Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2012 в 20:41, дипломная работа

Описание работы

Целью дипломной работы является совершенствование управления социально-экономическими процессами на местном уровне для создания стабильных условий выполнения заданий государственной программы социально-экономического развития до 2015 года.
Задачами исследования явились:
- конкретизация параметров, условий и региональных особенностей социально-экономической сферы;
- анализ форм и методов управления, оценка их результативности - определение недостатков и Факторов,сдерживающих реализацию управленческого потенциала местных органов власти;
- определение путей, разработка предложений и мероприятий по улучшению механизма деятельности местных органов и эффективности управления социально-экономическими процессами.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ПРОБЛЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕ-
СКИМИ ПРОЦЕССАМИ В ПРОМЫШЛЕННОМ ЦЕНТРЕ
1.1.Сущность, цели и задачи социально-
экономического управления городом
1.2.Формы и методы управления социально-
экономического развития города
1.3.Особенности социально-экономического
развития в условиях социально ориен-
тированной рыночной экономики
1.4.Опыт зарубежных государств в системе
муниципального управления на примере
ФРГ
2. АНАЛИЗ ОРГАНИЗАЦИИ И РЕЗУЛЬТАТОВ УПРАВ-
ЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
г.БОБРУЙСКА
2.1.Характеристика и состояние промышлен-
ности и социальной сферы города
2.2.Анализ организации и результатов управ-
ления социально-экономическими процес-
сами в городе
2.3.Анализ результативности использования
рыночных инструментов в управлении со-
циально-экономического развития города
3. ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬ-
НО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА
3.1.Факторы влияющие на результативность
деятельности органов местного управ-
ления
3.2.Мероприятия и предложения по совершен-
ствованию управления социально-эконо-
мической сферой
3.3.Обоснование целесообразности и путей
реализации предложений и мероприятий
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ

Файлы: 1 файл

diplom.doc

— 610.00 Кб (Скачать файл)

- государственной налоговой  инспекции по городу Бобруйску;

- гражданской обороны;

военных организаций;

управления Комитета Государственной безопасности 
г.Бобруйска по Могилевской области;

горвоенкомата;

взаимодействия с Администрацией Президента Республики 
Беларусь и Советом Министров Республики Беларусь, обл- 
исполкомом, прокуратурой, судом.

Председатель горисполкома руководит Координационным Советом по борьбе с преступностью, комиссией по присвоению классов служащим государственного аппарата.

Функции его заместителей другие по своим задачам, но перекликаются  с функциями заведующих отделов.

Первый заместитель  председателя горисполкома руководит развитием энергообеспечения, газоснабжения, водоснабжения и водоотведения в городе, содержанием и уборкой города. Осуществляется общее руководство объектами жилищно-коммунального и дорожного хозяйства. 
Решает вопросы транспорта, связи и экологии. Координирует деятельность местных администраций, хозяйственных органов города по предотвращению аварий, катастроф и стихийных бедствий, организацию мероприятий по устранению чрезвычайных ситуаций.

В непосредственном его  подчинении находятся:

- производственное объединение жилищно-коммунального хозяйства;

- управление по учету  и распределению жилья;

- отдел транспорта, связи  и экологии;

- управление водопроводно-канализационного  хозяйства.

Он руководит комиссиями:

- по чрезвычайным ситуациям;

- по оценке технического состояния жилого фонда;

- жилищной.

Заместитель  председателя горисполкома по социальным вопросам осуществляет общее руководство  организациями социально-культурного  комплекса, отнесенными к городской  коммунальной собственности. Координирует деятельность отделов, управлений, комитетов по развитию образования, культуры. Решает вопросы науки. Координирует деятельность организаций социально-культурного комплекса, среднеехнических заведений, расположенных на территории города, отнесенных к областному уровню собственности.

В его подчинении находятся:

- управление здравоохранения;

- управление образования;

- отдел культуры;

- управление торговли  и общественного питания.

Руководит комиссиями:

-по делам несовершеннолетних;

    • по делам бывших партизан и подпольщиков;
    • лицензионной;

Заместитель председателя горисполкома по экономике ведет  общие вопросы экономической  реформы, антимонопольной политики, статистики и анализа, цен, охраны труда, вопросы регулирования отношений, связанных с ценными бумагами. Руководит разработкой основных направлений социально-экономического развития города. 
Управляет процессом разгосударствления и приватизации государственной собственности. Координирует деятельность предприятий промышленности, расположенных на террритории города, отнесенных к областному и республиканскому уровням собственности, а также государственных органов с предпринимательскими структурами негосударственной формы собственности. Осуществляет систематический анализ социально-экономического положения города, вырабатывает и принимает оперативные меры по его улучшению. Руководит внешнеэкономической деятельностью, разрабатывая перспективные планы привлечения иностранных инвестиций, развития совместных предприятий. Решает вопросы развития промышленности, её структурной перестройки, регулирования производства товаров народного потребления, научно-тех- 
нического прогресса. Осуществляет общее руководство предприятиями и организациями промышленности, бытового обслуживания и торговли, отнесенными к городской коммунальной собственности.

