Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 610.00 Кб (Скачать файл)

Опыт применения системы  индикативного планирования в ряде развитых стран (ФРГ, Франция, Япония), где рыночные механизмы успешно сочетаются с государственным регулированием отдельных социально-экономических процессов, позволяет говорить о необходимости использования основных её принципов в странах с переходной экономикой, к числу которых относится и Республика Беларусь. Это обусловлено в первую очередь тем,что:

- посредством прогнозов  и индикативных планов государство  информирует субъекты хозяйствования  о предпочтительной экономической  политике (информационная функция);

- индикаторы социально-экономического развития позволяют субъектам рынка ориентироваться в долгосрочных установках и целях правительства и действовать сообразно с ними (стабилизационная Функция);

- между правительством  и субъектами хозяйствования  негосударственной формы собственности достигается единство по ключевым вопросам экономической политики в ходе взаимных консультаций и согласовании (согласительная функция).

Новая парадигма  и  сущность планирования в системе  управления социально-экономическими процессами в период перехода к рынку состоят не в движении "сверху вниз" и "снизу вверх" заданий, показателей и данных об их выполнении, а в разработке государственной плановой информации, правовых и экономических норм и нормативов, 
создании созидательной атмосферы в экономике, разрешении экономических интересов государства и предпринимательских структур.

Мнение автора, что  в направлении приватизации и  разгосударствлении необходима дальнейшая планомерная работа базируется на данных анализа работы пред- 
приятий негосударственной формы собственности. Исходя из анализа можно отметить только положительные стороны хозяйственной деятельности: устойчивые темпы роста, отсутствие задолженности в бюджет, внебюджетные Фонды и за использование энергоресурсов. Обновление 
производственных Фондов здесь происходит интенсивнее, чем на предприятиях государственной Формы собственности, видны стабильные сдвиги в наращивании производства конкурентоспособных изделий.

Опыт многих стран  мира, в том числе осуществляющих переход от плановой к рыночной экономике, показывает, что самым эффективным способом создания новых рабочих мест является развитие малого предпринимательства, в первую очередь, в сфере услуг. Небольшие фирмы способны быстро реагировать на изменение рыночных условий. На основе анализа хозяйственной деятельности предприятий малого 
и среднего бизнеса, их возрастающей роли в социально-экономическом развитии города делается заключение о необходимости оказания содействия со стороны исполнительной власти дальнейшему развитию 
предпринимательства.

Процесс глубокого реформирования экономики занимает определенный период времени, в течение которого необходимо предпринимать меры, которые бы позволили  в максимально возможной мере  защитить неиболее уязвимые слои населения.

Наилучшей защитой от бедности было бы сознание условий, позволяющих иметь работу и зарабатывать столько сколько необходимо, чтобы обеспечить нормальный уровень жизни.

Намеченный в предыдущей главе комплекс мероприятий позволит обеспечить выполнение разработанной  на 2000 год городской программы  занятости населения и снизить  уровень безработицы в городе.

Выполнение намеченных мероприятий позволит обеспечить выполнение прогноза социально-экономического развития города Бобруйска на 2000 год.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исследование особенностей социально-экономического развития города Бобруйска позволило решить ряд  методических и практических вопросов совершенствования управления развитием социальной и экономической сферы с учетом рыночных Факторов и региональных особенностей.

На конкретных примерах деятельности городского исполнительного  комитета г.Бобруйска и опыте  государственного и местного управления социально-экономическими процессами зарубежных стран видно, что 
практическая реализация самоуправления регионов, сковывание инициативы на местах обусловлено нечёткостью разграничения Функций центральных и местных органов, неопределенностью генеральной линии по таким важнейшим направлениям экономической политики как приватизация, реструктуризация экономики.

Исследование показало, что в ускорении социально-экономического развития региона ещё не вполной  мере используются рыночные инструменты. Недостаточно последовательно и  эффективно проводится разгосударствление и приватизация государственной (республиканской и коммунальной) собственности, формируется адекватный рыночной экономике рынок рабочей силы (труда), развитие рыночной инфраструктуры и предпринимательства. Имеет место несогласованность планов 
в отраслевом и региональном разрезах.

