Шпаргалка по "Теории менеджмента"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 21:16, шпаргалка

Описание работы

Первое значительное проявление интереса к менеджменту было отмечено в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», что традиционно считается началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. В труде описывалась теория научного управления: применение научных методов для определения одного, наиболее эффективного способа выполнения работы.

Содержание работы

1. Причины и предпосылки возникновения менеджмента как науки
2. Возникновение менеджмента. Школа научного управления. Ф.Тейлор.
3. Школа административного управления. А.Файоль.
4. Школа человеческих отношений. Хоторнские эксперименты.
5. Поведенческий подход в менеджменте. Бихевиоризм. Теории мотивации. Теории стилей руководства.
6. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Кибернетика. Системный подход. Количественный подход.
7. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Процессный подход. Проектный менеджмент. Ситуационный менеджмент.
8. Понятие организации. Виды организаций.
9. Макросреда организации.
10. Микросреда организации.
11. Основные подсистемы организации. Производственная подсистема.
12. Основные подсистемы организации. Финансовая подсистема.
13. Основные подсистемы организации. Маркетинговая подсистема.
14. Основные подсистемы организации. Система управления организации.
15. Функции управления. Исследования и анализ.
16. Основные методы исследования в менеджменте.
17. Функции управления. Планирование.
18. Методы и приемы планирования.
19. Функции управления. Организация.
20. Организационные структуры управления.
21. Функции управления. Мотивация.
22. Функции управления. Контроль.
23. Стратегическое и оперативное управление.
24. Управленческие решения. Понятие, виды, методы принятия.
25. Внутренние и внешние коммуникации в менеджменте.
26. Административные, экономические и социально-психологические методы управления
27. Организационная культура.
28. Стили руководства.
29. Оценка эффективности управления.
30. Особенности современного менеджмента.

Файлы: 1 файл

шпоры по тм.docx

— 36.92 Кб (Скачать файл)

 

ТЕОРИЯ МЕНЕДЖМЕНТА

 

Примерный перечень вопросов к экзамену

 

1. Причины и предпосылки  возникновения менеджмента как  науки

2. Возникновение менеджмента.  Школа научного управления. Ф.Тейлор.

3. Школа административного  управления. А.Файоль.

4. Школа человеческих отношений.  Хоторнские эксперименты.

5. Поведенческий подход  в менеджменте. Бихевиоризм. Теории  мотивации. Теории стилей руководства.

6. Развитие менеджмента  во 2-й половине XX века. Кибернетика. Системный подход. Количественный подход.

7. Развитие менеджмента  во 2-й половине XX века. Процессный подход. Проектный менеджмент. Ситуационный менеджмент.

8. Понятие организации.  Виды организаций.

9. Макросреда организации.

10. Микросреда организации.

11. Основные подсистемы  организации. Производственная подсистема.

12. Основные подсистемы  организации. Финансовая подсистема.

13. Основные подсистемы  организации. Маркетинговая подсистема.

14. Основные подсистемы  организации. Система управления  организации.

15. Функции управления. Исследования и анализ.

16. Основные методы исследования в менеджменте.

17. Функции управления. Планирование.

18. Методы и приемы планирования.

19. Функции управления. Организация.

20. Организационные структуры управления.

21. Функции управления. Мотивация.

22. Функции управления. Контроль.

23. Стратегическое и оперативное управление.

24. Управленческие решения. Понятие, виды, методы принятия.

25. Внутренние и внешние коммуникации в менеджменте.

26. Административные, экономические и социально-психологические методы управления

27. Организационная культура.

28. Стили руководства.

29. Оценка эффективности  управления.

30. Особенности современного менеджмента. 

 

 

 

 

 

 

1. Причины и предпосылки возникновения  менеджмента как науки. Первое значительное проявление интереса к менеджменту было отмечено в 1911 г. Именно тогда Фредерик У. Тейлор опубликовал свою книгу «Принципы научного управления», что традиционно считается началом признания менеджмента наукой и самостоятельной областью исследования. В труде описывалась теория научного управления: применение научных методов для определения одного, наиболее эффективного способа выполнения работы. Исследования, которые проводились до и после публикации этой книги сделали Тейлора «отцом» научного менеджмента. Но, конечно же, понимание того, что организацией можно управлять более систематизировано, для более эффективного достижения её целей, не возникло в один момент. Концепция эта развивалась в течение длительного периода времени, начиная с середины XIX-го века до 20-х годов века XX-го. Основной причиной её возникновения была промышленная революция в Англии. Но идея того, что управление само может внести существенный вклад в развитие и успех организации, впервые зародилась в Америке.

