деятельности банка, состоящий из совокупности последовательных этапов: от рассмотрения кредитной заявки до погашения ссудной задолженности кредитополучателем.

Традиционная схема организации работы банка по обслуживанию клиентов - потенциальных кредитополучателей - долгое время строилась как «многоконтактная» модель сотрудничества клиента с различными кредитными подразделениями в банке (рис.2.2).

В такой модели процедуры принятия заявки на кредит, анализа кредитоспособности, подготовки кредитного договора, контроля за проведением платежей и погашением кредита, а также другие функции выполняются разными специалистами банка. В результате, с одной стороны, утверждается принцип функциональной специализации кредитных подразделений, а с другой - увеличивается количество согласований, растут операционные расходы, теряется оперативность принятия решений по различным вопросам кредитования.

С точки зрения удобства для клиента такая схема не всегда является предпочтительной для использования, особенно в крупных банках, обладающих значительными финансовыми возможностями и разнообразной клиентурой. Клиент банка, особенно корпоративный заемщик, страдает в этом случае от необходимости множества контактов на разных уровнях управления: от банковского служащего, принимающего кредитную заявку, до менеджеров высшего управленческого звена.

 

Рис. 2.2 - Схема многоконтактного обслуживания клиента банка

В качестве альтернативы может применяться механизм «уполномоченного менеджера по кредитам» или, другими словами, схема одноконтактного обслуживания клиента банка (рис. 2.3).

Такой механизм обычно используется, если этапы бизнес-процесса сложны и их не удается объединить силами небольшой команды в рамках одного функционального подразделения банка. Уполномоченный кредитный менеджер обеспечивает единую «точку контакта» между клиентом-кредитополучателем и банком и является центральным звеном в цепочке подразделений, ответственных за его обслуживание.

Чтобы выполнить эту роль на высоком профессиональном уровне, менеджер по кредитам должен быть способен отвечать практически на любые вопросы клиента без обращения к другим должностным лицам банка. По сути, менеджер ведет себя с клиентом так, как если бы он отвечал за все обслуживание этого клиента.

 

Рис. 2.3 - Схема одноконтактного обслуживания клиента банка

 

Оценка кредитоспособности заемщика - одно из наиболее важных направлений деятельности кредитных специалистов. Так как кредитоспособность зависит от многих факторов, то необходима комплексная оценка всех причин и обстоятельств, определяющих текущее и будущее положение предприятия, в том числе влияния факторов, не имеющих количественных оценок. Сегодня используется множество вариантов методик, по которым оценивается кредитоспособность заемщика.

Необходимость проведения анализа кредитоспособности заемщика диктуется кредитной политикой и интересами банка. Банк должен знать, способен ли заемщик возвратить денежные средства с учетом процентов, имеет ли он перспективы развития, насколько велик риск банка, чем обеспечен возврат кредита.

К способам оценки кредитоспособности клиента банка относятся:

-оценка делового риска; оценка  менеджмента;

-оценка финансовой устойчивости  клиента на основе системы  финансовых коэффициентов; анализ денежного потока;

-сбор информации о клиенте  и наблюдение за работой клиента  путем выезда на место.

Для решения вопроса о выдаче кредита банк требует от клиента предоставления определенного набора документов. Их количество и содержание могут быть различными для разных групп клиентов.

Важнейшим принципом, используемым в анализе кредитоспособности заемщика, является принцип системности. Это означает, что анализ кредитоспособности выступает в качестве системы, включающей взаимосвязанные элементы более низкого уровня, и в то же время сам играет роль элемента системы более высокого уровня, взаимодействующего с другими подсистемами в комплексном экономическом анализе.

Информация о работе Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования