Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2015 в 13:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ развития потребительского кредита в современной России. Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
-Рассмотреть сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений;
-Определить Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков;
-Изучить законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования;

Содержание работы

Введение
Глава 1. Становление и развитие потребительского кредита
.1 Сущность и значение потребительского кредита в системе кредитных отношений
.2 Виды и формы потребительского кредита, их место в структуре активов российских банков
.3 Законодательно-нормативное регулирование потребительского кредитования
Глава 2. Организация процесса кредитования физических лиц
.1 Механизмы кредитования физических лиц
.2 Риски кредитования физических лиц и их минимизация
.3 Современные способы оценки кредитоспособности физических лиц
Глава 3. Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования
.1 Краткая характеристика банка
.2 Потребительские кредиты в кредитном портфеле банка: анализ состава, структуры
.3 Оценка качества потребительских кредитов в портфеле банка (доходность, рискованность). Рекомендации по улучшению качества потребительских кредитов и организации кредитования физических лиц
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Содержание.doc

— 575.50 Кб (Скачать файл)

Модель, показанная на рисунке, является одноступенчатой, при которой заемщик напрямую участвует во всех операциях

.Потребительское (беззалоговое) кредитование.

К потребительскому кредитованию относится персональная ссуда. Персональная ссуда банка носит, как правило, беззалоговый характер и может быть более дешёвой по сравнению с кредитом финансового дома и процентными ставками кредитных карточек. По письменному заявлению клиента банк может кредитовать крупную сумму с выплатой в течение несколько лет. Срок, на который предоставляется ссуда, обычно составляет от 1 года до 5 лет. Ставки по кредиту в среднем от 12 до 16% годовых в валюте и от 14 до 30% в рублях. Выдаются такие ссуды как правило под поручительство третьих лиц или компаний и исчисляются исходя из официального ежемесячного дохода.

.Овердрафтные схемы

Овердрафт - форма предоставления краткосрочного кредита клиенту банка, когда величина платежа превышает остаток средств на счёте клиента. Т.е. банк списывает средства со счёта клиента в полном объёме, автоматически предоставляя кредит на сумму превышающую остаток средств, в результате чего образуется дебетовое сальдо.

 

Рис. 1.3 - Процедура получения заемщиком ипотечного кредита

 

«Скоринг-кредитование» является обезличенной, но более простой и быстрой формой кредитования, чем персональная ссуда или овердрафт. Из-за высокого объёма персонального кредитования и сравнительно небольшой суммы каждой ссуды, большинство банков не могут себе позволить провести оценку заявлений на предоставление ссуды, рассматривая каждый запрос в индивидуальном порядке.

. Кредитные карты

Кредитная карточка - более простая форма предоставления потребительских кредитов. Сущность такого кредитования сводится к тому, что выданная банком кредитная карточка (именной платёжно-расчётный документ) даёт право её владельцу в пределах разрешённой суммы, т.е. персонального кредитного лимита, расходовать средства на своё усмотрение или же покупать товары только в тех магазинах, с которыми банк имеет соглашения на их продажу в кредит на основе кредитных карточек.

Кредитные карточки получили свою популярность по многим причинам:

-Оплата кредитной карточкой  даёт независимость от наличных  денег, даже в дальних поездках.

-Потеря карточки не означает  то же, что потеря наличных  денег, поскольку при утере (краже) карточки и при своевременном извещении об этом, владелец кредитной карточки не несёт никакой ответственности.

-Это выгодно, поскольку, при расчётах  карточкой, клиентам предоставляется  отсрочка до начисления процентной  ставки.

Проведенный анализ подходов к выделению отдельных видов потребительских кредитов показал, что классификация потребительских кредитов представляет собой сложную научную задачу, поскольку не существует достаточно четкой и полной классификации потребительских кредитов. Построим обобщенную классификацию, которая будет включать в себя следующие основания (рис. 1.4).

Рис. 1.4 - Классификация потребительских кредитов

 

Значение обобщенной классификации потребительских кредитов заключается, по моему мнению, в том, что он:

-отражает условия и особенности  потребительского кредитования  на современном этапе;

-способствует более полному  рассмотрению механизма потребительского  кредитования;

-делает возможным определять  условия предоставления потребительского  кредита;

-позволяет дополнять указанную классификацию в связи с появлением новых условий кредитования, новых банковских инструментов для кредитования.

Уточнив сущность потребительского кредитования, необходимо выработать функциональную стратегию банка в области потребительского кредитования. Для достижения поставленной цели необходимо рассмотреть основные элементы, условия процесса и принципы потребительского кредитования.

Первым необходимым условием потребительского кредитования является наличие физического лица, которое должно удовлетворять следующим условиям:

-быть дееспособным;

-быть платежеспособным;

-иметь осознанную потребность  в определенном товаре или  услуге.