2. Возникновение менеджмента. Школа научного управления. Ф.Тейлор. Школа научного управления (1885 – 1920). Научное управление наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора, Френка и Лилиан Гилбретов и Генри Ганта. Эти создатели школы научного управления полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Научное управление не пренебрегало человеческим фактором. Важным вкладом этой школы было систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объема производства. Тейлор и его современники фактически признавали, что работа по управлению – это определенная специальность, и что организация в целом выиграет, если каждая группа работников сосредоточится на том, что она делает успешнее всего. Этот подход резко контрастировал со старой системой, при которой рабочие сами планировали свою работу. Фредерик Уинслоу Тейлор (1856 - 1915). Основной труд - «Принципы научного менеджмента» (1911). Он является создателем производственного планирования как дисциплины. выделил планирование как важнейший элемент организации производства и считал, что производственным планированием должны заниматься профессиональные менеджеры.

3. Школа административного управления. А.Файоль.

Анри Файоль, с именем которого связывают возникновение этой школы и которого иногда называют отцом менеджмента, руководил большой французской компанией по добыче угля. Целью классической школы было создание универсальных принципов управления. При этом она исходила из идеи, что следование этим принципам несомненно приведет организацию к успеху. Эти принципы затрагивали два основных аспекта. Одним из них была разработка рациональной системы управления организацией. Определяя основные функции бизнеса, теоретики – «классики» были уверены в том, что могут определить лучший способ разделения организации на подразделения или рабочие группы. Традиционно такими функциями считались финансы, производство и маркетинг. С этим было тесно связано и определение основных функций управления. Главный вклад Файоля в теорию управления состоял в том, что он рассмотрел управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация. Вторая категория классических принципов касалась построения структуры организации и управления работниками. Примером может служить принцип единогласия, согласно которому человек должен получать приказы только от одного начальника и подчиняться только ему одному.

4. Школа человеческих отношений.  Хоторнские эксперименты. Авторы научного управления и классического подхода признавали значение человеческого фактора, дискуссии их ограничивались такими аспектами как справедливая оплата, экономическое стимулирование и установление формальных функциональных отношений. Движение за человеческое отношения зародилось в ответ на неспособность полностью осознать человеческий фактор как основной элемент эффективности организации. Поскольку оно возникло как реакция на недостатки классического подхода, школа человеческих отношений иногда называется неоклассической школой. Двух ученых – Мери Паркер Фоллет и Элтона Мэйо можно назвать самыми крупными авторитетами в развитии школы человеческих отношений в управлении. Мэйо обнаружил, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали школы научного управления. Силы, возникающие в ходе взаимодействия между людьми, могли превзойти усилия руководителя.


 

 

 

5. Поведенческий подход в менеджменте.  Бихевиоризм. Теории мотивации.  Теории стилей руководства. Развитие таких наук, как психология и социология и совершенствование методов исследования после второй мировой войны сделало изучение поведения на рабочем месте в большей степени строго научным. Среди наиболее крупных фигур более позднего периода развития поведенческого – бихевиористкого направления,-Криса Арджириса, Ренсиса Лайкерта, Дугласа Макгрегора и Фредерика Херцберга. Эти и другие исследователи изучали различные аспекты социального взаимодействия, мотивации, характера власти и авторитета, организационной структуры, коммуникации в организациях, лидерства, изменение содержания работы и качества трудовой жизни. Новый подход стремился к большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей на основе применения концепций поведенческих наук к построению и управлению организациями. Основной целью этой школы было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности ее человеческих ресурсов. правильное применение науки о поведении всегда будет способствовать повышению эффективности как отдельного работника, так и организации в целом.

6. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Кибернетика. Системный подход. Количественный подход. Вероятно, самый крупный толчок к применению количественных методов в управлении дало развитие компьютеров. Компьютер позволил исследователям операций конструировать математические модели возрастающей сложности, которые наиболее близко приближаются к реальности и, следовательно, являются более точными. Влияние количественного подхода. Влияние науки управления или количественного подхода было значительно меньшим, чем влияние бихевиористкого подхода, отчасти потому, что гораздо большее число руководителей ежедневно сталкивается с проблемой человеческих отношений, человеческого поведения, чем с проблемами, которые являются предметом исследований операций. Кроме того, до 60-х годов лишь у очень немногих руководителей было образование достаточное, для понимания и применения сложных количественных методов.

7. Развитие менеджмента во 2-й половине XX века. Процессный подход. Проектный  менеджмент. Ситуационный менеджмент. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческий функций.

В системном подходе подчеркивается, что руководители должны рассматривать  организацию как совокупность взаимосвязанных  элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы  на достижение различных целей в  условиях меняющейся внешней среды.

Ситуационный подход концентрируется  на том, что пригодность различных  методов управления определяется ситуацией. Поскольку существует такое обилие факторов как в самой организации, так и в окружающей среде, не существует единого «лучшего» способа управлять организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации.