В непосредственном подчинении у него находятся:

- управление экономики  и рыночных отношений;

- отдел цен;

- отдел по управлению  городской коммунальной собственностью 
и приватизации;

- центр занятости населения;

- отдел внешнеэкономических  связей.

Решает вопросы связанные  с деятельностью отдела статистики, бюро товарных экспертиз, центра стандартизации и метрологии,производственного  объединения "Могилевоблбыт". Данный заместитель председателя горисполкома руководит комиссиями:

- по управлению городской коммунальной собственностью и приватизации;

- по организации учета,  хранению, оценке и реализации  имущества задержанного, арестованного,  конфискованного или обращенного  в доход государства;

- по рассмотрению заявлений  о регистрации изменений и  дополнений в учредительные документы субъектов хозяйствования.

Заместитель председателя горисполкома по капитальному строительству  координирует деятельность строительных организаций по обеспечению выполнения строительной программы города. Руководит 
развитием строительной индустрии и производства строительных материалов, развитием и эксплуатацией газового хозяйства, технической инвентаризацией. Решает вопросы капитального строительства, индивидуального жилищного строительства и землеустройства. В непосред- 
ственном подчинении находятся:

- управление капитального  строительства;

- управление архитектуры  и градостроительства;

- отдел земельной реформы  и землеустройства.

Решает вопросы связанные  с деятельностью проектных и  реставрационно-ремонтных организаций, бюро технической инвентаризации.

Заместитель председателя горисполкома по информационной работе координирует деятельность государственных  органов с общественными объединениями  и обществами граждан, политическими  партиями, творческими союзами. Осуществляет общее руководство при подготовке и проведении на территории города выборов в Верховный Совет Республики Беларусь и местные Советы депутатов, республиканских и местных референдумов, при проведении общегородских общественно-политических мероприятий, при подготовке и проведении встреч руководства гор- 
исполкома с населением города. В непосредственном подчинении у него находятся:

- отдел по связи  с общественными объединениями  и средствами массовой информации;

    • отдел по работе с молодежью;
    • управление по физической культуре, спорту и туризму;

Курирует вопросы материнства  и детства, городских общественных объединений и местных отделений  Республиканских и областных  объединений, религиозных организаций, отделений творческих союзов, город- 
ского совета ветеранов войны и труда, профессиональных союзов, информационно-пропагандистских групп горисполкома.

 

Управляющий делами горисполкома  ведет вопросы планирования работы исполкома, организационно-массовой работы. В непосредственном подчинении находятся:

- общий отдел;

- протокольная часть;

- юридический отдел;

- Дворец бракосочетаний;

- приемная по обращениям  граждан;

- архив.

Управляющий делами руководит  работой комиссий:

- по делам репрессированных  граждан;

- по выплате компенсаций  бывшим узникам концлагерей;

- по защите прав  пострадавшим от аварии на Чернобыльской АЗС.

Анализ организации  управления социально-экономическими процессами в городе Бобруйске показал, что изменение социально-экономических  условий требует переориентации деятельности местных органов на новые качественные ориентиры.

За последние десять лет в сфере управления хозяйственным  механизмом г.Бобруйска произошли  существенные изменения. Эти изменения  связаны в первую очередь с  постепенным переходом от модели плановой экономики, основанной на тотальной  государственной собственности и централизованном планировании, к модели смешанной экономики.

При плановой экономике  все управление фактически сводилось  к Функции централизованного  планирования. На местах оставалось только строго регламентировать производство, разделить общий план межпу исполнителями. Управленец точно знал, сколько и какого качества 
продукции производить, где ее реализовывать. Под процесс производства выделялись материальные и финансовые ресурсы.

Мы и сегодня наши показатели соотносим с лучшими  достижениями тех лет. Как отметил Президент А.Г.Лукашенко на совещании " 0 задачах республиканских и местных органов власти по социально-экономическому развитию Республики Беларусь в 1999 году" «....Устойчивые 
темпы развития позволяют нам определить стратегическую задачу: достичь в 2001 году по основным показателям уровня экономического развития 1990 года". Это очень непростой вопрос для г.Бобруйска. В промышленности города спад производства продолжался 5 лет. Только по итогам 1996 года отмечена тенденция устойчивого роста: объем выпуска промышленной продукции в сравнении с 1995 годом составил 119,3%, товаров народного потребления 106,7% (Приложение №2).

