Анализ ассортимента продаваемой продукции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2013 в 11:45, курсовая работа

Описание работы

Эффективное использование материальных ресурсов играет огромную роль в организации производственного процесса, поэтому анализ материалоёмкости продукции является актуальным вопросом. В ходе анализа выявляются случаи нерационального использования материалов в производстве; на основании данных, полученных в ходе анализа, принимаются конкретные управленческие решения и меры по устранению отклонений от плана для достижения положительных результатов. Таким образом, учитывая важность анализа объема, ассортимента и качества продукции, а также важность анализа материалоёмкости продукции, следует подчеркнуть актуальность темы данной курсовой работы.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………......3
1.ТЕОРЕТИЧЕСКАЯЧАСТЬ. Анализ ассортимента продаваемой продукции………………………………………………………………………....5
1.1. Понятие об ассортименте продукции и товаров…………..…………….....5
1.2. Методика анализа ассортимента и структуры продукции………………...7
1.3. Цель и задачи анализа объёма, ассортимента и качества продукции…...8
1.4. Анализ ассортимента продукции…………………………………….……11
1.5. Анализ структуры продукции……………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….…13
2. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ………………………….……………………...15
2.1 Предварительный обзор отчетности ……………………………………….15
2.3 Анализ активов……………………………………………………………....16
2.4 Анализ пассивов…………………………………………………………..…19
2.5 Анализ Финансовой устойчивости предприятия……………………….....22
2.6 Анализ ликвидности и платежеспособности……………………………....24
2.7 Анализ финансовых результатов………………………………………...…25
2.8 Анализ показателей деловой активности фирмы……………………….…26
2.9. Анализ показателей рентабельности………………………………………27
2.10. Заключительная оценка финансового состояния предприятия………...27
Список литературы……………………………………………………………...30
Приложение…………………………………………………………………...….31

Файлы: 1 файл

Kursak_Jotsene.doc

— 473.50 Кб (Скачать файл)

-  простои;

-  аварии;

-  недостаток средств;

-  недостатки в системе управления и материального стимулирования.

Ø  Внешние причины:

-  конъюнктура рынка;

-  изменение спроса на отдельные виды продукции;

-  состояние материально-технического обеспечения;

-  несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам.

Оценка выполнения плана  по ассортименту продукции обычно производится с помощью одноименного коэффициента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного в выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий  в общем их выпуске. Выполнить  план по структуре производства – значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры  производства оказывает большое  влияние на все экономические  показатели:

Ø  объем выпуска в стоимостной оценке;

Ø  материалоемкость;

Ø  себестоимость товарной продукции;

Ø  прибыль;

Ø  рентабельность.

Если увеличивается  удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном  выражении возрастает, и наоборот. То же происходит с размером прибыли  при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низко рентабельной продукции.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме структуры продукции: 

 

ВПпл = V пл * УД пл * Ц пл

ВП усл1 = V ф * УД пл * Ц пл

ВП усл2 = V ф * УД ф * Ц пл

ВП ф = V ф * УД ф * Ц ф

D ВП D V = ВП усл1 – ВП пл

D ВП D УД = ВП усл2 – ВП усл1

D ВП D Ц = ВП ф – ВП усл2

D ВП = D ВП DV + D ВП DУД + DВП DЦ = ВП ф – ВП пл

Также расчет можно произвести способом абсолютных разниц: 

 

ВП = V * УД * Ц

D ВП DV = D V * УД * Ц пл

D ВП DУД = Vф * D УД * Ц пл

D ВП DЦ = V ф * УДф * DЦ

D ВП DV + D ВП DУД + D ВП DЦ = D ВП,

где D ВП – изменение  валовой продукции,

D V – изменение объема производства,

DЦ – изменение цены  на продукцию.

Расчет влияния структурного фактора на изменение выпуска  продукции в стоимостном выражении  можно произвести с помощью средневзвешенных цен (если продукция однородная). Для  этого сначала определяется средневзвешенная цена при фактической структуре продукции, а затем при плановой и разность между ними умножается на фактический объем производства продукции в условно-натуральном выражении.

Косвенным показателем  качества продукции является брак. Он делится на исправимый и неисправимый, внутренний (выявленный на предприятии) и внешний (выявленный потребителями). Выпуск брака ведет к повышению себестоимости продукции, уменьшению объема товарной и реализованной продукции, снижению прибыли и рентабельности. В процессе анализа изучают динамику брака по абсолютной сумме и удельному весу в общем выпуске товарной продукции, определяют потери от брака.

Затем изучаются причины  понижения качества и допущенного  брака продукции по местам их возникновения  и центрам ответственности и разрабатываются мероприятия по их устранению. Основными причинами понижения качества продукции являются плохое качество сырья, низкий уровень технологии и организации производства, квалификация рабочих, аритмичность производства и др.