8. Понятие организации. Виды организаций. организация - это группа людей, действующих совместно для достижения общих целей. Для успешного достижения этих целей деятельность людей в группе должна координироваться. Поэтому организацию можно рассматривать как группу людей, деятельность которых сознательно координируется для достижения общей цели или целей. Неформальная организация — спонтанно возникающая группа людей, достаточно регулярно вступающих во взаимодействие друг с другом. Формальная организация — организация, обладающая правом юридического лица, цели деятельности которой закреплены в учредительных документах, а функционирование — в нормативных актах, соглашениях и положениях, регламентирующих права и ответственность каждого из участников организации. Формальные организации подразделяются на коммерческие и некоммерческие организации.

Коммерческие организации  — организации, деятельность которых  направлена на систематическое получение  прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ  или оказания услуг. Некоммерческие организации — организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками организации.


 

9. Макросреда организации. внешняя среда включает институты и факторы, которые находятся вне пределов организации и потенциально влияют на результаты ее деятельности. Внешнюю среду разделяют на общую внешнюю среду и специфическую внешнюю среду. Общая внешняя среда включает все, что выходит за пределы организации: экономические, политические и социокультурные условия, проблему глобализации и технологические факторы, охватывает условия, которые могут влиять на организацию. Например, появление новой технологии, благодаря которому мы имеем возможность разместить содержание целой книжной полки на одном маленьком цифровом универсальном диске (DVD), – это пример фактора общей внешней среды, в которой работает издательство Simon & Schuster. Специфическая внешняя среда – элемент внешней среды, которая непосредственно влияет на достижение организацией намеченных ею целей. Он содержит в себе факторы, способные положительно или негативно влиять на уровень эффективности организации.

10. Микросреда организации. Микросреда - это совокупность факторов, на которые руководство предприятия должно воздействовать для того, чтобы устанавливать и поддерживать с клиентами отношения сотрудничества.

 

К микросреде относятся следующие  элементы:

 

- организация (предприятие);

 

- поставщики;

 

- маркетинговые посредники;

 

- клиентура;

 

- конкуренты;

 

-контактные аудитории.

11. Основные подсистемы организации.  Производственная подсистема.Производственная подсистема организации (объект управления) предназначена для изготовления продукции (оказания услуг) в соответствии с бизнес-планом, целью хозяйственной деятельности организации и ее ресурсным потенциалом.

Основу всей деятельности предприятия составляет производственный процесс, представляющий собой совокупность отдельных процессов труда, направленных на превращение сырья и материалов в готовую продукцию.

Основными характерными чертами  производственной подсистемы являются: •

производственно-техническое  единство, выражающееся в общности процессов производства;

организационное единство, воплощенное в наличии единого  руководства, плана, учета; •

экономическое единство, выступающее  как общности материальных, финансовых и технических ресурсов, а также  экономических результатов работы.

12. Основные подсистемы организации.  Финансовая подсистема. Финансовая подсистема [Подсистема финансовая] занимается управлением финансовыми потоками организации. Это и финансовое планирование, и контроль, и учет, и внутренний аудит. Главная функция этой подсистемы — обеспечение финансовой стабильности и прибыльности организации.

Финансовая

Социальная

Иновационная

Маркетинговая

Производственная

Административная


 

 

 

 

 

 

13. Основные подсистемы организации.  Маркетинговая подсистема. Маркетинговая подсистема [Подсистема маркетинговая] включает тех, кто занимается исследованиями рынка, рекламой и продвижением товаров и услуг.

Финансовая

Социальная

Иновационная

Маркетинговая

Производственная

Административная

14. Основные подсистемы организации.  Система управления организации. Система управления персоналом представляет собой совокупность приемов, ме­тодов, технологий, процедур работы с кадрами.

     Существует  несколько подходов к формулированию  системы управления персоналом. Все зависит от того, какой  аспект данного явления рассматривается.

     В систему управления персоналом включаются следующие элементы кадровой работы: кадровое планирование, определение потребности в найме, набор, отбор, найм, адаптация, обучение, карьера, оценка, мотивация, нормирование труда.

     Это лишь  неполный перечень используемых  кадровых техноло­гий, но он позволяет представить диапазон работы с персоналом. Все элементы системы управления персоналом условно можно разделить на три блока:

    1) технологии формирования  персонала, к которым относятся  кадровое планирование, определение  потребности в найме, набор,  отбор, найм, высвобождение, иногда сюда включают адаптацию работников;

    2) технологии развития  персонала, объединяющие обучение, карьеру и формирование кадрового  резерва;

    3) технологии рационального  использования персонала, вклю­чающие оценку, мотивацию, нормирование труда.

15. Функции управления. Исследования  и анализ.