Анализ выполнения прогнозных показателей социально-экономического развития г.Бобруйска показал, что  имеется существенное отставание от уровня республики. Это относится  прежде всего к таким показателям  как объем производства промышленной продукции и товаров народного потребления, уровень безработицы, внешнеэкономическая деятельность, ввод жилья. По основным показателям 
промышленность города не обеспечивает к 2001 году выход на уровень экономического развития 1990 года.

Для обеспечения выполнения поставленных Президентом и Правительством задач необходимо ускоренное развитие в промышленности, социальной сфере. Все это приведет к росту денежных доходов населения, увеличению потребляемых им материальных и культурных благ и, в конечном итоге, к повышению уровня благосостояния населения.

Более эффективному развитию промышленности города будет способствовать своевременная разработка согласованных  в отраслевом и региональном разрезах планов социально-экономического развития отраслей народного хозяйства и региона в целом. Введение в практику 
работы исполкома элементов индикативного планирования свести до минимума  издержки на пути перехода от административно-командной к социально-ориентированной системе хозяйствования рыночного типа.

Предложенные новые  методологические подходы к разгосударствлению и приватизации государственной  собственности позволят решить вопросы  дальнейшего повышения эффективности  работы промышленных предприятий в  первую очередь пищевой и лёгкой промышленности.

Реализация мероприятий  по дальнейшему развитию рыночной инфраструктуры и предпринимательства позволит решить в регионе ряд социальных задач: создать новые рабочие  места, повысить уровень занятости  населения, доходы.

Социально ориентированная  рыночная экономика - это высокоэффективная экономика с развитым  предпринимательством и рыночной инфраструктурой, действенным государственным регулированием распределения доходов, заинтересовывающим предпринимателей в расширении и совершенствовании производства, а наёмных работников - в высокопроизводительном труде. Она гарантирует высокий уровень благосостояния добросовестно работающим членам общества при соблюдении принципов конституционных гарантий прав и свобод граждан, выбора 
профессии и места работы, равенства всех форм собственности, гарантии её неприкосновенности и использования в интересах личности и общества, обеспечения увязки благосостояния работника и результатов его труда, социальной защиты нетрудоспособных и других групп населения.

Решение рассматриваемых в дипломной работе проблем потребует дальнейших усилий и повышения ответственности органов власти и управления всех уровней, компетентности и профессионализма управленческих кадров, будет способствовать в конечном итоге повышению 
жизненного уровня населения города Бобруйска.

 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1.Конституция Республики  Беларусь. Минск "Беларусь" 1997.

2.Закон Республики  Беларусь "О местном управлении  и самоуправлении Республики  Беларусь" // Национальная экономическая  газета- 1995. ^22.

3.Лукашенко А.Г. От авторитета власти напрямую зависит состояние дел в экономике и настроение людей. Доклад Президента А.Г.Лукашенко на совещании "О задачах республиканских и местных органов власти по социально-экономическому развитию Республики Беларусь в 1999 году" // Газета"Советская Белоруссия".-1999. - 11 февр. ^25.С.1-3.

4.Послание Президента  Национальному собранию // Газета "Советская  Белоруссия".-1399.-8 апр.^70.С.1-3.

5.Основные направления  социально-экономического развития  Республики Беларусь на 1996-2000 годы // Национальная экономическая газета.-1996.-30 окт.С.9-15.

6.Национальная стратегия  устойчивого развития Республики  Беларусь до 2010 года. Мн. 
Национальная комиссия по устойчивому развитию Республики Беларусь 1997. С.201-231.

7.Государственное регулирование экономики. Курс лекций. // Под общей редакцией Н.Б.Антоновой.Мн. 000"Мисанта".С.303-333.

