Анализ бухгалтерского баланса и ликвидности АО ДБ «Сбербанк»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 19:27, дипломная работа

Описание работы

Цель работы – исследовать роль банковского менеджмента в повышении эффективности деятельности банка.
Задачи исследования:
Исследовать теоретические аспекты банковского менеджмента и его роль в организации деятельности банка;
Рассмотреть методы и способы оценки эффективности банковского менеджмента;
Проанализировать эффективность банковского менеджмента;
Разработать рекомендации по повышению эффективности работы банка.

Содержание работы

Введение…...……………………………………………………………………..2
1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ БАНКОВСКОГО
МЕНЕДЖМЕНТА………………………………………………………………5
1.1 Система и функции банковского менеджмента ………………………….5
1.2 Организационное устройство коммерческого банка……………………17

2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДБ АО "СБЕРБАНК"……………………20
2.1 История образования банка на территории Казахстана…………….....20
2.2 Анализ бухгалтерскрго баланса и ликвидности АО ДБ «Сбербанк»…26

3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО УЛУЧШЕНИЮ ОЦЕНКИ
ЭФФЕКТИВНОСТИ БАНКОВСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В ДБ АО «СБЕРБАНК»…………………………………………………………………..32
3.1 Рекомендации по повышению эффективности банковского
менеджмента…………………………………………………………………....32
3.2 Внедрение информационных технологий………………………………..43
Заключение……..………………………………………………………………50
Список используемой литературы……………………………………………..53
Приложения

Файлы: 1 файл

Гаухар диплом.docx

— 198.55 Кб (Скачать файл)

   По отношению к "Сбербанку" это маржинальная ставка является справедливой, так как ставки, применяемые по привлечению депозитов, находятся в рамках от 8,5 до 10%, а ставка кредита находится в пределе от 12,5 до 16%.

   Таким образом, "Сбербанк" является банком, обеспечивающий надежность своим клиентам и удобство пользования ими банковскими услугами. Банк входит в десятку крупных банков Казахстана, хотя на территории РК он осуществляет свою деятельность только с 2006 года.

         2.2 Анализ бухгалтерского баланса и ликвидности ДБ АО «Сбербанк»

     

   Баланс Коммерческого банка - это сводная итоговая таблица, в которой отражены обобщенные статьи, характеризующие пассивные и активные операции на определенную дату. Балансы Коммерческих банков подразделяются на годовые и промежуточные: полугодовые, квартальные, ежемесячные.

   Основные статьи баланса коммерческих банков:

Актив КБ: (Приложение 4)

1. денежные средства, счета  в ЦБ;

2. средства в банках  и кредитных учреждения;

3. вложения в ценные  бумаги;

4. кредиты предприятиям, организациям, населению;

5. основные средства (ОС) и нематериальные активы (НМА);

6. прочие активы.

Пассив КБ: (Приложение 5)

обязательства:

1. средства ЦБ;

2. средства банков и  кредитных организаций;

3. средства клиентов, включая  вклады населения;

4. выпущенные банком долговые  обязательства;

5. прочие обязательства;

- собственные средства:

1. уставный капитал;

2. прочие фонды и другие  собственные средства;

3. прибыль (убыток) за отчетный  год;

4. использование прибыли;

5. нераспределенная прибыль  (убыток).

         Проводя анализ баланса используют обычно 3 метода: горизонтальный анализ, вертикальный и расчет коэффициентов. Горизонтальный анализ подразумевает расчет темпов роста активов и пассивов баланса. Из проведенного анализа (приложение 4,5) видно что "Сбербанк" постоянно наращивает свои объемы как по кредитованию так и привлечению депозитов, и те и другие имеют прирост за 1 квартал 2011 года в 2,5%.

    При кредитовании заметен рост предоставления кредитов клиентам на 5,35 % и практически в 3 раза выросли займы другим банкам, это значит что "Сбербанк" активно участвует в межбанковском кредитовании. В противоположность этому видно, что банк предпочитает использовать средства клиентов, об этом говорит рост привлеченных депозитов на 9% и отказ от межбанковского кредитования, его объем за 2 месяца 2011 года сократился почти в 2 раза.

   Вертикальный анализ заключается в расчете доли каждой стоки в общей группе. Так проведя данный анализ можно сказать, что в активах большую долю занимают кредиты предоставленные клиентам. Их доля составляет 61 процент, которая увеличилась по отношению с началом года на 1,5%. Также значительный вес в 19% здесь занимают ценные бумаги и 11,5% денежных средств. В пассиве баланса основная доля принадлежит депозитам 87,2% и увеличение доли составил 6%. Доля межбанковских кредитов снизилась с 12 до 6%. Динамика выданных кредитов и привлеченных депозитов с начала 2010года до 1 марта 2011 показана на рисунке 7.

