Шпаргалка по "Теории политики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 12:38, шпаргалка

Описание работы

1. Политическое знание и его структура.
2. Критерии дифференциации и систематизации политических наук
..
32. Политическая стабильность: условия, предпосылки

Файлы: 1 файл

Otvety_k_ekzamenu_Teoria_politiki.docx

— 150.10 Кб (Скачать файл)

В принципе же, демократия по праву  является признаком прогрессивного общества и, по сути своей, более устойчива, нежели тоталитарность в плане устойчивости единовременной власти. Сдерживаемое недовольство всегда опасно, а другом всегда легче управлять, чем врагом. Поэтому в демократическом обществе власть старается поддерживать образ дружественной сущности, предоставляя гражданам предпочтительно равномерно распределенные средства к существованию, возможности для самореализации и саморазвития, свободу самовыражения в любой сфере деятельности и выражая заботу о здоровье и внимание к проблемам. Это обеспечивает максимальный учет интересов граждан, помогает преодолеть недоверие к власти и обеспечивает политическое участие большого количества граждан в жизни общества. Что, в свою очередь, расширяет интеллектуальный потенциал для принятия решений, который способствует оптимизации работы структуры, повышает ее эффективность и стабильность политической системы. Участие граждан в политике так же обеспечивает эффективный контроль за должностными лицами и предотвращает злоупотребления властью.

Наиболее эффективным фактором стимуляции граждан на политическое участие является социально-экономический  статус, в первую очередь определяемый уровнем образования, профессией и  доходом. Безусловно, высокий уровень  материального комфорта является определяющим в плане благоприятного отношения  к политической системе. Соответственно, чем ниже социальное положение, тем  более вероятным становится негативный настрой в отношении системы.

Вместе с этим, влияние оказывают  также такие факторы, как пол  и возраст. Например, общеизвестно, что активность гражданина возрастает к середине жизни, а затем вновь  идет на спад. Женщины менее склонны  к политическому участию, что, однако, обусловлено строением традиционного  порядка. Как известно, в принципе, в мире более развит патриархальный строй и есть определенные стереотипы и представления о социальной роли женщин, порой, мало учитывающие  изменения, связанные с прогрессом общества, несмотря на значительное повышение  образовательного уровня. К тому же, чаще всего женщины, особенно при  низких стандартах жизненного уровня, просто не имеют времени для участия  в политике. Традиционное определение  мужчины как лидера, а женщины  как жены и матери, заставляет женщин большую часть своей жизни  посвящать не своим интересам, а  интересам семьи и детей, практически  лишаясь раскрытия личностного  потенциала.

Это, впрочем, является некоторым отступлением. Помимо всего вышеперечисленного, немаловажную роль также оказывает мотивация  гражданина к участию в деятельности страны. Наиболее распространенными  мотивами являются:

- мотив интереса и привлекательности  политики как сферы деятельности;

- мотив познавательный, где политическая  система выступает в качестве  средства для познавания мира  вокруг и, также, с учетом  сложности этой системы для  понимания, в качестве повышения  собственного статуса в глазах  себя и окружающих;

- мотив власти, желания управлять  другими людьми;

- мотив денежный, так как политическая  деятельность является высокооплачиваемой  деятельностью;

- мотив традиционный, когда политика  принята в кругу семьи или  друзей;

- мотив идеологический, когда система  жизненных ценностей совпадает  с идеологическими ценностями  политической системы;

- мотивы ложные, но формирующие  нужную реакцию у масс, так  называемая пропаганда.

Разные мотивы побуждают к разным вариантам политического участия. В любой политической системе, при  доминанте одного, присутствуют различные  признаки и противоположного, вне  зависимости от политической системы.

Обычно среди этих вариантов  выделяют два основных типа: автономное и мобилизационное участие.

Автономное участие - это свободная  добровольная деятельность индивида, вызванная его желание поучаствовать  в политической жизни страны, преследуя  личные и групповые интересы.

Мобилизационное участие же напротив, носит принудительный характер. Его  стимулируют такие факторы, как  страх, принуждение, традиции. Как правило, такой вид участия является инициативой  правящей группировки и направлен  на поддержку ее политической системы, на демонстрацию ее благородных целей  и положительного отношения к  народу. Естественно, такой род участия  ни в коей мере не предусматривает  выражения личного мнения индивида или группы, однако создает, зачастую, ложное, но нужное власти представление  о положении в стране.

Так же принято выделять активные и пассивные формы участия  граждан в политике, каждое из которых  можно отнести к приемлемым или неприемлемым в плане морали или закона. В плане активных форм участия есть несколько подразделений.

- участие в выборных органах,  таких, как выборы президента;

- массовые акции, такие, как  митинги, демонстрации, забастовки, при которых координируются массы,  недовольные каким-либо действием  правительства, как, например, идущие  сейчас в Париже забастовки  работников завода Continental, которые требуют пересмотреть решение о закрытии предприятия, расположенного в пригороде французской столицы;

- одиночные акции, однако достаточно заметные, чтобы иметь политический вес. Как, например, интересно высказал свое политическое участие иракский журналист, кинувший ботинком в Джорджа Буша, неординарно высказав свое мнение по поводу проводимой Америкой политики в отношении его страны;

- участие в политических партиях  и организациях, участие в управлении  страной, в принятии законов;

- участие граждан в опросах,  в которых учитывается мнение  граждан и, в теории, рассматриваемые  в контексте каких-либо перемен;

- обращения и жалобы в вышестоящие  структуры отдельных людей или  групп граждан;

- лоббистская деятельность - политическое  продвижение объекта, будь то  закон или депутат, при использовании  либо личной, либо денежной заинтересованности, либо при невозможности отказаться  от предложения. В контексте  этой деятельности могут рассматриваться  как законные, так и незаконные, как, например, взятка, виды достижения  целей;

- сетевое участие, уже не слишком  новый вид политического участия.  Многочисленные блоги, электронные  газеты, и другие ресурсы интернета.  В частности, на личном опыте наблюдался вид политического участия на одном из сайтов, в процессе конфликта Украины и России, в то время как на правительственном уровне нижестоящим массам прописывался негатив в сторону «противника», на этом ресурсе люди вовсю обсуждали эту тему, что с той, что с другой стороны, и при этом громче всего звучали призывы о дружбе между народами и независимости межнациональных отношений от правительственных распрей.