Функции управления — это  относительно самостоятельные, специализированные и обособленные участки управленческой деятельности. Классификация функций  управления:

·  по стадиям управленческого  цикла (планирование, организация, мотивация, контроль);

·  по составу (функции  менеджмента – функции, относящиеся  к системе управления и бизнес-функции  – функции, относящиеся к объекту  управления);

·  по функциональной области (функциональная область – совокупность функций управления, выполняемых  конкретным подразделением для предприятия  в целом, например, управление маркетингом, управление финансами, управление персоналом и т. д.);

·  по направленности (внешние  и внутренние).

Основная цель исследования функций управления – определение  их адекватности целям и стратегии  организации. Для этого изучаются:

·  система функций  управления организацией;

·  взаимосвязи функций;

·  распределение функций  по подразделениям;

·  содержание работ по функциям на различных уровнях управления;

·  полнота реализации функций;

·  технология реализации каждой функции.

16. Основные методы исследования  в менеджменте.

1. Теоретические: а) методы дедукции и индукции – получение знаний об объекте путем логических умозаключений: от частного к общему (индукция) или от общего к частному (дедукция), или третий метод – от частного к частному (трансдукция), но он часто базируется на интуиции и должен быть подкреплен в качестве промежуточных или обосновывающих методами индукции и дедукции; б) методы анализа и синтеза – разделение объекта на отдельные составные части с дальнейшим объединением некоторых из этих частей на основании других группировочных признаков.

2. Эмпирические: а) метод  сравнения – сопоставление свойств  и характеристик объекта с  аналогичными свойствами и характеристиками  эталона наиболее распространенного  образца или аналога с целью  выявления общего и отличий  от образца. Методы сравнения  являются одновременно и методами  оценки; б) метод наблюдения –  фиксирование, регистрация показателей,  параметров, свойств исследуемого  объекта без вторжения исследователя  и инструментов исследования  в процессы, происходящие с объектом, и в его окружающую среду.


 

 

 

 

 

 

17. Функции управления. Планирование.

Планирование -- один из экономических  методов управления, выступающий  как основное средство использования  экономических законов в процессе хозяйствования.Планирование может быть формальным и неформальным. Следует отметил особенно, что планированием занимаются все менеджеры без исключения, однако в ряде случаев оно бывает лишь неформальным. При неформальном планировании задания и цели не фиксируются документально и практически отсутствующая (или отсутствующий совсем) взаимосвязь целей с целями других сотрудников организации. Данный тип планирования широко используется во многих малых предприятиях, в которых владелец-менеджер самостоятельно определяет направление деятельности своей организации и способы достижения намеченных им целей. Неформальное планирование применяется и в ряде больших организаций, а некоторые малые предприятия иногда работают на основе чрезвычайно сложных формальных планов. И наконец, в ходе планирования устанавливаются стандарты и нормы, которые можно использовать для контроля за ходом работ.

18. Методы и приемы планирования.

Планирование -- один из экономических методов управления, выступающий как основное средство использования экономических законов в процессе хозяйствования. В зависимости от содержания, целей и задач можно выделить следующие формы планирования и виды планов:

Формы планирования в зависимости  от длительности планового периода:

перспективное планирование (прогнозирование);

среднесрочное планирование;

текущее (бюджетное, оперативное) планирование.

19. Функции управления. Организация.

Основными функциями управления организацией являются:

организация;

нормирование;

планирование;

координация;

мотивация;

контроль;

регулирование.

Организация-Объединение людей, совместно реализующих некоторую программу или цель и действующих на основе определённых процедур и правил.Функция организации – это те за­дачи, которые должен выполнять менеджер в процессе организовывания работы, то есть:

·                   формирование, или уточнение структуры  организации;

·                   определение способов управления;

·                   установление параметров организации, режимов работы ее подраз­делений и отношений между ними;

·                   обеспечение организации необходимыми ресурсами;

·                   создание внутренней культуры.

20. Организационные структуры управления.

Организационная структура  управления — совокупность отделов  и служб, занимающихся построением  и координацией функционирования системы  управления, разработкой и реализацией  управленческих решений.

Технологическая структура  — структура организации, определяющаяся характером материально-энергетических процессов, типом используемого  оборудования, специализацией используемых мощностей. Производственная структура  — структура, показывающая упорядоченную  совокупность производственных подразделений, элементов производственно-технической  базы с точки зрения их пространственного  расположения.

 

Финансовая структура  — структура, описывающая упорядоченную  совокупность финансовых отношений  в ходе осуществления хозяйственной  деятельности организации, обеспечивающая ее эффективное функционирование и  развитие. Финансовая структура является результатом реализации концепции  управления по центрам ответственности.

Информация о работе Шпаргалка по "Теории менеджмента"