Шпаргалка по "Теории политики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_Teoria_politiki.docx

— 150.10 Кб (Скачать файл)

- монопольное право от имени  общества осуществлять внутреннюю  и внешнюю политику;

- исключительное право государства  эмиссии денежных знаков;

- монополия на определение и  взимание налогов и сборов, которые  обеспечивают политическую и  экономическую независимость страны, проведение бюджетной политики;

- монопольное право на применение  законных форм насилия. Диапазон  государственного принуждения достаточно  широк: от ограничения свободы  гражданина до ее лишения, вплоть  до применения высшей меры  наказания, которая существует  во многих странах;

- монополия на использование  легитимных средств и институтов  насилия (милиция, армия, службы  безопасности, суд, прокуратура,  пенитенциарная система);

- обязательность принадлежности  к государству (в отличие от  добровольного членства в других  институтах политической системы). Гражданство человек получает  с момента рождения.

Как особый политический институт государство  возникло в IV- III тыс. до н.э. Его структуры  и особые функции складывались по мере развития родоплеменных отношений  и обособления определенной группы лиц (вождей, родовой аристократии, и тп.), которые, трансформируя свои статусы и социальные привилегии во власть, концентрировали в своих руках управленческие функции. Существует множество различных теорий, объясняющих происхождение государства:

– теократическая концепция, господствовавшая в эпоху средневековья, исходит  из того, что не только природа, но и  государство есть проявление власти Бога, божьего промысла. Власть государя на земле Фома Аквинский, например, также выводил из воли божьей;

– антропологическая концепция  основана на том, что государственная  форма организации заложена в  самой общественной природе человека (теория естественного происхождения  государства Аристотеля). Причина  этого кроется в социальной и  биологической природе человека: потребность в совместной деятельности, в общении, прирожденное несовершенство человека, его агрессивность и  конфликтность, невозможность индивидуального  существования.

– патриархальная теория рассматривает  государство как одну большую  семью, возникшую вследствие соединения родов в племена, племен – в  другие большие общности и т.д. Опекунская власть отца в большой семье автоматически  переносилась на другие общности, в  том числе и на государство. Государство  является расширенной формой патриархальной власти во имя всеобщего блага;

– договорная концепция – государство  есть результат соглашения народа с  определенным лицом или группой  лиц, которым передается часть их прав в целях обеспечения порядка  в обществе и защиты граждан. (Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж–Ж. Руссо и др). Только государство способно достойно обеспечивать естественные, неотчуждаемые права человека – на жизнь и здоровье, на собственность и свободу;

– социально-экономическая концепция  исходит из того, что государство  возникло в результате развития общественного  разделения труда между различными социальными слоями. Управленческий труд в целях повышения его  эффективности также выделился  в отдельную отрасль, что привело  к образованию специального органа – государства. (Платон);

– марксистская концепция объясняет  происхождение государства расколом общества на антагонистические классы вследствие разделения труда, появление  частной собственности и эксплуатации. Государство возникает как политическая организация экономически господствующего  класса и орудие подавления им других классов и социальных слоев. Государство  – это организованное насилие  одного класса над другими.

– теория насилия (Л. Гумплович и др.) возникновение государства рассматривала как результат действия внутреннего или внешнего насилия, завоевание слабых и плохо организованных групп более сильными и лучше организованными. Государство - это форма господства победителей над побежденными;

Таким образом, государство сформировалось как результат естественного  развития общества на определенной ступени  его зрелости и является инструментом упорядочения совместного удовлетворения интересов общества, социальных слоев  и групп, отдельной личности.

 

21. Функции государства  и его структурные элементы

Структура государства. Организационная структура государства (или государственный механизм) включает в себя ряд важнейших элементов. К ним относятся:

- представительные органы государственной  власти. Они подразделяются на  высшие, обладающие законодательной  власти (парламент), и местные органы  властью и самоуправления;

- исполнительно–распорядительные (органы  государственного управления), состоящие  из высших (правительство), центральных  (министерства, ведомства) и местных  исполнительных органов;

- органы судебной власти и  прокуратуры;

- органы государственного контроля;

- органы охраны общественного  порядка;

- органы государственной безопасности;

- вооруженные силы.

Как правило, государство не может  нормально функционировать без  вышеназванных структур власти. Однако, ряд элементов государственного механизма может отсутствовать в отдельных странах. Социальное назначение и сущность государства выражаются в его функциях. Которые определяют его особое место и роль в политической системе общества. Они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства:

1. Экономическая (выработка и  реализация экономической политики, в том числе бюджетной; регулирование  хозяйственной деятельности с  помощью налоговой, антимонопольной,  кредитной политики; управление  государственными предприятиями  и организациями).

2. Социальная (разработка и осуществление  социальной политики, регулирование  социальных отношений; социальная  защита нуждающихся в ней граждан;  разработка и регулирование системы  налогообложения; содействие полной  занятости трудоспособного населения;  охрана здоровья населения.);

3. Политическая (выработка политического  курса, отвечающего интересам  общества или его отдельных  слоев; обеспечение политической  стабильности, преодоление конфликтов  и кризисных ситуаций; подбор  и расстановка административных  кадров, осуществление властных  полномочий).

4. Правовая (охрана основ существующего  общественного строя; обеспечение  законности и правопорядка; защита  прав и свобод граждан, их  чести и достоинства, а также  их собственности).

5. Культурно-воспитательная (создание  условий для удовлетворения культурных  потребностей населения, получения  образования, профессиональной подготовки, приобщения к достижениям отечественной  и мировой культуры; поддержка  культурно-просветительных учреждений, идеологическая деятельность).

6. Экологическая (охрана и восстановление  окружающей среды; контроль за рациональным использованием природных ресурсов).

