Шпаргалка по "Теории политики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_Teoria_politiki.docx

— 150.10 Кб (Скачать файл)

1. Концентрация неограниченной  власти в руках одного лидера (монарха, диктатора) или небольшой  группы лиц (олигархической структуры,  военной хунты и др.), не подотчетность  их другим государственным органам.

2. Отсутствие или формальное  существование демократических  механизмов контроля за властью, неограниченность её законом. Хотя правление может осуществляться и на основе законов, но принятых по собственному усмотрению. Принижение значения парламента и других представительных органов в пользу усиления полномочий исполнительно-распорядительной власти, чрезмерный её централизм.

3. Власть не формируется и  не контролируется народом. Отсутствуют  механизмы её преемственности:  передача из одних рук в  другие осуществляется бюрократическим  путем, нередко в результате  переворотов. Демократические процедуры  в виде выборов, плебисцитов  носят формальный характер.

4. Опора режима на силовые  структуры, стремление использовать  их при необходимости по своему  усмотрению, вплоть до массовых  репрессий при разрешении конфликтных  ситуаций.

5. Запрет или ограничение деятельности  легальной политической оппозиции,  монопольное право авторитаризма  на власть и политику. При нём  допускается существование определённого  числа партий, различных организаций  и объединений, но при условии  их подконтрольности власти.

6. Отсутствие всеобщего контроля  над обществом, невмешательство  или ограниченное вмешательство  в неполитические сферы, прежде  всего, в экономическую. Наличие рыночной экономики, личной и семейной жизни граждан, культурного, религиозного и, отчасти, идеологического плюрализма, альтернативных средств массовой информации – сохраняют элементы гражданского общества.

Лозунг авторитарного режима –  «Разрешено всё, кроме политики». Авторитарный режим не стремится политизировать всё население, не претендует на тотальный контроль за всеми сферами жизни общества, кроме политики. Здесь может отсутствовать единая партия, монополизирующая власть, а также единая, чётко разработанная идеология, сверхидея (или она достаточно размыта). Среди множества авторитарных порядков можно выделить следующие их основные типы: партийные, корпоративные, военные, национальные и режимы личной власти. Особенность партийных режимов заключается в осуществлении монопольной власти какой-либо партией или политической группировкой, не обязательно формально представляющей институт партии. Чаще всего это однопартийные режимы. Военные режимы, как правило, возникают в результате переворотов, заговоров и путчей. Наибольшее число примеров установления военных режимов дали страны Латинской Америки, Африки, а также Греция, Пакистан, Турция. Такие политические порядки отличаются подавлением значительной части политических и гражданских свобод, широким распространением коррупции и внутренней нестабильностью.Модели национального авторитаризма возникают в результате доминирования в элитарной группировке национальной или этнической группы. В настоящее время такие системы характерны для ряда стран на постсоветском пространстве (Узбекистан, Туркменистан, Казахстан). Они еще не обрели законченности, но уже явно демонстрируют стремление создать социальные и политические преимущества представителям одной группы населения, этнизировать органы государственной власти, представить активность инонациональных групп населения как политическую оппозицию. В этих странах проводится негласная политика вытеснения инонациональных групп. Корпоративные режимы олицетворяет собой власть бюрократических, олигархических или теневых (неформальных, криминальных) группировок, совмещающих власть и собственность и на этой основе контролирующих процесс принятия решений. Режимы личной власти (Индия при И. Ганди, Испания при Франко, Румыния при Чаушеску) персонализируют все политические отношения в глазах общественного мнения. Жесткий характер правления в сочетании с определенными традициями некритического восприятия власти нередко дает экономический эффект, приводит к активизации населения и росту легитимности режима.

 

18. Демократия: теоретические  основания и прикладные аспекты

Демократия – это государственно-политическое устройство общества, основанное на признании  народа в качестве источника верховной  власти и его права участвовать  в решении государственных дел. В качестве основных теоретических  трактовок демократии можно приветси следующие:

Сторонники «ценностного» подхода рассматривают демократию как политическую конструкцию, призванную воплотить во власти совокупность тех высших ценностей, которые и выражают ее социальный смысл и предназначение. К сторонникам ценностного подхода относятся и приверженцы философии Ж.Ж. Руссо, понимавшие демократию как форму выражения всевластия суверенного народа, который как политическое целое отрицает значение индивидуальных прав личности и предполагает исключительно прямые формы народного волеизъявления.

Институциональный подход. Равенство на участие во власти сторонники данного подхода распространяли на всех людей без исключения. Государство же при таком понимании демократии рассматривалось как нейтральный институт, основные функции и полномочия которого определяются совместными решениями граждан и направлены на защиту индивидуальных прав и свобод.