 

 

  Рисунок 7 - Динамика кредитов и депозитов с 01.01.10 по 01.03.11

 

         Графически представив динамику кредитов и депозитов можно сказать о постепенном наращивании объемов как кредитов так и депозитов. Сумма депозитов значительно больше суммы кредитов, что обеспечивает с одной стороны достаточную ликвидность банка, но с другой стороны увеличиваются затраты для того чтобы привлекать и содержать депозиты, тем самым нужно увеличивать маржу что повлечет увеличение процентной ставки по кредиту. Также видно снижение депозитов на 1 декабря 2010 года, наверно это зависит от того что предприятия хотят погасить всю задолженность до конца года.

   Опираясь на расчеты коэффициентов можно сказать, что у банка значительно хорошее состояние. Коэффициент клиентской базы показывает качество ресурсной базы, устойчивость и независимость от МБК и бюджетных средств. Данный коэффициент имеет значение 0,87 при норме равной 1. Следовательно, банк не может полностью покрывать необходимые ему ресурсы путем привлечения ссуды и ему необходимо прибегать к межбанковским кредитам, хотя их доля не значительная.

         Коэффициент покрытия характеризует степень защиты интересов вкладчиков собственным капиталом. Этот коэффициент означает что при наступлении негативной ситуации или в других случаях, например, если крупный вкладчик или группа вкладчиков захотят обналичить свои депозитные счета, то банк сможет до 16% всех привлеченных средств компенсировать за счет собственных средств, если нельзя будет в короткие сроки изъять данную сумму из оборота.

   Коэффициент достаточности капитала = Капитал нетто / Сумма активов, приносящих доход. Если коэффициент > 1, средства не работают. В нашем случае данный коэффициент составляет 0,17, следовательно, основная часть всех активов находятся в действии и приносят доход.

   Коэффициент защищенности от риска, показывает, сколько активов, приносящих доход, может быть компенсировано за счет полученной прибыли и созданных резервов. Для "Сбербанка" этот коэффициент находится в пределах 0,027. Это значит что банк создал около 2% резервов от суммы выданных кредитов, в следствии, можно сказать что у банка низко-рисковый ссудный портфель, на что указывает коэффициент кредитного риска. Этот показатель отражает меру кредитного риска, принятого банком, характеризует качество кредитного портфеля банка. Чем больше значение показателя и ближе к единице, тем лучше качество кредитного портфеля с точки зрения его возвратности. Этот коэффициент равен 0,97, что говорит о высоком качестве ссудного портфеля банка.

         Анализ ликвидности баланса банка ДБ АО «СБЕРБАНК».

   Также немаловажной составляющей анализа является анализ ликвидности баланса. Термин "ликвидность" (от лат. Liquidus - жидкий, текучий) в буквальном смысле слова означает легкость реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства.

   Понятие ликвидность коммерческого банка означает возможность банка своевременно и полно обеспечивать выполнение своих долговых и финансовых обязательств перед всеми контрагентами, что определяется наличием достаточного собственного капитала банка, оптимальным размещением и величиной средств по статьям актива и пассива баланса с учетом соответствующих сроков.

   Иными словами, ликвидность коммерческого банка базируется на постоянном поддержании объективно необходимого соотношения между тремя ее составляющими - собственным капиталом банка, привлеченными и размещенными им средствами путем оперативного управления их структурными элементами.

   С учетом этого в мировой банковской теории и практике ликвидность принято понимать как "запас" или как "поток". При этом ликвидность как "запас" включает в себя определение уровня возможности коммерческого банка выполнять свои обязательства перед клиентами в определенный конкретный момент времени путем изменения структуры активов в пользу их высоколиквидных статей за счет имеющихся в этой области неиспользованных резервов.

   Для анализа ликвидности необходимо рассчитать ряд коэффициентов таких как коэффициент достаточности собственного капитала, текущей и срочной ликвидности. Расчет данных коэффициентов производит Агентство по Финансовому Надзору (АФН) на начало каждого месяца. Также АФН устанавливает нормативные значения каждого из коэффициентов и в дальнейшем подводит итог о соответствии банка пруденциальным нормам.

   Баланс считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. Возможность быстрого превращения активов банка в денежную форму для выполнения его обязательств предопределяется рядом факторов, среди которых решающим является соответствие сроков размещения средств срокам привлечения ресурсов. Иначе говоря, каков пассив по сроку, таким должен быть и актив; тогда обеспечивается равновесие в балансе между суммой и сроком высвобождения средств по активу в денежной форме и суммой и сроком предстоящего платежа по обязательствам банка.

  На ликвидность баланса банка влияет структура его активов: чем больше доля первоклассных ликвидных средств в обшей сумме активов, тем выше ликвидность банка. Активы банка по степени их ликвидности можно разделить на три группы:

  1. Ликвидные средства, находящиеся в немедленной готовности, или первоклассные ликвидные средства. В их числе - касса, средства на корсчете, первоклассные векселя и государственные ценные бумаги.

  2. Ликвидные средства в распоряжении банка, которые могут быть превращены в денежные средства. Речь идет о кредитах и других платежах в пользу банка со сроками исполнения в ближайшие 30 дней, условно реализуемых ценных бумагах, зарегистрированных на бирже (как и участие в других предприятиях и банках), и других ценностях (включая нематериальные активы).