Если говорить о пассивных формах участия, то здесь стоит отметить:

- социальная апатия как фактор  недоверия граждан к правительству  и, соответственно, всяческое неучастие  в выборах;

- игнорирование социальных мероприятий,  вроде субботников, митингов и  демонстраций, при приглашении или  настоятельной рекомендации прийти  на оные;

- неделание чего либо, вызванное  недовольством некоторыми действиями  правительства. К примеру, маленькая  выплата, предоставленная индивиду, которую он считает для себя  оскорбительной и не идет ее  получать, мол, спасибо, не надо.

В заключение хотелось бы добавить еще  раз, что с развитием общества усиливается значение участия граждан  в жизни общности. Об этом свидетельствует  и то, какие средства политические движения, партии, государства выделяют на спонсирование нужных для их целей  форм участия граждан в политике (выборы, демонстрации, акции протеста). Чем более демократично становится общество тем более возрастает роль значения социума в его жизни. И правильное понимание этого значения позволяет государство делать социум нужным и послушным рычагом своей деятельности, а социуму, осознающим свое значение, взамен позволяет получать наибольшую выгоду и наилучший результат от власти.

 

31. Идейно-теоретические  основания политической стабильности

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

32. Политическая стабильность: условия, предпосылки

Это устойчивое состояние  политической системы, позволяющее  ей эффективно функционировать и  развиваться под влиянием внешней  и внутренней окружающей среды, сохраняя при этом свою структуру и способность  контролировать процессы общественных перемен. Значительный вклад в исследование С.п. внесли С.Липсет и С.Хантингтон. Согласно Липсету, С.п. определяется легитимностью и эффективностью , власти. Отсутствие обеих переменных обусловливает нестабильность политической системы, наличие же лишь одной из них приводит к относительной стабильности/нестабильности. Хантингтон связывает политическую стабильность с уровнем политической институционализации. Чем выше уровень политической институционализации, тем стабильнее система. Различают два типа внутриполитической стабильности: автономную и мобилизационную. Мобилизационная стабильность возникает в общественных структурах, где развитие инициируется "сверху", само же общество как бы мобилизуется для реализации цели на определенный срок. Она может формироваться и функционировать как следствие кризисов, конфликтов, Всеобщего гражданского подъема или путем открытого насилия, принуждения. В системах такого типа главенствующим может выступать интерес государства, правящей партии, авторитарного харизматического лидера, берущих на себя ответственность выражать интересы общества и способных в этот отрезок времени обеспечить его прогресс. Основными ресурсами жизнеспособности мобилизационной С.п. могут служить физический и духовный потенциал лидера; военное состояние и боеспособность режима; положение дел в экономике; уровень социальной напряженности в обществе, способный отделить носителя власти от народа; наличие политической коалиции на антиправительственной основе; настроение в армии и др. социальные факторы, способствующие нарастанию кризисных явлений в политической системе. Правящая элита мобилизационных систем не ощущает потребности в изменении до тех пор, пока статус-кво позволяет ей сохранять социальные позиции. Система мобилизационной стабильности обладает легитимностью всеобщего порыва либо открытого принуждения. Исторически данный тип политической стабильности недолговечен. Автономный тип стабильности, т.е. независимый от желания и воли каких-л. конкретных социальных и политических субъектов, возникает в обществе, когда развитие начинается "снизу" всеми структурами гражданского общества. Это развитие никто не стимулирует специально, оно существует в каждой подсистеме общества. Возникает единство власти и общества, необходимое для проведения глубоких социально-экономических и политических преобразований и обеспечивающее стабилизацию правящего режима. Автономная, или открытая, система выполняет возложенные на нее функции главным образом за счет легитимации власти, т.е. добровольной передачи ряда управленческих функций высшим эшелонам власти. А это масштабно возможно только в условиях постепенного укрепления позиций демократического режима. При данном типе стабильности социальные контрасты и противоречия (религиозные, территориальные, этнические и др.) сведены до минимума, социальные конфликты здесь легализованы и разрешаются цивилизационными способами, в рамках существующей системы, культивируется убеждение в благополучное страны по сравнению с др., поддерживается динамика роста благосостояния. Важным фактором автономной стабильности является гетерогенность населения по статусу, занятости, доходам. Политическая система, не пре дуя па роль главного субъекта обще венных изменений, призвана поддерживать существующие экономические отношения. Демократия в автономных системах становится устойчивой традицией и общецивилизационной ценностью. К факторам нестабильности можно отнести борьбу за власть между конкурирующими группировками правящей элиты, создание угрозы целостное и самому существованию государств персонификацию власти, преобладание в государственной политике корпоративных интересов господствующие элит, наличие межэтнических и региональных противоречий, сложность обеспечения преемственности демократической власти, внешнеполитически авантюризм, доктринерство в политике и др. Нестабильность может проявляться в таких формах, как изменение политического режима, смена правительства, вооруженная борьба с правящий режимом, активизация оппозиционных сил и др.


Информация о работе Шпаргалка по "Теории политики"