Основные итоги 1996 года показали, что усилия исполнительной власти, трудовых коллективов не пропали  даром. Появились признаки того, что экономика постепенно шаг за шагом преодолевает кризисное состояние. Важнейшей задачей экономической политики в 1997-1999 годах было обеспечение устойчивого экономического роста. В её 
решении достигнуты определенные результаты.

Итоги работы народного хозяйства за 1999 год свидетельствуют о том, что выполнены прогнозные показатели по производству промышленной продукции и товаров народного потребления. Вместе с тем необходимо отметить, что не обеспечено выполнение установленных заданий по розничному товарообороту и платным услугам и вводу в эксплуатацию жилья (Приложение 4).

В 1 квартале 2000 года работа горисполкома, администраций районов, руководителей промышленных предприятий  была направлена на выполнение важнейших  параметров прогноза социально-экономического развития города на 2000 год в соответствии с решениями Могилевского областного и городского исполнительного комитетов в свете требований и поручений, данных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко на совещании актива Могилевской области 21.01.2000г.

Итоги января марта 2000 года свидетельствуют, что городом обеспечено выполнение всех важнейших прогнозных показателей года, за исключением  оказания бытовых услуг населению (Приложение №5).

Темп роста промышленной продукции составил 108,6% при прогнозе 102,3%. Возросло производство важнейших видов промышленной продукции: насосов центробежных на 27,5%, машин для внесения в почву органических и жидких удобрений, соответственно, на 3,3% и 52,6%, шин для легковых автомобилей на 3,9%, фанеры клееной на 11,2%, лесоматериалов круглых на 4,9%.Произведено больше запасных частей к автомобилям на 11,4%, к тракторам на 43,3%, прицепов на 2%.

Объем производства потребительских  товаров увеличился на 9,4% при прогнозе 2%.

Темп роста платных  услуг населению по официально учтенным данным составил 108% при прогнозе 101,4%.

На потребительском  рынке удалось добиться устойчивого  сбалансированного равновесия между  спросом и предложением по основным группам товаров.

Прирост товарооборота  составил 8,6% при прогнозе 3%.

По предварительным  данным внешнеторговый оборот за январь-март 2000г. составил 65,7 млн.долларов США, или 114,7% к уровню прошлого года, в том  числе экспорт 36,4 млн.долларов, или 117,6% при задании 102%, импорт – 29,3 млн.долларов, или 111,2% при задании 101%. Сальдо внешней торговли положительной – 7,1 млн.долларов.

За 1 квартал т.г. за счет всех источников финансирования введено 27 тыс.кв.метров жилья, что составляет 100,3% к заданию 1 квартала и 30% к плану  года. Рост к уровню прошлого года составил 113%.

Все это позволяет  усилить внимание к решению социальных проблем в городе.

Основными целями развития отраслей социально-культурного комплекса  – здравоохранения, образования, культуры – является реализация принципа доступности  социально-культурных благ для всего населения, повышение его культурного и образовательного потенциала, создание устойчивой основы для повышения здоровья нации.

За счет средств резервного фонда Президента Республики ~ Беларусь введен первый пусковой комплекс онкологического диспансера, где за 3 года освоено 1178 млрд.руб.

 

  Бобруйский горисполком  проводит целенаправленную работу  по созданию в городе целостной  образовательно-воспитательной системы,  повышению качества образования,  обеспечению гуманизации воспитания.

Для удовлетворения разнообразных общеобразовательных запросов детей и родителей в городе организована работа учебных заведений нового типа (славянской гимназии, гимназии № 1, школы-детского сада «Гармония», учебного комплекса «Школа-колледж искусств»), школ с углубленным изучением иностранного языка (СШ № 9, 14), с музыкально-хоровым уклоном (СШ № 6, 20), с художественным уклоном (СШ № 19); открыты профильные классы в 14 школах города.

Обеспечивается - на должном  уровне работа новых типов дошкольных учреждений: Детского центра развития ребенка, Центра эстетического развития «Сказка», детского реабилитационного центра «Боровичок», санаторно-оздоровительного комплекса «Радуга».

Развивается служба социально-психологической  помощи детям и подросткам: открыт в 1998 г. первый в области детский социальный приют, в апреле 2000 г. - Центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Информация о работе Государственное управление социально-экономическим развитием города и пути его совершенствования (на примере г. Бобруйска)