Вторым условием возникновения потребительского кредита является наличие товара или услуги, которые представляют интерес для физического лица. Третьим условием является наличие практики потребительского кредита в отношении указанного товара или услуги. Эта практика может иметь как отечественные, так и зарубежные аналоги. Естественно, что каждый новый банковский продукт возникает когда-то впервые, В этом случае банковское потребительское кредитование осуществляется либо по аналогии с известным банковским продуктом (кредитом), либо разрабатывается уникальная схема.

Четвертым условием является наличие конкретного коммерческого банка, который заинтересован в предоставлении потребительского кредита Пятым условием является совпадение интереса банка как кредитора и физического лица как заемщика к конкретному коммерческому банку. Шестым условием является совпадение условий предоставления потребительского кредита коммерческим банком кредитным характеристикам клиента. Седьмым условием является заключение договора потребительского кредитования. Восьмым условием является выполнение заемщиком условий кредитного договора.

Таким образом, определив основные условия процесса потребительского кредитования, можно установить возможность и необходимость активного влияния со стороны банка на результаты этого процесса.

Определим специфические принципы потребительского кредитования, которых должны придерживаться участники этого процесса. На основе изучения отечественного и зарубежного опыта в работе выделены следующие принципы потребительского кредитования, таблица 1.4

 

Таблица 1.4 Принципы потребительского кредитования

Для физических лицДля коммерческих банковЦелесообразность кредитаДоступность потребительского кредита для клиентовДоступность потребительского кредитаПрозрачность условий кредитованияРазнообразия программ кредитованияПривлекательность программ кредитованияНеобременительность кредитаПостоянное увеличение видов потребительского кредитаДостоверность предоставляемой физическим лицом информации при заключении кредитного договораКомплексность кредитного обслуживания физических лицОтветственность за выполнение условий кредитного договораЭффективность потребительского кредитования

Конкретизируем принципы потребительского кредитования для коммерческого банка.

Доступность потребительских кредитов для физических лиц. Этот принцип означает, что физическое лицо при определенных условиях может получить в банке потребительский кредит. При этом банк не должен создавать искусственных препятствий, связанных с субъективным восприятием личности заемщика.

Прозрачность условий потребительского кредита для физических лиц. Физическое лицо, как правило, не имеет специального опыта общения с коммерческими банками по поводу кредитования, и поэтому физическому лицу трудно определить фактические условия кредита. В связи с этим коммерческие банки обязаны таким образом конкретизировать условия любого кредитного договора, чтобы информация об условиях получения кредита и его погашения была четкой, конкретной, понятной.

Привлекательность программ потребительского кредитования. Учитывая, что технологии потребительского кредитования доступны как крупным коммерческим банкам, так и средним и малым коммерческим банкам, на рынке банковских услуг наблюдается активная рекламная компания программ потребительского кредитования, связанная с привлечением клиентов - физических лиц.

Постоянное расширение сферы потребительского кредитования. Этот принцип означает, что портфель потребительских кредитов должен постоянно увеличиваться с целью отражения в изменениях потребностей физических лиц.

Комплексность в кредитном обслуживании физических лиц. В определенной степени этот принцип является развитием предыдущего принципа. Поскольку в потребностях людей существуют определенные причинно-следственные связи, коммерческий банк должен учитывать, что могут и должны сочетаться краткосрочные, долгосрочные и среднесрочные кредиты при обслуживании физических лиц. Так, долгосрочный ипотечный кредит может сопровождаться:

-револьверным кредитом на потребительские  нужды,

-постоянно возобновляемыми с  периодичностью 3-5 лет авто кредитами;

-сезонными кредитами на отдых  и лечение.

Эффективность потребительского кредитования. Этот принцип означает, что в основе программ развития потребительского кредитования для коммерческого банка должна лежать совокупная оценка совокупного эффекта в сопоставлении с затратами и потенциальными рисками.

Относительно формирования стратегии банка все принципы можно объединить в следующие подгруппы. Первая подгруппа - отражает. Вторая группа - отражает требования банка к клиентам при выдаче потребительского кредита (отношение банка к физическим лицам в процессе потребительского кредитования): к каждой группе относится ряд принципов (рис. 1.5):

Совокупность этих принципов позволило сформировать стратегию и тактику банка в части кредитования населения в процессе выявления и удовлетворения потребностей населения в банковском обслуживании.