М. Вебер плебисцитарно-вождистская теория демократии. Дмократия представляет собой «средство» властвования, полностью обесценивающее все понятия «народного суверенитета», общей «воли народа» и т.п. Т. к. характерные для нее прямые формы политического волеизъявления возможны только в строго ограниченных пределах. Любая же организация представительства интересов граждан в сложных, больших обществах неразрывно связана с их вытеснением из политики и установлением контроля над властью со стороны бюрократии. Для защиты своих интересов граждане должны передать свое право контроля за властью и аппаратом управления всенародно избранному (харизматическому) лидеру. Поэтому демократия, по Веберу, есть совокупность процедур и соглашений, «когда народ выбирает лидера, которому он доверяет».

И. Шумпетер теория эгалитарного элитизма. В соответствии с ней свободный и суверенный народ обладает в политике весьма ограниченными функциями. Рядовые граждане лишь избирают промежуточный институт, который впоследствии формирует правительство, а затем полностью отстраняются от управления. Поэтому демократия представляет собой не что иное, как сугубо институциональное мероприятие, обеспечивающее соревнование элит за поддержку и голоса избирателей.

Значительный вклад в развитие теории демократии внесли и сторонники плюрализма. В этой концепции демократия рассматривается как тип организации власти, формирующийся в условиях ее распыления (диффузии) между различными силами. В этом смысле демократия предполагает свободную игру, соревнование различных групп, являющихся основной движущей силой политики, а также связанных с их деятельностью институтов, идей, воззрений. При всем многообразии современных демократических режимов можно выделить их наиболее общие признаки.

1. Суверенитет народа, признание  его источником высшей государственной  власти. Это означает, что только  народ имеет право выбирать  своих представителей власти  и может периодически сменять  их. А в некоторых странах имеет  также право непосредственно  участвовать в подготовке и  принятии законов с помощью  референдумов и народных инициатив.

2. Проведение свободных альтернативных  выборов, предполагающих соблюдение  некоторых важнейших условий:

а) свободу выдвижения кандидатур и равные возможности ведения  пропаганды во время избирательной  кампании;

б) соблюдение всеобщего и равного  избирательного права;

в) свободное и тайное голосование, равенство всех в получении достоверной  информации.

3. Периодическая выборность основных  органов государственной власти.

4. Отсутствие монополии на власть  любой политической структуры,  наличие легальной оппозиции.

5. Политический и идеологический  плюрализм, наличие реально существующей  многопартийной системы.

6. Разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную с целью создания механизма сдержек и противовесов, не дающего ни одной из них занять доминирующее положение в государстве.

7. Верховенство закона во всех  сферах общественной жизни, формирование  правового государства и гражданского  общества. Равенство граждан перед  законом, защита личности от  своеволия власти и власти  от личности.

8. Предоставление гражданам широкого  перечня политических, социально-экономических  и культурных прав и свобод, а также юридических гарантий  их реализации.

9. Гласность в работе властей  всех уровней, возможность для  каждого гражданина получения  полной информации о принимаемых  решениях, а также право контроля за деятельностью государственных органов.

10. Конституционализм, который обязует  власть и граждан придерживаться  конституции, подчиняться действующей  юрисдикции, независимому конституционному  контролю.

Демократия может осуществляться в фомре прямой или представительной.

Так, прямая демократия предполагает непосредственное участие граждан в процессах подготовки, обсуждения, принятия и реализации решений.

Представительная демократия является более сложной формой политического участия граждан. Она предполагает опосредованное включение граждан в процесс принятия решений через их представителей, выбираемых ими в законодательные или исполнительные органы власти, либо различные посреднические структуры (партии, профсоюзы, движения). Эти механизмы в основном и составляют структуру демократического правления. Однако главная проблема представительной демократии связана с обеспечением репрезентативности политического выбора, т.е. с созданием условий, при которых выбор тех или иных лиц соответствовал бы настроениям и интересам населения. Переходя к описанию реальной демократии Даль приводит краткий перечень политических институтов современной представительной демократии таков:

1. Выборность должностных лиц. Конституционный контроль за решениями, принимаемыми правительством, осуществляется благодаря тому, что должностные лица избираются гражданами. Таким образом, современное демократическое правительство страны имеет представительный характер.

2. Свободные, честные, часто проводимые выборы.

3. Свобода выражения. Граждане, не опасаясь сурового наказания, имеют право выражать свои взгляды, а также критиковать правительство, режим и т д.

4. Доступ к альтернативным источникам информации. Более того, уже существующие источники информации, не контролируемые правительством или какой-либо одной политической группой, старающейся повлиять на общественно-политические взгляды и отношения, находятся под эффективной защитой закона.

5. Автономия ассоциаций. Граждане для защиты своих разнообразных прав имеют также право образовывать относительно независимые сообщества, политические партии и «группы интересов».

6. Всеобщие гражданские права.

Однако Долб отмечает, что перечисленные шесть политических институтов в совокупности представляют собой новый вид политической системы, но и новый вид народовластия, никогда прежде не существовавший. Поэтому он заслуживает собственного названия. Современный вид демократического правления в масштабах целой страны он называет полиархической демократией.