 

    1. Цель и задачи  анализа объёма, ассортимента  и качества продукции

 

 

     Целью анализа объёма, ассортимента и качества продукции является оценка объема производства и реализации продукции и выявление внутрихозяйственных резервов увеличения объема производства и реализации продукции. В связи с этим можно выделить следующие задачи анализа:      

1) оценка степени выполнения плана  и динамики производства и реализации продукции;     

2) изучение ассортимента и структуры  продукции;     

3) оценка качества произведенной  продукции;     

4) определение ритмичности работы  предприятия;     

5) оценка выполнения договорных  обязательств по поставкам продукции;      

6) определение влияния  факторов на изменение величины  этих показателей;     

7) выявление внутрихозяйственных  резервов увеличения выпуска  и реализации продукции;      

8) разработка мероприятий по освоению  выявленных резервов.     

Источниками информации для данного анализа служат формы статистической и бухгалтерской отчетности. При анализе выполнения плана производства и продажи продукции отдельными цехами, участками необходимую информацию можно получить из годовых бизнес-планов предприятия, планов производственных участков и отчетов о работе цехов. 

Система формирования ассортимента включает следующие основные моменты:

1. Определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей, анализ способов  использования данной продукции  и особенностей покупательского  поведения на соответствующих  рынках.     2. Оценка существующих аналогов конкурентов по тем же направлениям.           3. Критическая оценка выпускаемых предприятием изделий в том же ассортименте, что и в пунктах 1 и 2, но уже с позиции покупателя.  4. Решение вопросов, какие продукты следует добавить в ассортимент, а какие исключить из него из-за изменений в уровне конкурентоспособности; следует ли диверсифицировать продукцию за счет других направлений производства предприятия, выходящих за рамки его сложившегося профиля. 5. Рассмотрение предложений о создании новых продуктов, усовершенствование существующих, а также о новых способах и областях применения товаров.        6. Разработка спецификаций новых или улучшенных продуктов в соответствии с требованиями покупателей.      7. Изучение возможностей производства новых или усовершенствованных продуктов, включая вопросы цен, себестоимости и рентабельности.           8. Проведение испытаний (тестирование) продуктов с учетом потенциальных потребителей в целях выяснения их приемлемости по основным показателям.          9. Разработка специальных рекомендаций для производственных подразделений предприятия относительно качества, фасона, цены, наименования, упаковки, сервиса и т.д. в соответствии с результатами проведенных испытаний, подтверждающих приемлемость характеристик изделия или предопределивших необходимость их изменения.   10. Оценка и пересмотр всего ассортимента. Планирование и управление ассортиментом - неотъемлемая часть маркетинга. Даже хорошо продуманные планы сбыта и рекламы не смогут нейтрализовать последствия ошибок, допущенных ранее при планировании ассортимента.  Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса. Трудность решения данной задачи состоит в сложности объединения всех этих элементов для достижения конечной цели оптимизации ассортимента с учетом поставленных стратегических рыночных целей предприятием. Если этого достигнуть не удается, то может получиться, что в ассортимент начнут включаться изделия, разработанные скорее для удобства производственных подразделений предприятия, нежели для потребителя.           С точки зрения концепции маркетинга - это прямо противоречит тому, что необходимо действительно делать. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить «потребительскую» спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты взамен существующих или в дополнение к ним.

1. 4. Анализ ассортимента  продукции

 

 

     Для обеспечения более полного удовлетворения потребностей населения необходимо, чтобы предприятие выполняло план не только по общему объему продукции, но и по ассортименту. Ассортимент – это перечень наименований продукции с указанием ее объема выпуска по каждому виду.     

При формировании ассортимента и структуры  выпуска продукции предприятие  должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой, наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:     

– определение текущих  и перспективных потребностей покупателей;     

– оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;      

– изучение жизненного цикла изделий  на рынках, принятие своевременных  мер по внедрению новых, более  совершенных видов продукции и изъятие морально устаревших и экономически неэффективных изделий;     

– оценку экономической эффективности  и степени риска изменений в ассортименте продукции.     

При оперативном анализе выполнения плана по ассортименту используются компьютерные варианты расчетов, в которых отражается фактический выпуск за сутки (смену), определяется отставание от планового задания за день и с начала месяца по количеству выпущенных изделий в натуральном выражении или по количеству наименований.     

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть внешние (изменение конъюнктуры рынка, спроса на отдельные виды продукции, несвоевременный ввод производственных мощностей предприятия по независимым от него причинам) и внутренние (недостатки в системе организации и управления производством, плохое техническое состояние оборудования и пр.). 

 

1. 5. Анализ структуры  продукции

 

 

     Структура продукции – это соотношение  отдельных видов изделий в  общем объеме ее выпуска. Выполнить  план по структуре – значит сохранить  в фактическом выпуске продукции запланированное соотношение отдельных ее видов. Неравномерное выполнение плана по отдельным изделиям приводит к отклонениям от плановой структуры продукции, нарушая тем самым условия сопоставимости всех экономических показателей.     