Внешние функции органически  взаимосвязаны с внутренними и являются их продолжением.

1. Обеспечение суверенитета, целостности  и безопасности государства, его  оборона.

2. Защита интересов данного государства  на международной арене.

3. Развитие взаимовыгодного сотрудничества  с другими государствами.

4. Участие в международных делах  и организациях, в решении глобальных  проблем современности.

Таковы основные содержательные характеристики государства, отражающие то общее, что  присуще всем странам. Однако, государства в значительной степени отличаются между собой по формам и типам.

 

22. Политический процесс:  базовые интерпретации, уровни  анализа

Слово «процесс» (лат. processus — продвижение) означает последовательную смену состояний, явлений, хода развития; совокупность последовательных действий для достижения необходимого результата.

Под политическим процессом  понимается динамическое измерение  политической жизни, заключающееся  в воспроизводстве компонентов  политической системы общества, а  также в изменении ее состояния; политическая активность политических субъектов, связанная с борьбой  за власть и оказанием влияния  на властные структуры.

Характеристика политики как процесса, т.е. процессуальный подход, позволяет увидеть особые грани  взаимодействия субъектов по поводу государственной власти. Однако в  силу того, что по своим масштабам  политический процесс совпадает  со всей политической сферой, некоторые  ученые отождествляют его либо с  политикой в целом (Р. Доуз), либо со всей совокупностью поведенческих акций субъектов власти, изменением их статусов и влияний (Ч. Мэрриам). Сторонники же институционального подхода связывают политический процесс с функционированием и трансформацией институтов власти (С. Хантингтон). Д. Истон понимает его как совокупность реакций политической системы на вызовы окружающей среды. Р. Дарендорф делает акцент на динамике соперничества групп за статусы и ресурсы власти, а Дж. Мангейм и Р. Рич трактуют его как сложный комплекс событий, определяющий характер деятельности государственных институтов и их влияние на общество.

Все эти подходы так или иначе характеризуют важнейшие источники, состояния и формы политического процесса. Однако их наиболее существенные отличия от иных основополагающих трактовок мира политики состоят в том, что они раскрывают постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических явлений. Ориентируясь на рассмотренные подходы, можно считать, что политический процесс представляет собой совокупность всех динамических изменений в поведении и отношениях субъектов, в исполнении ими ролей и функционировании институтов, а также во всех иных элементах политического пространства, осуществляющихся под влиянием внешних и внутренних факторов. Иными словами, категория «политический процесс» фиксирует и раскрывает ту реальную смену состояний политических объектов, которая складывается как в соответствии с сознательными намерениями субъектов, так и в результате многообразных стихийных воздействий. В этом смысле политический процесс исключает какую-либо заданность или предопределенность в развитии событий и делает акцент на практических видоизменениях явлений. Таким образом, политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

Анализ политических процессов

Существуют различные  типы оценок эффективности политического  процесса. Один из них связан с тем, что политические деятели и государственные  служащие, как правило, руководствуются  критериями результативности конкретных программ и проектов. Разброс критериев  достаточно велик и зависит от субъективных факторов, идеологических и партийных интересов. В результате может возникать целый спектр оценок принятого политического  решения либо принятой программы.

Второй тип оценки возникает  при инструментировании конкретных программ и направлений политики. В данном случае критерии оценок возникают тогда, когда программа подвергается анализу с точки зрения ее пригодности для реализации, а также с учетом затрат и выгод. При этом актуальным является вопрос: «Кто получит наибольшую выгоду от реализации решения или программы и в каком виде?»

Третий тип оценки носит  название «систематической оценки»  для измерения социальной значимости политического решения или программы. Систематическая оценка отвечает на вопрос: насколько объективна политика и каковы возможные последствия  невыполнения принятых решений? Результаты такой оценки позволяют корректировать текущую политику и определять ее перспективы.

Достаточно распространенным является выявление статических  и динамических характеристик политического  процесса. Статические характеристики обобщаются в понятии «политическая  ситуация», под которой подразумевается  политический процесс в определенный момент времени. В ходе анализа выявляется система связей и отношений между  основными элементами, сложившаяся  на данный момент. Таким образом, появляется возможность для сравнения нескольких политических ситуаций, различных во времени, т. е. выявление динамики политического  процесса.

Одним из элементов изучения статических и динамических характеристик  политического процесса является анализ внешней среды, которая включает в себя экономические, социальные, культурные, конфессиональные и другие факторы, влияющие на политический процесс.

 

23. Политическое развитие  и теории политических изменений

Особое значение для характеристики политического процесса имеют изменения  типа развития, которые связаны с определением качественной направленности эволюции политических систем и потому предполагают ту или иную трактовку прогресса, определение целевых стратегий политических режимов, качественную идентификацию организации власти.

Как правило, в рамках стабильных политических процессов существует возможность применения моделей линейного развития. Иными словами, качественная идентификация политической системы основывается здесь на хорошо известных моделях — социализма, либерализма, консерватизма и др., обладающих строго разработанной системой критериев развитости. Например, с точки зрения марксистов, о развитости системы власти позволяют говорить политические изменения, свидетельствующие о господстве коллективных форм собственности, гегемонии рабочего класса и лидирующей роли коммунистической партии в политической системе. Преобладание идеологии прав человека, защищенность личности в отношениях с государством, контроль гражданского общества над государством, плюрализм, духовная свобода свидетельствуют о развитии системы, с точки зрения либералов. Консерваторы при определении развития делают упор на преобладании моральных стимулов политического поведения, обеспечении преемственности с предыдущими формами правления, сохранении базовых норм и принципов организации власти и т.д. Словом, применение такого рода критериев дает возможность одним говорить о предпочтительности, к примеру, демократии над тоталитаризмом, другим — социализма над капитализмом.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории политики"