З.Богданович А.В. Региональная политика в Республике Беларусь в  переходной период //Мн.Белорусский  экономический журнал.^2.- 1998.С.47-54.

9.Никитенко П.Н. и  др.Концепция социально-экономического развития города: технология формирования и реализации (на примере г.Минска).Мн. АУ.-1995.С.28-72.

10.Осмоловский В.8.,Шудрий  В.Н. Основы управленческой деятельности. Мн. АУ.-1998.С.48-149.

11.Рыночное реформирование  Экономики Беларуси: проблемы и пути их решения // Под общей редакцией Г.М.Лыча. Мн."Право и экономика". - 1996. С.5-10. 15-18. С.24-32.81

12.Шимов В.Н. Становление  и развитие социально ориентированной  рыночной экономики в Республике  Беларусь: актуальные проблемы // Мн.Белорусский экономический журнал. ^1. -1997. С.8-21.

13.Шимов В.Н. Индикативное  планирование: опыт развитых стран  и задачи переходного периода  // Мн. Белорусский экономический  журнал. ^1.-1999. С.4-14.

14.Экономика Беларуси: Проблемы и возможности. //Всемирный банк. Международный банк реконструкции и развития. Мн.-1997. С.17-64.

 

Приложение 1

^сж^мм^ йс^азши^и  яр^ксзя с^ид^н^э^жс^и^с^^ 
^язсимия ^с^^я ^^йскя ия 7Р^ ^<).

Показатели

1999 год

 

в действующих 
^нах 
млрд.руб.

в сопоставимых 
ценах 
темп роста

Л^с^^ия ярйммим^ммссмм

 

Город

39580,3 103,4

в т.ч.

 

Ленинский район

6590,3 105,4

Первомайский район

32990,0 102,9

Л^йз^см^ ^м?<м^^ м^рс<)^^^

 

Я^^^^^^ЙИ^

 

Город

9749,0 105,0

в т.ч.

 

Ленинский район

4129,1 105,7

Первомайский район

5619.9 104,5

Р<щш'шмй м^^м^^рсм ^му<)я^смс^ж<ш

 

 

И ^М^МЩШС^И ^С^^б^И

 

Город

5457,1 107,5

<7^ъ^<^ая^зя^й лля^мм^сд^

 

Город

834,6 104.0

в т.ч.

 

Ленинский район

613,0 104,0

Первомайский район

221,6 104,0

^ь^и^д/шзш^м ^мм^^я^-^с^^

 

Город

148,8 105,3

в т. ч.

 

Ленинский район

109,2 105,9

Первомайский район

39,6 103,7

Э^ся^^м-.^м. <^л. СШ^

 

Город

227,6 104,0

в т.ч.

 

Ленинский район

37,2 104,0

Первомайский район

190,4 104,0

^ия^^и-^илм. ^сл. СШ^

 

Город

151,9 102,0

в т.ч.

 

Ленинский район

25,4 111,8

Первомайский район

126,5 100.3


 

 

Приложение 2

Показатели

 

 

 

 

Годы

 

 

 

 

1991

1992

1993

1994

1995

1996

1997

1998

1999 
прогноз

Темп роста объёма производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промышленной продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к предыдущему году, %

95,0

86,0

90,0

72,0

80,0

119,3

112,0

108,0

103,4

Темп роста объёма производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

промышленной продукции

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к уровню 1990 года, %

95,0

81.7

73,5

52,9

42,3

50.5

57,0

61,6

64,2

Темп роста объёма производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

товаров народного потребления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к предыдущему году, %

100.5

88,7

93,1

96,2

73.7

106,7

117,0

113,2

105,0

Темп роста объёма производства

 

 

 

 

 

 

 

 

 

товаров народного потребления

 

 

 

 

 

 

 

 

 

к уровню 1990 года, %

100,5

89.1

83,0

79,8

58,8

62,7

73,4

83,2

87,4


 

 

Приложение 3

СТРУКТУРА 
Бобруйского городского исполнительного комитета.

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)