Продукция в основном различается по трудоемкости выполнения, материалоемкости и рентабельности. Поэтому изменения в структуре продукции приводят к изменению объема продажи продукции. Фактическое изменение удельного веса отдельных видов продукции в их общем объеме по сравнению с удельным весом в базисном периоде называется структурными сдвигами. О характере структурных сдвигов можно судить по данным о средней цене одного вида продукции, по количеству продукции, по затратам труда на их выполнение и т. д.     

Для оценки влияния структурных сдвигов на объем продукции и финансовый результат используют зачетный метод, при котором на основе данных таблицы 1.2.4, рассчитывают коэффициент структурных сдвигов по формуле:         

где Пзачт – суммарный объем продукции, зачтенный в выполнение производственной программы в соответствии с товарной стратегией (в зачет по структуре включаются наименьшие значения, полученные путем сравнения фактических данных с данными отчетного периода при базисной структуре);       

– суммарный объем продукции отчетного периода.     

Максимально возможное значение этого показателя – 1, которое будет получено при  стабильности структуры продукции.      

Рассмотрим  пример оценки структурных сдвигов  на основе таблицы 1.5.1      

Таблица 1.5.1

Анализ структуры товарной продукции

Продукция

Структура продукции, %

Выпуск  продукции, тыс. руб.

Зачтено по структуре

прошлый

отчетный

прошлый

отчетный

фактический при  базисной структуре

Балки

57

67

40000

48500

37300

37300

Швеллеры

43

33

20000

11600

18400

11600

Итого

100

100

60000

60100

55700

48900


 

      

Полученное  значение меньше 1. Основными причинами  изменения структуры продукции  могут быть:     

– изменение спроса на продукцию;      

– недостаточная обеспеченность предприятия необходимым оборудованием и материальными ресурсами;     

– нехватка персонала необходимых  профессий и квалификаций;     

– стремление организации производить  менее трудоемкие и более высокорентабельные виды продукции.     

Кроме относительных показателей рассчитывают также абсолютный показатель структурных сдвигов:       

С = Пзачт – Потч,     

где С – величина изменения объема продукции за счет структурных сдвигов.      

По  данным таблицы 1.5.1 сокращение объема продукции под влиянием структурных сдвигов составило 11 200 тыс. руб. (48 900 – 60 100).     

Для характеристики интенсивности структурных  преобразований в организации используют коэффициент структурной активности, который рассчитывается по формуле:      

где – изменение удельного  веса i-го вида продукции (номенклатурной группы) в общем объеме выпуска (продаж) за исследуемый период;     

n – число видов продукции (номенклатурных  групп).     

Чем активнее структурные преобразования на предприятии, тем выше уровень  данного коэффициента. Это свидетельствует о том, что администрация предприятия активно реагирует на изменение конъюнктуры рынка, своевременно обновляя ассортимент продукции.     

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Большое влияние на результаты хозяйственной деятельности оказывают  ассортимент (номенклатура) и структура  производства и реализации продукции.

Своевременное обновление ассортимента продукции (услуг) с учетом изменения конъюнктуры рынка  является одним из важнейших индикаторов  деловой активности предприятия  и его конкурентоспособности.

Ассортимент продукции  и товаров — совокупность их видов, разновидностей и сортов, объединенных или сочетающихся по определенному признаку. Основными группировочными признаками товаров являются производственный, сырьевой и потребительский.

Номенклатура – это  перечень наименований изделий и их кодов (в кодификаторе) установленных для соответствующих видов продукции в общероссийском кодификаторе промышленной продукции (ОКПП) действующем на территории СНГ.

При формировании ассортимента и структуры выпуска продукции  предприятие должно учитывать, с одной стороны, спрос на данные виды продукции, а с другой — наиболее эффективное использование трудовых, сырьевых, технических, технологических, финансовых и других ресурсов, имеющихся в его распоряжении. Система формирования ассортимента включает в себя:

- определение текущих  и перспективных потребностей  покупателей; оценку уровня конкурентоспособности  выпускаемой или планируемой  к выпуску продукции;

- изучение жизненного  цикла изделий на рынках, принятие  своевременных мер по внедрению  новых, более совершенных видов продукции и изъятие из производственной программы морально устаревших и экономически неэффективных изделий;

- оценку экономической  эффективности и степени риска  изменений в ассортименте продукции.

Обобщающую характеристику изменений ассортимента продукции дает одноименный коэффициент, уровень которого определяется следующим образом: объем продукции, принятый в расчет делим на базовый объем производства (реализации) продукции.

В расчет данного коэффициента принимается фактический выпуск продукции каждого вида в отчетном периоде, но не более базового (планового, прошлого периода).

Увеличение объема производства (реализации) по одним видам и  сокращение по другим видам продукции  приводит к изменению ее структуры, т.е. удельный вес одних видов  продукции возрастает, а других — уменьшается.

Расчет влияния структуры  производства на уровень перечисленных  показателей можно произвести способом цепной подстановки, который позволяет  абстрагироваться от всех факторов, кроме  структуры продукции.

Информация о работе Анализ ассортимента продаваемой продукции