 

19. Политический институт: понятие, типы, особенности

Термин 'институт' происходит от латинского слова 'institutum', что означает 'установление' или 'учреждение'. В этом смысле почти дословную интерпретацию институтам дает М. Вебер, отмечая, что государство, как рафинированный пример института, составляет сообщество людей, поведение которых основывается на рациональных установлениях (нормах конституции, законах и т. д.). Э. Дюркгейм считает, что институты, с одной стороны, представляют собой некие идеальные образования в виде обычаев и верований, а с другой - эти обычаи и стереотипы, в свою очередь, материализуются в практической деятельности социальных организаций различных времен и народов. Французские политологи (М. Прело, М. Дюверже) вслед за Э. Дюркгеймом выделяют два основных компонента, входящих в содержание политического института: во-первых, идеальную модель самой системы отношений и, во-вторых, это собственно организационные структуры, воспроизводящиеся в коллективной политической. М. Дюверже дает определение политических институтов, выступающих в качестве 'модели человеческих отношений, с которых копируются конкретные отношения, приобретая, таким образом, характер стабильных, устойчивых и сплоченных'. Если попытаться объединить различные подходы, то Политический институт - это, во-первых, организационная форма объединения людей в особое сообщество, основывающееся на коллективной воле, целях и образах жизнедеятельности; во-вторых, идеальная модель ассоциации людей, формирующейся по поводу власти и влияния, поддерживающая интеграцию человека и коллектива, управляемость общностью и опирающаяся на коллективные ценности, организационные принципы, рациональные нормы (установления), и, в-третьих, реализация и воспроизводство моделей (систем принципов и норм, правил и целей) общения в структуре совокупной практики политической активности индивидов и групп, человеческого социума в целом. Под политическими институтами в современное время понимается совокупность учреждений, организаций с определенной структурой и субординацией, воспроизводимой с течением времени совокупностью норм и правил, упорядочивающих политические отношения, как между организациями, так и между людьми. Таким образом, политические институты представляют собой «триединую целостность – организацию, нормы, отношения». Политические институты подразделяются на институты власти и институты участия. К первым относятся институты, осуществляющие государственную власть на различном иерархическом уровне, ко вторым – институты участия, структуры гражданского общества. Совокупность политических институтов составляют политическую систему общества. Французский профессор права Морис Ориу – один из основоположников теории институционализма - рассматривал общество как совокупность огромного числа институтов. Отличительным признаком института французский юрист считал именно направляющую идею. М.Ориу выделял два типа институтов: корпоративные (государство, профсоюзы, торговые общества, ассоциации, церковь) и вещные (правовые нормы). Оба вида были охарактеризованы им как своеобразные идеальные модели социальных отношений. Различие между ними усматривалось в том, что первые инкорпорированы в социальные коллективы, тогда как вторые не имеют собственной организации и могут применяться в рамках любых объединений. Основное внимание в теории М.Ориу было уделено корпоративным институтам. Как автономные образования они обладают общими чертами, а именно: определенной направляющей идеей, организацией власти и совокупностью норм, регулирующих внутренний распорядок.

 

20. Государство как политический  институт: признаки, генезис

Понятие «государство» употребляется  в нескольких смысловых значениях. В широком смысле – это общность людей, проживающая на определенной территории, представляемая и организуемая высшим органом власти. В этом случае государство представляет все общество в совокупности и отождествляется  с понятием «страна», «отечество», «нация»  и др. В узком смысле – это  особая политическая структура, многоуровневая система органов и учреждений, обладающих верховной властью на определенной территории. Государство  – это основной институт политической системы общества, создаваемый для  организации и управления жизнью определенного населения на определенной территории с помощью государственной  власти, имеющей обязательный характер для всех его граждан, обладающий суверенитетом.

Государство – это политическая общность, основными атрибутами (признаками) которой являются территория, население, власть.

1. Территория – это материальная, физическая и пространственная  основа государства, на которую  распространяется его юрисдикция. Она включает землю, недра,  водное и воздушное пространство. Территория определяется границами,  разделяющими отдельные государства.

2. Проживающее на его территории  население. Оно представляет, как  правило, единый народ, нацию,  сообщество, несмотря на имеющиеся  социальные, этнические, религиозные  и иные различия. В большинстве  стран мира, как известно, понятие  «нация» носит политический, а  не этнический характер.

3. Публичная власть. Она включает  особый слой людей, профессионально  занятый управлением (бюрократия  или государственная администрация). Сюда также относится особая  система органов и учреждений, образующих в совокупности государственный  механизм.

Государство, как основной институт, имеет ряд признаков, отличающих его от других элементов политической системы:

- суверенитет, означающий верховенство  государственной власти внутри  страны и независимость её  на международной арене;

- наличие права, без которого  не может существовать государство.  Ибо только право юридически  оформляет государственную власть, делает её легитимной, а также  определяет юридические рамки  и формы осуществления функций  государства;

- исключительное право издания  законов и правовых актов, обязательных  для всего населения страны;

Информация о работе Шпаргалка по "Теории политики"