 

Рис. 1.5 - Принципы формирования стратегии банка

 

1.3 Законодательно-нормативное  регулирование потребительского  кредитования

 

В настоящее время основными законодательными актами, регулирующими кредитные правоотношения, в частности особенности предоставления потребительского кредита, являются: Конституция РФ, устанавливающая согласно пункту "ж" ст. 71, что регулирование кредитования находится в ведении Российской Федерации; Гражданский кодекс РФ (часть вторая, § 2 главы 42 (ст. ст. 819 - 821)), которым определены общие принципы и порядок договорных отношений между кредитными организациями и заемщиками и выделены следующие виды договорных обязательств: договор займа, кредитный договор, товарный и коммерческий кредиты, заемные отношения, возникающие при приобретении векселей, облигаций и других ценных бумаг; Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. N 395-1 "О банках и банковской деятельности", устанавливающий, что "банковские операции, в том числе и размещение денежных средств от своего имени и за свой счет, выражаются в предоставлении кредитов юридическим и физическим лицам" (ст. 5) <5>; Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. N 218-ФЗ "О кредитных историях", целями которого в соответствии с пунктом 2 ст. 1 являются создание и определение условий для формирования, обработки, хранения и раскрытия бюро кредитных историй информации, характеризующей своевременность исполнения заемщиками своих обязательств по договорам займа (кредита) <6>; иные Федеральные законы: от 16 июля 1998 г. N 102-ФЗ "Об ипотеке (залоге недвижимости)", от 2 октября 2007 г. N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" , от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ "О рекламе", от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете", от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле", от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" - также регулируют взаимоотношения, возникающие в процессе осуществления кредитной организацией деятельности, но они относятся к регулированию отношений в сфере потребительского кредитования лишь косвенно и носят скорее отсылочный характер. Однако в последнее время в данные Федеральные законы вносятся изменения, касающиеся потребительского кредитования.

Особую роль в потребительском кредитовании играет Закон РФ от 7 февраля 1992 г. N 2300-1 "О защите прав потребителей", регламентирующий отношения с участием потребителей, приобретающих или использующих товары (работы, услуги) для нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, но он не учитывает всей специфики правового регулирования потребительского кредитования. В то же время применение норм Закона о защите прав потребителей к правоотношениям, складывающимся в сфере потребительского кредитования, сегодня вызывает дискуссию. В частности, А.А. Вишневский указывает, что распространение действия Закона РФ "О защите прав потребителей" на сферу банковских услуг имеет не более чем директивный характер, поскольку сам Закон не учитывает специфику банковских операций, будучи разработанным для более привычных отечественному обороту потребительских сделок купли-продажи. Данная позиция вызывает сомнения, так как преамбула Закона о защите прав потребителей гласит: законодательство о защите прав потребителей распространяет свое действие на отношения, возникающие из возмездных договоров, где под исполнителем данных договоров подразумеваются организация независимо от ее организационно-правовой формы и индивидуальный предприниматель, выполняющие работы или оказывающие услуги потребителям по возмездному договору; так, в данном случае договор потребительского кредита является возмездным договором, по которому одной стороной договора выступает кредитная организация, оказывающая услуги по предоставлению потребительского кредита, а другой - заемщик в качестве потребителя оказываемой кредитной организацией финансовой услуги.

Однако, как показывает практика, заключение договора потребительского кредита происходит путем присоединения заемщика-потребителя к типовому договору потребительского кредита. При этом банк заинтересован в том, чтобы предусмотреть и заранее закрепить все условия договора, права и обязанности сторон и другие условия в типовых договорах. В связи с этим нельзя не согласиться с позицией А.В. Цыпленковой, которая пишет: "...применяя стандартные условия, более сильная сторона стремится переложить свои собственные риски на контрагента, определяя в формулярах условия, по которым контрагент лишается многих обычных прав, а также условия, ограничивающие собственную ответственность доминирующей стороны на случаи нарушение договора и пр.".

Таким образом, заемщик по договору потребительского кредита является наиболее незащищенным субъектом гражданского права и поэтому нуждается в дополнительной защите своих прав, т.е. применении к данным правоотношениям положения о защите прав потребителей.

Потребительское кредитование регулируется также нормативными правовыми актами Центрального банка РФ, устанавливающими обязательные для выполнения нормативы, а также разъяснения и рекомендации ЦБ РФ. Центральным банком РФ приняты следующие нормативные правовые акты: Положение "О порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения)" , определяющее порядок осуществления операций по предоставлению (размещению) банками денежных средств клиентам - юридическим и физическим лицам и возврату (погашению) клиентами банков полученных денежных средств, а также ведения бухгалтерского учета указанных операций; Положение "О порядке начисления процентов по операциям, связанным с привлечением и размещением денежных средств банками, и отражения указанных операций по счетам бухгалтерского учета", Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери", Положение "О порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" и иные. Наиболее эффективной с практической точки зрения является указание "О порядке расчета и доведения до заемщика - физического лица полной стоимости кредита". Данное указание пришло на смену письму ЦБ РФ от 29 декабря 2006 г. N 175-Т "Об определении эффективной процентной ставки по ссудам, предоставленным физическим лицам", положившему начало решению одной из проблем в сфере потребительского кредитования - раскрытию реальной (полной) стоимости предоставленного кредита, обязав банки (кредитные организации) раскрывать эффективную процентную ставку по выдаваемым потребительским кредитам. Однако в связи с неопределенностью понятия "эффективная процентная ставка" и проблемами, которые возникали при практическом ее раскрытии, данное письмо было отменено.

Информация о работе Анализ деятельности банка ОАО «Сбербанк России» в сфере потребительского кредитования