  3. Неликвидные активы - это просроченные кредиты и ненадежные долги, здания и сооружения, принадлежащие банку и относящиеся к основным фондам.

   С 1 июля 2009 года вступили в силу поправки в части введения нового коэффициента достаточности капитала (k1-2). Показатели достаточности собственного капитала банков второго уровня на 1 марта 2011 года составили:

 

         Таблица 5. Коэффициенты ликвидности

Наименование коэффициента

Нормативное значение

Значение на 01.03.2011 ДБ АО "Сбербанк"

Коэф. достаточности собственного капитала (k1-1)

0,117

0,135

Коэф. достаточности собственного капитала (k1-2)

0,140

0,154

Коэф. достаточности собственного капитала (k2)

0,179

0,163

Коэффициент срочной ликвидности k4-1

min значение 1

3,796

Коэффициент срочной ликвидности k4-2

min значение 0,9

4,367

Коэффициент срочной ликвидности k4-3

min значение 0,8

3,537

Коэффициент текущей ликвидности k4

min значение 0,3

0,572


 

   Проведя расчет коэффициентов ликвидности, можно сказать что ДБ АО "Сбербанк" обладает достаточной ликвидностью, что позволит в короткие сроки погашать возникающую задолженность. Также банк выполняет все нормативы пруденциальных норм о достаточной ликвидности баланса установленной АФН.

   Таким образом "Сбербанк", хоть и является внедряющимся на территорию Казахстана банком, но он прочно укрепил свои позиции на данный момент. Он постепенно наращивает клиентскую базу как по привлечению средств так и на предоставление ссуд, о чем говорит положительный тренд этих показателей. Также банк не испытывает никаких проблем по нехватке денежных средств, что позволяет ему без значимых ограничений осуществлять кредитные операции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         3. ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ  ПО УЛУЧШЕНИЮ ОЦЕНКИ    ЭФФЕКТИВНОСТИ  БАНКОВСКОГО  МЕНЕДЖМЕНТА В ДБ АО

«СБЕРБАНК»

 

   3.1 Рекомендации по повышению эффективности банковского

менеджмента.

 

   Общеизвестно, что большинство казахстанских предприятий, будучи клиентами банков, на разных стадиях своего жизненного цикла сталкивались с проблемами «плохого» банковского обслуживания. Грамотное и своевременное решение реальных проблем, а также прогнозирование и упреждение новых, несомненно, позволит «подняться» как самим компаниям, так и обслуживающим их банкам.

Политические и экономические  перемены, произошедшие в Казахстане на рубеже веков, потребовали внесения изменений в управление процессом  банковского обслуживания крупных  корпоративных клиентов. Действительно, в ряде ведущих казахстанских  компаний, в результате произошедшей смены собственников и менеджеров, к руководству пришли энергичные, инициативные и решительные профессионалы, в интеллектуальном багаже которых  глубокие специализированные знания, полученные в ведущих отечественных  и западных бизнес-школах.

В то же время изменения, происходящие в казахстанской банковской системе, способствуют созданию ситуации, когда региональные филиалы крупных  банков будут удовлетворять потребности  только конкретных регионов, оставляя местным банкам право обслуживать  местные компании малого и среднего бизнеса.

В связи с этим, потребуется  внесение изменений в управление банком, преобразование его организационной  структуры, и в том числе создание подразделений, ответственных за установление и поддержание отношений с  корпоративными клиентами, а также  занимающихся структурированием реализуемых  услуг.

Это, в свою очередь, потребует  проведения серьезной коррекции  существующих стратегий банковского  обслуживания крупных корпоративных  клиентов и пересмотра содержимого  их портфелей банковских услуг, в  том числе и с учетом активизации  их внутренней и внешней экономической  деятельности.

Таким образом, в настоящее  время становится как никогда  актуальной разработка конкретных практических рекомендаций для казахстанских  банков по переходу к более эффективной  схеме обслуживания корпоративных  клиентов.

Оценка текущего состояния  управления процессом банковского  обслуживания клиентуры показывает, что несколько лет назад, в  Казахстане преобладала обычная  практика, когда каждому корпоративному клиенту, банк предлагал сначала  заключить договор на расчетно-кассовое обслуживание, и только потом, спустя некоторое время, начинал формирование портфеля, состоящего, как правило, из стандартных банковских услуг, лишь изредка включающего сложные услуги и ещё реже учитывающего собственные пожелания клиента.

В настоящее время, в состоянии  «как есть», многие банки по-прежнему предлагают клиентам только услуги «имеющиеся в наличии», по жестким, фиксированным  ценам и только в случае конкретного  обращения клиента. Также как  и прежде менеджеры банков не стремятся  по собственной инициативе установить контакты с руководством клиентов с  целью предложения полного или  специального перечня услуг с  гибкими ценами и с использованием современных способов предоставления и стимулирования их потребления. Они  не готовы разъяснить руководству компаний-клиентов преимущества комплексного обслуживания и проинформировать их о достоинствах новых и усовершенствованных  услуг.

Информация о работе Анализ бухгалтерского баланса и ликвидности АО ДБ «Сбербанк»